Конспект урока на тему:
«Россия в первой мировой войне» (9 кл.)
I. Вводная часть
Главная дидактическая цель урока – раскрыть причины и повод первой мировой войны, участие в ней России: нарастание противоречий среди ведущих держав, включая Россию, затрагивая ее интересы, вследствие этого, появление двух враждебных друг другу военных коалиций; военные планы сторон; ход военных действий первой мировой в течение трех лет войны, как на Западном, так и на Восточном фронтах, успехи и неудачи русской армии. Все раскрытые причины указывают на вопрос – могла ли Россия не быть втянутой в войну, была ли война разрешима, действие России в войне следует оценивать, как успешные или неудачные?
ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
специальные предметно-исторические знания:
А) исторические представления:
- об историческом движении: неразрешенные и все более углубляющиеся противоречия великих держав за передел мира, включая Россию, которая в угоду своих интересов сближает с рядом других, прежде враждебных ей государств, приводит к появлению двух военных коалиций – явившимися антагонистами друг другу; следствием противоречий и образованием двух альянсов явилась, развязанная Германией, первая мировая война, в которую была ввиду вышеназванных причин и проводимой политикой втянута Россия; разработанный Германией «План Шлиффена» не удалось осуществить, во многом, благодаря России, ценой огромных потерь сорвавшей немецкий замысел разгрома своих противников по одиночке; сразу же война приобрела общемировой характер и, вопреки ожиданиям стран-участниц, стала затяжной, что нарушило планы сторон; Россия, неоднократно помогавшая своим союзникам на Западном фронте, отвлекая значительные силы Центральных держав, не получала взаимопомощи со стороны своих союзников; однако, ни в течение 1914, ни 1915 и 1916 гг. Германии и ее союзникам, завязнув в позиционной войне на Западе, не удалось разгромить Россию, силы которой до конца изучаемого этапа оставались неразбитыми и даже могли, несмотря на отступления 1915 г., проводить крупные и успешные операции, какой был Брусиловский прорыв, поставивший на грань военной катастрофы Австро-Венгрию.
- об историческом времени:
о конкретном историческом времени: XIX в., XX в.; 1882 г. (опорная), 1878 г. (для связи), 1907 г. (опорная), 1914 г. (опорная), 1915 г. (опорная), 1916 г. (опорная), 1917 г. (для связи);
об основных категориях исторического времени: в данной теме урока нет;
о процессах исторического времени: последовательность - 1882 г. (опорная), 1878 г. (для связи), 1907 г. (опорная), 1914 г. (опорная), 1915 г. (опорная), 1916 г. (опорная), 1917 г. (для связи);
длительность – 1914-1917 гг.;
- локальные исторические представления: Российская империя, Германия, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Италия, Турция, Сербия; Балканы, Босния, Восточная Пруссия, Польша, Восточная Галиция, Прибалтика, Белоруссия, Украина, черноморские проливы – Босфор и Дарданеллы, Эльзас и Лотарингия, Париж, Верден;
Б) исторические понятия:
- мобилизация (соц.-полит., общеисторическое);
- военный план (соц.-полит., общеисторическое);
- молниеносная война (соц.-полит., частное);
- военная операция (соц.-полит., общеисторическое);
- позиционная война (соц.-полит., общеисторическое).
