СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия на рубеже XVIII – XIX веков.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок "Россия и мир на рубужу 18-19 вв." предполагает определить общие закономерности и особенности развития России на рубеже 18-19 вв., сравнивать  исторических процессы нашей страны и  других стран.

Просмотр содержимого документа
«Россия на рубеже XVIII – XIX веков.»

Тема урока: Россия на рубеже XVIII – XIX веков.

Цели и задачи урока: выявить общие закономерности и особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков;закрепить умения учащихся определять и сравнивать процессы исторического развития народов нашей страны и других стран.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация

Ход урока:

1. Организационный момент:

Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.

2. Проверка домашнего задания:

Что характерно для XIX века?

Учащиеся должны назвать:

  • XIX век – время, когда меняется политическое устройство государств.

  • Активно развивается парламентская деятельность.

  • Идёт процесс формирования правовых государств.

  • Идёт процесс формирования гражданского общества.

  • Ослабляется влияние религии на сознание человека.

  • Возрастает роль науки.

  • Возникают крупные корпорации, создаются монополии, но при этом сохраняются мелкие и средние предприятия, без чего не мог бы существовать рынок.

  • Происходят большие изменения в составе общества.

  • Проводятся социальные реформы в Англии, Франции, Германии, США.

  • Формируются основные общественно – политические учения – либерализм, консерватизм и социализм.

  • Идёт бурный процесс формирования наций и национального самосознания, который привёл к войнам за расширение национальных границ и создание национальных государств (войны за независимость в Латинской Америке, за объединение Италии и Германии).

  • Страны Азии, Африки попали в зависимость от индустриальных держав, находились на положении колоний или полуколоний.

  • К концу XIX века завершился раздел мира между крупнейшими колониальными державами, сложилась колониальная система империализма, начались войны за передел уже поделённого мира.

  • Сложилась новая политическая карта мира.

  • Возникли новые военно – политические блоки (Тройственный союз в 1882 году в составе Германии, Италии и Австро – Венгрии; Антанта, которая окончательно оформилась в союз в 1907 году в составе Англии, Франции и России).

  • Стало зарождаться и развиваться массовое антивоенное движение.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Мы с вами сегодня определили, какие изменения произошли в странах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, США в XIX веке.

А что же произошло в это время в России? На этот вопрос мы и будем искать ответы в течение всего учебного года.


Тема нашего урока - «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.».

- Как вы думаете, ребята, что мы должны сегодня изучить, согласно теме урока? - (определить географическое положение России, выявить особенности развития России на рубеже XVIIIXIX веков)

Итак, начнем. В процессе работы мы должны определить географическое положение России, размер её территории, охарактеризовать национальный состав населения страны, определить религии, которые исповедовали народы нашей страны, познакомиться с сословным и классовым делением российского общества, её политическим устройством.

4. Изучение нового материала по плану:

I. Географическое положение России на рубеже XVIII – XIX веков.

II. Особенности развития России на рубеже XVIII – XIX веков:

1). Территория России.

2). Население России: а). Многонациональное, б). Многорелигиозное, в). Сословное деление населения, г). Классовое деление населения

3). Экономическое устройство.

4). Политическое устройство.

Первый пункт нашего плана требует работы с картой. Обратите внимание на вопрос и определите географическое положение России на рубеже XVIII – XIX веков. (Россия расположена в Европе и Азии. Граница между европейской и азиатской Россией пролегает через Уральские горы.

Сухопутная граница России со Швецией, Германией, Австро – Венгрией, Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем.

Только морская граница – с Японией и США.

Сухопутная и морская граница у России с Османской империей).

2). Население России

По своему национальному составу население России было весьма неоднородным.

а). Многонациональное – на территории России проживало более 200 народов и народностей.

На юге и западе европейской части страны поживали русские, украинцы, белорусы.

В Прибалтике – эстонцы, латыши, литовцы, немцы.

На севере Европейской России и в Поволжье – мордва, мари, удмурты, карелы, татары, башкиры, чуваши, калмыки…

В Сибири и на дальнем Востоке – татары, якуты, эвены, юкагиры, буряты, чукчи, нанайцы...

Основу населения России составляли русские.

б). Многорелигиозное - народы России исповедовали практически все основные мировые религии.

Государственной религией являлось православие, которого придерживались русские, украинцы, белорусы, представители других народов (всего 87 % населения).

В западных районах было распространено католичество (литовцы, поляки) и протестантизм (латыши, эстонцы, немцы).

