Идея общественного прогресса в истории философской мысли
Представление об общественном прогрессе зарождалось на заре философской мысли. Оно возникло тогда, когда выделившийся из природы человек научился рационально осмысливать внешний мир. Есть ли общество нечто неизменное, раз и навсегда данное, или же ему свойственно изменение, переход в иное состояние? — вот в чем суть проблемы общественного прогресса.
Для большинства античных философов история общества представала как простая последовательность событий. Считалось, что за всем этим стоит нечто неизменное и вечное («космос», «логос»). Первые представления о прогрессе возникали лишь как отдельные догадки. Так, Демокрит развивал идею происхождения людей из звериного состояния под воздействием потребности в самосохранении. Нужда побуждала людей создавать орудия труда, строить жилье.
В античном обществе возникла и идея о том, что общество развивается, но по нисходящей линии, т.е. имеет место регресс. (Гесиод, Сенека). В своей поэме «Труды и дни» Гесиод писал, что человечество пережило пять стадий, всякий раз спускаясь по лестнице истории на ступеньку вниз. Начальным состоянием был «золотой век», эпоха счастья и благополучия. Затем наступили «серебряный» и иные века. Итогом всего стал «железный век», где люди все время проводят в трудах, заботах и печалях. Здесь царит зло, насилие и несправедливость. Так идеализировалось прошлое человечества как якобы безмятежное состояние. Неудивительно, что позже идея «золотого века» была воспринята во многих учениях (в утопическом социализме, в классическом марксизме) и превращена в мечту о коммунизме как грядущем «золотом веке» человечества, который все же придет на смену жесткой и бесчеловечной «предыстории».
Однако господствующей идеей в античной философии была идея цикличного круговорота, т. е. повторения обществом одних и тех же состояний (Платон, Аристотель). Платон полагал, что в этом мире действует некое божественное провидение (замысел Творца) как план, схема развития мира. Все, что есть в обществе (рабство, политический строй и т.д.), — все создано Творцом и поэтому неизменно и вечно.
В это историческое время в философии возник исторический пессимизм, т.е. неверие в возможность прогресса общества и самих людей. Данная идея сформировалась под воздействием распада Римской империи была представлена, в частности, в творчестве Секста Эмпирика. Стал распространяться фатализм с его убежденностью в том, что человек якобы подчинен судьбе и обстоятельствам своей жизни (римский стоицизм). Утверждалось, что настоящее время кратко как миг, будущее — сомнительно, и поэтому человеку остается лишь прошлое как нечто определенное и устойчивое. Идея линеарности, исторической последовательность событий приходит из иудео-христианской доктрины, хотя она осмысливается достаточно пессимистично даже эсхатологически. Утверждалась мысль о якобы значительной греховности человека и неизбежности наказания за это, о тщетности человеческой жизни, о безотвратно утерянном рае. Это представление органично дополнялось эсхатологическим учением о грядущем конце мира и человечества. Считалось, что развитие всех событий в обществе определяется влиянием внешней силы, Богом. Однако провиденциализм в христианстве, может быть, непоследовательно соединялся с представлением о свободе воли человека. Поэтому теологическая трактовка человеческой истории полагала, что в истории общества все же происходит, пусть даже и медленно, укрепление Божьего царства — людей верующих, праведных. Дескать, приход Иисуса Христа укрепил их позиции, и со временем грядущий Божий суд восстановит в обществе справедливость и утвердит «новую землю» и «новое небо».
В эпоху Возрождения все настойчивее заявлял о себе оптимистический взгляд на общественный прогресс Этот оптимизм был вызван развитием наук и ремесел, оживлением всей общественной жизни. Стала вы сказываться твердая уверенность в том, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем человечества. Это якобы будет некое «царство разума», а его творцом станет уже не Бог, а сам человек как господин и повелитель природы, кузнец собственного счастья. Социалисты-утописты той поры (Т.Мор, Т.Кампанелла и др.) разрабатывали детальные проекты такого общества. Они горячо верили, что в этом обществе будут господствовать свободный труд и социальное равенство, которые обеспечат всестороннее развитие личности.