В) объективно-исторические связи:
· причинно-следственные:
- поздняя промышленная революция Германии нехватка колоний (простейшая, П→С) → стремление к новому переделу колоний → Первая Мировая война (вся – многозвенная …С (п)→С);
- стремление ряда держав к новому переделу мира и сфер влияния, как рынков сбыта и источников сырья → создание враждебных коалиций: Антанты и Тройственного союза (простейшая, П→С) → Первая Мировая война (вся – многозвенная …С (п)→С);
- противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров; создание враждебных коалиций; желание отвлечь народные массы от революционной войны → Первая Мировая война (многоуровневая, …..С);
- желание России утвердится на Балканах; таможенная война России и Германии рубежа XIX-XX вв.; разногласия на Берлинском конгрессе → обострение русско-Германских отношений (многоуровневая, …..С);
- потеря Францией Эльзаса и Лотарингии по итогам франко-прусской войны 1870-1871 гг. → желание Франции реванша за проигранную войну и возвращения утраченных территорий → Первая Мировая война (вся – многозвенная …С (п)→С);
- убийство в Сараево наследного принца Австро-Венгрии → Первая Мировая война (простейшая, П→С);
- убийство в Сараево наследного принца Австро-Венгрии → объявление Австрией войны Сербии (простейшая, П→С) → Россия, как покровительница православных и славянских народов на Балканах, объявляет мобилизацию → требование Германии, как союзницы Австрии, прекратить мобилизацию в России → игнорирование Россией требования Германии → объявление Германией войны России - начало Первой Мировой войны (вся – многозвенная …С (п)→С);
- успешное наступление немцев на Западном фронте → ради помощи союзникам скорое развертывание русской армии и вступлении ее в Вост.Пруссию; успешное наступление русской армии в Галиции (простейшая, П→С) → немцы перебрасывают часть сил с западного фронта на восточный → срыв наступления немцев на Париж → война принимает позиционный характер (вся – многозвенная …С (п)→С);
- срыв «плана Шлиффена» заставляет Германию, оставив все дела на Западном фронте, всецело обратиться против России → наступление в 1915 г. Германии и Австро-Венгрии на Вост.фронте (простейшая, П→С) → «великое отступление» русской армии → потеря Россией Польши, Прибалтики, части Украины и Белоруссии (вся – многозвенная …С (п)→С);
- 1916 г., Германия, полагая, что в результате успешного наступления в России в 1915 г., русская армия дезорганизована, начинает мощнейшее наступление на Вердене против Франции → ради помощи союзникам Россия проводит успешную военную операцию в Галиции против Австрии, получившее название «Брусиловский прорыв» (простейшая, П→С) → немцы перебрасывают часть сил с западного фронта на восточный → срыв наступления немцев на Верденском направлении (вся – многозвенная …С (п)→С);
· локальные:
- Германия и Италия, как страны «нового» капитализма;
- желание России утвердиться на Балканах, захват черноморских заливов;
- встречная Австрийская политика усиления на Балканах и ослабления влияния там России;
- убийство в г. Сараево, что в Боснии, наследного принца австрийского престола Франца Фердинанда;
- стремление Германии захвата новых колоний (за счет слабых стран), как правило в Африке и, добиться своей гегемонии в Европе;
- потеря Францией Эльзаса и Лотарингии по итогам франко-прусской войны 1870-1871 гг.;
- «план Шлиффена» заключал в себе принцип избежания войны на два фронта – в начале, в то время пока «неповоротливая» Россия проводит мобилизацию, разбить Францию, а потом уже взяться за первую;
- наступление немцев, через Бельгию на Париж, битва на Марне;
- развертывание и наступление русской армии в Восточной Пруссии в Германии и в Галиции в Австро-Венгрии;
- участие в Первой Мировой войне 38 государств;
- потеря России, в результате поражений русской армии в 1915 г., Польши, Прибалтики, части Украины и Белоруссии;
- наступление немцев на Вердене – «верденская мясорубка»;
- «Брусиловский прорыв» против Австро-Венгрии в Восточной Галиции;
· хронологические:
1) с конкретным историческим временем:
- к концу XIX в. окончен колониальный передел мира, вступление в эпоху империализма;
- Германия и Италия в 60-80-х гг. XIX в. вступили на путь промышленной революции, отстав от Великобритании и Франции на несколько десятилетий, и являясь, таким образом, странами «нового» капитализма;
- 1882 г. – создание Тройственного союза;
- 1907 г. – окончательное оформление Антнаты;
- 1878 г. – Берлинский конгресс, на котором проявились разногласия России и Германии;
- 15 (28) июня 1914 г. - убийство в г. Сараево наследного принца австрийского престола Франца Фердинанда;
- 19 июля (1 августа) 1914 г. – объявление Германией войны России;
- 1914 г. – разгром русских армий Самсонова и отступление Ранненкампфа в Вост.Пруссии; успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии; срыв немецкого наступления на Париж;
- 1915 г. – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики, части Украины и Белоруссии; вступление в войну Италии на стороне Антанты;
- 1916 г. – безуспешное наступление немцев на Вердене и англичан на р.Сомма; «Брусиловский прорыв» в Вост.Галиции;
