Россия на пороге Петровских реформ
Проблема
В чем состояли основные причины социально-экономического отставания России от европейских стран на рубеже 17-18 веков;
Ч то необходимо было изменить для её дальнейшего успешного развития.
Причины отставания.
- Отсутствие выхода к Черному, Азовскому морям.
- Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
- На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.
- На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.
Причины отставания
- Наличие феодально-крепостнической системы.
- Использование труда крепостных крестьян
- Слабое развитие мануфактурного производства.
- Слабое развитие международной торговли.
- Отсутствие регулярной армии и флота.
- Недостатки системы управления страной.
Причины отставания
- Многие необходимые товары привозились из-за границы .
- Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов.
Реформы Федора Алексеевича (1676-1682):
- Отмена местничества 1682 год;
- Увеличение полков «нового строя»;
- Усиление власть воевод на местах;
- Упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга.
Усиление западного влияния на Россию
- Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией.
- Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
- Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
- Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польше1.
- При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
- Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
реформатор
планы
Симеон Полоцкий
А. Л. Ордин - Нащокин
Ю. Крижанич
В.В. Голицын
Симеон Полоцкий
- Родился в 1629 году в Полоцке. Учился в Киево-Могилянской коллегии. Знал латынь и польский. Mонах-базилианин, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик. Был наставником детей Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (ок.1605 — 1680, Псков),
русский государственный и военный деятель, дипломат и экономист 2-й пол. 17 в. Родился в семье псковского дворянина, изучал иностранные языки, математику, риторику. С 1622 на военной службе в Пскове, в 40-х гг. привлечён к дипломатической службе.
Юрий Крижанич (хорв. около 1617 — 1683) —богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступал за единство славянских народов.
Прибыл в Москву в 1659. В 1661 году был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск. Здесь Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка )».
Василий Голицын
Фактический правитель России в период регентства Софьи.
При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.
Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.
реформатор
планы
Семион Полоцкий
- Объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках Российского государства
А.Л. Ордин-Нащокин
- союз с Речью Посполитой против Турции
- создание постоянной армии
- введение выборного самоуправления в городах,
- защита интересов русских купцов и ремесленников
Ю. Крижанич
- Введение в России европейской системы образования
- Просвещение населения страны
- Реформа самодержавной власти, с сохранением « силы государства»
В.В. Голицын
- отмена крепостного права
- введение подушной подати
- распространение образования
- отправка русских людей на учёбу за границу
- создание наёмной армии
Итог урока
К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.
П реобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.
Н а основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.
Э то и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.
Тест по теме : «Предпосылки петровских преобразований»
1. Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства;
б) системой крепостного права;
в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян;
б) батраков; в) крепостных крестьян;
г) наемных рабочих.
.
3. Вставьте подходящее по смыслу слово .
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
4. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния данных стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
5.На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю .
Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.
6. Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
А) А. Ордин-Нащокин
Б) В. Голицын
В) Ю. Крижанич
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
2) создание единого славянского государства
3) введение рекрутской повинности в России.
7. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
А) да; б) нет.
Ответы к тесту
- Б
- А
- Предпосылки
- А
- Г В Д А Б
- А3, Б1, В2
- А
На «5» – 7 правильных ответов
На «4» – 6-5 правильных ответов
На «3» – 4 правильных ответа
Домашнее задание:
Параграф 12, составить вопросы по материалам параграфа. Написать реферат на тему:
« Петр Великий»