СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ролево-игровые проекты на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

инновационный опыт практической деятельности на уроках обществознания

Просмотр содержимого документа
«Ролево-игровые проекты на уроках обществознания»

26





Султанова Алеся Васильевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ №3» г.Новодвинска тел.89115735203

Представление инновационного педагогического опыта работы

Ролево-игровой проект как средство практического применения теоретических знаний у обучающихся 5-х классов на уроках обществознания.



Список ИПМ:

ИПМ-1. Теоретическая интерпретация.

ИПМ-2.Система работы по реализации ролево-игрового проекта.

ИПМ-3. Образовательные цели (планируемые результаты).

ИПМ-4. Этапы (стадии) ролево-игрового проекта и деятельность участников образовательного процесса.

ИПМ-5. Результаты ролево-игровой проектной деятельности.

Библиография

Приложение №1 Портфолио проекта «Семья Львовых»

Приложение №2 Проект урока

Приложение №3 Анкета для обучающихся


Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать...

Л.Н.Толстой.


I.ИПМ-I

Актуальность.

С 2015/16 учебного года на ступени основного общего образования обязательным будет обучение по ФГОС. Переход на ФГОС осуществлялся поэтапно, по мере готовности образовательных учреждений. В 2012-2013 учебном году 5-е классы МОУ «СОШ №3» г. Новодвинска перешли на ФГОС основного общего образования. В учебном плане пятиклассников появились новые предметы, в числе которых «Обществознание». Переход на ФГОС ООО предполагает не только изменение в учебном плане и введение новых учебных предметов, но и новые подходы и новые технологии в образовательном процессе. Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.  «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)» [1].

Основная педагогическая задача на современном этапе  создание и организация условий, инициирующих деятельность обучающихся. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала, собственная деятельность может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования определяет следующие цели обществоведческого образования :

«содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.» [2]

Проблема и сущность опыта: При реализации поставленных задач, я как учитель столкнулась с проблемой выбора оптимальных педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям пятиклассников.

Больше 10 лет я использую в своей педагогической практике образовательную технологию «Метод проектов». Проектная технология формирует ключевые компетентности, соответствующие новым требованиям современного общества и экономическим преобразованиям. Проектная технология отвечает всем требованиям системно - деятельностного подхода. Но организация условий для реализации проектной деятельности в младшем и старшем подростковом возрасте должны отличаться. Еще 20 лет назад И.Д. Фрумин и Б.Д. Эльконин высказали гипотезу о том, что необходимы разные подходы в применении образовательных технологий у младших и старших подростков. «Учебная деятельность в младшем подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-экспериментальная, предметом которой являются условия существования и границы предметной области, описываемой через исходное отношение. Учеба младшего подростка должна быть в основном игрой с границами понятия, как системы, своеобразной игрой в допущения, гипотезы и их проверку» [8]. «Учеба юноши - серьезная деятельность, где результатом должно быть авторское произведение и где, следовательно, становятся начала авторства» [8].Таким образом, для юношей важно, чтобы их пробное действие было не игрой, а серьезным делом, которое будет признано не только сверстниками, но и значимыми взрослыми. А вот для младших подростков ситуация «игры» вполне приемлема.

Игровые технологии широко используются в практике многих учителей. Остановимся на наиболее важных методологических возможностях игры. Во-первых, игра - это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения для младших подростков. Во-вторых, уникальная особенность игры, состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребёнка, вообразить то, чего он не видел, представить себе по чужому рассказу то, чего в его опыте не было, что так же актуально для пятиклассников, так как свой социальный опыт у них сравнительно небольшой.

В-третьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации, исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение.

Сущность опыта:

Особенность данного опыта в соединении главных элементов двух технологий и создание условий для реализации на уроках обществознания в 5 –х классах ролево-игровых проектов. В содержание деятельности входит создание игровой ситуации, «примерка» обучающимися разнообразных социальных ролей, постановка проблемы в игровом поле и создание продукта решения проблемы. Например, тема «Семья». По программе Боголюбова [3] на нее отводится 6 часов. Обучающиеся должны научиться характеризовать понятие «семья», показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело­века, т. е. «семейные ценности», сравнивать особенности семей современных и существовав­ших в России ранее, городских и деревенских; двухпоколенных, трехпоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конф­ликтов, предлагать пути их разрешения. Называть основной документ, регулирующий семейные отношения, — Семейный кодекс РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи се­мейного бюджета; объяснять правила ведения семейного хозяйства, и т.д. Теория без практического применения этих знаний «мертва». Чтобы обучающиеся усвоили достаточно значительный объем информации, а самое главное, научились использовать полученные знания в своей жизни, им предлагается «погрузиться» в определенную ситуацию. 2013 году ролево-игровой проект носил название «Семья N» Класс разбился на группы, каждая группа представляла семью. Необходимо было придумать имена, род занятий, описать условия проживания семьи. Цель проекта составить бюджет семьи на один месяц. Над проектом работали в течение трех недель. На втором занятии представляли промежуточные результаты. Ученики сами предложили критерии оценки своей работы. В результате обсуждения специфики работы, остановились на 6 критериях.