- 1917 г. – США вступают в войну на стороне Антанты;
2) с процессами исторического времени:
Последовательность:
- поражение Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. и потеря ею Эльзаса и Лотарингии становится причиной реваншистских настроений в стране и возвращение утраченных территорий;
- 1882 г. - создание Тройственного союза между Германией, Австрией и Италией, и, в противовес ей складывание союза Франции и России, а затем и Великобритании в 1907 г. в Антанту;
- 15 (28) июня 1914 г. – убийство австрийского принца Франца Фердинанда; 16 (29) июля – начало мобилизации в России; 19 июля (1 августа) – Германия объявляет войну России;
- 4 (17) августа 1914 г. – развертывание и успешное наступление германской армии против Франции; в это же время, по началу успешная, Восточно-прусская операция русской армии, что заставляет немцев перебросить силы с западного направления на Восток, что стало одной из причин поражения немцев в битве на р. Марне; одновременно с окончанием наступления Германии на Париж, начинается общее отступление австрийских войск в Галиции перед лицом натиска русской армии;
- 1915 г. – бездействие на западном фронте, наступление войск Германии и Австро-Венгрии на восточном, что приводит к отступлению русской армии и потерей России значительных территорий;
- 1916 г. – безуспешное наступление немцев на Вердене; неудачная военная операция англичан на р.Сомма; успешное наступление русской армии в Вост.Галиции под командованием Брусилова;
Длительность:
- 1914-1918 гг. – Первая Мировая война;
Синхронность:
- август 1914 г. – наступление Германии на западном направлении против Франции и, проведение русской армией восточно-прусской операции;
- сентябрь 1914 г. – битва на р. Марне в окрестностях Парижа и, успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии;
Г) внутри- и межпредметные связи:
Внутрипредметная – тема урока «Россия в Первой Мировой войне» имеет асинхронную ретроспективную связь с курсом 8-го класса «Новой истории. 1800-1918 гг.» всеобщей истории, где изучаемые события прослеживаются, для понимания складывания всех непосредственных первопричин неизбежности Первой Мировой войн, в таких вопросах, касательно объединения Германии и франко-прусской войны 1870-1871 гг.; перерастания капитализма в империализм и окончанию колониального передела к концу XIX века.
Далее следует, имеющий асинхронную ретроспективную связь с историей России, курс 9-го класса «Новейшая история. XX век», где так же изложены события Первой Мировой войны в ракурсе всеобщей истории, и, предшествовавшая ей международная политика накануне войны.
ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ
А) общеучебные познавательные практические умения:
1. по организации учебного процесса:
· подготовка рабочего места - учебник (каждый ученик в обязательном порядке должен иметь свой учебник), тетрадь (поурочная), письменные принадлежности, дневник;
· соблюдение гигиены умственного труда – проветривание помещений в перерывах между уроками, качественное освещение, чистая доска и помещение класса, правильная посадка учеников, смена видов деятельности (монолог учителя, эвристическая беседа, самостоятельная работа учеников с учебником, записи в тетрадях и на доске);
· по овладению структурой учебной деятельности:
- осознание целевого компонента (цели изучения темы урока ставит учитель: - «Сегодня нам предстоит узнать об участии России в Первой Мировой войне, целях, которые она и страны-союзницы и вражеские государства преследовали в войне. Ответить на вопрос закономерности Первой Мировой войны, проанализировать ее ход и понять каково значение участия в войне России»);
- планирование достижения цели составляет учитель, работа уроков по предложенному плану (подойти, выявив причины развязывания войны и рассмотрев ее ход, к тому пониманию вопроса, что Россия, ценой огромных жертв, изнурила себя в затянувшейся войне);
- контроль и оценка (использование системы «вопрос-ответ» со стороны учителя, параграф и вопросы к нему в качестве д/з).
2. умения работать с книгой и другими источниками информации:
→ умения по овладению процессом чтения:
· виды чтения и техника чтения разных по характеру текстов: на данном уроке использовался только текст параграфа учебника «Россия в Первой Мировой войне»;
· установленный темп чтения (самостоятельная работа учеников по учебнику);
· постановка целей чтения учителем посредством вопросов и заданий (Откройте первый раздел §9: найдите и скажите, что предприняла Россия для защиты Сербии?; Почему Германия потребовала от России прекратить мобилизацию?; Прочтите в первом разделе §9, какие цели преследовали страны-участницы войны?; Прочтите в разделе «начало боевых действий» и скажите, в чем главный принцип «плана Шлиффена»?; В конце указанного раздела прочите военные действия 1914 г.: смогла ли Германия осуществить свой план?; Прочтите в следующем разделе – что предприняла Германия в 1915 г.?; В разделе касающегося 1916 г. прочтите и скажите, что сделала Россия для помощи союзникам?).
