СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль знаний в выборе профессии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чем больше мы пополняем копилку наших знаний, тем искреннее становится наша душа. Чем искреннее наша душа, разумнее становимся мы. Становясь разумными, мы развиваем нашу культуру. Когда развивается культура, семья живет в гармонии. Если семья в гармонии, то процветает страна. Процветание страны приводит к миру во всем мире. Значит образование это залог мира. А мир это важная составляющая человеческого счастья.

                                                                                                      Китайская  мудрость

Просмотр содержимого документа
«Роль знаний в выборе профессии»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

Государственное казенное учреждение РС (Я)

«НЕРЮНГРИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ТУСКУЛ»













Конспект занятия

по подпрограмме «Мои умелые руки»

на тему: «Роль знаний в выборе профессии».















Составитель:

Яковлева Валентина Ивановна

воспитатель ГКУ РС (Я)

«НСРЦН «Тускул»















Цель:

-профориентирование воспитанников центра.

Задачи:

- актуализировать проблему профессионального самоопределения воспитанников;

- расширить знания воспитанников о мире профессионального труда, создать положительную мотивацию к обучению в школе, колледже, институте, университете;

- повысить информационную и коммуникационную компетентность воспитанников.

Оборудование:

- презентация

- анкеты.


Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дерево достижений

- Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

- Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал:

Красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


2. Ознакомление с темой и целью занятия.

- Я хочу вам зачитать китайскую мудрость. Послушайте и подумайте.


Чем больше мы пополняем копилку наших знаний, тем искреннее становится наша душа. Чем искреннее наша душа, разумнее становимся мы. Становясь разумными, мы развиваем нашу культуру. Когда развивается культура, семья живет в гармонии. Если семья в гармонии, то процветает страна. Процветание страны приводит к миру во всем мире. Значит образование это залог мира. А мир это важная составляющая человеческого счастья.

- Вы согласны с утверждением?

- Действительно, жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

- Тема нашего занятия звучит так:

"Роль знаний в выборе профессии".



3. Основная часть.


- Профессий много есть на свете,

Но выбрать мы должны лишь ту,

Что всех дороже всех на свете,

И посвятить себя труду.

- Что такое профессия?

- Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

- Ребята, как вы считаете, сколько существует профессий на земле?

- Предлагаю вам игру «Угадай слово».

 На карточке зашифрованы слова, обозначающие профессии. Назвать эти профессии и рассказать, какую работу они выполняют.

Д5690в6о7р6н234и678к

(Дворник)

Hj67П98 ОerBAkjhР

(Повар)

564у098ч55и76т12е08л=-ь

(Учитель)

ertCyuTlk45PbnO7bИ%Т98E23Лk78Ьm

(Строитель)

- Давайте порассуждаем. Нужно ли образование дворнику?

- Повару?

-Строителю?

- Значит, в овладении профессией нам помогают наши знания, наше образование. Все известные, великие люди получили прекрасное образование, обучаясь в институтах, университетах, даже в академиях.

- Послушайте притчу о Соломоне.


Давным-давно, на востоке, жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках». 
Вопрос учителя: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках».


- Как вы понимаете, в чем смысл этой притчи?

Игра «Назови пословицу!»

- Что такое пословица? (Мудрость народа)

- Какие пословицы и поговорки об учении вы знаете?  

- Я говорю начало, а вы продолжите.  (объяснить несколько пословиц)

  • Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не прокормит. 

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 

  • Идти в науку – терпеть муку. 

  • Без муки – нет науки. 

  • Корень учения горек, да плод его сладок. 

  • Красна птица пером, а человек ученьем. 

  • Ученье свет, а неученье тьма. 

  • Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает. 

  • Учиться всегда пригодится. 

  • Не учась, и лаптя не сплетешь. 

  • Учи сына, пока поперек лавки лежит. А как вдоль ляжет – тогда поздно учить. 

  • К мягкому воску печать, а к юну ученье. 

  • Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. 

  • Учиться никогда не поздно. 

  • Век живи, век учись. 

  • Недоученный и переученный хуже неученого. 

  • Азбука — наука, а ребятам — мука.



- А теперь я хочу тоже ответить на вопрос: "Для чего человек учится?” Послушайте меня внимательно.

Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Это – внутренние побудительные причины. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, в других – заглушаются обстоятельствами. Человек может учиться и потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять в жизни то положение, которое хотел бы занять.

Все это создает внешние побудительные причины. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным.

Чтобы подтвердить эту мысль, вспомним историю Петра Великого. Ни в ком практическая потребность в знаниях и природная любознательность не проявились с такой бурной силой, как в Петре.

