Узнавание | 1.Что изображено на рисунке? Выбери правильный ответ. А) гора Б) равнина В) степь 2. Послушай описание. Плоское пространство земли, которое обычно не сильно меняется по высоте и в основном безлесно. Встречаются как низменности вдоль долин или у подножия гор, а также как плато или возвышенности. Описание какого объекта прозвучало? Выбери правильный ответ. А) холм Б) овраг В) равнина 3. Сопоставь изображения и подписи к ним. а) б) в ) 1. холм 2. равнина 3. горы | Цель: организация деятельности учащихся направленная на формирования актуализации имеющихся знаний по теме «Равнины и горы России». | Задание 1. 1. Чтение задания. 2. Рассмотрение рисунка, проговаривание, что изображено. 3. Выбор правильного ответа из представленных. Задание 2. 1. Чтение задания. 2. Слушание описания объекта. 3. Определение описанного объекта с помощью правильного ответа. Задание 3. 1. Чтение задания. 2.Рассмотрение изображений и понятий. 3. Соотнесения Изображений и подписей. | 1б – материал усвоен, задание выполнено правильно. 0б – свидетельствует о плохом понимании материала, задание не выполнено. | 1.На рисунке изображено поле, дерево, вдалеке кусты, небо. Правильный ответ Б – равнина. 2. В тексте описан ответ В – равнина. Так как на ней могут располагаться холмы и овраги. 3. На первой картинке изображены или горы, или холмы, третья картинка точно равнина. Значит первая картинка холм, а третья горы. Ответ: а-1, б-3, в- 2. |
Воспроизведение | 1. Назови какие бывают равнины. 2. Выдели признаки Уральских гор. А) Они знамениты своими минералами, которые здесь добывают. Б) В старину их называли «Каменный пояс Земли Русской». В) Это одни из самых маленьких гор. Г) Уральские горы протянулись с севера на юг. Д) Одни из самых молодых гор. 3. Приведи определение понятия «гора». | Цель: организация деятельности учащихся направленная на воспроизведение усвоенных ранее знаний и применение их в типовых ситуациях. | Задание 1. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить какие бывают равнины. 3. Назвать разновидность равнин. Задание 2. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить равнины расположенные на территории России. 3. Назвать равнины. Задание 3. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить понятие «горы». 3. Назвать определение понятия «горы». | 1б - материал усвоен, задание выполнено правильно. 0б - свидетельствует о плохом понимании материала, задание не выполнено. | 1.Равнины бывают холмистыми и плоскими. 2. Ответ: А - Они знамениты своими минералами, которые здесь добывают; Б - В старину их называли «Каменный пояс Земли Русской»; Г - Уральские горы протянулись с севера на юг. 3. Гора – это участок суши, высоко поднимающийся над равнинами. |
Понимание | 1. Закончи фразу «Поверхность её не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, много холмов. Такая равнина называется … Поясни, почему? 2. Выдели признаки Уральских гор. А) Уральские горы протянулись с севера на юг. Б) Это одни из самых маленьких гор. В) В старину их называли «Каменный пояс Земли Русской». Г) Одни из самых молодых гор. Д) Они знамениты своими минералами, которые здесь добывают. 3. Сравни равнины России (выдели черты сходства и различия) Восточно-Европейскую и Западно- Сибирскую. | Цель: организация деятельности учащихся направленная на осмысленное восприятие через существенные признаки. | Задание 1. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить разновидности равнин, расположенных на территории России. 3. Закончить фразу, аргументировать свою точку зрения. Задание 2. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить особенности Уральских гор. 3. Выделение признаков Уральских гор. Задание 3. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить особенности равнин расположенных на территории России. 3. Сравнение равнин России (выдели черты сходства и различия) Восточно-Европейской и Западно- Сибирской. | 2б – материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности. 1б – материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности. 0б – свидетельствует о плохом понимании материала, задание не выполнено. | 1. Поверхность её не совсем ровная. Здесь есть низменности, возвышенности, много холмов. Такая равнина называется холмистая. Потому что на такой равнине находятся большое количество холмов. 2. Ответ: А - Уральские горы протянулись с севера на юг. В - В старину их называли «Каменный пояс Земли Русской». Д - Они знамениты своими минералами, которые здесь добывают. 3. Сходства равнин. 1. Обе равнины омываются морями Северного Ледовитого океана. 2. Расположены в одинаковых климатических зонах. 3. На обеих протекает большое количество рек. 4. На двух равнинах находятся горные хребты. Отличие равнин. 1. Разное расположение (Восточно-Европейская равнина — Европейская часть, Западно-Сибирская — северная Азия). 2. Разный климат (Восточно-Европейская находится в области климата умеренного континентального, Западно-Сибирская — климата континентального). 3. Разная населенность (Восточно-Европейская равнина гораздо более обжитая и населенная). 4. Только Восточно-Европейская равнина омывается двумя океанами, в отличие от Западно-Сибирской. |
Применение в знакомых условиях | 1 . Найдите на контурной карте известные вам равнины и горы, раскрасьте их, и подпишите названия. 2. Ответь на следующие вопросы: -
