Ролевой подход, как метод формирования профессиональных компетенций, в организации и проведении конкурса профессионально-педагогического мастерства студентов отделения «Физическая культура».
И.А. Петрова, преподаватель
Тольяттинский социально-педагогический колледж.
Наблюдения за студентами показывают, что в педагогическом колледже, можно не только повысить качество подготовки учителя физической культуры, но и сделать, более управляемым, процесс формирования профессиональных компетенций, если овладение основами педагогического мастерства студента связать с освоением профессиональных ролей. Суть нашего предположения состоит в следующем.
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства учителя физической культуры, позволяет нам выделить основные роли, с которыми связана его профессиональная деятельность: групповод, спортивный информатор, организатор различных форм занятий физическими упражнениями, воспитатель, судья соревнования, организатор массовых физкультурных праздников и выступлений и т.д.
Каждая роль требует от учителя совершенно определенных качеств и компетенций. Однако проведенные наблюдения показывают, что многие выпускники отделения физической культуры не готовы и не способны качественно выполнять отдельные профессиональные роли.
Так, в частности, неподготовленность многих выпускников колледжа к выполнению роли организатора массовых физкультурных праздников и выступлений — очевидная причина того, что во многих школах такие праздники вообще отсутствуют, поскольку педагоги боятся браться за проведение этих мероприятий; слабая подготовленность выпускников к роли организатора и ведущего, приводит к тому, что многие педагоги не могут квалифицированно обеспечить проведение таких мероприятий, испытывают чувство стеснения и смущения, когда выступают в роли ведущего и т.д.
Таким образом, степень подготовленности студента отделения физической культуры к использованию профессиональных компетенций — объективный критерий его подготовленности к практической работе в школе, именно она реально свидетельствует о степени сформированности профессионально важных качеств учителя физической культуры.
Повышение качества освоения студентами профессиональных ролей, складывается из ряда этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
При рассмотрении общей структуры освоения роли, мы выделяем следующие этапы:
1. Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли.
2. Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессе их освоения.
3. Поэтапное освоение роли.
4. Комплексное освоение роли.
5. Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли студентами.
Рассмотрим более подробно содержание и критерии оценки качества освоения ролей на 1,2 и 4 этапах.
Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли сводится к их знакомству:
с основными, профессиональными ролями, выполняемыми при проведении различных форм занятий физическими упражнениями;
к раскрытию перед студентами значения, освоения различных ролей для дальнейшей, профессиональной деятельности;
к организации первых попыток овладения предлагаемой ролью;
к осознанию необходимости освоения предлагаемой роли для дальнейшей практической работы, учителем физической культуры в школе.
2. Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессах их освоения на занятиях физическими упражнениями направлено:
- знакомство студентов с программой действий, связанных с выполняемой ролью;
- выполнение студентами пробных действий в освоении роли.
Такая деятельность подводит студента, с одной стороны, к осмыслению степени роли, а с другой — к уяснению условий и факторов, благоприятствующих ее выполнению. Это очень важно, так как информацию о степени освоения элементов роли студент получает не от преподавателя, а в процессе своей деятельности, что очень убедительно и заставляет студента задуматься о своей готовности к профессиональной деятельности. Здесь создается своеобразный интеллектуально-эмоциональный сплав, кристаллизуется собственный опыт.
Формировать у студентов умения, вносить поправки в собственные действия по выполнению отдельных элементов роли необходимо с учетом способов выполнения отдельных действий.
4. Комплексное освоение роли. Роли на данном этапе студенты выполняют полностью самостоятельно при постепенном снижении контроля со стороны преподавателя.
Ролевой подход позволяет по-новому определить систему задач, решаемых педагогическим коллективом, поскольку они производны от профессиональных ролей (каждая профессиональная роль требует от учителя определенных качеств, а для того чтобы выработать их у студента, ставятся соответствующие задачи).
