СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Романтизм  в художественной культуре Европы XIXв.: открытие «внутреннего человека»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Романтизм  в художественной культуре Европы XIXв.: открытие «внутреннего человека»»

   Романтизм  в художественной культуре Европы XIXв.:  открытие «внутреннего человека»

   Романтизм  в художественной культуре Европы XIXв.: открытие «внутреннего человека»

Главные эстетические принципы Неприятие реальной жизни Исключительность романтического героя Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья Интерес к фольклору Экзотика дальних стран

Главные эстетические принципы

  • Неприятие реальной жизни
  • Исключительность романтического героя
  • Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы
  • Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья
  • Интерес к фольклору
  • Экзотика дальних стран
Изобразительное искусство романтизма Герой эпохи: портретная живопись В борьбе со стихией: пейзажная живопись Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья Современная жизнь глазами романтиков Экзотика Востока

Изобразительное искусство романтизма

  • Герой эпохи: портретная живопись
  • В борьбе со стихией: пейзажная живопись
  • Культ прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья
  • Современная жизнь глазами романтиков
  • Экзотика Востока
Особенности эпохи Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века в большинстве стран Европы. Начал складываться после Французской буржуазной революции 1789 г. Прогрессивные писатели и общественные деятели Западной Европы были не удовлетворены результатами революции, которая не принесла желаемой свободы. Буржуазия теперь сталкивается не только с феодальным дворянством, но и с новым классом- пролетариатом. Борьба общественных интересов этих трех классов- вот основная «пружина», по выражению Ф.Энгельса, данного периода времени. Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. «О! Я не стар! Но мир, бесспорно, Был сотворен не для меня!»- восклицал Байрон, не скрывая своего разочарования.  «Мир расколот»,-писал Гейне,- и «великая мировая трещина», по его мнению, проходила через самое сердце поэта.

Особенности эпохи

Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале XIX века в большинстве стран Европы. Начал складываться после Французской буржуазной революции 1789 г. Прогрессивные писатели и общественные деятели Западной Европы были не удовлетворены результатами революции, которая не принесла желаемой свободы. Буржуазия теперь сталкивается не только с феодальным дворянством, но и с новым классом- пролетариатом. Борьба общественных интересов этих трех классов- вот основная «пружина», по выражению Ф.Энгельса, данного периода времени.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ.

«О! Я не стар! Но мир, бесспорно,

Был сотворен не для меня!»-

восклицал Байрон, не скрывая своего разочарования.

«Мир расколот»,-писал Гейне,- и «великая мировая трещина», по его мнению, проходила через самое сердце поэта.

Особенности романтизма

  • Расхождение между мечтой и действительностью.
  • Поиск идеала:

-в мире грез, мечты;

-в потустороннем, загробном мире;

-в историческом прошлом, которое искажается, служит лишь фоном;

-в экзотических странах;

-в преобразованном революционным путем будущем обществе;

-в мире природы.

3. Полная свобода творчества, использование самых различных жанров, но главенствует лирика. Лирические элементы вводятся и в эпическую поэму, появляется лиро- эпическая поэма. Возникает исторический роман.

4. Сюжет обычно строится на фантастических событиях.

5. Интерес ко всему экзотическому , сильному, яркому, возвышенному.

6. Склонность отражать «ночную» сторону движения души, тяга к интуитивному, бессознательному.

7. Интерес к национальной самобытности, внимание к фольклору, создание собственных произведений в фольклорных жанрах, перевод произведений других народов- формируется понятие мировой литературы.

8. Широкое использование символики.

9. Композиции свойственны резкие контрасты.

10. Романтики большое внимание уделяли природе- бурной стихии. Типичный романтический пейзаж: море, горы, небо .

Романтический герой Основные  черты . 1. Не обычный человек, а яркая личность с сильным характером. (Исключительный характер в исключительных обстоятельствах). 2. Не удовлетворен окружающим миром, отвергает его законы, поэтому вступает с ним в конфликт. 3. Одинокий. 4. Стремящийся к абсолютной свободе. 5. Страстная личность. Страсти делились на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие). 6. Отсутствие эволюции характера, т.к. обстоятельства не влияли на личность. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

Романтический герой

Основные черты .

1. Не обычный человек, а яркая личность с сильным характером. (Исключительный характер в исключительных обстоятельствах).

2. Не удовлетворен окружающим миром, отвергает его законы, поэтому вступает с ним в конфликт.

3. Одинокий.

4. Стремящийся к абсолютной свободе.