Запиши название самых высоких гор России. -
_______________________________________________ -
Какие горы включены в Список Всемирного наследия, и само их слово означает «золото»? ____________________________ -
На каком полуострове находятся горы, где 28 действующих вулканов? ____________________________________________ 3. Два брата поспорили «Какая высота самой высокой горы в России?». Даня утверждает, что высота горы 5642м, а Саша утверждает, что высота горы 5621м. Чтобы узнать, кто из них прав, мальчики обратились к отцу. Недолго думая, папа ответил, что оба мальчика правы. Почему папа сказал, что оба ответа правильные?__________________ | Цель: организация деятельности учащихся направленная на самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях. | Задание 1. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить расположение равнин и гор России, пользуясь физической картой учебника. 3. Выделение цветом и названий на контурной карте равнин и гор. Задание 2. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить особенности гор, расположенных на территории России. 3. Написание ответов на вопросы. Задание 3. 1. Чтение задания 2. Вспомнить, сколько вершин у горы Эльбрус 3. Написать ответ на вопрос | 3б – материал усвоен, задание выполнено правильно. 2б – материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности. 1б – наличие допущенных ошибок. 0б – свидетельствует о плохом понимании материала, задание не выполнено. | 1. Начну с равнин: Восточно-Европейская находится левой части карты на ней расположен наш город Москва. Западно-Сибирская находится по середине ближе к части Азии. Среднесибирское плоскогорье находится в правой части карты. Горы: Уральские находятся между равнинами Восточно-Европейской и Западно-Сибирской. Горы Алтай и Саяны находятся на юге границы РФ. Горы Камчатки находятся рядом с Охотским морем. Горы Кавказа находятся рядом с Чёрным морем. 2. Ответь на следующие вопросы: -
Запиши название самых высоких гор России. Кавказские горы -
Какие горы включены в Список Всемирного наследия, и само их слово означает «золото»? -
Алтай -
На каком полуострове находятся горы, где 28 действующих вулканов? Камчатка 3. Оба ответа оказались правильными, потому что мальчики назвали высоту двух вершин Эльбруса – самой высокой горы в России |
Применение в новых условиях | 1. Прочитай текст. Найди слова и предложения в тексте, которые неправильно описывают равнину. Замени их правильно. Восточно-Европейская (Китайская) равнина — это самые высокие и молодые горы. Восточно-Европейская равнина раскинулась от Белого и Балтийского океанов на севере до Чёрного и Каспийского морей на юге. Восточной границей равнины являются Уральские горы, на юге — Кавказские горы. Восточно-Европейская равнина отличается тем, что её поверхность не очень ровная. Почти все вершины гор покрыты вечными снегами, чем привлекают альпинистов и любителей горнолыжного спорта. С возвышенных мест начинаются реки. На этой равнине находится самая большая река европейской части России — Байкал. 2. Составь кластер с понятиями данной темы урока. Кластер – это схема в виде одного главного понятия по теме и подборки ассоциаций к этому главному понятию. Например, главное понятие Уральские горы и от этого слова делаем стрелочки в разные стороны подбирая понятия исходя из главного слова (изумруд, горная система, 3. Вспомни понятия данной темы урока. Составь «синквейн» по плану с одним из понятий. План «синквейна»: 1. Существительное – тема синквейна. 2. Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 3. Три глагола: действия, которые выполняет существительное. 4. Фраза из четырех слов, выражающая отношение к существительному. 5. Синоним существительного или ассоциация с этим словом. | Цель: организация деятельности учащихся направленная на самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых или незнакомых условиях, ситуациях. | Задание 1. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить особенности Восточно-Европейской равнины, расположенной на территории России. 3. Нахождение слов и предложений в тексте, которые неправильно описывают равнину. Замена на правильный вариант. Задание 2. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить понятия по данной теме. 3. Составление кластера с понятиями данной темы урока. Задание 3. 1. Чтение задания. 2. Вспомнить понятия по данной теме. 3. Составление синквейна по плану с одним из понятий темы урока. | 3б – материал усвоен, задание выполнено правильно. 2б – материал усвоен, однако при выполнении задания допущены мелкие неточности. 1б – наличие допущенных ошибок. 0б – свидетельствует о плохом понимании материала, задание не выполнено. | 1. Это самые высокие и молодые горы – это самая большая равнина на территории России. Океанов – морей. Почти все вершины гор покрыты вечными снегами, чем привлекают альпинистов и любителей горнолыжного спорта – Здесь есть низкие участки, возвышенности и небольшие холмы. Такие равнины называются холмистыми. Байкал – Волга. 2. Главное понятие – равнина. Ассоциации – низменность, холмистая, Западно-Сибирская, Восточно-Европейская, Среднесибирское плоскогорье. 3. Синквейн с понятие «горы» 1) большие, величественные. 2) возвышаются, завораживают, белеют. 3) Кавказские горы самые высокие. 4) Уральские горы. |