Эпоха Нового времени была вызвана к жизни развитием промышленности и экспериментальной науки Философия стала увязывать общественный прогресс прежде всего с развитием научного знания. Знание — это сила, любил подчеркивать Ф.Бэкон. Такой подход получил развернутое воплощение во французском Просвещении XVIII в. (Ж.А.Кондорсе, Ф.Вольтер, А.Тюрго). Полагалось, что история общества есть продукт разума, который способен к бесконечному совершенствованию своих способностей. Буржуазный строй считался просветителями вершиной разумности, естественным состоянием общества. Утверждая рационалистическую трактовку прогресса, Кондорсе писал: «Настанет, таким образом, момент, когда Солнце будет освещать Землю, населенную свободными людьми, не признающими другого господина, кроме своего разума». Развивая такие идеи, просветители давали тем самым высокую оценку возникшей в то время индустриальной цивилизации и связывали с ней надежды человечества на лучшее будущее.
Интересную трактовку общественного прогресса предложил итальянский философ Д.Вико, автор теории «исторического круговорота». Он считал, что история развивается строго закономерно, а не спонтанно. Каждый народ проходит в своем развитии три эпохи— божественную, героическую и человеческую, как и отдельный человек в своей жизни. После прохождения своей вершины общество приходит в состояние упадка, а потом движение опять начинается по восходящей линии.
В Новое время была высказана также и идея противоречивости общественного прогресса. Ее формулировал и обосновывал Ж.Ж.Руссо, о чем нами было сказано в предыдущей лекции. Эта идея весьма популярна и в наше время, когда человечество в своем развитии столкнулось с острыми глобальными проблемами, которые выражают противоречивую природу общественного прогресса, драматизм всей человеческой жизни.
В немецкой классической философии обосновывалась идея закономерности и неодолимости прогресса общества. Это подчеркивал И.Гердер, указывая на такие достижения прогресса, как язык, мораль, государство и право. В творчестве Г.Гегеля идея прогрессивного (восходящего) развития общества является едва ли не центральной. Этот мыслитель впервые сумел представить историю общества как процесс смены состояний, двигателем которого является мировой разум. История, по мнению Гегеля, — это прогресс в продвижении к состоянию свободы. Его учение об общественном прогрессе есть европоцентризм, поскольку в нем выделяются европейские народы (греческий, немецкий) как якобы наиболее развитые и свободные, в отличие от народов Востока. По своей же сути историческая теория Гегеля есть теодиция, т.е. оправдание наличия в мировой истории некоего божественного начала, которое придает истории разумный порядок и строгую гармонию.
В классической марксистской философии сложился оптимистический подход к пониманию общественного прогресса. В этой философии прогресс рассматривается как порождение прежде всего производительных сил общества. Формации (первобытная, рабовладельческая и др.) предстают в марксизме как ступени восходящего развития человечества. Социально-классовая борьба и революции — это локомотивы истории. Решающий вклад в прогресс общества вносят трудящиеся массы, рабочие. Под коммунизмом в марксизме понимается «подлинная история», которая должна неминуемо прийти на смену «неподлинной истории» и наконец-то освободить человека от рабства в различных его проявлениях. Коммунизм — это идеальное состояние истории, ее завершение.
В русской философии проблема общественного прогресса осмысливалась с различных позиций. Так, представители естественнонаучной философии (М.В.Ломоносов, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский) горячо верили в прогресс общества и связывали его возможность прежде всего с точным знанием, развитием техники и промышленности. А.И.Герцен, Г.В.Плеханов и В.И.Ленин смотрели на прогресс общества сквозь призму теории классовой борьбы и предлагали соответствующие рецепты. Славянофилы считали, что прогресс возможен лишь на путях следования России своим традиционным национальным ценностям (православие, самодержавие и народность). В русской религиозной философии (Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) решение проблемы прогресса общества виделось прежде всего на основе сохранения духовности в таких ее формах, как религия и мораль, нравственное совершенствование людей. Религиозные философы очень отрицательно относились к идее применения насилия в истории, пусть даже и во имя самых высоких общих целей. Они выступали против механического заимствования чужого опыта и некритического перенесения его на русскую национальную почву. «Ищите свой путь!» — любил подчеркивать В.С.Соловьев, следуя выводам своего отца — известного русского историка С.М. Соловьева.
Будучи весьма противоречивой эпохой в истории человечества, XX в. дал и противоположные трактовки понятия общественного прогресса. Ряд мыслителей (Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби и др.) придерживались пессимистической точки зрения. По их мнению, в истории имеет место не прогресс, а всего лишь повторение уже пройденных состояний, «вечное возвращение». История — это как бы монотонное вращение некоего гигантского колеса. Более того, многочисленные факты духовной деградации человечества в начале нынешнего столетия дали повод полагать, что «прогресса больше не существует» (С.Л.Франк), а цивилизация погибает.