5. Страстная личность. Страсти делились на высокие (любовь во всех ее проявлениях) и низкие (зависть, жадность, честолюбие).

6. Отсутствие эволюции характера, т.к. обстоятельства не влияли на личность.

Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.

В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико (1791—1824) «Плот «Медузы». В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж. В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.

В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико (1791—1824) «Плот «Медузы». В основе сюжета — реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза».

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж.

  • В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.

Теодор Жерико «Сцена крушения»

Теодор Жерико «Сцена крушения»

Фердинан Виктор Эжен Делакруа «Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»

Фердинан Виктор Эжен Делакруа

«Мое сердце,- писал он, — всегда начинает учащенно биться, когда я остаюсь лицом к лицу с огромной стеной, ожидающей прикосновения моей кисти»

Работы Делакруа: Данте и Вергилий

Работы Делакруа:

Данте и Вергилий

 «Резня в Хиосе»

«Резня в Хиосе»

«Смерть Сарданапала»

«Смерть Сарданапала»

 «Охота на львов в Марокко»

«Охота на львов в Марокко»

Работы Делакруа:

Работы Делакруа:

"Смертельно раненый разбойник, утоляющий жажду". 1825 г.

"Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см. Лувр, Париж.

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр   «…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее»  ( Эжен Делакруа)

Свобода, ведущая народ, 1830, Лувр

«…Если я не сражался за родину, то пусть, по крайней мере, буду писать ради нее»

( Эжен Делакруа)

Смерть Сарданапала, 1827 Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.  Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.  Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.

Смерть Сарданапала, 1827

  • Делакруа взял сюжет картины из драмы Джорджа Гордона Байрона «Сарданапал», но с некоторыми изменениями. На художника также повлияло длительное пребывание в Испании и Марокко.
  • Легенда об ассирийском царе такова: он был известным распутником, своим равнодушием к делам страны доведшим её до восстания. После неудачной попытки подавить мятеж, Сарданапал решает покончить жизнь самоубийством. На картине изображён тот момент, когда царь приказывает также убить своего любимого коня, собак и женщин, уничтожить все свои сокровища. Сам Делакруа писал, что образ Сарданапала — суровое предупреждение для тех, кто не стремится в своей жизни к добродетели.
  • Несмотря на отчаянное решение царя, на картине он выглядит расслабленным и наслаждается устроенной им оргией. Горящая на заднем плане башня символизирует равнодушие Сарданапала к своему погибающему царству, а слон со сломанными бивнями — потерянную власть.
Хиосская резня Эжен Делакруа сюжетом для этой картины взял эпизод истории борьбы за независимость Греции 11 апреля 1822. Из 10 000 жителей устояло только 3000 человек. Остров после борьбы оказался разрушен и необитаем. Делакруа хотел в своей работе достичь правдивости изображения. Однако публика разделилась в оценке картины. Многие критики считали, что художнику так и не удалось достичь целостности сюжета. Однако в то время картина была приобретена за огромные деньги. В настоящее время полотно хранится в Лувре.

Хиосская резня

  • Эжен Делакруа сюжетом для этой картины взял эпизод истории борьбы за независимость Греции 11 апреля 1822. Из 10 000 жителей устояло только 3000 человек. Остров после борьбы оказался разрушен и необитаем. Делакруа хотел в своей работе достичь правдивости изображения. Однако публика разделилась в оценке картины. Многие критики считали, что художнику так и не удалось достичь целостности сюжета. Однако в то время картина была приобретена за огромные деньги. В настоящее время полотно хранится в Лувре.
Каспар Давид Фридрих  Немецкий художник.  Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.  «Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Каспар Давид Фридрих

Немецкий художник.

Родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде в семье мыловара. В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794-1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене. В 1794-1798 учился в копенгагенской Академии художеств. До 1807 работал исключительно в технике рисунка затем обратился и к масляной живописи. Главным выразителем эмоциональной нагрузки Давида является свет. Он не создает иллюзию света, а заставляет предметы и фигуры отбрасывать причудливые и таинственные тени. В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией. Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене.

«Картина должна восприниматься как картина, как создание рук человеческих, а не обманывать нас совершенным подобием с натуры» (К.Д. Фридрих)

Работы Давида Фридриха:  «Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар «Странник над морем тумана» (1817—1818)

Работы Давида Фридриха:

«Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар

«Странник над морем тумана» (1817—1818)

Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»

Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»

Каспар Давид Фридрих  «Двое, созерцающие луну»

Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну»

Франсиско Хосе де Гойя  Испанский живописец, гравер.  Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском:  - картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791),  - портреты («Семья короля Карла IV», 1800),  - росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20),  - картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).

