СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в первой мировой войне

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия в первой мировой войне»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено на заседании ЦМК


Протокол № ____от________________

Председатель Хританкова Н.Ю.

(Ф.И.О)













МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело (с базовой подготовкой)



Дисциплина: «История»

Тема 2.20. Россия в Первой мировой войне.

Разработчик – Петрова Ирина Сергеевна














2019

СОДЕРЖАНИЕ


МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ 3

МОТИВАЦИЯ 4

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ 5

ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ 7

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ 12

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 16





МЕТОДИЧЕСКИЙ ЛИСТ

Вид занятия – объяснение с демонстрацией наглядных пособий

Продолжительность – 90 мин.

Тип занятия – изучение нового материала


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования определены учебные цели:

- Формировать знания об истории России и человечества в целом, представления об общем и особенном в мировом историческом процессе;

2. Развивающие цели:

- развивать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

3. Воспитательные цели:

- воспитывать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 10).

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный с использованием мультимедийной презентации.

Место проведения занятия – аудитория колледжа.





МОТИВАЦИЯ

Тема Первой мировой войны является весьма актуальной и для нашего достаточно неспокойного мира. То в одной, то в другой точке земного шара вспыхивают военные конфликты.

При этом агрессоры, совершая нападения, изображают себя миротворцами, прикрывая преступную политику, пытаются клеветой оправдать себя в глазах мировой общественности.

Первая мировая война была одной из самых кровопролитных войн, прошедших на Земле, которая была развязана крупнейшими капиталистическими державами, в начале XX века

Данное занятие позволит познакомиться с причинами, участниками, ходом военных кампаний в годы Первой мировой войны, а также изучить вопрос влияния войны на российское общество, способствует формированию бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10)




Приложение 1

КОНТРОЛЬ ПО ПРЕДЫДУЩЕЙ ТЕМЕ

«ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.»

Студенты письменно отвечают на 8 вопросов

1.Вопрос по карте

1

Задание:

1. Укажите название войны, обозначенной на схеме.

2. Укажите название города, обозначенного на карте под цифрой «1».

3. Укажите год начала и окончания данного военного конфликта.

4. В каком городе было подписано соглашение об окончании данной войны.

5. Назовите точную дату подписания соглашение об окончании данной войны.

6. Вспомните текст исторического документа и назовите итоги данной войны.




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

«5» - работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - работа выполнена в полном объеме самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работ.

«3» - работа выполняется при помощи преподавателя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьезные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.




ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Причины, участники, ход военных компаний в первой мировой войны. Влияние войны на российское общество.

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы с вами рассмотрим обстоятельства одного из самых кровопролитных событий, происходивших в истории человечества. А перед изучением новой темы, давайте вспомним два крупнейших военно-политических блока, образовавшихся в мире в начале ХХ-го века. (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Россия, Франция, Англия).

Преподаватель: Как вы думаете, какой теме посвящено наше сегодняшнее занятие? (Первая мировая война)

Преподаватель: Что вы знаете о событиях, предшествующих началу Первой мировой войны? (К моменту начала Первой мировой войны образовались крупнейшие развитые державы: Англия, Франция, Германия, США, Россия. Англия и Франция имели преобладающее количество колоний. Германия требовала передела колоний. Но остальные державы не соглашались на добровольный отказ от части своих территорий). Работа по карте.

Теперь давайте вместе сформулируем причины назревшего конфликта:

1) Конкуренция индустриальных держав за рынки сбытов товаров и за источники сырья.

2) стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;

3) стремление с помощью войны разрешить проблемы внутренней политики развитых держав.

Участники военных блоков приняли на себя обязательства взаимной помощи. Сложилась ситуация, при которой даже малозначительный конфликт мог стать поводом для общеевропейской войны.

Строки из эпопеи Владимира Тяптина «Первая мировая война»

Весь мир готов был к схватке века.

Недоставало одного:

Все ждали только человека,

Кто первым выстрелит в него.

И он нашёлся. Сербский малый

Принцип Гаврило, сей студент

Дал повод миру, и немалый, –

Рванул планету всю в момент.

Преподаватель: 28 июня 1914 г в боснийском городе Сараево прозвучали выстрелы, перевернувшие привычное течении жизни Европы. Член подпольной организации «Молодая Босния» сербский террорист Гаврило Принцип убил приехавшего на военные маневры племянника австрийского императора эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу графиню Софию Хотек. В ответ на это 23 июля австрийский посол вручил ультиматум правительству Сербии, в котором требовал участия австрийской полиции в расследовании убийства. Спустя два дня Сербия отвергла ультиматум и объявила мобилизацию. 28 июля 1914 года Австро-Венгрия официально объявила войну маленькой Сербии; 1 августа Германия объявила войну России, 3 августа – Франции; 4 августа войну Германии объявила Великобритания. Так в течение одного месяца большинство сильнейших держав оказались втянуты в конфликт.