→ умения работать с учебником:
· работа с понятиями (колония – это политически и экономически зависимые страны и области; мобилизация – призыв военнообязанных на действительную военную службу);
· анализ и систематизация учебного текста (подготовка ответов по пунктам параграфа: «начало Первой Мировой войны», «начало боевых действий», «военные действия в 1915-1916 гг. Брусиловский прорыв»);
· умение читать схемы (схемы: «ход войны на западном и восточном фронте в 1914-1917 гг.»).
→ умение воспринимать информацию на слух и из аудиовизуальных источников: монолог учителя о причинах обострения русско-германских отношений; сообщение о масштабах Первой мировой войны.
3. умения устной и письменной речи:
→ отвечать на вопросы различного характера:
· репродуктивные – что такое колонии?
· проблемные – какие цели в войне преследовали страны-участницы?
· эмпирические – назовите признаки империализма;
· теоретические – в чем главный принцип германского «плана Шлиффена»?
· основные – закономерна или спонтанна была война: рассмотрим ее ход и подумаем, каково значение участия в войне России?
· наводящие – чем служили колонии для стран-метрополий?
· дополнительные – нет в уроке.
→ связно излагать материал устно и письменно (ответы на вопросы учителя).
→ правильно вести записи в тетради: дата, название темы урока, пункт темы, зарисовка схемы с доски, записи в ходе урока.
Б) специальные познавательные практические умения:
→ картографические – умения работать с историческою картою:
· умение читать историческую карту (Глядя на карту, предположите, каким странам не хватало колоний?);
· умение пользоваться картой, как источником новых исторических знаний (Посмотрите на карту, на ней мы можем увидеть две соседствующие страны: Австрию и Сербию. Могли ли сталкиваться их интересы на Балканском полуострове?);
· умение ориентироваться в историческом пространстве (заполнение контурных карт) – на уроке не используется.
→ хронологические – умения соотносить исторические факты с историческим временем:
· умение пользоваться периодизацией исторического времени:
- умение соотносить исторический факт с конкретным отрезком исторического времени (к концу XIX в. весь мир был поделен на колонии и сферы влияния между ведущими державами; Первая мировая война началась в 1914 г.);
- умение соотносить между собой категории исторического времени (на данном уроке не используется);
- умение соотносить исторические факты с историческими эпохами, культурами и т.п. (на данном уроке не используется).
· умение устанавливать длительность, последовательность, синхронность исторических фактов: диахронный анализ календарь событий (в данном случае фактически не используется).
→ умения работы с историческим текстом:
· умение извлекать информацию из текста учебника (основного, дополнительного, пояснительного): действия России для защиты Сербии; ответные действия Германии; цели в войне стран-участников; «план Шлиффена» и его суть; военные операции в 1914 г.; действия Германии против России в 1915 г.; действия России в 1916 г;
· умение составлять план исторического текста (не используется на уроке);
· умение извлекать исторические знания из нескольких исторических печатных источников, одновременно систематизировать их в логической последовательности (не используется на уроке);
· умение высказывать свое мнение, свое отношение к характеристике исторических фактов и их оценкам, данным в печатных исторических источниках (не используется на уроке).
→ умения исторического мышления:
· умение воссоздавать и описывать образы исторического прошлого, оперировать всеми видами исторических представлений (колониальный период, империализм);
· умение анализировать исторические факты, выделять и обобщать их характерные признаки на эмпирическом и теоретическом уровнях: на теоретическом уровне уметь, путем абстрагирования, формулировать исторические понятия (мобилизация – призыв военнообязанных запаса на военную службу), суждения, умозаключения (делать выводы).
