СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра как способ формирования коммуникативной компетенции в дополнительном иноязычном образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку является современным методическим стандартом. Реализация коммуникативного подхода означает, что формирование иноязычных речевых навыков и умений происходит путем осуществления учащимися иноязычной речевой деятельности, а процесс обучения иностранному языку строится адекватно реальному процессу речевого общения. Одним из наиболее эффективных приемов при работе со школьниками является ролевая игра.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра как способ формирования коммуникативной компетенции в дополнительном иноязычном образовании»

Ролевая игра как способ формирования коммуникативной компетенции в дополнительном иноязычном образовании



Аннотация: В данной статье рассматривается ролевая игра как средство формирования коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку является современным методическим стандартом. Реализация коммуникативного подхода означает, что формирование иноязычных речевых навыков и умений происходит путем осуществления учащимися иноязычной речевой деятельности, а процесс обучения иностранному языку строится адекватно реальному процессу речевого общения. Одним из наиболее эффективных приемов при работе со школьниками является ролевая игра.



Ключевые слова: дополнительное образование, образовательная программа, иноязычное образование, технология, иностранные языки, ролевая игра.



в игре человек испытывает такое же наслаждение

от свободного обнаружения своих способностей,

какое художник испытывает во время творчества. Ф. Шиллер

В наши дни дополнительное образование пользуется особенным спросом, как среди детей, так и взрослых потому, что нет ничего интересней, чем получение новых знаний. Дополнительное образование - это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Методика дополнительного образования базируется на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

Специфика дополнительного образования состоит в добровольности и свободе выбора направления деятельности, места освоения образовательных программ, в возможности учета индивидуальных потребностей каждого обучающегося, что обусловливает высокий потенциал дополнительного образования в решении задач межкультурного образования.

Формирование коммуникативной компетенции в дополнительном иноязычном образовании является достаточно сложной и интересной задачей в настоящее время. Для решения этой задачи необходимо понимать значение термина «иноязычное обучение»

Термин «иноязычное образование» был введен в научный оборот в конце 90-х годов XX века Е.И. Пасовым, который рассматривает иностранный язык не как «учебный предмет», а как «образовательную дисциплину», полагая при этом, что в иноязычном образовании органично сочетаются четыре аспекта: познавательный (познание иностранной культуры и языка как ее компонента), развивающий (развитие всевозможных способностей и речемыслительных механизмов), воспитательный (воспитание нравственных качеств личности) и учебный (овладение умениями говорить, читать, писать, слушать на иностранном языке) [6, с. 58].

Результатом иноязычного образования является совокупность соответствующих компетенций: коммуникативной – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в той или иной сфере деятельности; межкультурной, которая является показателем сформированности способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации; социокультурной, предполагающей обширные знания в области проявлений иной культуры, изучение традиций и реалий страны, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения; учебно-познавательной, позволяющей совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования [1, с. 6].

Для реализации этой цели используется различные методы и методики, одной из которых является ролевая игра.

Ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической и полилогической речи, расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности учащихся, формированию у них навыков самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка. «Вершиной эволюции» игровой деятельности является сюжетная или ролевая игра, по терминологии Л.С. Выготского, «мнимая ситуация». Ролевая игра наряду с другими играми на занятиях по иностранному языку является эффективным методическим приемом для развития, в первую очередь, коммуникативной компетенции обучающихся. «Ролевая игра превращает познавательный процесс в потребность» [6, с.12].

Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях. В ее основе лежит организованное речевое общение обучающихся в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом. Целесообразность ролевой игры заключается в усилении мотивации учебной деятельности, развитии обучаемых как личностей, повышении адекватности их самооценок и оценок партнёров по общению, снятии коммуникативных барьеров, росте уровня коммуникативной компетенции, развитии учебной группы как коллектива. Ролевая игра даёт возможность для интенсивной языковой практики, во время которой язык используется сознательно, вдумчиво, эмоционально. Она вносит радость и раскрепощение в процесс обучения.

Существует несколько направлений ролевой игры. Одной из них является профессионально направленная ролевая игра.

Профессионально направленная ролевая игра рассматривается как эффективное средство формирования иноязычной профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции. Ролевое иноязычное общение по различным профессиональным проблемам создает условия для осуществления коммуникативного процесса, адекватно приближенного к реальному межкультурному общению будущих специалистов с носителями языка, способствует развитию профессионального мышления, раскрытию индивидуальных способностей и развитию самостоятельных информационно-поисковых навыков и умений студентов и обучающихся.

В рамках ролевых игр моделируются социальные ситуации, где участники должны уметь решать соответствующие проблемы под контролем тренера (преподавателя) и других участников для исправления недостатков, повышения социальной компетенции, развития практики общения. Такая игра вызывает состояние увлеченности, творческой инициативы и активности, формирует высокую мотивацию, в силу чего возрастает интенсивность усвоения знаний, умений, опыта деловых отношений, а личное участие вынуждает самостоятельно принимать решения. В игре хорошо видны результаты, в соответствии с которыми обучаемый может корректировать свои действия. Этот метод дает хорошие результаты при анализе отдельных управленческих задач, решение которых достигается путем компромисса или синтеза между участниками, имеющими различные ролевые цели.

