СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая гимнастика по избирательному праву

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того, чтобы участвовать в выборах нужно овладеть специальными знаниями избирательного права, уметь ориентироваться в предвыборных программах и сделать правильный выбор. Ролевая гимнастика по избирательному праву идеально подготовит будущего избирателя.

Просмотр содержимого документа
«Ролевая гимнастика по избирательному праву»

Ролевая гимнастика по избирательному праву

Идея проведения ролевой игры, взятой в простейшей форме, состоит в обращении к кому-либо с просьбой представить в конкретной ситуации либо себя, либо другое лицо. Основные элементы этой разновидности игр - воображаемая ситуация, сюжет и роль. При планировании ролевой игры должна быть определена игровая задача и намечен конфликт, лежащий в основе сюжета и выстраивающий, движущий собой этот сюжет.

Если сюжет выбран удачно, а роли распределены правильно, то игра начинает "сама себя играть", планировать можно лишь ее тактику: варианты поворотов действия, способы поддержания живого темпа, выходы из заминок и т.д.

Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые способы поведения, лучше осознать свои собственные возможности и глубже понять позиции других людей. Именно поэтому ролевая игра особенно уместна в изучении избирательного права, где человеческое взаимодействие, столкновение интересов людей является преобладающим. Кроме того, эту методику очень хорошо использовать в тренинге навыков правового поведения не только потому, что она повышает гибкость, умение взаимодействовать с другими людьми, находить компромисс интересов в рамках закона, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях. Именно игровая ситуация, прожитая со всей серьезностью и затем обсужденная, дает возможность приобрести значимый опыт, но безопасным, щадящим способом. Игру можно переигрывать, повторять, развивать - она показывает, что с навыками не рождаются, им можно научиться.

Ролевая игра нуждается в подготовленном участнике. Для ролевого перевоплощения и способности своими действиями развивать сюжет необходима и направленная именно на это подготовка. Предлагаю несколько коротких упражнений, которые проделывает весь класс, или желающие школьники. В них тренируется "язык тела", умение "представить себя другим", чувство партнера.

«ПРЕВРАЩЕНИЕ» Это упражнение на манипуляцию с воображаемым предметом. У доски выстраивается цепочка участников, либо ученики стоят в кругу; один из них передает предмет, называя его (например, мяч). Получивший обращается с ним, как с мячом (подбрасывает, стучит об пол), через несколько секунд передает другому со словами: «Избиратель». Получивший предмет игрок должен моментально пристроиться к новой информации: поймать мяч, сказать или о том, что избирателем становятся с 18 лет, или, что каждый избиратель имеет один голос, или избиратель голосует за своего кандидата непосредственно, затем быстро передать мяч третьему участнику, опять поменяв значение предмета. Например, «Выборы». Упражнение любимо детьми, занимает немного времени и весьма эффективно тренирует ролевую гибкость, активное воображение и скорость реакции на неожиданный поворот в развитии ситуации.

«ШАРАДЫ» Одна группа учеников после короткого совещания показывает у доски "немую сценку" (замершее пантомимическое групповое изображение), другая – отгадывает, какой сюжет им загадали. Можно загадывать формы объединения людей (политические партии и пр.), любые партии с точки зрения их внутренней организации (кадровые, массовые), виды избирательных систем (пропорциональные, мажоритарные), и т.д. – т.е. все случаи, где есть лица и можно показывать все понятия, имеющие конкретное содержание и отношение к избирательному праву. Не стоит показывать сцены из области нарушения процедуры голосования, чтобы не фиксировать в детях модели неправильного поведения. Вариантом, усложняющим действие и делающим его более мобильным, разнообразным, может стать элемент пристраивания: правильность своей догадки игроки второй команды демонстрируют физически – находя для себя роль внутри показанной сцены и пристраиваясь к ее участникам. Затем происходит обсуждение: какую сценку загадала первая команда, так ли ее поняли, по каким признакам, насколько корректно были выбраны роли-пристройки, что они обозначали; нередко удается с помощью такого разговора непосредственно перейти к теме нового урока.

«ГРУППОВАЯ СКУЛЬПТУРА» («Подготовка к выборам»). Суть ролевой игры: распределить фигуры в правильном порядке, учитывая четкие сроки проведения выборов. Вся скульптурная композиция будет сопровождаться табличками-датами. В этом упражнении каждый участник одновременно является и скульптором, и глиной. Он находит свое место в общей скульптуре в соответствии с атмосферой и содержанием групповой композиции. В центр комнаты выходит первый участник с табличкой «Дата выборов» и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй с табличкой «Время создания и действия избирательной комиссии», третий пристраивается уже к общей для первых участников композиции с табличкой «Время работы избирательной комиссии в день выборов», четвертый – с табличкой «Время, отпущенное на подсчет голосов» и т.д. Следует иметь ввиду, что композицию можно построить из фигур, выходящих не по порядку, а второй группе участников игры можно дать задание на построение правильной групповой скульптуры. Вариант: «застывшая фигура» может «ожить».

«ВЕРТУШКА» Игра подразумевает особую организацию пространства и перемещения, при которой происходит одновременное включение всех участников в активную работу с разными партнерами. Для этого стулья расставляются в два круга, по числу играющих. Участники внутреннего круга сидят спиной к центру. Участники внешнего круга расположены лицом к центру. Таким образом, каждый участник сидит напротив другого. Внутренний круг неподвижен, а участники внешнего круга по сигналу ведущего пересаживаются на один стул вправо и оказываются перед новым партнером (если число участников невелико и перемещения происходят достаточно быстро, можно не сидеть, а стоять). Цель – пройти весь круг и выполнить поставленную задачу. Упражнение особенно эффективно для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, терминов по избирательному праву). Для этого участник «вертушки» заранее готовит вопрос или термин и записывает его на маленьком листе, на обороте которого пишет свое имя. Во время игры партнеры задают друг другу свои вопросы (называют слово, значение которого надо объяснить), правильно ответивший ученик получает от «хозяина» вопроса эту карточку. В конце «вертушки» подсчитывается количество заработанных карточек и определяется победитель.

«РОЛЕВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ» Нескольким желающим раздаются листочки с обозначением роли (депутата, избирателя, спикера парламента, наблюдателя и т.д.) в данном обсуждении. Роли являются тайной для всех, в том числе и для партнеров по игре. Через 10-15 минут дискуссии зрители должны определить, кто в какой роли выступал. Задача играющих – не слишком спрятаться, но и не открыться слишком откровенно (не называть своей должности, имени). В ролях могут выступать известные политики, лидеры партий и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!