Преподаватель: Задание! Внимательно посмотрите на карту и найдите на ней страны и даты их вступления в войну.

28 июня 1914 г. — убийство в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда

28 июля 1914 г. — объявление Австро-Венгрией войны Сербии

1 августа 1914 г. — начало Первой мировой войны, объявление Германией войны России

3 августа 1914 г. — вступление в войну Франции

4 августа 1914 г. — вступление в войну Англии

29 октября 1914 г. — вступление в войну Турции. Открытие военных действий на Черном море и в Закавказье

23 мая 1915 г. — вступление в войну Италии

29 октября 1915 г. — вступление в войну Болгарии

27 августа 1916 г. — вступление в войну Румынии

Преподаватель: Вступая в войну, страны имели конкретные цели. Выясним их, поработав с документами на экране. А затем запишем их в тетрадь.

Преподаватель: Задание по группам: Каждая группа получает карточку с заданием. Опираясь на текст учебника стр 84-103, внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Итогом вашей работы должен быть письменный ответ на вопросы.

Группа №1 – 1914 год.

1. В чем заключался германский план молниеносной войны? Почему он был сорван?

2. Назовите крупнейшие сражения 1914 года

3. Каковы главные итоги военной компании 1914 г.?

1. Германский план (генерала Шлифена) предусматривал: « Вторжение во Францию через Бельгию в обход оборонительных укреплений и основных сил Франции, сосредоточенных на франко-германской границе, их окружение и взятие Парижа. Россия слаба и не сможет создать угрозу Германии на Востоке. Англия не окажет поддержки Франции»

Однако: английские войска высадил во Франции, но спасла Францию от разгрома Россия, начавшая наступление на Восточную Пруссию по просьбе союзников. Германия вынуждена была перебросить силы с западного фронта на восточный. Франция и Англия собрали силы и начали контрнаступление.

2. Сентябрь 1914 год битва на Марне. Германские войска отступили.

3. Итоги:

Молниеносный план сорван.

Германия вынуждена была вести войну на два фронта.

Группа №2 – 1915 год.

1. Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза?

2. Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему?

3. Итоги военной компании 1915 года.

1. Нанести поражение России и вывести ее из войны.

2. Болгария, ей пообещали часть территории Сербии. Тройственный союз после выхода из него Италии распался, а сформировался Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция. Болгария)

3. Переломить ситуацию на Восточном фронте и добиться успехов в морской войне с Великобританией не удалось.

Группа №3 – 1916 год.

1. Назовите главные сражения 1916 года и их итоги.

2. Итоги военной компании 1916 года.

1. «Верденская мясорубка», разгромить союзников Германии не удалось

Битва на Сомме (использовали танки)

Брусиловский прорыв, успешным прорвал фронт в Галиции

Ютландское сражение, превосходство английского флота.

2. Стратегическая инициатива перешла к Антанте. Германия перешла к неограниченной подводной войне. США объявило войну Германии.

Группа №4 – 1917 год.

1. Россия в Первой мировой войне в 1917 – начале 1918 г.

2. Каковы особенности военных действий в 1917 г.?

3. Назовите главное сражение 1917 г.

4. Главные итоги военной компании 1917 г.

1. В России произошла революция. Свергнут царь, Советское правительство заключило с Германией Брестский мир.

2. Инициатива была в руках Антанты. Крупные бои сменялись периодами позиционной войны.

3. «Бойня Нивеля». Не смогли разбить германские войска. Франция понесла большие потери (убитые и раненые 500 тыс человек.)

4. Переломить ситуацию в свою пользу Антанте не удалось

Группа №5 – 1918 год.

1. В чем заключался последний стратегический план германского командования? Почему он провалился?

2. Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза?

3. Где и когда закончилась Первая мировая война?

1. Мощными ударами разъединить союзников и разбить. У Германии истощились материальные и людские резервы.

2. Болгария и Турция подписали перемирие. В Германии началась революция, монархия была свергнута. Германия была провозглашена республикой. Революция в Австро-Венгрии. Монархия свергнута и появились новые государства. Революция произошла и в Турции.

3. 11 ноября1918 года в Компьенском лесу Германия подписала капитуляцию. Война закончилась

Преподаватель: Первая мировая война была самой кровавой и разрушительной за всю историю человечества.

Итоги: Первая мировая война и последовавшие за ней революции полностью изменили лицо Европы. Ушли в прошлое Российская, Германская, Австро-Венгерская, Османская империи, вершившие некогда судьбы мира. На обломках вековых монархий поднялись Чехословакия, Югославия, Польша, Венгрия.

Победители получили все: миллиардные контрибуции, значительные территории в Европе, обширные колонии. Но в число победителей не вошла Россия – страна, понесшая самые большие потери по сравнению с прочими странами Антанты. Попытка Франции и Великобритании перестроить «под себя» послевоенный мир таила скрытую угрозу. Созданная ими система неизбежно должна была привести к новой мировой войне, еще более жестокой и кровавой.