Ролевой подход создает условия для самовыражения личности студента. Осваивая профессиональные роли, студент начинает правильно понимать содержание своей будущей профессии. При этом подходе он чаще упражняется в профессиональных действиях, что, несомненно, расширяет его практический опыт.
Конкурс профессионального педагогического мастерства проводится на отделении физического воспитания не первый год. Он призван активизировать творческий потенциал учащихся выявить наиболее одаренных и способных учащихся, помочь в освоении той роли, которую студент получает в процессе подготовки и проведении конкурса.
Профессиональные умения и навыки, получаемые на учебных занятиях и педагогической практике, не всегда в полном объеме способствует проявлению творческих способностей будущих специалистов физического воспитания.
Профессия – учитель физической культуры, требует наличия многих нравственных, эстетических качеств, в первую очередь решительность, инициативность, смелость в принятии решений и достижении намеченных целей.
Творчество изначально заложено в профессию учителя, только тот учитель может рассчитывать на успех в своей работе, который умеет воплотить весь свой творческий потенциал в организацию и содержание учебного процесса.
Специалист физического воспитания, на плечи которого ложится не только реализация задач обучения, но и организация внеклассной работы, привлечение детей к проведению досуга с пользой для своего здоровья, воспитание в учащихся стремления к здоровому образу жизни, должен умело решать поставленные перед ним задачи.
Только творческий подход и умелые действия учителя дают шанс на реализацию самых смелых планов, воплощение сложных и интересных программ, и что немаловажно, приносят удовлетворение от работы.
Проведение физкультурных мероприятий, уроков физкультуры, оздоровительной работы должно нести праздничное настроение, удовлетворять эстетические потребности человека, привлекать новизной и всегда оставлять шанс на ожидание следующих встреч еще более интересных и волнующих.
Трудно, порой просто не возможно, найти рецепты решения задач физического воспитания у других авторов, можно только позаимствовать некоторые идеи, проследить путь решения этих задач, но выполнять работу с учетом реальных условий, в которые попадает учитель, будет он сам. И всегда он должен найти достойный выход, воплотить свои замыслы; без творческого подхода, без проявления творческих способностей это не возможно.
Мы стремимся из года в год изменять, дополнять или менять в корне весь процесс подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий.
Только тогда, когда наши учащиеся самостоятельно попробуют подготовить, организовать и провести подобные мероприятия, они оценят всю сложность, осознают всю ответственность и проявят все свои творческие способности.
Такой подход к формированию профессиональных компетенций оправдывает себя. С каждым годом мы все больше привлекаем учащихся к самостоятельной работе в момент подготовки.
Основные роли и их реализация:
1) - придумать и отрепетировать строевые упражнения, построение гимнастической пирамиды;
2) - найти в методической литературе или придумать самостоятельно речитатив о физкультуре, составить под него комплекс утренней гимнастики;
3) - подготовить команду для участия в игровой эстафете и конкурсе со скакалкой;
4) - разработать сценарий приветствия группы;
5) - составить и отрепетировать эстрадно-спортивный танец;
6) - подготовить и презентовать карнавально-спортивный костюм.
Даже перечень всех заданий говорит о кропотливой и тщательной работе, которую необходимо осуществить студентам 3-го и 4-го курса. Уверенность в победе возможна только в том случае, если они смогут проявить не только свои профессионально-педагогические умения и навыки, но и творческие способности, и организаторские таланты.
Конкурс профессионально-педагогического мастерства « Это должен уметь каждый» был разработан так, чтобы в нем могли принять участие все учащиеся отделения физического воспитания.
В разработанном сценарии заложена массовость этого мероприятия, положение о конкурсе заставляет принять в нем участие практически всех учащихся 2,3 и 4 курса.
Подбор испытаний позволяет каждому найти применение своих способностей и тем самым помочь в достижении победы.
Красочность, яркость, праздничное настроение достигается ярким оформлением залов, музыкальным оформлением, хорошими декорациями.
Четкость проведения обусловлена подготовкой помощников из числа студентов 2-го курса. Рабочие сцены, счетная комиссия, ответственные за звук - это их роли.