СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра по теме «Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена на основании запроса образовательной организации и направлена на реализацию учебно-методических усилий и задач. Разработка с использованием и реализацией метапредметных задач. Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки педагогов и обучающихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Это прием арт-педагогики. Она способствует расширению сферы общения.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра по теме «Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента»»

В.Н. Середа

Преподаватель ГБПОУ РК «Крымский   колледж общественного питания и торговли»

г. Симферополь


Ролевая игра по теме «Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента»

Аннотация: Методическая разработка составлена на основании запроса образовательной организации и направлена на реализацию учебно-методических усилий и задач. Разработка с использованием и реализацией метапредметных задач. Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки педагогов и обучающихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Это прием арт-педагогики. Она способствует расширению сферы общения.

Ключевые слова: рынок, организационно – правовые формы, сегмент, экономика, маркетинг, лицензия.






























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетенции – главная задача каждого преподавателя. Такая подготовка возможна при внедрении активных и интерактивных методов обучения.

Учебное занятие проводится в соответствии с рабочей программой и ПМ: 04. Оценка  конкурентоспособности  товаров и услуг МДК: 04.02.  среди  студентов  3 курса по  специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Учебное занятие проводится в форме ролевой игры по теме ««Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента». Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии. Принципы организации ролевой игры:

  • принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалистов государственной службы и иных участников моделируемых событий;

  • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

  • принцип совместной деятельности. В ролевой игре этот принцип реализуется посредством во-первых - актёрского взаимодействия участников игры, которые заранее получили свои роли; во-вторых - привлечения групп зрителей к имитации создания юридического лица;

  • принцип диалогического общения. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

Цели игры

1. Усвоить понятия «сегмент рынка», «географическая сегментация», «целевой сегмент», «конкуренция на сегментированном рынке», «емкость целевого сегмента».

2. Ознакомиться с табличным способом представления и анализа географических сегментов рынка.

3. Приобрести элементарные навыки выбора лучшего сегмента рынка в условиях конкуренции.

Правила игры

  1. Каждый студент выступает в роли фирмы, продающей хлеб, ко­торая стремится получить сегмент рынка с большей емкостью.
    Рассматривается рынок хлеба в микрорайоне, представленный в
    табл.

  2. Выбор фирмой сегмента сводится к указанию координат клетки,
    в которой фирма размещает свой магазин. Эта и соседние клетки
    образуют целевой сегмент.

  1. Игра проводится в два этапа.

  1. На первом этапе игры каждый продавец выбирает один целевой
    сегмент и получает сегмент рынка определенной емкости. На
    этом этапе в случае возникновения конкуренции емкость «спор­
    ной» клетки делится поровну между конкурирующими фирмами,
    каково бы ни было их количество.

  2. Емкость сегмента, полученная фирмой на первом этапе, тракту­ется как ее капитал. Чем больше это число, тем крупнее, тем силь­нее фирма. В начале игры все фирмы имеют равный капитал.

На втором этапе игры учитывается емкость сегментов, получен­ных фирмами на первом этапе. Теперь емкость «спорной» клетки
делится поровну между конкурентами лишь в том случае, когда
объемы выручки (капитала), полученные на первом этапе, равны.
В противном случае вся емкость «спорной» клетки достается
клетке, добившейся лучшего результата на первом этапе. Иными словами, покупатели предпочитают более крупную, более «со­лидную» фирму.

  1. На втором этапе игры каждой фирме разрешается создать один
    филиал или объединиться с другой фирмой. Однако это не обяза­тельно.

  2. Создать филиал рекомендуется фирме, получившей относитель­но большую емкость сегмента на первом этапе игры. Фирма, со­здающая филиал, произвольно делит свой капитал (емкость сег­мента, полученную на первом этапе) между «материнской» и «дочерней» фирмами, а также устанавливает координаты обоих магазинов. Подчеркнем, что у фирмы, создавшей филиал, два це­левых сегмента.

  3. Объединение рекомендуется фирмам, получившим относитель­но небольшие емкости сегментов на первом этапе игры. Объеди­нение повышает их конкурентоспособность на рынке и помогает
    избежать закрытия. Объединяющиеся фирмы суммируют свои
    капиталы и совместно устанавливают координаты общего мага­зина. Расположение нового магазина может не совпадать с распо­ложением какого-либо старого магазина.


  1. Емкость сегмента (выручка, капитал) объединенной фирмы де­лится поровну между обоими совладельцами независимо от их
    доли в капитале фирмы.

  2. При подведении итогов игры учитываются емкости сегментов,
    полученные на втором этапе игры независимо от результатов
    первого этапа игры. Фирмы — совладельцы объединенных фирм
    рассматриваются раздельно. Результатом деятельности фирмы,
    открывшей филиал, является сумма емкостей обоих целевых
    сегментов.

  3. Баллы назначаются по следующим правилам:

а) пять баллов. Получает фирма с объемом продаж, равным максимальной величине, — 81. Такого результата можно добиться,
если на втором этапе разместить магазины в клетках В6 и F4 и
при этом выиграть конкурентную борьбу во всех «спорных»
клетках. Емкость первого сегмента равна 42, второго — 39;

б) четыре балла. Получают фирмы с суммарным объемом продаж
от 43 до 80. Этого можно добиться, если на втором этапе игры
открыть два магазина и успешно конкурировать с другими
фирмами;

Географическая сегментация рынка


1

2

3

4

5

6

7

A

3

3

3


12


9

B

3

3


12



9

C

3




12



D

5


5




10

E

5


5


16



F







6

G

10


9

9


6

6


Выбор целевого сегмента и его емкость


Фирма


Этап 1

Магазин

Емкость сегмента



Этап 2

Простой

Магазин

Емкость сегмента



Этап 2

Филиал

Маг.1

Кап.1

Емк.1

Маг.2

Кап.2

Емк.2







Этап 2

Слияние

Маг.

Фирма 2

Кап.2

Кап.

Емк.

Емк.1








Первый этап. Выбор целевых рынков


п/п

Фирма

ИП

Магазин

Емкость



































Второй этап. Выбор целевых рынков


п/п

Фирма

ИП

Магазин

Емкость

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!