Иван Сергеевич Тургенев (1818-1862)
Роман «Отцы и дети» (1862)
История создания
Замысел возникает летом 1860 года. В августе 1861 года роман окончен.
В 1862 году выходит отдельным изданием.
Тургенев посвящает его В.Г.Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.
Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М.Антоновича «Асмодей нашего времени», Д.Писарева «Базаров», Н.Страхова «Отцы и дети» Тургенева».
Также писали о романе Ф.М.Достоевский, А.И.Герцен, М.Е.Салтыков – Щедрин, Н.С.Лесков.
Конфликты романа
Внешний | Внутренний |
Противостояние разных поколений. Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей. | Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, непримиримость его теории на практике. |
Сюжет романа
Глава № 1. Экспозиция Кирсановых | Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия. |
Главы № 2-3 Экспозиция Базарова | Даны портрет и первая характеристика главного героя романа – Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове) |
Главы № 4-11 Завязка внешнего конфликта. Развитие действия | Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсаноаым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью с стороны Павла Петровича. |
Главы №12-13 Подготовка развития внутреннего конфликта | Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов» |
Глава № 14 Завязка внутреннего конфликта | На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой |
Глава №15-17 Развитие действия | Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова |
Главы №18-19 Кульминация внутреннего конфликта | Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова |
Главы №20-21 Усугубление внутреннего конфликта | Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино. |
Главы №22-23 Развитие внешнего конфликта | Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушке из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь – Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой. |
Глава №24 Кульминация и развязка внешнего конфликта | Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства. |
Главы №25-26 | Базаров через город*** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения. |
Глава №27 Усугубление и разрешение внутреннего конфликта | В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства – то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни. |
Глава №28 Эпилог | Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись две свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу в Дрезден. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению». Могилу Базарова навещают его старые родители. |
Евгений Васильевич Базаров
Нигилизм Базарова
Базаров- это мое детище, из-за которого я рассорился…
И.Тургенев
Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг.
Д.Писарев
Базаров называет себя нигилистом (от лат.- ничто). Комплекс убеждений Базарова – не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860 годов. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства в том числе и любовь, объясняют физиологически.
«Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком –то искусстве, бессознательном творчестве…….,чтобы только напиться дурману в кабаке».
* «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава №9).
* «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (глава №6).
* «Я уже доложил вам, что ни во что не верю» (глав №6)
* «Рафаэль медного гроша не стоит»(глава №10)
* «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»
* «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…»
(глава №7)
* «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».
* « -Да ведь надобно же и строить.
-Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить»(глава №10).
* «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? – Базаров ничего не отвечал».
* «Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»(глава №27)
Динамика образа Базарова
В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение. |
Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью – двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология – раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру). |
Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей сложности. Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично». |
Восприятие критикой образа Базарова
Две точки зрения
М .Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «современные романы» |
Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника». |
Д. Писарев «Базаров» |
Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей. |
Система персонажей романа
Два лагеря
«Отцы» Старшее поколение | «Дети» Младшее поколение |
*Николай Петрович Кирсанов *Павел Петрович Кирсанов *Родители Базарова ( Василий Иванович и Арина Власьевна) | *Евгений Васильевич Базаров *Аркадий Николаевич Кирсанов *Кукшина Авдотья Никитишна *Виктор Ситников |
Двойники Базарова
Ситников | Кукшина |
Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником. Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью. Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их. В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. «….»Отец им помыкает по – прежнему, а жена считает его дурачком…и литератором». | Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, воспитание и т.д. Развязна, вульгарна глупа. В эпилоге: «она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по – прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, …которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью». |
Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.
Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм – осознанно выбранная позиция.
Общественно – политические взгляды Базарова
Стремление изменить общественный строй | Отрицание прогрессивной роли дворянского класса | Уважение к трудовому народу |
Философские взгляды Базарова
Материалистический взгляд на природу и человека | Атеизм |
Базаров не нужен обществу, но нужен эпохе, его время еще не пришло. Тургенев не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров одерживает победу.
Роль эпизода дуэли
Дуэли как способ решения конфликтов были приняты у дворян.