Франсиско Хосе де Гойя

Испанский живописец, гравер.

Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики, социально направленным гротеском:

- картоны для королевской шпалерной мастерской («Игра в жмурки», 1791),

- портреты («Семья короля Карла IV», 1800),

- росписи (в капелле церкви Сан Антонио де ла Флорида, 1798, Мадрид, в «Доме Глухого», 1820-23), графика (серии «Капричос», 1797-98, «Бедствия войны», 1810-20),

- картины («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» — обе ок. 1814).

Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Прадо, Мадрид  Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.  Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...

Франсиско Гойя.

Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года.

1814 г. Прадо, Мадрид

Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии.

  • Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ — расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...
Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла VII .

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла VII .

 а порой зловещие и отталкивающие.  Франсиско Гойя. Сатурн пожирает одного из своих детей. 1819-1823 годы. Прадо. Мадрид.

а порой зловещие и отталкивающие.

Франсиско Гойя. Сатурн пожирает одного из своих детей. 1819-1823 годы. Прадо. Мадрид.

Уильям Тёрнер

Уильям

Тёрнер

Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях?  Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»

Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях?

Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»

 Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.

Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.

Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента.   Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты.

Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента.

Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты.

Фантастическое  в романтизме Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма.  Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?

Фантастическое в романтизме

  • Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма.
  • Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?
Романтизм в живописи Работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от

Романтизм в живописи

Работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от "тусклой повседневности". Любимыми выразительными средствами романтической живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры.

 

Теодор Жерико  (1791-1824) - первый, которому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм.

Теодор Жерико (1791-1824) - первый, которому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм.

Теодор Жерико «Плот «Медузы»

Теодор Жерико

«Плот «Медузы»

 подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788—1824). Мировую славу Байрону принесла монументальная поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818). Основу сочинения составили разрозненные дневниковые записи, которые поэт вел во время путешествия по разным странам Европы. Байрон объединил эти тексты мотивом странствий главного героя — Чайльд Гарольда, — вечно мрачного, одинокого, неудовлетворенного всем сущим мыслителя, который повсюду видит лишь трагические стороны бытия. Душа Чайльда Гарольда полна болезненной тоски и сомнений. В тщетных попытках найти свое место среди людей он мечется по свету и наконец приходит к печальному выводу: «Жизнь такова, что она вздоха не стоит». Джордж Ноэл Гордон Байрон

подлинным «отцом романтизма» принято считать английского поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона (1788—1824). Мировую славу Байрону принесла монументальная поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818). Основу сочинения составили разрозненные дневниковые записи, которые поэт вел во время путешествия по разным странам Европы. Байрон объединил эти тексты мотивом странствий главного героя — Чайльд Гарольда, — вечно мрачного, одинокого, неудовлетворенного всем сущим мыслителя, который повсюду видит лишь трагические стороны бытия. Душа Чайльда Гарольда полна болезненной тоски и сомнений. В тщетных попытках найти свое место среди людей он мечется по свету и наконец приходит к печальному выводу: «Жизнь такова, что она вздоха не стоит».

Джордж Ноэл Гордон Байрон

Чуть позднее европейские читатели смогли познакомиться с работой франкфуртского философа отшельника Артура Шопенгауэра (1788—1860) «Мир как воля и представление». Книга поразила современников глубочайшим пессимизмом. Автор утверждал, что история человечества лишена всякого смысла. Не разум, а слепая воля к жизни, жестокая и иррациональная, правит обществом. Свободным человека делает лишь смерть, небытие, самоуничтожение. Артур Шопенгауэр

Чуть позднее европейские читатели

смогли познакомиться с работой

франкфуртского философа

отшельника Артура Шопенгауэра

(1788—1860) «Мир как воля и

представление». Книга поразила

современников глубочайшим

пессимизмом. Автор утверждал, что

история человечества лишена всякого

смысла. Не разум, а слепая воля к

жизни, жестокая и иррациональная,

правит обществом.

Свободным человека делает лишь

смерть, небытие, самоуничтожение.

