СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия на рубеже XIX - XX веков. Материалы к уроку

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текстовой материал к уроку истории в 11 классе для постановки проблем, целей изучения темы, определения темы проекта для учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Россия на рубеже XIX - XX веков. Материалы к уроку»

Социально-экономическое развитие России на рубеже 19 – 20 веков

  1. Роль российского государства в насаждении капитализма «сверху»: плюсы и минусы вмешательства государства в экономику.


С.Ю. Витте писал Николаю II: «В России потребовалось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни. В Англии чиновники должны только направлять частную собственность. В России же, кроме направления частной деятельности, они должны принимать непосредственное участие во многих отраслях общественно-хозяйственной жизни».

После экономического кризиса 1903 года С.Ю.Витте уже несколько иначе формулировал понимание роли государства в развитии капитализации далеко не является исчерпывающей. Государство не столько созидает, сколько восполняет, истинными же созидателями являются все граждане. Чем дальше идет прогресс, тем сложнее становятся все отправления производственного процесса, труднее роль его участников – всех граждан. Чтобы справиться с этой ролью, они должны обладать не только капиталами, но и особыми качествами: предприимчивостью, энергией. Не налагать руки на самодеятельность, а развивать ее всячески помогать ей, создавая благоприятные условия – вот задача государства.

Витте рассчитывал за 10 лет догнать развитые страны Европы и завоевать прочные позиции на рынках Востока, обеспечить необходимые темпы для индустриализации. Выделите 6-7 мер правительства для этого. Выскажите свою точку зрения. Определите последствия ускоренной модернизации.


  1. Развитие сельского хозяйства.

Структура производительной и непроизводительной земли в России и др.странах в 1908-12гг.

Россия

27,8%

Европейская Россия (без Финляндии)

54,2%

Англия

86,2%

Австро-Венгрия

95%

Германия

94,6%

Франция

93,9%

В России, где проживало почти 170 млн человек, обрабатывалось 100млн.дес.земли, в США, с населением почти в 2 раза меньше, - обрабатывалось 99 млн.дес. С какими общественными проблемами это связано?

Использование с/х машин в России:

Соха

7867502 шт

Деревянный плуг

3002544

Паровой плуг

335


В сообщении губернского управления 1902 г. писалось: «Отношение землевладельцев к безземельному крестьянству носит характер ничем неприкрытой эксплуатации. Личная отработка состоит в следующем: за аренду 1 дес.земли отрабатывать 3 десятины, за аренду 3 дес.отрабатывать аренду 6-7 дес. Крестьянин не может зачастую убрать свой хлеб, пока не уберет помещичий» к концу 19 века аренда составляла примерно 25% площади крестьянского землепользования. С конца 80х годов 19 века к 1912 году плата увеличилась на 41%.

На крестьянский двор в России приходилось 2-4 дес.земли, по подсчетам экономистов требовалось 7-8 дес. Достаточно ли было земли в России, если в Канаде на 1 земледельца приходилось 4,6 дес., США – 4,4, Англии – 2,8, Дании – 2,7.

Курское земство сообщало: «Встречаются случаи дробления полей у отдельных домохозяев в 45, 51, 120, 171 кусках». В жалобе волынского помещика писалось: «Я не могу устроить правильно ни полевого, ни лесного хозяйства, потому что мои 9 тыс.десятин испещрены мелкими клочками крестьянского владения».

Крестьянская община запрещала работать 140 дней в году. Какие причины, кроме малоземелья препятствовали хозяйствованию крестьянина?


  1. Политическая система России в начале 20 века

Американский историк Р.Пайпс отмечает: «Давая вольную обществу в экономическом, социальном, культурном плане, престол упрямо не подпускал его к сфере законодательной и административной». С чем это связано?

Витте писал: «В России надо проводить реформы быстро и спешно, иначе они тормозятся и не удаются». Почему?


  1. Особенности менталитета российского крестьянства. Составляло 77,1% населения.

Ритм работ разный: предельное напряжение в летние месяцы, длительное безделье зимой. 153 дня – праздники (большая часть зимой). Мало возможностей для эксперимента, косность. Капризы погоды, капризы хозяина (длительное господство крепостного права) привели к тому, что излюбленной мечтой была абсолютная свобода – воля (в том числе от земли). Белинский писал: «В понятии нашего народа свобода есть воля, а воля – озорничество. Не в парламент пошел бы русский мужик, а вкабак побежал бы пить вино, бить стекла и вешать дворян, которые бреют бороду и носят сюртук» (письмо к Иванову 1837г).

Государственная винная монополия – самая доходная статья бюджета.

М.Горький «В юности моей я усиленно искал по деревням того добродушного, вдумчивого крестьянина, неистощимого искателя правды, о котором так убедительно рассказала миру русская литература, и не нашел его. Я встретил сурового реалиста и хитреца. Он знает, что мужик не глуп, да мир – дурак. Он говорит: «Не бойся чертей, а бойся людей», «правдой сыт не будешь». Энгельгард (ученый, химик) писал «В эксплуатации крестьяне не видели ничего плохого, просто из объекта эксплуатации хотели превратиться в эксплуататора.

Чужие, с кем у крестьян не было личных отношений, воспринимались так как описывал Горький, но именно эти чужие составляли общество и государство.

  1. Дворянство.

М.М.Сперанский мечтал превратить дворянство в подобие английской высшей знати, и был приведен в отчаяние их полным равнодушием к возможностям, которые давало им дворянские собрания. Надежды на должности и земельные пожалования связывали с государством. Обедневшие дворяне составляли 9/10. Богатейшие дворяне составляли 1 тыс семейств – проматывали доходы, постоянно продавая часть имений. «Монте – Карло так и не оправилось от русской революции» - намек на расточительность русских вельмож. 1861г. был для помещиков великим бедствием. К 1905 году продали 1/3 земли. Часть крестьян превращалось в самостоятельных хозяев, владело 40% земель, сдаваемых в аренду, 67% все купленной земли, 80-90% орудий труда. На старые противоречия накладывались новые.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!