1. Выполнение цели (должен быть составлен бюджет).

2. Работа в команде ( у каждого своя роль и поручение).

3.Оригинальность выполнение проекта.

4.Достоверность и полнота информации.

5.Защита проекта (умение представлять информацию).

6. Оформление проекта (наличие портфолио).

На третьем занятии состоялась защита проектов. Те, кто не участвовал в разработке проектов, выступали в роли жюри. На последнем этапе урока ребята обсуждали результаты, сами выставляли оценки и делились впечатлениями. На вопрос, кто будет участвовать в следующем проекте, положительно ответили уже 100%.(Приложение №1) В 2014 году с учетом предыдущего опыта в ролево-игровой проект были внесены изменения. Пятиклассникам предлагалась для выдуманных семей придумать какую - то конкретную цель, для чего они составляют бюджет. Проблемы получились у всех групп разные, как и пути решения их.(Приложение №2)


1.4.Целью работы является обобщение собственного опыта создания условий для формирования практических навыков у обучающихся 5-х классов через реализацию ролево-игровых проектов на уроках обществознания.

1.5.Задачи:

- Выявить главные принципы организации учебного процесса в рамках реализации ролево–игровых проектов на уроках обществознания в 5-х классах.

- Выделить основные этапы работы над ролево-игровым проектом.

- Показать роль участников ролево-игровой проектной деятельности на каждом этапе.

- Проанализировать результаты ролево-игровой проектной деятельности на уроках обществознания в 5-х классах.

- Определить перспективы дальнейшей работы.

1.6Инновационность опыта в том, что представлены не отдельные приемы и методы работы, а система работы учителя по проектной технологии, которую можно использовать и другим педагогам, реализующим ФГОС ООО на уроках обществознания с 5 класса.

II.Теоретическая база.

Метод проектов был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею “обучения посредством делания”. [4] Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда. По мнению Кильпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать и использовать присущую детям любовь к разрабатыванию планов. Связь приобретенных знаний с новой целью - один из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства. В этом аспекте и был употреблен термин «проект». Проектом (по В. Кильпатрику) является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. В России этот метод стал использоваться с 1905 года. Группа педагогов под руководством Станислава Теофиловича Шацкого активно внедряла в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проектной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В СССР метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 «О начальной и средней школе» и в дальнейшем в практике советской школы не применялся. Интерес к данной образовательной технологии возродился в 90- е годы 20 века. Методу проектов посвящены труды Г.В.Балаян, В.Н.Буркова, Д.А.Новикова, В.В.Васильева, В.В.Гузеева, Н.Ю.Ерофеевой, Т.А.Новиковой, Г.Г.Новиковой, В.И.Слободчикова, И.Д.Чечель, Т.И.Шамовой, А.Н.Малинина, А.С.Сиденко, Е.С Полат и др.

Если рассмотреть классификацию проектов, то в ее основе лежат следующие критерии:

  1. Продолжительность( краткосрочные, долгосрочные и т.д.

  2. количество участников(индивидуальные,групповые)

  3. По профилю знаний (В работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель монопроекты-по одному предмету, межпредметные).

  4. По ведущей деятельности ( исследовательские, учебные, социальные и т.д.)

Но если мы проанализируем не только научные источники, обнаружим великое множество видов проектов. Педагоги-практики любят употреблять понятие «проект». И такой термин как ролево-игровой проект можно встретить в СМИ. Наша задача определить, что следует понимать под этим видом деятельности. Для этого остановимся на главных принципах.

1. Важной частью любого проекта является выбор ключевой проблемы, которая не может быть навязана извне, должна быть актуальной для учащихся и соответствовать уровню их подготовки.

2.Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.

3.Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности ребенка.

4.Любое проектирование предполагает командную работу, а важнейшей задачей проектной деятельности выдвигается налаживание взаимодействия как внутри группы, так и с социальным окружением.

