Борис Пастернак. Роман «Доктор Живаго»
Роман представляет собой историю жизни Юрия Живаго, потомка одного из известных русских предпринимателей конца Х!Х века.
Юрий в 10 лет остался сиротой, вырос в семье профессора Громеко, своего дальнего родственника, врача. Атмосфера профессорской семьи вполне способствовала развитию Юриных талантов. Дочь Александра Александровича и Анны Ивановны Тоня была ему хорошим товарищем, а одноклассник по гимназии Миша Гордон — близким другом.
Как-то Александру Александровичу пришлось ехать по срочному вызову в номера, где только что попыталась свести счёты с жизнью его хорошая знакомая Амалия Карловна Гишар. Профессор уступил просьбе Юры и Миши и взял их с собой. Пока мальчики стояли в прихожей и слушали жалобы пострадавшей, о том, что на такой шаг её толкали ужасные подозрения, из соседней комнаты вышел мужчина, разбудив спавшую в кресле девушку.
В их безмолвном общении было что-то странное, будто он был кукольником, а она марионеткой.
На улице Миша сказал товарищу, что он встречал этого человека. Несколько лет назад они с папой Юры ехали вместе в поезде, и он спаивал в дороге Юриного отца, тогда же бросившегося с площадки на рельсы.
Так Юрию стало известно, что Комаровский виноват в гибели его отца.
Увиденная Юрой девушка была дочерью мадам Гишар. Лариса была гимназисткой. Виктор Ипполитович Комаровский , роль которого при её маменьке не ограничивалась ролью советника в делах и друга дома, стал её кошмаром. Это чувство усилилось, когда она уступила ухаживаниям.
Через несколько лет, уже студентом-медиком, Юрий Живаго вновь встретился с Ларой при необычных обстоятельствах.
Вместе с Тоней Громеко накануне Рождества они ехали на ёлку к знакомым. Накануне тяжело и долго болевшая Анна Ивановна соединила их руки, сказав, что они созданы друг для друга. Тоня действительно была близким и понимающим его человеком.
Юра с Тоней веселились в зале, где за картами сидел Комаровский. Около двух часов ночи вдруг раздался выстрел. Девушка стреляла в Комаровского, но промахнулась, пуля задела товарища прокурора московской судебной палаты. Когда её провели через зал, Юра обомлел — та самая! И вновь тот же седоватый, что имел отношение к гибели его отца! Вернувшись домой, Тоня и Юра уже не застали Анну Ивановну в живых.
Лару стараниями Комаровского удалось спасти от суда. Лара выходит замуж за Пашу Антипова, с детских лет влюблённого в неё. После свадьбы они уехали в Юрятин, на Урал. Лариса преподавала в гимназии и была счастлива, на ней был дом и трёхлетняя Катенька. Паша преподавал латынь и древнюю историю. Справили свадьбу и Юра с Тоней.
В 1914 грянула война. Юрий Андреевич призван врачом на фронт. Павел Павлович Антипов закончил офицерские курсы, оказался на фронте, где в одном из боев попал в плен. Лариса поступила сестрой в санитарный поезд и отправилась искать мужа. На фронте Юрий и Лара встречаются. Они чувствуют друг в друге поддержку и духовную близость, становятся друзьями. Живаго оказался свидетелем развала армии, бесчинства анархиствующих дезертиров.
После серьезного ранения Живаго возвращается домой. Вернувшись в Москву, застал ещё более страшную разруху. В городе нет ни отопления, ни электричества. Увиденное и пережитое заставило доктора многое пересмотреть в своём отношении к революции.
Революционные события заставили Юрия с семьей и его тестя Александра Громеко выехать на Урал, где у Громеко была усадьба и дом. Ехали до Урала почти месяц.
В деревне Варыкино еще можно было выжить и
переждать трудное время…
Сажали картошку и капусту. Живаго иногда принимал больных, а в свободные минуты писал стихи, которые он начал сочинять еще в студенческие годы. В округе, на заснеженных пространствах, хозяйничали вооружённые банды, с ужасом повторявших имя Стрельникова, недавно усмирявшего белогвардейское восстание. Нежданно объявившийся сводный брат Евграф, энергичный, загадочный, очень влиятельный, помог упрочить их положение.
Иногда ему приходится ездить в ближайший городок Юрятин, чтобы купить в аптеке лекарства и препараты, зайти в библиотеку за книгами. Однажды в библиотеке он встречает Ларису Антипову. Лариса с дочкой Катей живут в Юрятине.
Она рассказала ему о себе, о том, что Стрельников — это её муж Павел Антипов, вернувшийся из плена, но скрывшийся под другой фамилией и не поддерживающий отношений с семьёй.
Между Юрием и Ларисой вспыхивают прежние чувства. И хотя Юрий понимает, что обманывает Тоню, но без Ларисы тоже не представляет своей жизни.
Гражданская война добралась и до Урала. Однажды, возвращаясь из Юрятина, Юрий был остановлен вооруженными людьми. Ему объявили, что доктор с этого момента мобилизован в отряд Микулицына, свирепствовали тиф, дизентерия, было много раненых. Юрий Андреевич не скрывал, что идеи Октября его не воспламеняют, потому что они оплачены морями крови и цель не оправдывает средства.