Тюркоязычные народы (татары, башкиры) исповедовали ислам.

Калмыки и буряты – буддизм.

Евреи – иудаизм.

Народы Сибири, крайнего Севера сохраняли языческие верования (мордва, мари….-

в). Сословное деление населения.

Сословия – большие группы людей с определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству. (Краткую характеристику сословному делению страны даст Сайко Елизавета).

Основными сословиями страны были:

Дворянство – до 400 тысяч человек, крупные землевладельцы.

Дворянство


Потомственное «Новое»

(получало земли и титул по наследству) (получало земли и титул за заслуги перед Отечеством)

Обязаны были нести либо государственную, либо военную службу.

Духовенство – 215 тысяч человек, священнослужители.

Духовенство


«Белое» «Чёрное»

(священнослужители разных рангов) (монашество, обет безбрачия – целибат)

Обязаны посредством религии поддерживать существующую в стране государственную власть.

Купечество – около 1 % населения, делилось на гильдии (союзы купцов).

Купечество



Купцы I гильдии Купцы II гильдии Купцы II гильдии

внешняя торговля внутренняя торговля торговля на местах

Дворянство, духовенство и купечество являлись привилегированным сословием – не подвергались телесным наказаниям, не платили налог в пользу государства.

Не привилегированные сословия:

Мещанство – до 4 % населения.

Крестьянство – более 90 % населения.

Казачество – 1,5 млн. человек.

Мещанство, крестьянство, казачество несло воинскую повинность, платило налог в пользу государства.


3. Экономическое развитие

Сословное деление присуще аграрному обществу. В экономике такого общества ведущая роль принадлежит сельскому хозяйству. В сельском хозяйстве России, так же как и в промышленности, продолжала господствовать феодально – крепостническая система.


? Опираясь на знания полученные в курсе изучения истории нового времени объясните как господство феодально – крепостнической системы влияло на развитие сельского хозяйства и промышленности России?

? Вспомните, может ли при сословном делении общества существовать или формироваться классовое деление?

г). Классовое деление населения.

Выслушав ответ учащихся, учитель говорит, что в России помимо традиционных для феодального общества классов, больших групп людей из которых одна группа угнетает, эксплуатирует другую – дворян и крестьян шёл процесс формирования двух новых классов – буржуазии и наёмных рабочих. Но этот процесс шёл очень медленно в силу существования в России феодально – крепостнической системы.


Переходим к характеристике следующего пункта плана (работа с учебником)

Ученики работают с учебником. Ответ должен содержать следующие пункты:

  • Основа политического строя России – самодержавие

  • Монарху принадлежала вся полнота законодательной, распорядительной и судебной власти

  • Император (царь) являлся фактически и главой Православной церкви

  • Чиновники выходцы из дворянского сословия

  • Губернаторы и наместники назначались императором из числа высшего дворянства

5. Закрепление изученного материала. Рефлексия. (Приложение № 1)

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание пар.1




































Приложение 1


Закрепление изученного материала по теме урока: «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.».


Вариант № 1


1. Назовите, с какими государствами Россия имеет только сухопутную границу ___________________________________________________________________________________________

с какими государствами Россия имеет только морскую границу ___________________________________________________________________________________________ 2. Выберите правильный ответ:

Основу национального состава населения составляли:

а) инородцы б) русские

в) украинцы и белорусы г) финно – угорские народы

3. Дайте определение:

Империя - _____________________________________________________

Классы -_______________________________________________________

Буддизм - ______________________________________________________

Религия - ______________________________________________________

4. Укажите принцип образования ряда:

Русские, эстонцы, калмыки, якуты, украинцы, чуваши, удмурты - ______________________________






Закрепление изученного материала по теме урока: «Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.».».


Вариант № 2


1. Назовите, с какими государствами Россия имеет сухопутную и морскую границу ________________________________________________________

2. Выберите правильный ответ:

Большую часть населения составляло:

а) дворянство б) мещанство и купечество

в) казачество г) крестьянство

3. Дайте определение:

Самодержавие - ________________________________________________

______________________________________________________________

Купец - _______________________________________________________

Сословия - _____________________________________________________

______________________________________________________________

Монарх - ______________________________________________________

4. Укажите принцип образования ряда:

Купечество, казачество, мещанство, дворянство, духовенство, крестьянство - ___________________________________________________________________________________________

Протестантизм, православие, старообрядчество, католичество - ____________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!