Петр на верфях работает плотником, сидит, согнувшись в тесной каморке над залом английского парламента – слушает речи ораторов; спускается в шахты. Он учится каждый день своей жизни, но учится для того, чтобы приобретенные знания тут же претворить в указ, распоряжение, в дело. Он не стеснялся мелочей, так как он не стеснялся учиться, не стыдился учиться. Учиться – значит покорить в себе гордыню, признаться в невежестве. Этот необузданный, своенравный человек, царь, император, владелец огромных территорий и хозяин миллионов людей, не останавливался ни перед чем и никого не боявшийся, этот человек лишь в одном не знал гордости – в учении, лишь перед одним послушно склонял голову – перед знанием.


- Да ребята, о плодах Петра I можно говорить долго. Я думаю, что каждому из нас есть над чем задуматься и тем, кто не совсем добросовестно относится к учебе, призадуматься над своим будущим. Ни одна профессия не может существовать отдельно от других. Все они связаны между собой и помогают друг другу, как и в калейдоскопе. Для каждого узора свой цвет, своя форма.

- Ребята, давайте с вами вспомним факторы, которые влияют на выбор будущей профессии.

1.Знания о профессиях и их востребованность.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Один из возможных способов обзорного ознакомления- изучение их профессиограмм (специальных описаний), которые информируют о том, что делает тот или иной профессионал, как, какими орудиями и средствами пользуется, а также, какие личные качества от него требуются. Другой путь-беседа с самим профессионалом, которому можно задать все волнующие вопросы. Полезную информацию о профессиях можно почерпнуть и из художественной литературы, газет, журналов, телепередач, кинофильмов.

Прекрасно, когда наши желания совпадают с нашими возможностями. Но ещё лучше, если оба этих фактора востребованы обществом. Ведь именно потребность общества в тех или иных специалистах определяет возможность найти хорошую работу в соответствии со своей профессией.


2.Склонности (интересы, мотивы труда).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).


3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.


4. Уровень притязаний и самооценка

Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.


5. Мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.


6. Мнение сверстников.

Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: "немодная" и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии "за компанию".

Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности - это ваш и только ваш личный выбор.


7. Позиция учителей, профессионалов.

Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.

Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может ПОЛУЧИТЬ в районных и городских центрах профконсультации. Работа сотрудников таких центров называется профконсультированием.


8. Личный профессиональный план (ЛПП).

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности.


3. Анкетирование воспитанников

- Готов ли ты к выбору профессии?

- Чтобы проверить, насколько вы готовы сделать первые шаги в выборе профессии, предлагаю вам такой тест. Отвечать на анкету  легко: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак вопроса, если возникло сомнение:

Анкета.

1. Как называются профессии твоих родителей?

2. Какие учебные заведения они заканчивали?

3. Кем собираются стать твои друзья?

4. Есть ли у тебя дело, которым ты занимаешься с интересом, желанием?
5.Занимаешься ли ты углубленно каким-либо учебным предметом?
6. Можешь ли ты перечислить учебные заведения, имеющиеся в вашем городе?
7.Читаешь ли ты книги о профессиях?
8. Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?
9. Помогаешь ли ты родителям в их работе?
10.Бывал ли ты на встречах с представителями каких-либо профессий?
11. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
12. Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
13. Знаешь ли ты, чем различаются понятия «сфера деятельности» и «вид деятельности»?
14.Обращался ли ты в центр профориентации или к школьному психологу по поводу выбора профессии?
15.Занимался ли ты дополнительно – с репетитором или самостоятельно, чтобы лучше освоить какой-либо школьный предмет?
16. Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
17. Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
18. Выполнял ли ты тест на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
19. Занимался ли ты в УПК по специальности, близкой к той, о которой мечтаешь?
20. Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
21. Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику общеобразовательной школы?
22. Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
23. Умеешь ли ты искать информацию о профессиях и о состоянии рынка труда?
24. Работал ли ты когда-либо в свободное время?
25. Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального  выбора?
26. Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
27. Обращался ли ты в службу занятости, чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны, а какие – нет?
28. Занимаешься ли ты в кружке, секции, спортивной или музыкальной школе?
29. Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
30. Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?

А теперь подсчитай все ответы «да». 

К этой сумме прибавь по полбалла за  каждый вопросительный знак. Ответы «нет» не считаются.


21-30 баллов. 

Ты - молодец!  Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
11-20 баллов. 

Что же неплохо. Ты активно занимаешься самообразованием - заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.

4. Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами поговорили о значении и роли знаний в выборе профессии.

- Какие выводы вы сегодня для себя возьмете?

- Знания , полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.




5. Рефлексия.

Продолжите фразу: "На сегодняшнем занятии я …."

" Новым для меня было …."

"Для себя я возьму ….".

Спасибо за внимание!



Используемая литература:


  1. Журнал «Внеклассная работа в школе» 04-2012.

  2. Справочник классного руководителя 10-11 класс / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко/ Москва « Вако» 2007

  3. Интернет сайты:

novoselovka.okis.ru ›file/novoselovka/ kl_chas10.doc

gtn.lokos.net ›pvschool/ classhour_proect.html

klruk.uroki.org.ua › Кл.час 3.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!