· умение находить путем анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, объективные исторические связи: причинно-следственные; внутри- и межпредметные (перерастание капитализма в империализм и неизбежность ведения империалистических войн), асинхронная перспективная связь (общество и экономика в годы войны; Февральская и Октябрьская социалистическая революции; гражданская война; Вторая мировая и Великая Отечественная война);
· умение сравнивать, находить черты сходства и различия, отмечать появление новых черт в историческом процессе (смогла ли Германия осуществить свой план наступления в 1914 г.? Итог первого года войны);
· умение высказывать и обосновывать свое мнение (нет в уроке);
· умение применять исторические знания и предметно-исторические умения для самостоятельного усвоения исторических фактов (умение исторических самообразования), умение в дальнейшем применять и развивать их (подготовка сообщений, анализ исторического материала на слух и др.).
1.3 РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
А) мотивационная сфера:
Сформировать у учеников познавательный интерес к истории в целом при решении вопросов проблемного характера (например, возможно ли было избежать войны или почему Россия заступилась за небольшую Сербию?), а так же изучению данной темы (основания войны и ее ход). Дать возможность ученикам подумать и порассуждать – войну развязала Германия или ее подтолкнули к этому другие державы? Сформировать практический мотив, т.е. проследить связь событий XIX-XXI вв. когда следствием войны явился революционный 1917 г., смена политического режима, развал страны, гражданская война и вплоть до настоящего времени (когда страны постсоветского пространства и некоторые ближнего зарубежья были объединены в одно государство – Российскую империю).
Б) чувственно-эмоциональная сфера:
Подкрепление познавательного интереса положительными чувствами и эмоциями, похвалить за хорошо выполненные задания, за качественные ответы (и словом и оценкой), отметить ребят, которые четко формулируют ответы на проблемные и творческие вопросы, умеют отстаивать свою точку зрения, умеют ее грамотно обосновать, подкрепить доказательствами (показать, т.о., пример остальным). Сформировать высшие чувства (такие, как толерантность к мнению других, компромиссность) за счет эмоционального изложения материала учителем с объективной точки зрения. Развить различные органы чувств и вызвать разнообразные ощущения – активизация зрения, слуха за счет использования словесных, условно-графических, печатно-словесных методов и приемов. Стремление вызвать эмоциональный отклик учеников.
В) интеллектуальная сфера:
Восприятие – развитие целостности и активности восприятия при изучении исторических фактов на теоретическом и эмпирическом уровнях; развитие наблюдательности – за счет использования словесных, условно-графических, печатно-словесных методов и приемов (какие территории потеряла Россия в результате отступления в 1915 г.? Война была неизбежна?).
Мышление- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования, систематизации за счет выполнения заданий и ответов на вопросы (Почему Германия стремилась разбить в первую очередь, согласно «плану Шлиффена», Францию? Россия действовала в войне активно – соразмерно вкладу союзников?);
· развитие качеств ума: самостоятельности мышления за счет отстаивания собственной точки зрения (Российская империя так же стремилась к войне, как и ее противники и союзники?);
· развитие словесно-логического мышления, рассуждения ученика (стремление Германии к новому колониальному переделу → противодействие ей со стороны стран «старого» капитализма → появление двух агрессивных коалиций → Первая Мировая война);
· развитие творческого мышления при решении проблемных задач (почему Россия встала на защиту Серибии?);
· развитие образного мышления – подкрепление слов учителя, учеников наглядностью и печатно-словесными приемами и методами (столкновение австрийской с одной стороны, и, русской и сербской с другой на Балканах; характер войны; суть «плана Шлиффена»).
Воображение – воссоздание развивается при использовании словесных, наглядных и печатно-словесных методов и приемов при создании образов.
Память – 1) развитие видов памяти:
· словесно-логическая – усвоение новых терминов и понятий (мобилизация, военный план, молниеносная война, позиционная война, военная операция, «план Шлиффена», Антанта, Тройственный союз) и повторении ранее изученных (колония, империализм, монополизм, метрополия, страны «старого» и «нового» капитализма), закрепление в памяти объективных исторических связей. Применение рациональных приемов запоминания (схема хода война на западном и восточном фронтах);
· эмоциональная – эмоциональная подача материала учителями и отвечающими;
· произвольная (какие цели преследовала Россия в войне);
· долговременная (записи в тетрадях – тема, пункты плана, основные понятия, схема: «ход войны»).
