СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия на рубеже XVII и XVIII веков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

  1. Детство Петра.
  2. Двоецарствие. Царевна Софья.
  3. Начало царствования Петра.
  4. Азовские походы.
  5. Великое посольство.

Просмотр содержимого документа
«Россия на рубеже XVII и XVIII веков»

5




Тема: Россия на рубеже XVII и XVIII веков.



Цели: 1. Охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен. Познакомить учащихся с формированием личности Петра I.

2. Формировать умение после краткой поэтапной презентации учебного материала работать в группах над творческими заданиями; а именно: исправлять исторические ошибки в тексте, работать с документами, «прокладывать» путь по карте, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы на каждом этапе урока.

3. Воспитывать уважение к выдающимся историческим личностям, желание принести пользу своему Отечеству.



План урока

  1. Детство Петра.

  2. Двоецарствие. Царевна Софья.

  3. Начало царствования Петра.

  4. Азовские походы.

  5. Великое посольство.

Выдающиеся личности: Софья, Ф.Я. Лефорт, П. Гордон, Б.П. Шереметев, Ф.А. Головин, А.С.Шеин, Г.И. Головин.



Оборудование: экран, видеопроектор, компьютерные тесты, исторические документы (раздаточный материал), рабочая тетрадь, учебник,



Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

Р – Династия российских царей, чье правление начинается в 1613 г. с царя Михаила Федоровича. (Романовы)

И – Имя первого русского царя. (Иван Грозный)

С – Период в истории нашей страны, между правлениями двух династий и получивший характеристику неразберихи и лихолетья.(Смута)

Я – центры торговли (Ярмарки)

О – один из реформаторов XVII века, предлагавший ввести рекрутскую повинность, заключивший перемирие с Швецией и Речью Посполитой, ставший «Отцом» почновой службы. (Ордин-Нащекин)

С - служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». (Стрельцы)

Получилось слово – РОССИЯ.

Мы много уже говорили с вами об истории нашей страны, многие события рассмотрели, во многих процессах попытались разобраться. Но история России не заканчивается XVII веком, она продолжается.

Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и боярского правления с долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием.

Начиналось новое время с новыми героями. Ободном из них А.С. Пушкин сказал:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

«Медный всадник» А.С. Пушкин



О ком были сказаны эти строки?

Давайте попытаемся вместе с вами определить тему нашего урока.

«ПЕТР I. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ».



  1. Постановка проблемы

Вспомните, какая династическая проблема возникла в конце XVII века после смерти Алексея Михайловича? Как она была решена?

Петр в возрасте 10 лет оказался на российском престоле. Еще ребенок, но уже царь.

Подумайте, какие вопросы нам необходимо будет рассмотреть на уроке, чтобы раскрыть тему? Что для этого нам необходимо сделать?



  1. Организационно-деятельностный этап.

1.Детство Петра I.

29 мая 1682 года в Московском Кремле состоялась коронация двух братьев – царей Ивана и Петра. Регентом при них была коронована Софья Алексеевна.

Несмотря на то, что Петр стал царем, ему всего 10 лет.

Работа с источниками.

На основании предложенных источников дайте характеристику Петру в детстве.

(С пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первый его учитель – дьяк Никита Зотов. Когда Петру исполнилось 10 лет, его должны были обучать более сложным наукам, но в это время умирает бездетный царь Федор, возникает вопрос о том, кто сядет на престол, и об учении было забыто. Петр с матерью выехали в село Преображенское. Дворцовое обучение прекратилось, зато началось новое – у иноземцев в Немецкой слободе. У них Петр учился строительству, плаванию под парусами, арифметике, геометрии, фортификации и постепенно приобрел не царские привычки, а военные и моряцкие. Он создал 2 «потешных» полка (по 7 тысяч человек в каждом). Названы они были Семеновский и Преображенский. Эти полки положили начало новой армии.

Что отличало Петра от его предшественников и приемников?

Таким образом, детские игры Петра становились очень серьезным предупреждением для Софьи.

В августе 1689 года Петр получил ложное известие о заговоре стрельцов. Он

был очень испуган, быстро покинув Преображенское, уехал в хорошо укрепленную Троице-Сергиеву лавру. За ним потянулись все, кто хорошо разбирался в политической обстановке – Петр был уже совершеннолетним и мог править без сестры.

В итоге формально стали править два брата, Софью заключили в

Новодевичий монастырь, но фактически Петр стал править единолично. В 1696г. Иван умер.)

Вывод: Итак, мы проследили, как формировалась личность Петра.



Сейчас у вас есть шанс быть зачисленными в «Потешный полк» царя Петра.



Первичное Закрепление.

Выполнение задания № 4. Раб. Тетради С. 37.





Поздравляю вас! Вы зачислены в Преображенский и Семеновский полки.



2.Азовские походы.



Сообщения учащихся.

АЗОВСКИЕ ПОХОДЫ.

Для того чтобы торговать с Европой, использовать европейский опыт

необходим выход к незамерзающим морям. Петр понимал это отлично. Выходу в Балтийское море мешают сильные противники – Речь Посполитая и Швеция.

Значит на юг! Январь 1695 года – Указ о походе на Крым. Решено было взять

крепость Азов, которая закрывала выход из Дона в Азовское море.