Приложение 2

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО НОВОЙ ТЕМЕ

Задание по группам: Каждая группа получает карточку с заданием. Опираясь на текст учебника стр 84-103, внимательно прочитайте задание и приступайте к работе. Итогом вашей работы должен быть письменный ответ на вопросы.

Группа №1 – 1914 год.

1. В чем заключался германский план молниеносной войны? Почему он был сорван?

2. Назовите крупнейшие сражения 1914 года

3. Каковы главные итоги военной компании 1914 г.?

Группа №2 – 1915 год.

1. Какова была главная стратегическая задача Тройственного союза?

2. Какие новые страны присоединились к Тройственному союзу и почему?

3. Итоги военной компании 1915 года.

Группа №3 – 1916 год.

1. Назовите главные сражения 1916 года и их итоги.

2. Итоги военной компании 1916 года.

Группа №4 – 1917 год.

1. Россия в Первой мировой войне в 1917 – начале 1918 г.

2. Каковы особенности военных действий в 1917 г.?

3. Назовите главное сражение 1917 г.

4. Главные итоги военной компании 1917 г.

Группа №5 – 1918 год.

1. В чем заключался последний стратегический план германского командования? Почему он провалился?

2. Какие события способствовали поражению в войне стран Тройственного союза?

3. Где и когда закончилась Первая мировая война?


Приложение 3

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Прочитайте и перескажите материал учебника ч.2, с. 84-90.

Подготовка презентации, созданной на основе Интернет-ресурсов в виде простого текстового (возможно, иллюстрированного) документа.

п/№

Тема сообщения

1

Письмо с фронта домой от одного из участников войны с описанием настроения бойцов, военных действий, методов ведения войны.

2

Письмо с фронта с описанием «окопной войны»



Приложение 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ, В ПРЕДВЕРИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Из тайной «Докладной записки профессоров» Канцлеру Германии о целях войны 1914 года:

«Чтобы обеспечить долгосрочный мир, необходимо:

а) Необходимо завоевать часть северо-западной Франции, чтобы иметь стратегические гарантии против нападения Англии и получить благоприятный выход к океану. Франция должна заплатить огромную сумму в виде военной контрибуции. Нам не нужно забывать, что Франция имеет большие колонии…
б) На границе с Россией необходимо из русских земель создать приграничный пояс, доступный немецкой сельскохозяйственной колонизации. В противном случае, мы не остановимся перед тем, чтобы указать на российские юго-западные провинции…
в) Поскольку эта война является войной Англии против Германии на мировом рынке, на море и в заокеанских странах, необходимо достичь возвращения на мировой рынок и обеспечение себе морского пути. А контрибуции должны быть такими, чтобы они  покрыли стране ее военные затраты и давали бы нам возможность расширить военное могущество».

Вопрос: К чему стремилась Германия?

Отрывок из «Доклада Николаю II, составленный Министерством иностранных дел и Морским министерством накануне Первой Мировой войны» под названием «О целях Отчизны на ближайшие годы»:

«Безусловно, для всех дипломатических усилий России такая политическая цель: в ближайшие годы –1918 – 1919г.г. – завладеть Босфором и Дарданеллами».

Из высказывания Президента Франции Р. Пуанкаре:

«Я не вижу у своего поколения другой мечты в жизни, кроме надежды вернуть наши утраченные провинции»

Вопрос: В чем заключались намерения России, Германии и Франции?

Выписка из протокола заседания Австро-венгерского правительства от 7 июля 1914 года:

«Чисто дипломатический успех, если б он закончился полным уничтожением Сербии, не имел бы ценности, и поэтому необходимо предъявить ей настолько радикальные требования, чтобы можно было заранее предусмотреть их отклонение и откатиться к радикальному решению вопроса через военное вмешательство».

Из сообщения Австро-венгерского посла в Берлине о встрече с Кайзером Вильгельмом II 15 июля 1914 года:

«Кайзер сказал мне, что мы можем положиться на полную поддержку Германии. По мнению Кайзера Вильгельма, не стоит медлить. Если между Австро-Венгрией и Россией вспыхнет война, то Германия будет на нашей стороне. Кайзер будет сожалеть, если мы не воспользуемся нынешней ситуацией, которая всем нам теперь на пользу…»

Вопрос: К чему, в конечном итоге, стремилась Австро-Венгрия?




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира в XX – начале XXI века. 11 класс / Н.В. Загладин, Н.А.Симония. – 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. – 480 с.

  2. Жукова Л.В. Справочник. История России с древнейших времен: для школьников и выпускников. ФГОС/Л.В.Жукова.- 11-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2018.- 527,[1]с.

  3. Самыгин П.С. История: учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений [Текст]: / Самыгин П.С. – 17-е изд. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - учебное пособие, 2012.- 474с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!