ТЕМА: Россия на пороге Х1Х века. Александр 1- «русский Гамлет» или «сфинкс».
Класс – 8 Предмет – история Количество часов – 7
Цель изучения темы:
- Ученик должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения при практической деятельности на основе эссе. (З)
- На основании аргументов и фактов истории сформулировать представления о противоречивой политике Александра 1.(П)
- Обобщить значение основных либеральных реформ в жизни российского государства. (З)
- Определить причины, по которым не произошло существенных перемен в результате реформ Александра 1.(П)
- Проведите итоговое занятие в форме: семинар, диспут, дебаты, конференция по заданной теме. (У)
- Составьте примеры интересных фактов из жизни российской действительности первой половине Х1Х века. (У)
Личность Александра 1 – загадка для современников и историков. Его считали и двуличным лицемером, и «актером на троне», и «русским Гамлетом», и «сфинксом». « Фальшив, как пена морская», «остер, как бритва».
Планируемый результат:
Личностный.
- Осознанное отношение к обучению по теме, проявление интереса к теме.-
- Проявлять творчество и индивидуальный подход при выполнении заданий.
- Проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения
к изучаемой теме.
Метапредметный.
(познавательные умения):
- Найти и выделить необходимую информацию.
- Создавать творческие задания на предлагаемую тему, используя найденную информацию;
- Умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения на события.
(регулятивные умения):
- Адекватно оценивать собственные возможности по выполнению задания.
- Определять лично значимую цель при изучении темы.
- Вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий.
(коммуникативные умения):
- Участвовать в различных формах групповой работы.
- Уметь отстаивать свое мнение в диалоге по определенным вопросам.
- Уметь слушать и слышать собеседника.
- Адекватно передавать информацию собеседнику, отстаивать свое мнение и разрешать конфликты.
Предметный
а) определять основные причины и последствия попыток ускорения модернизации и европеизации Российской империи при Александре 1.
б) доказывать, что деятельность Александра1 отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года; в частности, не смотря на «либеральное заигрывание», все его «начинания» не коснулись устоев государства - самодержавной власти и крепостного права (крестьянский вопрос).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Содержание темы:
Блок 1. Внутренняя политика Александра 1 в 1801 – 1810 гг.
Блок 2. Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.
Блок 3. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского.
Блок 4. Отечественная война 1812 года.
Блок 5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика
В 1813-1825гг.
Блок 6. Внутренняя политика Александра 1 в 1815 – 1825 гг.
Блок 7. Социально-экономическое развитие после отечественной
войны 1812 года.
Термины и понятия ( глоссарий) по теме:
Либерализм, консерватизм, Манифест, «Негласный комитет», Конституция, Сенат, Синод, министерства, Государственный совет, амнистия, реформа, «вольные хлебопашцы», «контитентальная блокада», Сейм, инстанция, авангард, арьергард, ретирада, фураж, флеши, партизан, бюджет, «Священный союз», «Венский конгресс», военные поселения, Аракчеевщина, « Союз спасения», «Союз благоденствия», декабристы, «Конституция» Н. Муравьева, «Русская правда» П.Пестеля, «Северное общество», «Южное общество».
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи - история СПб ( жизнь и деятельность выдающихся исторических деятелей эпохи)
- МХК (искусство, архитектура, скульптура)
- литература (произведения А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова, Д.Давыдова, Л.Н.Толстого…)
Ресурсы: учебное пособие А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России Х1Х век. М., «Просвещение», 2012 г.
Атлас, контурные карты
Историческая карта. Россия в первой половине Х1Х века. 1800- 1861 гг.
Интернет
Диски СД.
Презентации
Музыкальные диски
Формы работы школьников:
Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Учебные задания
1 этап. Самоопределение деятельности
Ситуативное задание: Согласны ли вы с точкой зрения русского историка С.Ф.Платонова по поводу личности Александра 1 на основании цитаты: « Личность Александра I –загадка для современников и историков. Его считали и двуличным лицемером, и актером на троне и «русским Гамлетом» , и « сфинксом». Выскажите свое мнение в эссе.