В XX столетии имели место и оптимистические трактовки общественного прогресса. В ряде теорий (А.Тоффлер, У.Ростоу и др.) общественный прогресс связывался с внедрением передовых технологий и возрастанием роли инженерно-технической интеллигенции. Была выдвинута идея «технотронной эры» как грядущей перспективы человечества. В 60-е и 80-е гг. большое распространение получила философская футурология как область знаний о будущем обществе. Многочисленные концепции (теория постиндустриального общества, теория конвергенции, теория микроэлектронной революции и др.) настойчиво пытались убедить, что прогресс современного общества обязательно состоится благодаря силе науки и техники. Американский ученый Ф.Фукуяма выдвинул идею становления в перспективе универсального однородного государства. Это якобы произойдет путем отмирания в будущем таких радикальных идеологий, как фашизм, коммунизм, национализм и торжества либеральной (= западной) идеи во всемирном масштабе. По его убеждению, прогресс в обществе — это прежде всего автономность, свобода и независимость индивида.
Обращение к истории философской мысли убеждает, что тема общественного прогресса всегда была в ней предметом большого внимания. Это было вызвано стремлением философии вскрыть пружины исторического процесса, выявить его важнейшие тенденции и формы проявления, предвосхитить будущее человечества.
Понятие, типы и противоречивость прогресса общества
Под общественным прогрессом принято понимать тип развития общества, характеризующийся поступательным (восходящим), направленным и необратимым переходом его от низшего к высшему, становлением нового, более совершенного и жизнеспособного. Прогресс общества — это прежде всего становление цивилизованности во взаимоотношениях между людьми и социальными группами, между обществом и природой. Кратко говоря, прогресс есть создание культуры во всех ее проявлениях.
Данное понятие всегда соотносится с понятием регресса, под которым понимается попятное движение, застой, распад жизнеспособных форм общественной жизни. Прогресс и регресс являются двумя сторонами исторического процесса и друг без друга не существуют. Прогресс в одном отношении всегда есть и регресс в другом отношении. Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично и ненаучно, теоретически совершенно неверно.
Философия полагает, что нет общественного прогресса вообще, поскольку он всегда носит конкретно-исторический характер. Сферы его проявления соответствуют важнейшим сферам жизни общества. В соответствии с этим, принято выделять экономический, социальный, политический и т.д. прогресс в обществе. В основе общественного прогресса лежит умственная и практическая деятельность человека, непрерывное совершенствование им орудий труда, развитие науки и техники, рост потребностей.
Прогресс общества необходим и даже неизбежен, если брать его в масштабах всей истории человечества. Сама же история в этом случае становится чем-то похожей на бесконечную лестницу, которая устремлена ввысь, в бесконечность.
Характерными признаками прогресса общества являются усложнение деятельности человека, появление новых ее видов и сфер (например, освоение космического пространства). Он проявляет себя в процессе разделения общественного труда и появления новых социальных групп. В ходе прогресса общества становится все более разнообразной культура, созданная человеком. Общественный прогресс есть все большее количество изменений (новаций) в социальном организме. В ходе его увеличивается число альтернатив, т.е. возможностей выбора людьми вариантов своей деятельности и поведения. Общественный прогресс означает на практике ускорение темпов исторического развития.
Важнейшим признаком общественного прогресса являются позитивные изменения в самом человеке – строй и содержание его мыслей, характер установок, целей и идеалов, форм и способов практической деятельности. Лишь то общество может считаться более прогрессивным, в котором человек становится чище и благороднее, богаче и возвышеннее душой и прекраснее телом. Превращение человека в основное богатство общества, его высшую ценность — это и есть важнейший признак совершенства данного общества.
Основные стадии (ступени) общественного прогресса как бы иллюстрируют процесс раскрытия человеком своих сущностных сил в ходе поступательного движения истории. Известный финский философ нашего времени П.Кууси в своей работе «Этот человеческий мир» называет эти стадии ступенями «восходящей эволюции» человека. Они воплощают в себе историю изменений и прогресса в поведении человека как мыслящего существа, историю его достижений в созидании культуры.
Стадия собирательства и охоты была, по мнению Кууси, самой длительной в истории человечества (около 99 процентов исторического времени). Ныне лишь примерно 50 тысяч человек занимаются этим видом деятельности. Данной стадии были присущи очень медленные темпы прогресса, поскольку в основе хозяйственной деятельности лежало использование самых простейших орудий труда — палки и камня. Разделение общественного труда имело место лишь между мужчиной и женщиной. Характерным было широкое использование растительной пищи, и лишь со временем человек освоил навыки охоты и рыболовства, научился далеко перемещаться по территории. Обеспеченность пищей определяла и характер нравов: если ее не хватало, то ее переставали давать сначала старикам, затем маленьким девочкам, а потом и мальчикам. Человек оставался пленником природы, и чтобы выжить, он вынужден был даже убивать своих детей.
Стадия аграрной культуры длилась, по подсчетам П.Кууси, около 10 тысяч лет, а ее основой были земледелие и скотоводство как специализированные виды трудовой деятельности. Темпы общественного прогресса здесь значительно возросли благодаря применению искусственных орудий труда и сооружений. Его важнейшими проявлениями стали появление прибавочного продукта, возникновение социально-классовой структуры общества, зарождение торговли и первых городов, денег, письменности. Родились государства и империи, возникла полисная демократия. О прогрессе свидетельствовали простейшая наука того времени, разнообразные виды искусства, право как регулятор общественной жизни и многое другое.
Стадия научно-технической культуры охарактеризована П.Кууси как ступень «лихорадочного роста». Ее исторические рамки ограничены жизнью всего лишь последних 8 поколений людей. Движущими силами прогресса общества явились здесь быстрое развитие науки, техники и специальных технологий. На изобретенные машины человек стал перекладывать все новые и новые свои функции, включая частично и умственную деятельность. Города стали в это время центрами материального производства и культуры, способствовав стремительному росту населения. Себе на службу человек поставил новые источники энергии — пар, электричество и атом. Появились новые источники информации — радио и телевидение. Мировая история стала всемирной, т.е. единой, целостной. Человек преодолел силу земного притяжения и стал осваивать новую среду — космическое пространство.
Рассмотрев исторические типы общественного прогресса, можно сделать вывод о том, что он представляет собой процесс постоянного нарастания свободы человека. В ходе прогресса появляется все больше возможностей для преодоления зависимости от стихийных сил природы и общества, удовлетворения собственных потребностей, реализации собственных сил и творческой способности.
Однако следует иметь в виду, что общественный прогресс по природе своей противоречив, и эти противоречия очевидны. История гуманна и жестока одновременно. Богатство и бедность, образование и невежество, творчество и разрушение неразлучны как свет и тень. Очевидно, например, что в течение длительного времени основной целью общества и двигателем прогресса было обретение богатства для немногих. Интересы большинства приносились в жертву меньшинству, и прогресс тем самым приобретал весьма несправедливый, уродливый и антагонистический характер. Благосостояние и развитие одних осуществлялось ценой страданий и подавления других.
Противоречивость общественного прогресса связана также и с активным применением машин и иных технических устройств. Их освоение стало, конечно же, революцией в истории человечества. Однако в итоге человек создал громадную техническую «империю человека», с которой он с трудом справляется. Машины невиданным образом облегчили человеческий труд и резко повысили его эффективность. Но они все больше и больше отнимают у человека естественную потребность в физической нагрузке, разрушают человека и превращают его в свою функцию. Наука произвела переворот в способ материального производства. Вместе с тем она стала широко использоваться и в антигуманных целях — для создания орудий убийства, средств манипуляции и контроля над ними. Используя все более широкий набор источников энергии, люди все больше и больше впадают в зависимость не только от создаваемой ими искусственной среды, но и от самой природы. Противоречивая природа общественного прогресса стала наиболее зримой в XX столетии.
Общественный прогресс в современном мире явился закономерным итогом и результатом всей его предшествующей истории. Одной из его существенных характеристик является резкое нарастание темпов, ускорение ритма истории. Для раскрытия этой черты будут уместны следующие слова Ф.Энгельса: «Медленно начинает история свой бег от невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги все растут, все быстрее и живее становится полет, наконец, она мчится подобно пылающей комете». Все быстрее бег истории, и все труднее прогнозировать будущее человечества.
Некоторые противоречия современного общественного прогресса связаны с несоответствием между технологической и духовно-нравственной сторонами деятельности человека.
Другие противоречия прогресса в наше время обусловлены массированным и чрезмерным, недальновидным вторжением человека в природную среду. В XX в. природа стала как бы заложницей непомерного человеческого эгоизма, бесконечного стремления людей к комфорту и роскоши. Но ведь она рано или поздно все равно «отомстит» человеку за надругательство над ней. На наших глазах человек все больше лишается естественных источников своего существования. Превращая природную среду в пустыню, он неуклонно приближает и свою собственную смерть.
Недостаточно контролируемое развитие сложной системы производительных сил, техники и технологий также усложняют развитие современного общества. Искусственный мир, созданный человеком и символизирующий его могущество, все чаще вырывается из-под контроля Творца как джинн из бутылки. Символом этого противоречия является авария на Чернобыльской АЭС в 1986 г., самая крупная из всех имевших место до сих пор. Мы видим, что человек все больше впадает во власть предметного мира, созданного им же самим.
В нашем столетии человек сумел покорить природный мир, растительное и животное царства. Однако человек позволил одновременно и закабалить самого себя, создав чудовищные тоталитарные бесчеловечные режимы, которые отняли у него свободу и превратили его в средство, в орудие чужой воли (государства или же отдельных лиц).
К сожалению, в наше время проявилось и весьма опасное социальное экспериментаторство. Фашизм, сталинизм, маоизм и т.п. — все это не что иное, как попытка насилия над естественно-историческим процессом, стремление «пришпорить» историю, навязав ей идеологическую схему. Все это рано или поздно оборачивается огромными человеческими жертвами, разрушениями культурного потенциала общества и большими нравственными потерями.
Обозначенные выше некоторые противоречия общественного прогресса сделали современное общество предельно сложным и запутанным организмом, усложнили бытие человека в нем. Сложилась парадоксальная ситуация, о которой П.Кууси написал так: «Достигнув неба, мы одновременно стучимся во врата ада… Семена разрушения произрастают в нас самих».
Прогресс общества породил глобальные проблемы современного человечества как концентрированное выражение противоречивости и драматичности человеческой истории. Очевидно, что самое основное сейчас — это проблема духовного и физического выживания человеческого рода. Каким станет будущее человечества? И будет ли оно вообще? А если все же будет, то каков путь в него?
Противоречивый характер общественного прогресса неизбежно ставит вопрос о его критериях (показателях). Чем именно измерять его?
Частные критерии применяются для измерения прогресса в отдельных сферах общественной жизни, на пример, в политике, в экономике. Прогрессе политике можно измерять полнотой отражения всех социальных интересов и их представленностью в институтах власти и законах общества. В экономике показателем ее прогрессивности традиционно принято считать производительность труда, энерговооруженность работника и другие показатели. Прогресс в науке означает получение более точных и полных знаний.
Общие критерии должны свидетельствовать о степени жизнеспособности и совершенства всего общества как целостного организма и самого человека как субъекта исторического творчества. На наш взгляд, таковым критерием может быть степень разумности (человечности) общественных отношений, включая и отношение к природе как естественной основе существования человека и общества. Этот показатель как бы отвечает на вопрос о том, в какой степени мы не варвары, а люди. Этот критерий говорит о постепенном превращении человека в основное богатство (ценность) общества и его цель, для чего создаются необходимые предпосылки в виде демократии, системы образования и социальной защиты, эффективной экономики и т.д. Названный критерий не обходит стороной и едва ли не самое острое сейчас — взаимоотношения человека с природной средой.
Современное российское общество не стоит в стороне от столбовой дороги развития человечества. Проводимые в стране реформы объективно способствуют включению России в единый поток мировой истории . Будущее нашей страны во многом будет зависеть от того, какой путь и способы развития мы изберем сейчас. Путь России, этого огромного «Востоко-Запада», это путь творческого синтеза лучших достижений общечеловеческой культуры с нашими национальными традициями, а не бездумное подражание всему иноземному или же доморощенное консервативное упрямство. Только на таком пути и станет реальным вполне возможное в XXI столетии «русское чудо».
Итак, общественный прогресс был, есть и будет. Так утверждает практически вся философская мысль. На это указывает и вся прошлая история общества. Следовательно, человечество сможет найти в себе энергию и возможности для выживания и дальнейшего существования.