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями, которые заключаются в следующем:

1. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое поведение партнеров переплетается теснейшим образом. Именно поэтому психолог В.А. Артемов предлагал “поучиться у театра” при обучении иностранному языку. [2].

2. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива. Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию. Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Точно обозначенные предполагаемые обстоятельства создают общий побудительный фон, а конкретная роль, которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива.

3. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через свое “Я”, но через “Я” соответствующей роли. Ясно ощущаемое личностное ядро повышает эмоциональный статус актера-ученика, что положительно сказывается на результате и, в конечном счете, на усвоении иностранного языка.

4. Ролевая игра способствует расширению сферы общения. Предполагается предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят участникам сосредоточиться на содержательной стороне высказывания, поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой.

Так, одной из форм проведения ролевой игры является деловая игра. участниками профессиональных знаний, практических навыков, что является результатом возможности разыграть с учащимися ситуацию, где они сами исполняют роли своих персонажей. В качестве примера деловой игры для школьников предлагаю сценарий игры “Your future depends on your right choice” [2-с.20].

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции

Задачи: Образовательные - ознакомление обучающихся с основными проблемами выбора дальнейшей работы, активизация профессионально-деловой лексики на иностранном языке, совершенствование речевых навыков диалогической речи. Воспитательные - воспитание инициативности, взаимопомощи, умения отстоять свою точку зрения, ознакомление с правилами ведения деловых переговоров и этикетом. Сценарий деловой игры:

• Ситуация 1: Распределение участников по командам.

Участники деловой игры распределяются по 4 человека за стол – по командам. Каждый работодатель – является представителем одной из компаний. Он рассказывает о своей компании.

• Ситуация 2: Определение условий и навыков, которыми должен обладать будущий работник. Проведение анкетирования.

Секретарь рассказывает о качествах, которыми должны обладать будущие специалисты. Специалисты проходят анкетирование. По результатам анкетирования выбираются учащиеся, для прохождения собеседования.

• Ситуация 3: Род деятельности. Работодатель рассказывает о роде деятельности, которой будут заниматься будущие работники.

• Ситуация 4: Собеседование. Работодатель совместно с секретарем проводят собеседование, и выбирают будущего работника.

• Ситуация 5: Заключение преподавателя по результатам деловой игры. После презентации всеми участниками своих стратегий выбора будущего специалиста, жюри выбирает наиболее удачные варианты и распределяет места команд в конкурентном соревновании предприятий: I место, II место, III место. Руководитель игры подводит итоги деловой игры со всеми участниками. Такая игра позволяет достаточно реалистично рассматривать ситуации с учетом различных точек зрения и лучше понять проблемы и запросы отдельных людей, организаций. Существует большое количество деловых игр, которые можно проводить в форме дебатов, пресс-конференций, конференций, например, на экологическую тему или новостную тему.

Такая деловая игра дает возможность сменить обычный вид учебной деятельности на более непринуждённый может выступать как форма профессиональной подготовки, позволяющей успешно выполнять следующие задачи:

– стимулировать профессиональный интерес участников к учебному процессу;

– изучить состав и отработать в имитационном режиме взаимосвязь основных элементов моделируемой системы; [5, с.68].

Принципами построения и проведения деловых игр являются:

– наглядность и простота представления моделируемых процессов.

– модульный характер игры, который обеспечивает возможность автономной отработки отдельных элементов в зависимости от темпов усвоения материала каждым участником или его персональных интересов.

– деловые игры обеспечивают максимальный эффект в условиях, когда они реализуются в целостной учебной программе, включающей изучение теоретических аспектов по ряду взаимосвязанных дисциплин и проведение практических занятий.

Участники выбирают себе игровые роли. Игровые роли — это те образы, которые участник может принимать в игре. Роль определяется особенностями поведения персонажа, заданного ролью (стилем речи, особенностями коммуникации); и личностными особенностями — ведущими мотивами поступков, целями, свойствами характера и пр. Участник отождествляет себя с персонажем в игровой ситуации. Игровые роли могут быть жестко заданы сюжетом - в том случае, если персонаж берется из известного литературного произведения или подробно описываются в инструкции. Но игровая роль может быть задана весьма обобщенно — через профессию (продавец, директор, журналист) или через позицию человека в коммуникации (клиент, покупатель, сын, родители).

Такие виды игры как конференции, дебаты, ситуации бытовые или на основе фильмов или книг предназначены для обучающихся основой школы; однако есть множество игр для обучающихся начальной школы.

Среди самых популярных ролевых игр для возрастной группы 9-11 лет можно назвать: «Кораблекрушение», «Волк и козлята», «Красное — черное», «Принцип деления». Они способствуют решению как учебных, так и воспитательных и развивающих задач, повышают мотивацию к изучению иностранного языка [7].

