Методическая разработка составлена на основании запроса образовательной организации и направлена на реализацию учебно-методических усилий и задач. Разработка с использованием и реализацией метапредметных задач. Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки педагогов и обучающихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Это прием арт-педагогики. Она способствует расширению сферы общения.
Просмотр содержимого документа
«Ролевая игра по теме «Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента»»
В.Н. Середа
Преподаватель ГБПОУ РК «Крымский колледж общественного питания и торговли»
г. Симферополь
Ролевая игра по теме «Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента»
Аннотация: Методическая разработка составлена на основании запроса образовательной организации и направлена на реализацию учебно-методических усилий и задач. Разработка с использованием и реализацией метапредметных задач. Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки педагогов и обучающихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Это прием арт-педагогики. Она способствует расширению сферы общения.
Ключевые слова: рынок, организационно – правовые формы, сегмент, экономика, маркетинг, лицензия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетенции – главная задача каждого преподавателя. Такая подготовка возможна при внедрении активных и интерактивных методов обучения.
Учебное занятие проводится в соответствии с рабочей программой и ПМ: 04. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг МДК: 04.02. среди студентов 3 курса по специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Учебное занятие проводится в форме ролевой игры по теме ««Определение сегмента рынка. Выбор целевого сегмента». Ролевая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Она представляет собой последовательность действий, которые игроки должны выполнить для достижения определенного результата. Игра регламентируется правилами, заранее прописанными в сценарии. Принципы организации ролевой игры:
принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалистов государственной службы и иных участников моделируемых событий;
принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
принцип совместной деятельности. В ролевой игре этот принцип реализуется посредством во-первых - актёрского взаимодействия участников игры, которые заранее получили свои роли; во-вторых - привлечения групп зрителей к имитации создания юридического лица;
принцип диалогического общения. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
Цели игры
1. Усвоить понятия «сегмент рынка», «географическая сегментация», «целевой сегмент», «конкуренция на сегментированном рынке», «емкость целевого сегмента».
2. Ознакомиться с табличным способом представления и анализа географических сегментов рынка.
3. Приобрести элементарные навыки выбора лучшего сегмента рынка в условиях конкуренции.
Правила игры
Каждый студент выступает в роли фирмы, продающей хлеб, которая стремится получить сегмент рынка с большей емкостью.
Рассматривается рынок хлеба в микрорайоне, представленный в
табл.
Выбор фирмой сегмента сводится к указанию координат клетки,
в которой фирма размещает свой магазин. Эта и соседние клетки
образуют целевой сегмент.
Игра проводится в два этапа.
На первом этапе игры каждый продавец выбирает один целевой
сегмент и получает сегмент рынка определенной емкости. На
этом этапе в случае возникновения конкуренции емкость «спор
ной» клетки делится поровну между конкурирующими фирмами,
каково бы ни было их количество.
Емкость сегмента, полученная фирмой на первом этапе, трактуется как ее капитал. Чем больше это число, тем крупнее, тем сильнее фирма. В начале игры все фирмы имеют равный капитал.
На втором этапе игры учитывается емкость сегментов, полученных фирмами на первом этапе. Теперь емкость «спорной» клетки
делится поровну между конкурентами лишь в том случае, когда
объемы выручки (капитала), полученные на первом этапе, равны.
В противном случае вся емкость «спорной» клетки достается
клетке, добившейся лучшего результата на первом этапе. Иными словами, покупатели предпочитают более крупную, более «солидную» фирму.
На втором этапе игры каждой фирме разрешается создать один
филиал или объединиться с другой фирмой. Однако это не обязательно.
Создать филиал рекомендуется фирме, получившей относительно большую емкость сегмента на первом этапе игры. Фирма, создающая филиал, произвольно делит свой капитал (емкость сегмента, полученную на первом этапе) между «материнской» и «дочерней» фирмами, а также устанавливает координаты обоих магазинов. Подчеркнем, что у фирмы, создавшей филиал, два целевых сегмента.
Объединение рекомендуется фирмам, получившим относительно небольшие емкости сегментов на первом этапе игры. Объединение повышает их конкурентоспособность на рынке и помогает
избежать закрытия. Объединяющиеся фирмы суммируют свои
капиталы и совместно устанавливают координаты общего магазина. Расположение нового магазина может не совпадать с расположением какого-либо старого магазина.
Емкость сегмента (выручка, капитал) объединенной фирмы делится поровну между обоими совладельцами независимо от их
доли в капитале фирмы.
При подведении итогов игры учитываются емкости сегментов,
полученные на втором этапе игры независимо от результатов
первого этапа игры. Фирмы — совладельцы объединенных фирм
рассматриваются раздельно. Результатом деятельности фирмы,
открывшей филиал, является сумма емкостей обоих целевых
сегментов.
Баллы назначаются по следующим правилам:
а) пять баллов. Получает фирма с объемом продаж, равным максимальной величине, — 81. Такого результата можно добиться,
если на втором этапе разместить магазины в клетках В6 и F4 и
при этом выиграть конкурентную борьбу во всех «спорных»
клетках. Емкость первого сегмента равна 42, второго — 39;
б) четыре балла. Получают фирмы с суммарным объемом продаж
от 43 до 80. Этого можно добиться, если на втором этапе игры
открыть два магазина и успешно конкурировать с другими
фирмами;
Географическая сегментация рынка
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
A | 3 | 3 | 3 | | 12 | | 9 |
B | 3 | 3 | | 12 | | | 9 |
C | 3 | | | | 12 | | |
D | 5 | | 5 | | | | 10 |
E | 5 | | 5 | | 16 | | |
F | | | | | | | 6 |
G | 10 | | 9 | 9 | | 6 | 6 |
Выбор целевого сегмента и его емкость
| Фирма | |
Этап 1 | Магазин | Емкость сегмента |
| |
Этап 2 Простой | Магазин | Емкость сегмента |
| |
Этап 2 Филиал | Маг.1 | Кап.1 | Емк.1 | Маг.2 | Кап.2 | Емк.2 |
| | | | | |
Этап 2 Слияние | Маг. | Фирма 2 | Кап.2 | Кап. | Емк. | Емк.1 |
| | | | | |
Первый этап. Выбор целевых рынков
№ п/п | Фирма | ИП | Магазин | Емкость |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Второй этап. Выбор целевых рынков
№ п/п | Фирма | ИП | Магазин | Емкость |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |