СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман «Отцы и дети»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роман «Отцы и дети»»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1862)


Роман «Отцы и дети» (1862)


История создания


  1. Замысел возникает летом 1860 года. В августе 1861 года роман окончен.

В 1862 году выходит отдельным изданием.

Тургенев посвящает его В.Г.Белинскому. Посвящение имело программный и полемический оттенок.


  1. Выход романа стал общественным событием. На роман живо отреагировала критика, появилось множество статей и обзоров, носивших острый полемический характер. Самыми известными отзывами являются статьи М.Антоновича «Асмодей нашего времени», Д.Писарева «Базаров», Н.Страхова «Отцы и дети» Тургенева».


  1. Также писали о романе Ф.М.Достоевский, А.И.Герцен, М.Е.Салтыков – Щедрин, Н.С.Лесков.

Конфликты романа


Внешний

Внутренний

Противостояние разных поколений.

Проявляется в отношениях Павла Петровича и Базарова, Николая Петровича и Аркадия, Базарова и его родителей.

Борьба между мировоззрением и чувствами Базарова, непримиримость его теории на практике.

Сюжет романа

Глава № 1.

Экспозиция Кирсановых

Жизненная история Николая Петровича, ожидающего приезда сына Аркадия.

Главы № 2-3

Экспозиция Базарова

Даны портрет и первая характеристика главного героя романа – Евгения Васильевича Базарова, приятеля Аркадия, приехавшего вместе с ним. «Чудесный малый, такой простой» (Аркадий о Базарове)

Главы № 4-11

Завязка внешнего конфликта. Развитие действия

Базаров знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем Кирсаноаым. Между героями разворачивается идейная полемика, непримиримость их взглядов оборачивается презрением со стороны Базарова и ненавистью с стороны Павла Петровича.

Главы №12-13

Подготовка развития внутреннего конфликта

Борьба чувств и миропонимания Базарова, пародийное изображение «провинциальных нигилистов»


Глава № 14

Завязка внутреннего конфликта

На балу у губернатора происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой

Глава №15-17

Развитие действия

Поездка Базарова и Аркадия в Никольское, неожиданные чувства Базарова

Главы №18-19

Кульминация внутреннего конфликта

Объяснение героя с Одинцовой, отъезд Базарова

Главы №20-21

Усугубление внутреннего конфликта

Посещение приятелями родительского дома Базарова, поездка в Никольское, возвращение в Марьино.

Главы №22-23

Развитие внешнего конфликта

Базаров и Павел Петрович снова сталкиваются в их интересе к Фенечке, девушке из народа, родившей ребенка Николаю Петровичу. Павлу Петровичу Фенечка напоминает прежнюю любовь – Нелли, Базаров же через ухаживания за Фенечкой пытается самоутвердиться после неудачи с Одинцовой.

Глава №24

Кульминация и развязка внешнего конфликта

Между Базаровым и Павлом Петровичем происходит дуэль, в результате которой Павел Петрович получает ранение, а Базаров уезжает из Марьина. Идейная борьба отходит на второй план, в отношениях между героями доминируют личные чувства.

Главы №25-26

Базаров через город*** едет в Никольское. Он разрывает отношения с Кирсановыми, с Аркадием, своим единственным другом, с Одинцовой. Герою не удается сохранить цельность собственной личности и мировоззрения.

Глава №27

Усугубление и разрешение внутреннего конфликта

В родительском доме, где живы воспоминания о детстве, проявляются естественные, непосредственные чувства – то, что Базаров пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Во время одной из операций Базаров через порез в пальце заражается тифом. Со смертью героя происходит развязка внутреннего конфликта, неразрешимого в жизни.

Глава №28

Эпилог

Через шесть месяцев после смерти Базарова состоялись две свадьбы Аркадия с сестрой Одинцовой, Катей Локтевой, и Николая Петровича с Фенечкой. Павел Петрович уехал за границу в Дрезден. Анна Сергеевна Одинцова вышла замуж «не по любви, а по убеждению».

Могилу Базарова навещают его старые родители.

Евгений Васильевич Базаров

Нигилизм Базарова

Базаров- это мое детище, из-за которого я рассорился…

И.Тургенев

Умереть так, как умер Базаров,- все равно, что сделать великий подвиг.

Д.Писарев


Базаров называет себя нигилистом (от лат.- ничто). Комплекс убеждений Базарова – не художественное преувеличение, в его образе отражаются характерные черты представителей демократической молодежи 1860 годов. Нигилисты отрицают современный им общественный уклад, выступают против преклонения перед любыми авторитетами, отвергают принципы, принятые на веру, отрицают искусство и красоту, любые чувства в том числе и любовь, объясняют физиологически.


  • «Мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком –то искусстве, бессознательном творчестве…….,чтобы только напиться дурману в кабаке».

  • * «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» (глава №9).

  • * «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» (глава №6).

  • * «Я уже доложил вам, что ни во что не верю» (глав №6)

  • * «Рафаэль медного гроша не стоит»(глава №10)

  • * «Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки»

  • * «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например…»

  • (глава №7)

  • * «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем».

  • * « -Да ведь надобно же и строить.

-Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить»(глава №10).

* «Так что ж? вы действуете, что ли? Собираетесь действовать? – Базаров ничего не отвечал».

* «Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»(глава №27)


Динамика образа Базарова


В начале романа Базаров предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своего взгляда на жизнь человек. Однако постепенно живая жизнь вносит коррективы в его мировоззрение.

Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью – двумя онтологическими ситуациями, через которые, по Тургеневу, только и возможно истинное познание жизни. (Онтология – раздел философии, изучающий основы бытия, мироустройства, его структуру).

Первоначальная самоуверенность Базарова исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. «Шоры» нигилизма раздвигаются, перед героем предстает жизнь во всей сложности. Перед смертью Базаров становится проще и мягче: он не противится, когда отец настаивает на исповеди перед кончиной, просит Одинцову «приласкать» его родителей. В сознании героя происходит полная переоценка ценностей: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично».

Восприятие критикой образа Базарова

Две точки зрения


М .Антонович (журнал «Современник»). Статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «современные романы»


Трактовал образ Базарова как карикатуру на современную молодежь в образе «обжоры, болтуна и циника».


Д. Писарев «Базаров»


Раскрывает историческую значимость изображенного Тургеневым типа. Считал, что России на современном этапе ее развития необходимы такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают разумом и волей.

Система персонажей романа

Два лагеря


«Отцы»

Старшее поколение

«Дети»

Младшее поколение

*Николай Петрович Кирсанов

*Павел Петрович Кирсанов

*Родители Базарова ( Василий Иванович и Арина Власьевна)

*Евгений Васильевич Базаров

*Аркадий Николаевич Кирсанов

*Кукшина Авдотья Никитишна

*Виктор Ситников


Двойники Базарова


Ситников


Кукшина

Называет себя «старинным знакомым» Базарова и его учеником.


Приверженность новым идеям носит у Ситникова показной характер: он одет в славянофильскую венгерку, на его визитных карточках, помимо французского, имеется и русский текст, выполненный славянской вязью.


Ситников повторяет мысли Базарова, вульгаризируя и искажая их.


В эпилоге Ситников «толчется в Петербурге и, по его уверениям, продолжает «дело» Базарова. «….»Отец им помыкает по – прежнему, а жена считает его дурачком…и литератором».

Причисляет себя к «эмансипированным дамам». Ее «волнуют» «женский вопрос», физиология, эмбриология, воспитание и т.д. Развязна, вульгарна глупа.


В эпилоге: «она теперь в Гейдельберге и изучает уже не естественные науки, но архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Она по – прежнему якшается с студентами, особенно с молодыми русскими физиками и химиками, …которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью».


Двойники являются пародиями на Базарова, раскрывают слабые стороны его максималистского мировоззрения.

Для Ситникова и Кукшиной модные идеи лишь способ выделиться. Составляют контраст Базарову, для которого нигилизм – осознанно выбранная позиция.


Общественно – политические взгляды Базарова


Стремление изменить общественный строй

Отрицание прогрессивной роли дворянского класса

Уважение к трудовому народу

Философские взгляды Базарова


Материалистический взгляд на природу и человека

Атеизм

Базаров не нужен обществу, но нужен эпохе, его время еще не пришло. Тургенев не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров одерживает победу.


Роль эпизода дуэли

Дуэли как способ решения конфликтов были приняты у дворян.

Дуэль


Как часть дворянского быта той эпохи

Как прием, помогающий писателю обострить конфликт, довести его до кульминации или до развязки

Роль дуэли – дворянский обычай как пережиток





Павел Петрович Кирсанов

Фенечка

Евгений Базаров

Неравнодушен, напоминала ему любимую прежде женщину


Поцелуй

Это придает комический оттенок

Разрушает нигилистическую идею(нарушает заповеди нигилизма)


Приняв вызов, Базаров, возможно, чувствует близость смерти. Вечером перед поединком начинает письмо к отцу, но бросает с мыслью: «Нет, я еще долго на свете маячить буду». (Маячить - отражает душевное состояние героя, который переживает кризис после разрыва с Одинцовой).

Кульминация дуэли – ранение Павла Петровича Кирсанова. И в эту «трагическую» минуту автор не оставляет иронического тона, которым сообщает о появлении струйки крови на белых панталонах – как «красиво!». Хотя ранение не серьезно, Павел Петрович теряет сознание. Этим писатель подчеркивает его слабость. Базаров проявляет лучшие качества, оказывая помощь «врагу». «Теперь уже не дуэлист, а доктор».

Сцену дуэли обрамляет появление мужика с лошадью, это подчеркивает контраст между народом и обоими героями. Эпизод дуэли завершается отъездом главного героя. Таким образом, поединок так и не разрешил конфликт между Павлом Петровичем и Базаровым, между «отцами и детьми», а лишь формально примирил их.




Павел Петрович Кирсанов

Герои - антиподы




Евгений Васильевич Базаров

Оба самолюбивы, категоричны, при этом они порядочны, искренны.

Но!

Между ними пропасть, которая их разделяет.

Реквием по Базарову

С уходом Базарова из жизни политическое напряжение спадает, полуденный зной сменяется белой зимой с трескучими морозами. Жизнь входит в обычное русло. Устраивается и жизнь людей, знавших Базарова.

Гибель Базарова предрешена, хотя его смерть выглядит случайностью. Но мотив не случаен. Он заразился, порезав палец при вскрытии тела умершего от тифа.

В смерти Базарова есть героический мотив, он умер не от болезни, не от старости, не как обычный уездный лекарь. Это смерть самоотверженного русского врача – ученого, до конца исполнившего свой профессиональный долг. Родителям сообщает не сразу. Жалеет их. Только тогда, когда до конца остаются считанные часы, он сообщает отцу о том, что случилось. (глава №27 «старина…скоро мой мозг в отставку подаст…»

Говорит сурово, правдиво, собрав всю силу духа. От исповедания отказывается, но как – то тактично, бережно, стараясь не причинить лишней боли родителям. Это не характерно для прежнего Базарова.

И еще: перед лицом смерти он ищет человека, которому можно сказать самое сокровенное, потому что этот человек дороже всего, потому что любовь к нему побеждает в Базарове все другие чувства. Тут «ломать себя надо».(Это, конечно, Анна Сергеевна Одинцова).



Последние мысли Базарова



Умереть достойно

Позаботиться о родителях

Сожаления, что многого не успел, главного не сделал

Основной вопрос – «Нужен ли России?»

Анализ последнего абзаца романа – описание сельского кладбища

Открывается описание печальной картиной сельского кладбища. Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот («вид печальный, деревянные кресты поникли и гниют», «каменные плиты сдвинуты», «два – три ощипанных деревца», «скудную тень», «овцы…бродят по могилам») автор постепенно возвышает голос до торжественного пафоса; это создается и синтаксическими средствами( однородные придаточные; короткие, четкие бессоюзные предложения), и лексическими («не касается человек», « не топчет животное», но «одни птицы садятся у могилы Базарова.

Затем снова скорбная картина описания страданий одиноких старичков. Она подробна, эпична и завершается риторическими вопросами: «Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу о вечной жизни природы, «о вечном спокойствии», «о великом спокойствии «равнодушной природы», «о вечном примирении». «о жизни бесконечной».

Писатель приоткрывает тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от будничных, быстротечных, преходящих споров и ссор к вечной правоте природы, красоты, любви. Он как говорит нам: мгновенна жизнь человека, смешны его «идейные битвы», но вечна жизнь, и вечна любовь, благодаря которой «держится и движется жизнь». И только она права. И в этом смысле роман Тургенева – о любви, которая сильнее смерти, ибо она вечна.


Женские образы




Анна Сергеевна Одинцова

Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства.

Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом.

Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она не способна на сильную страсть.


Фенечка

Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович.

Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни – семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее.



Катя Локтева

Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура – любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера.

Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные».

Катя – воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов.


Герои


Мечты о будущем

Реальное будущее





Николай Петрович

Мечтает о жизни вместе с сыном и Фенечкой. О дружбе с Аркадием, о том, что Аркадий займется хозяйством, и они вместе будут проводить вечера, читать, слушать музыку, спорить.

Женится на Фенечке, живут вместе с семьей сына, обожает невестку, да еще и попал в мировые посредники – чувствует свою нужность людям.


Павел Петрович

Хочет закончить жизнь в семье своего брата, живя воспоминаниями.

Уехал в Дрезден, где придерживается прежних взглядов, «все делает добро, сколько может…». Его уважают «туземцы».



Аркадий

Мечтает, занимается хозяйством в семье отца и смутно представляет себе свою жизнь под влиянием нигилистических идей.

Сделался «рьяным хозяином, и ферма уже приносит довольно значительный доход».




Базаров

Мечтает о великом поприще, чувствует в себе силы, но при этом говорит Одинцовой о том, что скорее всего будет уездным лекарем, не желая «напрасно болтать» о будущем, которое «не от нас зависит».

Умер, заразившись от больного тифом.

Любовь и счастье в романе


1.