5.Временная и структурная завершенность проекта выступает в качестве одного из ведущих принципов проектной деятельности.

6.Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащегося. На разных этапах проектной деятельности учитель может выступать с разных позиций: обучения, поддержки, экспертизы.

7.Главное отличие проекта, в том, что предлагается новый продукт как итог решения конкретной проблемы. Продукт проекта - это средство разрешения проблемы, которая и стала фактически причиной реализации проекта. Разнообразие этих проблем порождает такое же разнообразие продуктов, созданных в результате осуществления проектов. Очень важно, чтобы результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, были полезными и осязаемыми, готовыми к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Так, если решалась теоретическая проблема, то создается ее конкретное решение, например, в форме информационного продукта, если решалась практическая проблема, то разрабатывается конкретный продукт, готовый к потреблению.

8.Внедрение в проектную деятельность ролевой игры позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Но хотелось бы отметить, что если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес. Поэтому важно предлагать обучающимся роли социально значимые лично для них.

9.Цель игры – создание игрового состояния, специфического эмоционального отношения ребенка к действительности или жизненной ситуации с которой придется столкнуться в будущем. Ролевая игра строится на развитии определенного сюжета, который задается вводными данными как основа отношений между реальными людьми в заданной ситуации, а развитие событий зависит от инициативности, фантазии и жизненного опыта участников.

Следование данным принципам позволит создать условия для успешной реализации ролево-игровых проектов на уроках обществознания.




ИПМ-II.

Компоненты системы


I.Условия(принципы) ролево-игровой проектной деятельности.

II. Образовательные цели ролево-игрового проекта.

III. Участники (субъекты) ролево-игровой проектной деятельности

IV. Этапы ролево-игровой проектной деятельности.

V. Результаты ролево-игровой проектной деятельности.


































ИПМ-3 Образовательные цели (планируемые результаты) ролево-игрового проекта.


Формулировки личностных результатов

во ФГОС

Реализация в ходе ролево-игрового проекта

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Через проектную технологию, которая содержит основания для собственных оценок общественных ситуаций и явлений, но не готовые авторские оценки и выводы, что как раз обеспечивает самоидентификацию, формирование идентичности.

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Через решение жизненных задач, поставленных в ходе игровой ситуации, обеспечивающей мотивацию через вовлечение школьников в активную деятельность.

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Через практическое применение обществоведческих понятий, обеспечивающих формирование целостной и разносторонней обществоведческой картины.

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

Через примерку разных социальных ролей в игровых ситуациях, содержащих противоречивые обществоведческие явления с позиций разных действующих сторон (разных народов, разных партий и т.п.).

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

Через создание продукта , как способа решения проблемы, направленного на нравственное самоопределение с опорой на общечеловеческие ценности при оценке противоречивых общественных явлений.

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

через коммуникативную направленность проектной деятельности: условие работы в команде, необходимость участвовать в процессе принятия решений.

8)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Через постановку проблем значительной части ролево-игровых проектов в виде проблем личностно-семейных отношений и поиск способов их решения.

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Через применение игровой и проектной технологий, которые по содержанию предполагают творческий подход в решение проблем.







УУД

Формулировки метапредметных результатов

во ФГОС

Реализация в ходе ролево-игрового проекта.

Р

Е

Г

У

Л

Я

Т

И

В

Н

Ы

Е


1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через

выполение

основных этапов ролево-игровых проектов

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;









Через

Систему оценивания реализации ролево-игрового проекта, критерии самостоятельно разрабатываются обучающимися, исходя из принципов деятельности.

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ






К

О

М

М

У

Н

И

К

А

Т

И

В

Н

Ы

Е

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

В ходе разработки продукта решения проблемы, в ходе создания портфолио и на этапе презентации проекта.



В ходе работы над этапами ролево-игровых проектов обучающиеся

осуществляют расширенный поиск информации из различных источников, используют знаково-символьные средства для обработки информации, осуществляют ее переработку и фиксируют с помощью инструментов ИКТ.




7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) приобретение опыта работы с информацией.


9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через потребность группового взаимодействия, в ходе рализации ролево-игрового проекта.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Через формулирование своей позиции на этапе защиты своего решения проблемы.

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Умение понимать связи между людьми в обществе:

Добывать и критически оценивать информацию.

Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в практической реализации своей деятельности.

Умение занимать свою позицию в обществе:

Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.

Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений, отрабатывая эти навыки а ролево-игровых проектах.







ИПМ-IV Этапы (стадии) ролево-игрового проекта и деятельность участников образовательного процесса.



Этапы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность родителей

1.Подготовка учащихся к работе над ролево-игровым проектом.

Знакомятся с основными принципами проектной деятельности.

Стимулирует интерес учеников к проектной деятельности. Знакомит с основными принципами работы над ролево - игровым проектом.


Знакомятся с основными принципами проектной деятельности на родительском собрании или с помощью памяток, разработанных педагогом. Раскрывают возможности практически применять полученные знания обучающимися через проектную деятельность.

2. Организационный

Обучающиеся разбиваются на группы, выбирают лидера (командира) группы. Распределяют роли, которые будут выполнять в проекте. Погружаются в ролево-игровую деятельность.

Учитель инициирует определенную ролево-игровую ситуацию, создающую проблемное задание. Предлагает учащимся разбиться на группы и распределить внутри групп определенные роли.

Имеют возможность участвовать в проектной деятельности, в качестве консультантов (помощников педагога).

3. Планирование

Обсуждают проблему в команде, устанавливают цель и задачи, источники информации, которые помогут им в работе, разрабатывают план действий.

Помогает в постановке цели и задач. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Имеют возможность участвовать в проектной деятельности, в качестве консультантов (помощников педагога) и источника информации.

4.Исследование

Выполняют сбор и анализ информации. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.




Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Помогают, советуют, выступают в качестве одного из источников информации, как носители социального опыта.

5.Разработка продукта проекта







Выбирают оптимальное решение проблемы, разрабатывают сценарий презентации своего продукта

Наблюдает, советует.

Помогают, советуют.

6. Презентационный

Оформляют портфолио, творчески представляют результаты работы. Слушают и изучают портфолио других команд, задают вопросы.

Изучает, слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника, консультирует учащихся по корректировке проекта.

Имеют возможность присутствовать на презентации, задавать вопросы, изучать портфолио.

7. Оценочно-рефлексивный

Предлагают критерии оценки работы. Оценивают свою работу и работу других команд.

Стимулирует учеников к самооценке и к самоанализу. Участвует в оценке выполнения проекта. Проводит анкетирование по итогам работы.

Участвуют в оценке проектов и в анкетировании.



ИПМ-V. Результаты.

1.В результате ролево-игровой проектной деятельности обучающиеся избежали заучивания теории, знания усвоились через практику. Показатели успешности и качества знаний пятиклассников выше за те периоды, когда реализовывался ролево-игровой проект. В 2013 году качество знаний пятиклассников по обществознанию повысилось до 90% во 2 четверти, по сравнению с 75% в 1 четверти. В 2014 году тенденция роста качества знаний

в период реализации проекта сохранилась.

2.Школьники, участвуя в ролево-игровом проекте, приобрели навыки анализа разнородных источников информации, навыки проведения простейшего социологического исследования, умение делового оформления документации, умение обосновывать и отстаивать свою гражданскую позицию по актуальной проблеме, умение анализировать.

3.Работая в группах, пятиклассники научились строить конструктивное взаимодействие с другими людьми, сочетать личные и групповые интересы, смогли проявить и реализовать лидерские качества.

4. Игровая составляющая проекта позволила реализовать пятиклассникам свой творческий потенциал, а процесс обучения сделала необычным и интересным для детей. В анкетах большинство участников ролево-игровой проектной деятельности отметили, что над проектом работать сложно, но интересно.

5. Ролево-игровая проектная деятельность дала возможность принять участия в ней и родителям пятиклассников. Для детей это бесценный опыт получения знаний от членов семьи: бабушек, дедушек, мам, пап, старших братьев.

Библиография


  1. Федеральный Закон  РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273 http://ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/list.

  2. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования

http://ippk.arkh-edu.ru/management/fgos/list.

3. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников пол редакцией Л.Н. Боголюбова. М. Просвещение, 2011г.

4.Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы 1995, №6, с. 39-47.

5.Пахомова Н.Ю.  Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005. 

6.Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» (общ. ред.) М., 1999.

7.Соловьев Л.А. Факультет педагогических технологий/О.В. Соловьев//Управление современной школой. Завуч.-2014.-№4.-С.121-126.

7.Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта. — М.: МИПКРО, 2001.

8.Фрумин И.Д., Образовательное пространство как пространство развития («Школа взросления») / И.Д. Фрумин, Б.Д. Эльконин // Педагогическая психология - 1992.























