СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевой подход, как метод формирования профессиональных компетенций, в организации и проведении конкурса профессионально-педагогического мастерства студентов отделения «Физическая культура».

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдения за студентами показывают, что в педагогическом колледже, мож­но не только повысить качество подготовки учителя физической культуры, но и сделать, более управляемым, процесс формирования профессиональных компетенций, если овладение основами педагогического мастерства студен­та связать с освоением профессиональных ролей.

Просмотр содержимого документа
«Ролевой подход, как метод формирования профессиональных компетенций, в организации и проведении конкурса профессионально-педагогического мастерства студентов отделения «Физическая культура».»

Ролевой подход, как метод формирования профессиональных компетенций, в организации и проведении конкурса профессионально-педагогического мастерства студентов отделения «Физическая культура».

И.А. Петрова, преподаватель

Тольяттинский социально-педагогический колледж.


Наблюдения за студентами показывают, что в педагогическом колледже, мож­но не только повысить качество подготовки учителя физической культуры, но и сделать, более управляемым, процесс формирования профессиональных компетенций, если овладение основами педагогического мастерства студен­та связать с освоением профессиональных ролей. Суть нашего пред­положения состоит в следующем.

Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства учителя физической культуры, позволяет нам выделить основные роли, с ко­торыми связана его профессиональная деятельность: групповод, спортивный информатор, организатор различных форм занятий фи­зическими упражнениями, воспитатель, судья соревнования, органи­затор массовых физкультурных праздников и выступлений и т.д.

Каж­дая роль требует от учителя совершенно определенных качеств и компетенций. Од­нако проведенные наблюдения показывают, что многие выпус­кники отделения физической культуры не готовы и не способны качественно выполнять отдельные профессиональные роли.

Так, в частности, неподготовленность многих выпускников колледжа к выполне­нию роли организатора массовых физкультурных праздников и выс­туплений — очевидная причина того, что во многих школах такие праз­дники вообще отсутствуют, поскольку педагоги боятся браться за про­ведение этих мероприятий; слабая подготовленность выпускников к роли организатора и ведущего, приводит к тому, что многие педагоги не могут квали­фицированно обеспечить проведение таких мероприятий, испытывают чувство стеснения и смущения, когда выступают в роли ведущего и т.д.

Таким образом, степень подготовленности студента отделения физической культуры к использованию профессиональных компетенций — объективный критерий его подготовленности к практической ра­боте в школе, именно она реально свидетельствует о степени сформи­рованности профессионально важных качеств учителя физической культуры.

Повышение качества освоения студентами профес­сиональных ролей, складывается из ряда эта­пов, каждый из которых имеет свои особенности.

При рассмотрении общей структуры освоения роли, мы выде­ляем следующие этапы:

1. Формирование у студентов значимого мотива в освоении роли.

2. Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессе их освоения.

3. Поэтапное освоение роли.

4. Комплексное освоение роли.

5. Контроль, анализ, оценка и коррекция действий при комплексном выполнении роли студентами.

Рассмотрим более подробно содержание и критерии оценки качества освоения ролей на 1,2 и 4 этапах.

    1. Формирование у студентов зна­чимого мотива в освоении роли сводится к их зна­комству:

  • с основными, профессиональными роля­ми, выполняемыми при проведении различных форм занятий физическими упражнениями;

  • к рас­крытию перед студентами значения, освоения раз­личных ролей для дальнейшей, профессиональной деятельности;

  • к организации первых попыток ов­ладения предлагаемой ролью;

  • к осознанию необходимости освоения предлагаемой роли для дальнейшей практической работы, учителем физической культуры в школе.

2. Формирование у студентов знаний о ролевых действиях и о процессах их освоения на занятиях физическими упражнениями направлено:

  • на органи­зацию наблюдений студентов за образцовым выпол­нением конкретной роли и ее элементов, учителями физической культуры в школе;

- знакомство студен­тов с программой действий, связанных с выполняемой ролью;

- выполнение студентами проб­ных действий в освоении роли.

Такая деятельность подводит студента, с одной стороны, к осмыслению степени роли, а с другой — к уяснению условий и факторов, благоприятствующих ее выполнению. Это очень важно, так как информацию о степени освоения элементов роли студент получает не от преподавателя, а в процес­се своей деятельности, что очень убедительно и заставляет студента задуматься о своей готовности к профессиональной деятельности. Здесь создается своеобразный интеллектуально-эмоциональный сплав, кристаллизуется собственный опыт.

Формировать у студентов умения, вносить поправки в собственные действия по выполнению отдельных элементов роли необходимо с учетом способов выполнения отдельных действий.

