СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролевая игра - суд над сигаретой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ролевая игра "Суд над сигаретой"

Цели:

  1. Выявить причины курения у подростков.
  2. Познакомить с последствиями курения для здоровья.
  3. На основе эксперимента и химических опытов доказать вред курения.
  4. Умение противостоять пагубным привычкам.
  5. Воспитывать нетерпимость к курению через искусство рисунка.
  6. Научить избегать разрушительных вредных привычек

Задачи:

  1. Изучить состав табачного дыма, влияние ядовитых веществ на организм человека и атмосферу.
  2. Ознакомить учащихся с проблемой «пассивного курения».
  3. Формировать мотивацию здорового образа жизни, активной позиции в отношении охраны своего здоровья.
  4. Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии, биологии, географии, истории, медицины, изобразительного искусства.

Оборудование: Прибор для исследования состава табачного дыма, плакат «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего зоровья», юмористические рисунки, изображение сцены курения, слайды.

Реактивы: растворы веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет, универсальная индикаторная бумага.

Ролевая игра: Действующие лица: судья, секретарь, историк, медик, статист, независимая экспертиза, биолог, эколог, химик.

Ход мероприятия 

Вступительное слово учителя о вреде курения: Курение – самый распространный в мире вид наркомании, охватившей все слои населения. Последствия этой пагубной привычки известны всем: злокачественные образования в эпителии бронхов, легких, печени, рождение детей с ослабленным иммунитетом, патологией сердечно-сосудистой системы, диабетом, и др. Учителя нашей школы стремяться внести свой вклад в разрешение этой проблемы, поэтому мы проводим День отказа от курения.

Секретарь: Прошу всех встать! Суд идет!

Заходит судья.

Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Прошу всех сесть. Сегодня слушается дело №1 о преступлениях против человечества. Обвиняемый – Сигарета.

  • Дата рождения – неизвестна.
  • Место рождения – Америка. 12 октября 1432 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. В это время индейцы справляли священный праздник.
  • Происхождение – листья табака: свернутый и высушенный лист травы называется «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».
  • Родственники – Алкалоиды – наркотики – кокаин, кофеин, героин.
  • Характер – жгучий, ядовитый.
  • Профессия – яд, наркотик.
  • Род занятий – вступать в контакты с нервной системой.

Подсудимый обвиняется в злонамеренном ухудшении здоровья людей, возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системы человека. Подсудимый, вам понятно, в чем вас обвиняют?

Сигарета: Понятно.

Судья: Признаете ли вы себя виновным?

Сигарета: Нет, не признаю.

Судья: Согласны ли вы дать показания по предъявленному вам обвинению?

Сигарета: Вот еще! Никаких объяснений я давать, не намерен!

Судья: В таком случае суд приступает к допросу свидетелей. Приглашается историк

Историк: 12 октября 1492 года Христофор Колумб пристал к острову Сан-Сальвадор. Он и его спутники поражены невиданным зрелищем: краснокожие жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа. Индейцы курили табак исключительно в ритуальных целях. Свернутый и высушенный лист травы назывался «Табако», отсюда и пошло нынешнее название «Табак».

Судмедэксперт: Я могу сказать, что самая распространенная болезнь – это рак легких. Я принесла рентгеновские снимки легких курильщика, (показывает снимки и передает судье). На них вы видите темные пятна – изменение тканей легких.

Перед вами схема «Состав табачного дыма и заболевания курильщиков» 

Судья: Обвиняемый, вы согласны с обвинением?

Сигарета: Нет! Не согласен!

Судья: Приглашаются свидетель обвинения – первый статист. Познакомьте нас с результатами исследования по проблеме табакокурения

Статист: Для выявления масштабов курения в школе, причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, была разработана и проведена анкета. Объект исследования – учащиеся 7-11 классов школы № 3 г. Черняховска.

Анкетирование и обработка анкет.

Анкета:

  1. Имеешь ли ты привычку курить: ДА НЕТ
  2. Основной возраст, когда начинают курить.
  3. Почему подростки начинают курить:  А) из любопытства; Б) за компанию; В) стремление показать себя " крутым " и взрослым; Г) слабая воля; Д) нечем занять досуг; Е) влияние рекламы, кино, телевидения;
  4. Волнует ли тебя предупреждающая надпись на пачке сигарет: ДА НЕТ
  5. Знаешь ли ты состав сигаретного дыма: ДА НЕТ
  6. Знаешь ли ты о свойствах никотина: ДА НЕТ
  7. Знаешь ли ты о последствиях курения: ДА НЕТ

По результатам анкетирования составляем таблицу и делаем выводы:

  • 35% учащихся имеют привычку курить;
  • основной возраст, когда начинают курить 13-15 лет;
  • причиной курения часто бывает влияние кумиров;
  • 39% учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;
  • 55% не знают состав сигаретного дыма;
  • 65% знают о свойствах никотина;
  • 96% знают о последствиях курения.  

Анализ анкет выявляет парадокс: зная о свойствах никотина и последствиях курения, 30% учащихся курят. Рабочая группа приходит к выводу, что распространенный факт – 7 капель никотина убивают лошадь – имеет весьма отдалённую опасность, с точки зрения учащихся. Кто видел курящую лошадь, или лошадь, умершую от никотина?

И тогда мы провели открытый эксперимент.

Судья: Приглашается второй статист.

ИССЛЕДОВАНИЕ И ЕГО АНАЛИЗ

Эксперимент – действие никотина на семена гороха.

Выполнение опыта:

В три рассадника высаживаем по 5 семян гороха на глубину 0,5 см. Поливку проводим в одно и тоже время одинаковым объёмом воды.