Дуэль
Как часть дворянского быта той эпохи | Как прием, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки |
Роль дуэли – дворянский обычай как пережиток |
Павел Петрович Кирсанов | Фенечка | Евгений Базаров |
Неравнодушен, напоминала ему любимую прежде женщину | Поцелуй |
Это придает комический оттенок | Разрушает нигилистическую идею(нарушает заповеди нигилизма) |
Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком начинает письмо к отцу, но бросает с мыслью: «Нет, я еще долго на свете маячить буду». (Маячить - отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой).
Кульминация дуэли – ранение Павла Петровича Кирсанова. И в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых панталонах – как «красиво!». Хотя ранение не серьезно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчеркивает его слабость. Базаров проявляет лучшие качества, оказывая помощь «врагу». «Теперь уже не дуэлист, а доктор».
Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, это подчеркивает контраст между народом и обоими героями. Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Таким образом, поединок так и не разрешил конфликт между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их.
Павел Петрович Кирсанов | Герои - антиподы | Евгений Васильевич Базаров |
Оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны. |
Но! Между ними пропасть, которая их разделяет. |
Реквием по Базарову
С уходом Базарова из жизни политическое напряжение спадает, полуденный зной сменяется белой зимой с трескучими морозами. Жизнь входит в обычное русло. Устраивается и жизнь людей, знавших Базарова.
Гибель Базарова предрешена, хотя его смерть выглядит случайностью. Но мотив не случаен. Он заразился, порезав палец при вскрытии тела умершего от тифа.
В смерти Базарова есть героический мотив, он умер не от болезни, не от старости, не как обычный уездный лекарь. Это смерть самоотверженного русского врача – ученого, до конца исполнившего свой профессиональный долг. Родителям сообщает не сразу. Жалеет их. Только тогда, когда до конца остаются считанные часы, он сообщает отцу о том, что случилось. (глава №27 «старина…скоро мой мозг в отставку подаст…»
Говорит сурово, правдиво, собрав всю силу духа. От исповедания отказывается, но как – то тактично, бережно, стараясь не причинить лишней боли родителям. Это не характерно для прежнего Базарова.
И еще: перед лицом смерти он ищет человека, которому можно сказать самое сокровенное, потому что этот человек дороже всего, потому что любовь к нему побеждает в Базарове все другие чувства. Тут «ломать себя надо».(Это, конечно, Анна Сергеевна Одинцова).
Последние мысли Базарова |
Умереть достойно | Позаботиться о родителях | Сожаления, что многого не успел, главного не сделал | Основной вопрос – «Нужен ли России?» |
Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища
Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот («вид печальный, деревянные кресты поникли и гниют», «каменные плиты сдвинуты», «два – три ощипанных деревца», «скудную тень», «овцы…бродят по могилам») автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами( однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими («не касается человек», « не топчет животное», но «одни птицы садятся у могилы Базарова.
Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, «о вечном спокойствии», «о великом спокойствии «равнодушной природы», «о вечном примирении». «о жизни бесконечной».
Писатель приоткрывает тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.