Артур Шопенгауэр

Гораздо ярче  романтизм  расцвел в английской прозе, где заблистало имя Вальтера Скотта (1771—1832) , создателя жанра исторического романа. Знаменитым писатель стал в 1814 г ., когда вышел в свет его первый роман «Уэверли». Вслед за этим «шотландский чародей» (как назвал В. Скотта А.С. Пушкин) написал 25 исторических романов, несколько сборников стихов, пьесы, поэмы, двухтомник «История Шотландии» и многотомное сочинение «Жизнь Наполеона Бонапарта» . Каждое новое произведение Скотта тотчас переводилось на иностранные языки, и его влияние на развитие европейской литературы было огромным. Вальтер Скотт

Гораздо ярче  романтизм  расцвел в английской прозе, где заблистало имя Вальтера Скотта (1771—1832) , создателя жанра исторического романа. Знаменитым писатель стал в 1814 г ., когда вышел в свет его первый роман «Уэверли». Вслед за этим «шотландский чародей» (как назвал В. Скотта А.С. Пушкин) написал 25 исторических романов, несколько сборников стихов, пьесы, поэмы, двухтомник «История Шотландии» и многотомное сочинение «Жизнь Наполеона Бонапарта» . Каждое новое произведение Скотта тотчас переводилось на иностранные языки, и его влияние на развитие европейской литературы было огромным.

Вальтер Скотт

Вершиной английской литературы XIX в. является творчество  Чарльза Диккенса (1812—1870). Его романы во все времена пользовались в России особой любовью. «Как типичен, своеобразен и национален Диккенс», — говорил о нем Ф.М. Достоевский, вторя своим современникам, увлеченным «диккенсовской прелестью». Мир сочинений Диккенса разнообразен и глубок. Он не был романтиком в традиционном понимании, хотя многое связывает писателя с эстетикой этого направления. Романтические преувеличения, фантастика, гротеск и шарж, скепсис и пессимизм — все это характерно для романов писателя. Вместе с тем Диккенс был чужд «бегству от действительности». Скорее наоборот: он возвысил свой голос в защиту униженных и обиженных, твердо веря в великое и прекрасное будущее своего народа. Острота жизненных ситуаций, раскрытых Диккенсом в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» и других, приближает писателя к высотам критического реализма, а глубокий психологизм и человечность ставят его в ряд великих гуманистов. Чарльз Диккенс

Вершиной английской литературы XIX в. является творчество Чарльза Диккенса (1812—1870). Его романы во все времена пользовались в России особой любовью. «Как типичен, своеобразен и национален Диккенс», — говорил о нем Ф.М. Достоевский, вторя своим современникам, увлеченным «диккенсовской прелестью».

Мир сочинений Диккенса разнообразен и глубок. Он не был романтиком в традиционном понимании, хотя многое связывает писателя с эстетикой этого направления. Романтические преувеличения, фантастика, гротеск и шарж, скепсис и пессимизм — все это характерно для романов писателя. Вместе с тем Диккенс был чужд «бегству от действительности». Скорее наоборот: он возвысил свой голос в защиту униженных и обиженных, твердо веря в великое и прекрасное будущее своего народа. Острота жизненных ситуаций, раскрытых Диккенсом в романах «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Домби и сын», «Дэвид Копперфильд» и других, приближает писателя к высотам критического реализма, а глубокий психологизм и человечность ставят его в ряд великих гуманистов.

Чарльз Диккенс

Немецкие писатели-романтики — Новалис, Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Л. Тик — считали, что мышление звуками выше любого другого, и музыка может рассказать о том, где слова поэзии или образы живописи бессильны. Под влиянием этих идей родились представления о художнике-универсале, обладающем «синтетическим» талантом композитора, поэта и живописца, что безгранично расширяет его творческие возможности.
  • Немецкие писатели-романтикиНовалис, Фр. Шлегель, Э.Т.А. Гофман, Л. Тик — считали, что мышление звуками выше любого другого, и музыка может рассказать о том, где слова поэзии или образы живописи бессильны. Под влиянием этих идей родились представления о художнике-универсале, обладающем «синтетическим» талантом композитора, поэта и живописца, что безгранично расширяет его творческие возможности.
Эрнст Теодор Амадей Гофман Генрих Гейне

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Генрих Гейне

Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством. Французские романтики заявили о себе в начале XIX в. Среди них выделим фигуру виконта Франсуа-Рене де Шатобриана (1768—1848). Пушкин назвал его «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения». В отличие от многих своих соотечественников Шатобриан не порвал с религией. В своем знаменитом трактате «Гений христианства» (1802) он доказывает, какую огромную роль сыграли духовные ориентиры человечества — евангельские заповеди в развитии творческой мысли и искусства. Драматизм жизни писатель видит не в социальных противоречиях, а в изначально присущей бытию борьбе добра и зла, духа и плоти. С именем Шатобриана связано рождение романа, представляющего собой монолог героя. В нем главное внимание уделено «событиям» внутренней жизни персонажа, от имени которого ведется повествование. В подобный исповедальный роман Шатобриан не мог не внести много личного, и современники порой безошибочно угадывали за литературными образами реальных людей (они называли такое сочинение «роман с ключом»).