Приложение 1.

Проект « Семья Львовых»




Выполнили:

ученики 5 В класса

Бушманова Алина (роль мамы)

Мякшин Семен ( роль папы)

Пилипко Алина ( роль дочери)

Цель проекта: Создать бюджет семьи на один месяц.

Этапы:

  1. Распределить роли и придумать образ семьи

  2. Найти информацию о доходах и расходах

  3. Провести расчеты

  4. Оформить результаты(сделать презентацию)









Девиз семьи Львовых:

Львы всегда идут

вперёд, никогда не

отстают.

Папа

Имя:Алексей

Возраст:30 лет

Работа: Архитектор

Зарплата:65000 рублей

Характер:добрый и трудолюбивый

Мама

Имя: Ирина

Возраст:27 лет

Работа: менеджер банка «Восточный экспресс»

Зарплата:60000 рублей

Характер: вежливая и красивая

Дочька

Имя: Кристина

Возраст:5 лет

Работа: ходит в садик

Зарплата:нет

Характер:честная и милая


Данные семьи: Проживают в городе Новодвинск, Россия, в четырёхкомнатной квартире. Имеют дачу и машину.

Общий доход семьи:65000+60000= 125000 тысяч рублей




Расходы семьи :

1.Продукты


Овощи 1400 рублей

Помидоры 250 рублей цена за кг 90 рублей

Огурец 200 рублей цена за кг 87 рублей

Морковь 100 рублей цена за кг 15 рублей

Капуста 150 рублей цена за кг 32 рублей

Картошка 600 рублей цена за кг 30 рублей

Лук (репчатый) 100 рублей цена за кг 25 рублей


Зелень 150 рублей

Укроп 50 рублей цена за кг 440 рублей

Петрушка 50 рублей цена за кг 440 рублей

Лук (зелёный) 50 рублей цена за кг 600 рублей


Хлебные изделия 550 рублей

Чёрный хлеб 200 рублей цена за шт 27 рублей

Батон 200 рублей цена за шт 28 рублей

Выпечка 150 рублей цена за шт 20 рублей


Молочные изделия 600 рублей

Молоко 200 рублей цена за 1л 33 рублей

Йогурт 100 рублей цена за 0 5 л 26 рублей

Кефир 100 рублей цена за 0 5 л 26 рублей

Сметана 100 рублей цена за пачку 34 рублей

Творог 100 рублей цена за пачку 47 рублей


Конфеты 400 рублей цена за кг 200 рублей


Фрукты 2000 рублей

Яблоки 300 рублей цена за кг 39 рублей

Груши 300 рублей цена за кг 80 рублей

Мандарины 300 рублей цена за кг 70 рублей

Апельсины 300 рублей цена за кг 50 рублей

Черешня 300 рублей цена за кг 120 рублей

Вишня 300 рублей цена за кг 100 рублей

Арбуз 200 рублей цена за кг 13 рублей


Яйца 300 рублей цена за кг 65 рублей


Крупы 140 рублей

Рис 40 рублей цена за кг 35 рублей

Греча 40 рублей цена за кг 23 рублей

Овсяная 30 рублей цена за кг 28 рублей

Манная 30 рублей цена за 800г 30 рублей


Чай 100 рублей цена за пачку 45 рублей







Мясные изделия и рыба 5000 рублей Рыба цена за кг 200 рублей

Мясо цена за кг 260 рублей


Масло 270 рублей

Масло (сливочное) 150 рублей Цена за 200 гр 55 рублей

Масло (растительное) 120 рублей Цена за бутылку 48 рублей


Соль 100 рублей Цена за упаковку 13 рублей


Сахар 100 рублей Цена за кг 30 рублей


Итог за продукты 11200

рублей.


2. Коммунальные

услуги:


Плата за квартиру 5000 рублей

Плата за интернет 450 рублей

Плата за электроинергию 1100 рублей

Плата за воду 800 рублей

Плата за садик 3000 рублей

Развлечения (кино,концерт) 1500 рублей

Дополнительные занятия (танцы,изо,английский язык) 2500 рублей


Итог за коммунальные услуги

14350 рублей




3.Бытовые расходы и услуги:

Парикмахерская 800 рублей цена 200 рублей

Порошки стиральные,мыло,пемоксоль 1000 рублей

цена за порошки 350

цена за мыло 25

цена за пемоксоль 30

Салфетки,туалетная бумага 200 рублей цена за салфетки 30

цена за т. бумагу 40

Расходы на бензин для авто 6000 рублей цена за л 32 рублей

Итог за бытовые расходы и услуги 8000 рублей.