Женские образы
Анна Сергеевна Одинцова | Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она не способна на сильную страсть. |
Фенечка | Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни – семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее. |
Катя Локтева | Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура – любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя – воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов. |
Герои | Мечты о будущем | Реальное будущее |
Николай Петрович | Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством, и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить. | Женится на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще и попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям. |
Павел Петрович | Хочет закончить жизнь в семье своего брата, живя воспоминаниями. | Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, «все делает добро, сколько может…». Его уважают «туземцы». |
Аркадий | Мечтает, занимается хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей. | Сделался «рьяным хозяином, и ферма уже приносит довольно значительный доход». |
Базаров | Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы, но при этом говорит Одинцовой о том, что скорее всего будет уездным лекарем, не желая «напрасно болтать» о будущем, которое «не от нас зависит». | Умер, заразившись от больного тифом. |
Любовь и счастье в романе
1. | Николай Петрович и Мария, Фенечка. | Сложившиеся пары, в жизни которых, каждого из них присутствует еще одна женщина. |
2. | Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка. |
3. | Аркадий и Одинцова, Катя. |
4. | Базаров и Фенечка, Одинцова. |
Любовь для:
Николая Петровича – мечта, сон. Воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Он дважды выбирает один и тот же тип женщин .Это небогатые, юные, преданные, настоящие матери и жены. Он не умеет жить в одиночестве. Ему необходима семья. Он не общественный человек. | Павла Петровича – загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь. Старый холостяк не готов к семейной жизни. Для него любовь –загадка, которую невозможно разгадать. |
Любовь для:
Аркадия | Базарова |
Очень похож на своего отца. Он любит то же: природу, поэзию, музыку, красоту. Его увлечение Одинцовой понятно: она прекрасна. Но с Катей у него много общего. Сам он слабый человек, поэтому поддается воле Кати. Для него семейная жизнь – главная ценность жизни. | Объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтобы женщина была молода и прекрасна. Он не признает брака, семьи. Любовь для него – неожиданность, потрясение, страсть, которой он захвачен, анна его травмирует, приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь как ненужное чувство. |
Проверь себя. Тесты с выбором. Биография
В 1878 году Тургенев председательствовал на Международном литературном конгрессе совместно:
а) с Виктором Гюго; б) с Гюставом Флобером; в) с Эмилем Золя; г) с Альфредом Доде.
2. Тургенев учился в Московском и Петербургском университетах, отправился в Германию совершенствоваться в любимой науке, в конечном итоге получив степень магистра:
а) философии; б) филологии; в) истории; г) права.
3. Не представляя пока себя профессиональным литератором, Тургенев ищет работу, готовит записку «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине». Был зачислен на место:
а) чиновника в Коллегию иностранных дел;
б) канцеляриста в Министерстве внутренних дел;
в) канцеляриста в Московский коммерческий суд;
г) чиновника в канцелярии военного министерства.
4. Прототипом Рудина становится человек, с которым Тургенев сблизился во время обучения за границей. Кто этот человек?
а) Н.В.Станкевич;
б) М.А.Бакунин;
в) Т.Н.Грановский;
г) А.И.Герцен.
5. Причина разрыва с «Современником»;
а) проект Тургенева «Общества для распространения грамотности и первоначального образования»;
б) писатель становится негласным сотрудником Герцена ( посылает обличительный материал в «Колокол»);
в) сближение Тургенева с одним из вдохновителей «хождения в народ» П.Л.Лавровым;
г) публикация статьи Добролюбова «когда же придет настоящий день?».
6. Тургенев пропагандировал русскую литературу за пределами России, знакомил и русского читателя со многими шедеврами зарубежной литературы. Среди знакомых Тургенева найдите человека, с которым его связывала почти сорокалетняя дружба.
а) Г.Флобер;
б) Ж.Санд;
в) П. Виардо;
г) П.Мериме.
Обзор творчества
1.Первый литературный опыт Тургенева – это:
а) драматическая поэма «Стено»;
б) повесть «Хорь и Калиныч»;
в) пьеса «Нахлебник»;
г) стихотворение в прозе «Русский язык».
2. Пьесы Тургенева с успехом шли на сцене. Уберите пьесу, принадлежащую другому автору.
а) «Провинциалка»;
б) «Нахлебник»;
в) «Месяц в деревне»;
г) « Бешеные деньги».
3. Уезжая за границу, Тургенев оставил издателю журнала «Современник» очерк, который тот поместил в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Это был очерк:
а) «Бежин луг»;
б) «Бурмистр»;
в) «Бирюк»;
г) «Хорь и Калиныч».
4. Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции». Общественному движению, получившему название «хождение в народ», посвящен роман:
а) «Рудин»;
б) «Дворянское гнездо»;
в) «Новь»;
г) «Отцы и дети».
5. В 1852 году Тургенев был арестован за публикацию произведения, посвященного Н.В.Гоголю. В каком качестве выступил тогда Тургенев?
а) прозаика;
б) поэта;
в) драматурга;
г) публициста.
6. Назовите повесть, не входящую в группу «таинственных повестей», поэтика которых напоминала о традициях фантастической прозы романтиков ( Э.По, В.Ф. Одоевского и других):
а) «Призраки»;
б) «Фауст»;
в) «После смерти ( Клара Милич)»;
г) «Сон».