В качестве примера можно привести игру «Угадай артиста»

Нескольким учащимся раздаются портреты артистов и карточки с их характеристиками. Они должны, опираясь на информацию в карточке, представить себя, не показывая портрет и не называя имя. Класс должен догадаться, кто это или задать дополнительные вопросы о том, что умеет артист.

Ролевая игра в парах «Незнайка» Каждой паре учащихся дается по две карточки с разными утверждениями, одна из которых содержит правильные утверждения, а другая неправильные. Учащиеся в паре должны сначала проверить все утверждения по картинке и определить, кто из них Незнайка, а потом научиться вежливо и терпеливо исправлять ошибки. Счет ведется на английском языке, итоговый вариант ответа так же на английском языке.

Воспитательная установка учителя перед началом игры:

-Если вы хотите кого-то чему-то научить, вы будете злиться или смеяться над его ошибками? Сейчас вы посмотрите, насколько хорошим учителем вы можете быть. Представьте, что к вам на урок пришел Незнайка. После проведения игры учитель проводит рефлексию на предмет самооценки учащихся. Данная игра возможна нам уроках английского языка в 3 классе по УМК М.З. Бибалетовой.

Примером ролевой игры может служить кукольный театр, где расписаны роли персонажей и дети принимают роли, вживаются, при этом отрабатывается лексический, фонетический материал. Кроме того, в процессе репетиций происходит социализация детей. В условиях реализации ФГОС ролевые игры способствуют формированию УУД, решают предметные, метапредметные и личностные результаты и могут проводиться как в урочное так и во внеурочное время.

И даже для возрастной группы 4+ есть игры, которые способствуют формированию лексико- грамматических навыков. Это сказки, песенки, рифмовки. Ролевая игра предполагает перевоплощение, и дети с удовольствием принимают на себя роли животных или сказочных персонажей. Например, ролевые игры для малышей по мотивам мультфильмов «Щенячий патруль» или другие популярные мультфильмы, где персонажи могут знакомиться друг с другом, ходить в гости, и др.

Ролевая игра является активной формой оптимизации взаимодействия. Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

Игровые правила задаются как некоторые инструкции, где определены условия, варианты и последствия возможных действий. Правила могут быть очень простыми («Кто не успел занять свободный стул, становится ведущим») или развернутыми. Например, в игре «Красное — черное» в зависимости от того, какое сочетание выбранных цветов оказывается в игровой ситуации, команды получают разное количество очков (если одна команда выбирает «красное», а другая «черное», то первая получает 5 баллов, а вторая — 0; если обе команды выбирают «красное», то обе получают по 2 балла). [4, с.8].

Сюжет игры чаще всего задается через описание игровой ситуации и ее изменений в процессе игры. В ролевой игре сюжет отражает ту действительность, которая воспроизводится в игре: ее культурно-историческую отнесенность, предметное содержание, задачи участников, их взаимоотношения. Сюжет игры, как и сюжет литературного произведения, может развиваться по этапам: зачин, развитие событий, кульминация, развязка.

По содержанию ролевые игры могут быть с четко определенными правилами и неопределенными ролями, а могут быть с определенными ролями, но с неопределенными правилами. На самом деле роль всегда предполагает некоторые правила, но они не жесткие и могут быть скорректированы участниками по ходу игры. В этом случае участнику предоставляется возможность сделать свою роль максимально индивидуальной — близкой к собственному стилю поведения или, напротив, совершенно не похожей на свой поведенческий стиль.

Если говорить о методике проведения ролевой игры, она включает три этапа:

- подготовительный этап: происходит ознакомление участников с условиями проведения игры;

- этап проведения игры: учащиеся становятся участниками непосредственного общения,

- заключительный этап: итоговая рефлексия предполагает обсуждение результатов проведения игры, осознание личного опыта, полученного в процессе игры.

В процессе ролевой игры собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и опыта предшественников, так как позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми конкретными ситуациями.

В ходе ролевой игры апробируются будущие социальные роли и профессиональные функции специалистов, т.к. в современном мире недостаточно простой исполнительности. Все больше возрастает значение таких качеств, как компетентность, инициатива, творчество, умение смоделировать жизненную ситуацию, поставить задачу и попытаться найти выход, решить проблему, организовать и провести действие. [3, с.102].

Таким образом, ролевые игры обеспечивают высокую эффективность образовательного и воспитательного процесса и способствуют формированию коммуникативной компетенции в дополнительном иноязычном образовании.



Ссылка на источники



1. Ветчинова, М.Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX – начала XX века: автореф. дис. … д-ра пед. наук / М.Н. Ветчинова. – М., 2009 – 48 с.

2. Бочарова Т.И. Комплексная деловая игра в процессе обучения специалиста. // 2011. № 6.

3. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра// Школьные технологии. 2010. № 2.

4. С.А. Шмаков, Б.П. Никитин, Г.П. Щедровицкий,Ю.П. Азаров и Г.К. Селевко. Технология игрового обучения, игровые технологии // Школьные технологии. 2009. № 1.

5. Федорова Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем. С. 68.

6. Пассов, Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования/ Е.И. Пассов. – М., 2000 – 170 с

7. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=890094






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!