Для похода русские собрали 30 тысяч солдат, командовать которыми, было

поручено графу Шереметьеву. Петр тоже числился в армии, бомбардиром. Войска при поддержки речных судов двинулся по Волге на юг.

В июле 1695, русские войска начали осаду, но она принесла неудачу.

Основная причина – в отсутствии флота. Турки по морю подвозили боеприпасы и продукты осажденным, а русские ничего сделать не могли.

Поражение в первом Азовском походе не сломило царя, и он приказал начать

строить новые суда, определив место строительства реку Воронежка. За один год появился пусть не очень качественный, но флот. Уже в апреле 1696 года, на воду было спущено несколько десятков кораблей.

Второй Азовский поход окончился победой русской армии. Азов был взят.

Правда, это не означало ещё выхода к морю, но в честь победы был устроен грандиозный праздник в Москве и выпущена памятная медаль.



ПЕТР I. САРАТОВСКИЙ КРАЙ.



Первое знакомство Петра I с отдаленной юго-восточной окраиной государства началось в 1695 году, когда он направил свои войска для осады турецкой крепости Азов. Часть войск шла сухим путем через Воронеж, сам царь с 30 тысячами воинов на 117 судах отправился по Волге. 3 июня в 5 часов вечера флотилия Петра I проехала мимо Саратова, о чем царь записал в «Путевом журнале».

По возвращении из Азовского похода Петр I отправил князя Голицына изучать Нижнее Поволжье — «для осмотра низовых городов и строения новой черты, а также шлюзного дела на речке Камышинке».

В 1698 году началось строительство канала для соединений Волги с Доном. Однако с началом Северной войны строительство прекратилось.

Вновь Петр прибывает на Саратовскую землю лишь в 1722 году, готовясь к военному походу против Персов.

20 июня 1722 года в Саратов для встречи с калмыцким ханом Аюкой прибыли Петр I и Екатерина. На другой день хан и его жена были приглашены на царскую галеру. Шли переговоры об участии калмыков в Персидском походе. Аюка согласился выделить 5 тысяч всадников. И царь и хан остались довольны этой встречей. По словам очевидцев, хан заявил: «Теперь охотно умру, удостоившись у великого императора столь любезного его разговора». Царская чета богато одарила гостей. Аюке подарили золотую саблю, его жена получила от Екатерины золотые часы с бриллиантами и драгоценные ткани. 22 июня царская флотилия двинулась вниз по Волге.

В Саратове сохранился архитектурный памятник начала XVIII века, живой свидетель Петровской эпохи – Троицкий собор на Музейной площади. В начале XVIII века он не имел колокольни, строительство которой было начато позднее и по мнению историков связано с именем Петра.

В начале XXI века среди общественности области активно обсуждался вопрос об открытии памятника Петру I. В силу разных обстоятельств сооружение монумента Петру I не было осуществлено, так же, как осталось нереализованным предложение назвать одну из улиц Саратова улицей Петра I. Памятник Великому преобразователю был открыт в г. Петровске Саратовской области 12 июня 1995 года.



Азовские походы были первой военно-стратегической победой Петра. Вы

как участники Азовских походов сможете без труда доказать это, выполнив задание

№ 5 на с. 37 раб. тетради.

Первичное Закрепление.

Выполнение задания № 5. Раб. Тетради С. 37. Работа в малых группах.

Взаимопроверка выполненной работы.



Физминутка.

Давайте еще раз вспомним славную победу под Азовом. Разотрите

интенсивно ладоши, приложите руки к глазам и виртуально проследите еще раз путь Петра по Волге и Дону до Азова, а затем от путь от Воронежа до Азовского моря.



Вы внесли свой вклад в победу Петра над крепостью Азов! Но эту победу

надо еще удержать. А для этого нужны союзники.





3.Великое посольство. (1697-1698)

Великое Посольство и было великим – 250 человек во главе с Лефортом,

Головиным и думным дьяком Вознициным.

Петр ехал инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова.

Посольство объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией,

изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником.

Но Великое посольство пришлось прервать, т.к. в России начался стрелецкий

мятеж под руководством Софьи. Вновь она хотела свергнуть брата с престола. Расправа была жестокой. Сотни стрельцов были казнены или сосланы.

Но итог Великого Посольства был очевиден.

5.Закрепление изученного материала

Вот и закончилось первое путешествие в эпоху Петра I. Нам предстоит еще

несколько путешествий – уроков. Поэтому с Петром I мы станем близкими друзьями.

Но все ли мы помним о тех великих начинаниях. Предлагаю пройти

компьютерное тестирование вам свидетелям эпохи. (5 человек)

О Петре были сказаны и такие строки:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин «Стансы»



Возможно ли, эти строки применить к началу правления Петра I?

Что было конечной целью деятельности Петра как «работника»?



6.Рефлексия. Мы много говорили сегодня о рубеже веков и Петре I, но может быть что – то осталось для вас в тайне. Прошу вас на полях р.т. у заданий № 2, 4,5 поставить знак (круг, квадрат или треугольник), который поможет выяснить затруднения в материале урока.



Выставление отметок.

Д/З. Параграф № 13, р.т № 2 С. 36.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!