Два года неволи, разлуки с семьёй, лишений и опасности. Однажды зимой Юрию все же удалось бежать.
Он с трудом добрался до Юрятина и узнал от Ларисы, что Тоне и её отцу удалось с помощью знакомых перебраться за границу. Юрий понимает, что больше никогда не увидит жену и детей…
Некоторое время Юрий с Ларисой и Катенькой живут в Юрятине. Живаго пошёл служить в губздрав, а Лариса Федоровна — в губоно. Однако тучи над ними сгущались. В докторе видели социально чуждого, под Стрельниковым начинала колебаться почва. И Юрия, и Ларису могут арестовать...
Неожиданно объявляется Комаровский. Он приглашен на работу советским правительством и едет на Дальний Восток. Как он говорит, возможно, удастся уехать в Китай. Он привёз весть, что Стрельников приговорён к расстрелу и надо спасать Катеньку, если уж Лара не думает о себе.
Доктор сказал Ларе, чтобы она ехала с Комаровским. Юрий отпускает Ларису, считая, что это единственная возможность избежать ареста. Юрий думает, что теперь их жизнь в безопасности. В снежном, лесном одиночестве Юрий Андреевич сходит с ума. Он писал стихи, посвящённые Ларе. Плач по утраченной любимой вырастал в обобщённые мысли об истории и человеке.
В один из вечеров доктор услышал хруст шагов, и в дверях показался человек. Это был Стрельников. Выходило, что Комаровский обманул их! Они проговорили почти всю ночь.
О революции, о Ларе, о детстве на Тверской-Ямской. Утром доктор обнаружил своего собеседника застрелившимся.
Сам Живаго перебирается в Москву. В течение последующих восьми-девяти лет своей жизни он теряет свои врачебные навыки. Юрий меняет работы: пилит дрова, работает истопником, работает дворником… По хозяйству помогала ему дочь бывшего дворника Марина, она служила на телеграфе на линии зарубежной связи. Со временем она стала женой доктора. В свободное время он продолжает писать стихи.
В один счастливый день Юрия разыскивает его сродный брат Евграф, который при советской власти быстро пошел в гору. Евграф – военный человек, у него есть связи в Москве. Евграф снял ему комнату в Камергерском, снабдил деньгами, начал хлопотать о хорошем месте работы. Марина получила от него письмо о том, что он хочет пожить некоторое время в одиночестве. Казалось бы жизнь, наконец, налаживается…
Однако, возвращаясь домой в один из августовских дней, Юрий Андреевич умер в трамвае от сердечного приступа. Попрощаться с ним в Камергерский пришло неожиданно много народу. Среди прощающихся оказалась и Лариса. Она зашла в эту квартиру случайно, по старой памяти. Здесь когда-то жил её первый муж Павел Антипов. Через несколько дней после похорон она неожиданно исчезла: ушла из дому и не вернулась.
Уже в сорок третьем году, на фронте, генерал-майор Евграф Андреевич Живаго, случайно стал расспрашивать бельёвщицу Таньку Безочередову о судьбе. Он быстро понял, что это дочь Ларисы и брата Юрия. Убегая с Комаровским в Монголию, когда красные подходили к Приморью, Лара оставила девочку на железнодорожном разъезде сторожихе Марфе, кончившей дни в сумасшедшем доме. Потом у Тани были беспризорщина, скитания...
Евграф Андреевич не только взял на себя заботу о Татьяне, но и собрал все написанное братом. После смерти Юрия его брат Евграф Андреевич издает сборник стихов Живаго.
История создания романа
* Замысел появился зимой 1917-1918 года. * Осень 1946 года: «Исторический образ России за последнее 45-летие». Выражение его «взгляда на искусство, на жизнь человека в истории». * Роман закончен в 1955 году. * Журнал «Новый мир» отверг роман, так как в нём усмотрели искажённое изображение революции и места интеллигенции в ней * В 1957 году напечатан в Италии
Судьба романа
* В 1958 году Пастернаку присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» * Его исключили из Союза советских писателей. * В СМИ началась травля поэта. * Его заставили отказаться от премии. * Роман опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир»
Варианты названия
* Свеча горела * Мальчики и девочки * Нормы нового благородства * Записки Живульта * История духа живого * Смерти не будет * Доктор Живаго (1948)
Временные рамки романа
* Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. * Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. * Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца * Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.
Темы романа
* В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак затронул важные для своей эпохи проблемы: - судьба русской интеллигенции - роль революции в истории России
* Революция и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев. * Такое отношение к октябрьским событиям было характерно для большей части представителей интеллигенции, потому как в революции им виделось крушение ненавистного старого мира и начало новой, просветленной и достойной жизни.
Авторская позиция
* Судьба человека связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. * Главный герой не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях.
* Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа — его сущность, его достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. * Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь.
* Может показаться, что главный герой произведения — трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее. Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.
Идея романа
* Утверждение жизни * Утверждение ценности человеческого существования * Победа любви над временем, ударами судьбы
Основные мотивы стихов Юрия Живаго
* Дорога, путь. Жизненная дорога. * Зима. Вьюга (Пушкин) * Искусство * История. Революция * Философские мотивы: жизнь и смерть, воскрешение, нравственный выбор. * Важный символ романа – свеча.