Презентация является глубоким погружением в творчество гжельских мастеров, повторением изученного материала и предназначена для повышения интереса к художественной культуре России.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Здравствуйте, ребята. Что вы видите на доске? (образцы элементов, узоров, орнаментов гжельской росписи, открытки и фотографии с изображением гжельской керамики)
− У каждого на столе находится тарелка из папье-маше, которую вы изготовили заранее.
Что мы должны сегодня сделать? (выполнить роспись тарелки в гжельской технике)
− Чему вы научились на прошлых занятиях? (освоили простой гжельский орнаменты и бордюры, познакомились с традиционными элементами гжельской росписи, освоили технику гжельского письма – мазок с тенью)
− Сегодня вы продолжите знакомство с Гжельской росписью, попробуйте себя в качестве мастера по росписи.
− Прочитайте слова на экране. (слайд 2 презентации)
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано
− Как вы отнесёте эти слова к себе?
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
− Что изображено в центре тарелки? (слайд 3)
− Синяя роза – один из главных мотивов гжельской керамики. В какой технике расписан цветок? (мазковая роспись – мазок с тенью или тонированный мазок)
− Какие гжельские орнаменты вы видите? (линии, точки, капельки, усики, решётки)
− С какого места необходимо начинать роспись тарелки? (разные ответы: с середины, с бордюра и т. д.)
− У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, как начать роспись тарелки)
− Кто уверен, что он правильно может расписать тарелку?
− Каким правилом вы воспользовались?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать этапы росписи тарелки, у меня нет эталона)
− Что вы теперь должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
3.Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны выполнить? (Надо расписать тарелку в стиле Гжель)
− Как вы предполагаете действовать? (дети предлагают разные варианты)
− Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила росписи тарелки)
− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
− Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Узнать правило росписи тарелки и выполнить роспись тарелки в стиле Гжель самостоятельно).
− Чтобы правильно действовать, нужен план. Предлагаю план с нарушенным порядком действий. (слайд 4)
− Расставьте шаги плана правильно.
Работа проводится фронтально. Согласованный вариант фиксируется (слайд 5)
5.Реализация построенного проекта.
− Предлагаю сегодня знания открывать в группах, пользуясь данным планом. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?
− Результатом вашей работы должен быть эталон росписи тарелки в стиле Гжель.
Группам раздаются карточки с заданием: выбрать те элементы росписи, которые понадобятся в практической работе (2-3 минуты). Каждая группа высказывает свою версию. На доске вывешивается согласованный эталон
− Теперь вы сможете правильно расписать тарелку?
− Вы достигли поставленной цели? (Да.)
− Докажите. (Выполнили задание на карточке правильно, вывели эталон росписи тарелки.)
6.Первичное закрепление.
− Что вы будете делать сейчас? (Будем учиться применять новое знание.)
− Назовите растительную роспись, которая будет присутствовать на тарелке (цветок, травка, веточки, листья).
− Составьте композицию. (дети выполняю устно - фронтальная работа)
− Такой цветок мы будем рисовать. С чего начнём? (слайды 6-12)
7.Практическая работа.
− А сейчас мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У каждого из вас на столе тарелка, но только она белая, покрыта белой краской, не раскрашенная. Сможете расписать её?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку («Незабудковая гжель» в исполнении Надежды Филатовой). Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
− Простым карандашом намечаем (без нажима, еле заметно намечаем центральный цветок)
− Какой кистью будем рисовать гжельскую розу?
− Набираем краску и делаем широкие мазки. У вас должен получиться разноокрашенный, объемный цветок - гжельская роза.
− Какой кисточкой будете рисовать стебель, усики и завитки, прожилки на листиках или штриховку? (тонкой).
− Следите, чтобы ни один элемент на другой не находил.
− Заканчивать роспись тарелки будем орнаментом. Это обводка по краю.
− По завершении работы художники ставят свою подпись. Вы отлично справились с заданием. Теперь можете подписать свою работу. Каждая тарелочка по-своему неповторима
− У кого возникло затруднение при выполнении задания?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− У кого работа не вызвала затруднений?
− Вы все молодцы!
8.Рефлексия учебной деятельности.
− Послушайте стихотворение "Гжель" (слайд 13)
Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
− Почувствовали себя гжельскими мастерами?
− Что необходимо сделать в конце урока?(Подвести итог нашей работы.)
− Какие два основных шага вы выполняли? (Мы выяснили, что мы не знаем, и сами открыли новый способ.)
− В чем же было затруднение и почему оно возникло?(Мы не знали, как правильно расписать в гжельской технике тарелку , потому что не знали правила росписи тарелки)
− Какова была цель?(Узнать правило росписи тарелки в гжельской технике и научиться им пользоваться.)
− Вы достигли цели?(Да.)
Раздаются «листы настроения».
− Подчеркните на листочке слова, соответствующие вашему настроению.
Я молодец! Я хорошо понял тему и могу помочь другим ребятам.
У меня всё хорошо. Я всё понял, но пока не могу объяснять другим.
У меня всё ещё впереди, я постараюсь на следующем уроке быть внимательнее.
Выставка работ учащихся.