4.Одежда: около 30000 рублей



5. Лечение:Аптечные препараты 2000 рублей




Итого расходов: 62150 тысяч рублей

125000-62150 =62850 рублей

Ура! На оставшиеся деньги семья сможет съездить в отпуск на море!

Бюджет семьи Львовых

Доходы

Расходы

1.Зарплата папы-65000

1. Продукты-11200

2. Зарплата мамы -60000

2. Коммунальные услуги-14350



3. Бытовые расходы и услуги - 8000


4. Одежда - 30000


5.Аптечные препараты-2000

Итого: 125000

Итого:62850



















Приложение№2



ПРОЕКТ УРОКА


Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Новодвинск

Султанова Алеся Васильевна – учитель истории и обществознания, высшая кв. категория

Дата проведения – 18.11.2014 года

Класс – 5 Б класс МОУ «СОШ №3», 24 ученика.

Технология – метод проектов

Принципы технологии:

  1. - самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся.

  2. Использование субъектного опыта ученика.

  3. Активная аналитическая исследовательская деятельность учащихся.

  4. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

  5. Создание продукта решения проблемы


Тема урока: Семейный бюджет

Тип урока: практикум в форме ролево - игрового проекта.

Главная цель урока: практическое применение учащимися теоретических знаний.

Задачи урока:

Обучающая:

Актуализация знаний учащихся по темам:

Семья, социальные роли в семье, хозяйство семьи, семейный доход, бюджет семьи.

Развивающая:

Способствовать развитию творческих способностей.

Развитию информационной культуры.

Развитию учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем).

Развитию критического мышления.

Воспитывающая:

Способствовать формированию коммуникативной культуры, сплоченности коллектива, умению работать в команде.











Технологическая карта урока


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент


1 мин

Приветствие, распределение по группам.

Командиры групп распределяют работу в командах

2. Погружение в проектную деятельность

5мин

1.Актуализация знаний через постановку вопросов : Что отличает проект от другой деятельности? Какие критерии работы над проектом можно выделить?

2.Определение регламента работы.

3.Жеребьевка выступающих.

Отвечают на вопросы. Определяют критерии оценки над проектом. Определяют порядок выступления. Выбирают жюри.

3. Выступление групп. Обсуждение и рефлексия

25мин

Вопросы к детям: Как организовали работу в группе? Кто руководил? Как распределили обязанности? Как шло обсуждение? Что было труднее всего? Избегать оценочных суждений, помочь упорядочить информацию, выйти на главную цель работы группы. Постараться найти ей единомышленников.

Представляют свою группу, роли в ней. Рассказывают о ходе работы, анализируют информацию.

Определяют цель своего проекта. Оценивают по критериям работу друг друга.

4.

Работа в группах

9мин

Сплотить данную группу через общие цели работы.

Учитель подходит к каждой группе, консультирует.


Разрабатывают дальнейшие действия по решению проблемы и созданию продукта проекта.

5.Подведение итогов


5мин

Оценки за урок. Сформулировать задачи на следующий этап проектной деятельности.

Командиры групп распределяют работу в командах.











Приложение№3





Анкета

Ребята! Мы первый раз на нашем предмете поработали с методом проектов. Пожалуйста, ответь на несколько вопросов данной анкеты, которую мы проводим с целью выяснения необходимости внедрения метода учебных проектов в учебный процесс.

Результаты анкеты после обработки помогут нам сделать выводы о том, что получилось, а что нет, что вызвало трудности при работе над проектом, нужно ли эту работу продолжать в дальнейшем.



1. Интересно ли тебе было участвовать в проекте по предмету? _____________________________________________________________________________

2. Была ли решена в ходе проекта поставленная проблема?(какая?

_____________________________________________________________________________

3. Учит ли работа над проектом самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?

____________________________________________________________________________



4. Что по-твоему продуктивнее: самому находить информацию или брать готовую с урока в процессе объяснения учителя?





5. А что интереснее лично для тебя: искать самому информацию с консультацией у учителя или получить готовые ответы ?





6. Способствует ли метод проектов развитию творчества, умений работать в коллективе?



7. Получил ли ты для себя что-то новое? _____________________________________________________________________________

8. Пригодятся ли _полученные навыки организации работы для твоей дальнейшей учебы ?



Спасибо! Желаем удачи в дальнейшей учебе !





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!