Франсуа-Рене де Шатобриан

Французский  романтизм  открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом поприще по праву принадлежит Жермене де Сталь (1767—1816). Эту женщину, как сказал А.С. Пушкин, «удостоил Наполеон — гонения, монархи — доверенности, Байрон — своей дружбы, Европа — своего уважения». Публицист по дарованию, Сталь выступила в защиту прав и свобод женщин, обвиняя общество в лицемерной морали. Ее романами «Дельфина» (1802) и «Коринна , или Италия» (1807) в свое время зачитывалась женская половина российского общества.  

Французский  романтизм  открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом поприще по праву принадлежит Жермене де Сталь (1767—1816). Эту женщину, как сказал А.С. Пушкин, «удостоил Наполеон — гонения, монархи — доверенности, Байрон — своей дружбы, Европа — своего уважения». Публицист по дарованию, Сталь выступила в защиту прав и свобод женщин, обвиняя общество в лицемерной морали. Ее романами «Дельфина» (1802) и «Коринна , или Италия» (1807) в свое время зачитывалась женская половина российского общества.

 

Большую роль в  культуре  XIX в. сыграла Аврора Дюдеван (1804— 1876), известная всему миру под псевдонимом Жорж Санд . С самых первых своих романов она повела решительный разговор об эмансипации женщин. В лучших книгах (а всего Жорж Санд принадлежат свыше 100 произведений) писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.) В числе больших почитателей ее таланта был И.С. Тургенев.

Большую роль в  культуре  XIX в. сыграла Аврора Дюдеван (1804— 1876), известная всему миру под псевдонимом Жорж Санд . С самых первых своих романов она повела решительный разговор об эмансипации женщин. В лучших книгах (а всего Жорж Санд принадлежат свыше 100 произведений) писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.) В числе больших почитателей ее таланта был И.С. Тургенев.

Просветительская литература Франции XVIII в. с ее философской «разумностью» и назидательностью почти совсем заглушила поэтическую музу. Возрождение французской поэзии связано с творчеством поэта-романтика Альфонса де Ламартина (1790— 1869). Когда-то язвительный критик В.Г. Белинский упрекнул Ламартина в «сладкозвучности» и в том, что его лирика соткана «из вздохов, охов, облаков туманов, паров, теней и призраков». По - видимому, неприязненная суровость этих слов вызвана не столько лирическим слогом поэта, сколько христианской мистикой, духом которой пронизано все творчество. Перо Ламартина воспевало мимолетно-хрупкое земное счастье, напоминало о бренности и тщете быстротечной жизни. Характерный герой его сочинений — несчастный скиталец, который томится на земле и уповает на загробное обетование, где мечтает соединиться с душой умершей любимой:

 

Встает ли день, нощные ль сходят тени, —

И мрак и свет противны мне...

Моя судьба не знает изменений —

И горесть вечная в душевной глубине!

Но долго ль страннику томиться в заточенье?

Когда на лучший мир покину дольний прах

Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье;

Где солнце истины в нетленных небесах?..

Тогда, быть может, прояснится

Надежд таинственных спасительный предмет,

К чему душа и здесь еще стремится

И токмо там, в отчизне, обоймет...

  (Перевод Ф.Тютчева )

В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная, необыкновенная фигура. Долгое время ему отказывали в «серьезности» и упрекали в том, что сегодня называется «идти на поводу у публики». Однако романы Дюма имели феноменальный успех у современников. Потомки же часто «изучают» историю Франции по его книгам.   Лучшие сочинения писателя относятся к 1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». В текстах этих произведений прослеживается влияние и бульварной мелодрамы, и романа-фельетона с его преувеличенными страстями и лихо закрученной интригой. Дюма разыскивал в старинных мемуарах и документах яркие, порой анекдотичные случаи и переиначивал их, давая волю своей искрометной фантазии, воспевая энергию, отвагу, чувство долга и благородства. Прихоти правителей, придворные интриги, любовные страсти —все это предстает на страницах его романов в живом, очищенном от «пыли времен» виде. Герои его бессмертных творений всегда сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия. Александр Дюма

В кругу французских романтиков Александ Дюма (1803 — 1870) — колоритная, необыкновенная фигура. Долгое время ему отказывали в «серьезности» и упрекали в том, что сегодня называется «идти на поводу у публики». Однако романы Дюма имели феноменальный успех у современников. Потомки же часто «изучают» историю Франции по его книгам.