  • 1 рассадник – обыкновенная вода;
  • 2 рассадник – водой, в которой на 10 минут замачивался сигаретный фильтр;
  • 3 рассадник – водой в которой замачивалась вата, пропитанная дымом от сигареты без фильтра.

№ рассадника

время всхожести гороха

1

10 дней

2

не взошел

3

не взошел

ВЫВОДЫ: Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.

Судья: Приглашается следующий свидетель – эколог. Познакомьте нас с вашими исследованиями.

Эколог: Исследования показали, что табачный дым очень сильно загрязняет воздух.

Курящие ежегодно выбрасывают в атмосферу:

  • 720 тонн синильной кислоты,
  • 384 тысяч тонн аммиака,
  • 108 тысяч тонн никотина,
  • 600 тысяч тонн дёгтя,
  • более 550 тысяч тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

Судья: (сигарете) Вот видишь, что ты делаешь?

Сигарета: (раздраженно) Ну а мне, какое дело?

Судья: Свидетель может быть свободен. Приглашается следующий свидетель – химик.

Химик: Ваша честь! Прошу мне разрешить провести следственный эксперимент, цель которого определить в составе табака вредные вещества, губительно действующие на здоровье человека

Судья: Разрешаю.

– Для эксперимента был приготовлен «курительный аппарат» (сигарету закрепляем в штативе через мундштук, соединяем резиновой трубкой с одной из стеклянных трубок, вставленных в коническую колбу, заполненную ватой. Вторая трубка соединена с резиновой грушой). Груша с колбой имитируют работу легких. При помощи груши нагнетаем дым от сигареты в колбу с ватой.

Поскольку табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух, опыт проделываем в вытяжном шкафу.

Результаты опыта:

  • Вата становится желтой.
  • Пожелтевшую вату опускаем в раствор марганцовки, она обесцвечивается.

Выводы: в табаке содержится множество органических веществ, которые отравляют организм: одиннадцать алкалоидов, схожих по строению с никотином, раздражающие вещества, ядовитые газы, канцерогенные вещества (более 400 наименований).

Химик: Гражданин Судья! Свидетели! все, кто присутствует на открытом заседании суда, давайте проведем один из несложных опытов на определение реакции среды полученных растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет и убедимся в правоте сказанного.

Выполнение опыта.

ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ С СИГАРЕТАМИ.

Исследование и его анализ.

Опыт 1. Получение растворов веществ, содержащихся в дыме и фильтре сигарет.

  • Получение сигаретного дыма и его растворение. Собираем прибор как на рис. 1. Груша будет имитировать лёгкие человека. Сжимаем грушу, поджигаем сигарету и создаём грушей тягу – осторожно её разжимаем. При этом табачный дым заполняет грушу. В колбу с 20-25 мл дистиллированной воды выпускаем из груши дым. Забор сигаретного дыма повторяем несколько раз. После чего её закрываем пробкой и встряхиваем несколько раз для растворения веществ.
  • Извлечение веществ из сигаретного фильтра. Отрываем фильтр от сигареты после ‘курения” и помещаем в колбу с 10-20 мл дистиллированной водой и встряхиваем несколько раз. Полученные растворы оставляем для последующих опытов.

Определение реакции среды полученных растворов при помощи универсальной индикаторной бумаги. В полученные растворы опускаем индикаторную бумагу.

Химик: Ваша честь! При помощи универсальной индикаторной бумаги мы исследовали среду полученных растворов и доказали ее кислотный характер. Ядовитые вещества табачного дыма (аммиак, кислоты) раздражают слюнные железы, вместе со слюной ядовитые вещества попадают в желудок, действуют на слизистую оболочку желудка. Это не проходит бесследно. У меня все. Можно сесть? 

Судья: Садитесь.

Судья: Все свидетели по данному делу опрошены. Суд переходит к слушанию сторон.

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОДСУДИМОЙ.

Сигарета: Уважаемый судья! Немало горьких упреков и обвинений высказано в мой адрес. С некоторыми я не могу согласиться. Курение действительно вредное увлечение, но ведь все это происходит по вине человека. Не сигарета курит, а ее курят. И судить надо человека, о нем надо и говорить. Прошу суд меня оправдать.

Секретарь: Суд удаляется на совещание. Встать. Суд идет.

Судья: Рассмотрев дело по обвинению сигареты в отравлении человеческого организма, засорении планеты, загрязнении атмосферы, подсудимая виновной себя не признала. Просит ее оправдать. Заслушав свидетелей, проанализировав их показания, суд признает сигарету виновной в злонамеренном ухудшении здоровья человека возникновении многих заболеваний нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем человек и постановляет:

  1. Запрещение рекламы табачных изделий.
  2. Предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма.
  3. Запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним.
  4. Разъяснительная работа о вреде курения.
  5. Сокращение площадей выращивания табака.
  6. Запрещение курения в общественных местах.

Суд предлагает памятку для учащихся «Профилактика курения» (прошу раздать всем присутствующим).

Проводим конкурс плакатов. В течение 10 минут школьники рисуют плакаты на альбомных листах. Потом берут рисунки в руки и поднимают их вверх. Щелчок фотоаппарата – и готов плакат: «Дети школы № ... против курения»

Рефлексия. Для того, чтобы определить как прошла работа на уроке, ваше эмоцианальное состояние, учитель просит учащихся определить какой из этих шариков отражает их отношение к мероприятию.

Подведение итогов:

Надеюсь, сегодня вы поняли, что курение вредно для здоровья. Мы желаем вам и вашим родителям здоровья. Надеемся, что вы избежите этой пагубной привычки и повлияете на родных и знакомых, которым справиться с ней пока не удалось.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!