4. Комплексное освоение роли. Роли на данном этапе студенты выполняют полностью самостоя­тельно при постепенном снижении контроля со стороны преподавателя.

Ролевой подход позволяет по-новому определить систему задач, решаемых педагоги­ческим коллективом, поскольку они производны от профессиональных ролей (каждая професси­ональная роль требует от учителя определенных качеств, а для того чтобы выработать их у сту­дента, ставятся соответствующие задачи).

Роле­вой подход создает условия для самовыражения личности студента. Осваивая профессиональ­ные роли, студент начинает правильно по­нимать содержание своей будущей профессии. При этом подходе он чаще упражняется в про­фессиональных действиях, что, несомненно, рас­ширяет его практический опыт.

Конкурс профессионального педагогического мастерства проводится на отделении физического воспитания не первый год. Он призван активизировать творческий потенциал учащихся выявить наиболее одаренных и способных учащихся, помочь в освоении той роли, которую студент получает в процессе подготовки и проведении конкурса.

Профессиональные умения и навыки, получаемые на учебных занятиях и педагогической практике, не всегда в полном объеме способствует проявлению творческих способностей будущих специалистов физического воспитания.

Профессия – учитель физической культуры, требует наличия многих нравственных, эстетических качеств, в первую очередь решительность, инициативность, смелость в принятии решений и достижении намеченных целей.

Творчество изначально заложено в профессию учителя, только тот учитель может рассчитывать на успех в своей работе, который умеет воплотить весь свой творческий потенциал в организацию и содержание учебного процесса.

Специалист физического воспитания, на плечи которого ложится не только реализация задач обучения, но и организация внеклассной работы, привлечение детей к проведению досуга с пользой для своего здоровья, воспитание в учащихся стремления к здоровому образу жизни, должен умело решать поставленные перед ним задачи.

Только творческий подход и умелые действия учителя дают шанс на реализацию самых смелых планов, воплощение сложных и интересных программ, и что немаловажно, приносят удовлетворение от работы.

Проведение физкультурных мероприятий, уроков физкультуры, оздоровительной работы должно нести праздничное настроение, удовлетворять эстетические потребности человека, привлекать новизной и всегда оставлять шанс на ожидание следующих встреч еще более интересных и волнующих.

Трудно, порой просто не возможно, найти рецепты решения задач физического воспитания у других авторов, можно только позаимствовать некоторые идеи, проследить путь решения этих задач, но выполнять работу с учетом реальных условий, в которые попадает учитель, будет он сам. И всегда он должен найти достойный выход, воплотить свои замыслы; без творческого подхода, без проявления творческих способностей это не возможно.

Мы стремимся из года в год изменять, дополнять или менять в корне весь процесс подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий.

Только тогда, когда наши учащиеся самостоятельно попробуют подготовить, организовать и провести подобные мероприятия, они оценят всю сложность, осознают всю ответственность и проявят все свои творческие способности.

Такой подход к формированию профессиональных компетенций оправдывает себя. С каждым годом мы все больше привлекаем учащихся к самостоятельной работе в момент подготовки.

Основные роли и их реализация:

1) - придумать и отрепетировать строевые упражнения, построение гимнастической пирамиды;

2) - найти в методической литературе или придумать самостоятельно речитатив о физкультуре, составить под него комплекс утренней гимнастики;

3) - подготовить команду для участия в игровой эстафете и конкурсе со скакалкой;

4) - разработать сценарий приветствия группы;

5) - составить и отрепетировать эстрадно-спортивный танец;

6) - подготовить и презентовать карнавально-спортивный костюм.

Даже перечень всех заданий говорит о кропотливой и тщательной работе, которую необходимо осуществить студентам 3-го и 4-го курса. Уверенность в победе возможна только в том случае, если они смогут проявить не только свои профессионально-педагогические умения и навыки, но и творческие способности, и организаторские таланты.

Конкурс профессионально-педагогического мастерства « Это должен уметь каждый» был разработан так, чтобы в нем могли принять участие все учащиеся отделения физического воспитания.

В разработанном сценарии заложена массовость этого мероприятия, положение о конкурсе заставляет принять в нем участие практически всех учащихся 2,3 и 4 курса.

Подбор испытаний позволяет каждому найти применение своих способностей и тем самым помочь в достижении победы.

Красочность, яркость, праздничное настроение достигается ярким оформлением залов, музыкальным оформлением, хорошими декорациями.

Четкость проведения обусловлена подготовкой помощников из числа студентов 2-го курса. Рабочие сцены, счетная комиссия, ответственные за звук - это их роли.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!