  Лучшие сочинения писателя относятся к 1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте-Кристо». В текстах этих произведений прослеживается влияние и бульварной мелодрамы, и романа-фельетона с его преувеличенными страстями и лихо закрученной интригой. Дюма разыскивал в старинных мемуарах и документах яркие, порой анекдотичные случаи и переиначивал их, давая волю своей искрометной фантазии, воспевая энергию, отвагу, чувство долга и благородства. Прихоти правителей, придворные интриги, любовные страсти —все это предстает на страницах его романов в живом, очищенном от «пыли времен» виде. Герои его бессмертных творений всегда сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия.

Александр Дюма

Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго (1802—1885) имеет мало

соперников во французской романтической прозе. Его жизненный и

творческий путь длился долго, почти весь XIX в. Сочинения Гюго

отличаются редким художественным единством. Во всем, что

выходило из-под его пера, чувствуется мощная индивидуальность,

слышится взволнованный голос автора, исполненного страстного

желания защитить добро и справедливость. Как признается он сам:

  Я был непримирим во дни лихих годин,

На многих деспотов я шел войной один...

  Жизнь представляется Гюго ареной борьбы добра и зла, и свой удел писатель видит в том, чтобы передать в художественной форме вопиющие противоречия прекрасного и безобразного, счастья и страданий. Взор Гюго обращен к крушению цивилизаций, к кровавой борьбе народов против тирании. Эти катастрофы истории сродни тем пугающим безднам, которые открывает писатель в душах людских. Но он верит в добрые начала жизни и твердо ведет своих героев «от мрака к свету». Так, в романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, обнажает перед читателем омерзительное лицо пороков и преступлений. И тут же возносит своих персонажей к вершинам возвышенных чувств, к подлинной красоте и величию души.

После прихода Наполеона III к власти убежденный противник монархии Гюго вынужден был покинуть Францию. Девятнадцать лет он провел на островах Атлантического океана.

Виктор Гюго

Оноре де Бальзак

Большое влияние романтизма испытал могучий талант писателя-реалиста Оноре де Бальзака (1799—1850). Он родился в простой семье, и дворянская частица «де», самовольно присвоенная писателем в юности, — дань мечтаниям о дворянском титуле и гербе, характерным для молодых парижских честолюбцев. Отец Бальзака не одобрил решения сына стать писателем и лишил его всякой материальной поддержки. Безденежье, с которым столкнулся начинающий литератор, преследовало его всю жизнь. Бальзак жаждал богатства, что было в духе меркантильного времени, но все его деловые начинания оканчивались крахом (например, разработка заброшенных римлянами серебряных рудников). Оставался единственный выход — каторжный литературный труд, который едва позволял сводить концы с концами. В письме от 15 февраля 1845 г. писатель признался: «Работать ...это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и назавтра все сначала». Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, он месяцами не выходил из дома, работая с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением. Переутомление расстроило некогда могучее здоровье Бальзака и привело его к ранней смерти.

 

Эпопея «Человеческая комедия» — блистательный результат трудов писателя, итог всей его жизни. Из задуманных 150 произведений Бальзак успел написать 98 романов и новелл, где нарисовал грандиозную по широте охвата картину жизни французского общества. «Человеческая комедия» (названа по аналогии с «Божественной комедией» Данте) — это необъятный мир, населенный тысячами персонажей, как выдуманных автором, так и исторически реальных.

 

Вывод : Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения. Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность. Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.

Вывод :

Романтики открывают мир человеческой души, индивидуальное, ни на кого не похожее, но искреннее и оттого близкое всем чувственное видение мира. Мгновенность образа в живописи, как говорил Делакруа, а не последовательность его в литературном исполнении определила нацеленность художников на сложнейшую передачу движения, ради которого были найдены новые формальные и колористические решения.

Романтизм оставил в наследство второй половине XIX в. все эти проблемы и раскрепощенную от правил академизма художественную индивидуальность.

Символ, который у романтиков должен был выразить сущностное соединение идеи и жизни, в искусстве второй половины XIX в. растворяется в полифоничности художественного образа, захватывающего многообразие идей и окружающего мира.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!