Николай Петрович и Мария, Фенечка.

Сложившиеся пары, в жизни которых, каждого из них присутствует еще одна женщина.

2.

Павел Петрович и княгиня Р., Фенечка.

3.

Аркадий и Одинцова, Катя.

4.

Базаров и Фенечка, Одинцова.

Любовь для:


Николая Петровича

мечта, сон. Воспоминание о Марии, о молодости и красоте. Он дважды выбирает один и тот же тип женщин .Это небогатые, юные, преданные, настоящие матери и жены. Он не умеет жить в одиночестве. Ему необходима семья. Он не общественный человек.

Павла Петровича

загадка, поиск разгадки сфинкса, это страсть и страдание, ломающее жизнь. Старый холостяк не готов к семейной жизни. Для него любовь –загадка, которую невозможно разгадать.



Любовь для:

Аркадия

Базарова

Очень похож на своего отца. Он любит то же: природу, поэзию, музыку, красоту. Его увлечение Одинцовой понятно: она прекрасна. Но с Катей у него много общего. Сам он слабый человек, поэтому поддается воле Кати. Для него семейная жизнь – главная ценность жизни.

Объясняет свой интерес к женщинам физиологическими причинами, поэтому для него главное, чтобы женщина была молода и прекрасна. Он не признает брака, семьи. Любовь для него – неожиданность, потрясение, страсть, которой он захвачен, анна его травмирует, приводит в состояние депрессии. Он отрицал любовь как ненужное чувство.

Проверь себя. Тесты с выбором. Биография


  1. В 1878 году Тургенев председательствовал на Международном литературном конгрессе совместно:

а) с Виктором Гюго; б) с Гюставом Флобером; в) с Эмилем Золя; г) с Альфредом Доде.

2. Тургенев учился в Московском и Петербургском университетах, отправился в Германию совершенствоваться в любимой науке, в конечном итоге получив степень магистра:

а) философии; б) филологии; в) истории; г) права.

3. Не представляя пока себя профессиональным литератором, Тургенев ищет работу, готовит записку «Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине». Был зачислен на место:

а) чиновника в Коллегию иностранных дел;

б) канцеляриста в Министерстве внутренних дел;

в) канцеляриста в Московский коммерческий суд;

г) чиновника в канцелярии военного министерства.

4. Прототипом Рудина становится человек, с которым Тургенев сблизился во время обучения за границей. Кто этот человек?

а) Н.В.Станкевич;

б) М.А.Бакунин;

в) Т.Н.Грановский;

г) А.И.Герцен.

5. Причина разрыва с «Современником»;

а) проект Тургенева «Общества для распространения грамотности и первоначального образования»;

б) писатель становится негласным сотрудником Герцена ( посылает обличительный материал в «Колокол»);

в) сближение Тургенева с одним из вдохновителей «хождения в народ» П.Л.Лавровым;

г) публикация статьи Добролюбова «когда же придет настоящий день?».

6. Тургенев пропагандировал русскую литературу за пределами России, знакомил и русского читателя со многими шедеврами зарубежной литературы. Среди знакомых Тургенева найдите человека, с которым его связывала почти сорокалетняя дружба.

а) Г.Флобер;

б) Ж.Санд;

в) П. Виардо;

г) П.Мериме.

Обзор творчества

1.Первый литературный опыт Тургенева – это:

а) драматическая поэма «Стено»;

б) повесть «Хорь и Калиныч»;

в) пьеса «Нахлебник»;

г) стихотворение в прозе «Русский язык».

2. Пьесы Тургенева с успехом шли на сцене. Уберите пьесу, принадлежащую другому автору.

а) «Провинциалка»;

б) «Нахлебник»;

в) «Месяц в деревне»;

г) « Бешеные деньги».

3. Уезжая за границу, Тургенев оставил издателю журнала «Современник» очерк, который тот поместил в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Это был очерк:

а) «Бежин луг»;

б) «Бурмистр»;

в) «Бирюк»;

г) «Хорь и Калиныч».

4. Тургенева называли «летописцем русской интеллигенции». Общественному движению, получившему название «хождение в народ», посвящен роман:

а) «Рудин»;

б) «Дворянское гнездо»;

в) «Новь»;

г) «Отцы и дети».

5. В 1852 году Тургенев был арестован за публикацию произведения, посвященного Н.В.Гоголю. В каком качестве выступил тогда Тургенев?

а) прозаика;

б) поэта;

в) драматурга;

г) публициста.

6. Назовите повесть, не входящую в группу «таинственных повестей», поэтика которых напоминала о традициях фантастической прозы романтиков ( Э.По, В.Ф. Одоевского и других):

а) «Призраки»;

б) «Фауст»;

в) «После смерти ( Клара Милич)»;

г) «Сон».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!