2) развитие типов памяти:
· зрительная – работа с условно-графической наглядностью (схема «ход войны»; карты «мир в начале XX в.», «Первая мировая война»);
· двигательная – поурочные записи в тетрадях;
· слуховая – устное слово учителя, учеников;
· комбинированная – использование учебника, слово учителя.
Внимание – виды:
· произвольное – изучение причинно-следственных связей и понятий (например, какая череда событий привела к Первой мировой войне);
· непроизвольное – отсутствие подобного на уроке;
· послепроизвольное – подготовка к проверочной работе на следующем уроке;
- свойства:
· переключение – прочитав в учебнике касаемо «плана Шлиффена», необходимо указать главный принцип германского плана;
· устойчивость – внимательно слушать монолог учителя об обострении русско-германских отношений, австрийской политике на Балканах и противодействие ей Сербии, характер войны.
Г) Волевая сфера – развитие воли прослушивании монолога учителя, ответов одноклассников.
1.4 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Нравственное воспитание:
- гуманизм – уважение прав других людей, уважение мнения других людей;
- патриотизм – воспитание этого чувства зависит о той роли, какую роль сыграла Россия и русская армия на полях сражений Первой мировой войны, неоднократно выручавшая своих союзников, а так же ратные подвиги солдат;
- формирование интернациональных качеств – мирное сосуществование различных народов на одной территории.
Формирование политической культуры:
- необходимо научить, сформировать у учащихся умение аргументировано отстаивать свою точку зрения (закономерна или спонтанна была война? Военная компания России была успешной или нет?).
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – рассказ с элементами самостоятельной работы с учебником и беседы
Средства обучения:
1. нематериальные – устное слово учителя и учеников (сообщения, ответы на вопросы);
2. материальные:
а) печатно-словесные: Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 382 с.
б) наглядные: условно-графическая наглядность (схемы, записи на доске, в тетрадях, карты на доске: «Мир в начале XX в.», «Первая мировая война»; карта в учебнике: «Россия в Первой мировой войне»).
Методы и приемы обучения:
1. методы организации УПД
Методы и приемы обучения | Индукт. (И) или дедукт. (Д) | Репрод. (Р) или пробл.-поиск. (Пр-П) | Под руков-м учителя (ПРУ) или самост. (с/ст) |
Монологические методы: · описание: - характеристика; · объяснение · рассуждение · сжатое сообщение …приемы: · пояснение · доказательство | И И И И И И | Р Пр-П Р Пр-П Пр-П Р | ПРУ ПРУ ПРУ ПРУ ПРУ ПРУ |
Диалогические методы: · беседа: - вводная; - эвристическая; - аналитическая | И И И | Пр-П Р Р / Пр-П | ПРУ ПРУ ПРУ |
Наглядные методы: · аудиовизуальные средства и работа с изобразительной наглядностью - портрет - репродукция картины - электронная презентация · работа с условно-графической наглядностью: - историческая карта - таблица - ведение записей в тетрадь; - ведение записей на доске | И И И Д И И И | Р Р Р Р/Пр-П Р Р Р | с/ст с/ст ПРУ ПРУ/с/ст ПРУ/ с/ст с/ст с/ст |
Печатно-словесные методы и приемы: · выборочная работа с учебным текстом: - объяснительное чтение | И | Пр-П | ПРУ |
2. Методы мотивации и стимулирования познавательных УПД
а) методы и приемы формирования позитивного интереса в процессе обучения истории:
- прием – создание ситуации нравственного переживания (безответная помощь России своим союзникам в войне);
- прием – четкая, логическая, образная речь учителя (причины появления разногласий между Россией и Германией, агрессивная политика Австрии на Балканах);
б) методы стимулирования чувств долга, ответственности: поощрение оценкой и словом, их четкие обоснования; разъяснение значимости изучаемой темы;
3. Методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля:
- устный контроль: фронтальный устный опрос на этапах формирования и применение ЗУН, а так же индивидуальный устный опрос – на этапе применения ЗУН (нет на уроке);
- письменный контроль: фронтальный опрос (тестирование) на этапе актуализации ЗУН – проверочная работа по предыдущей теме (нет на уроке).
Источники информации при подготовке к уроку:
1) Для учителя:
Архипова Л.М. Первая мировая война и российское общество [Электронный ресурс]
Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 382 с.
Зайончковский A.M. Первая мировая война — СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2002. — 878 с. — (Военно-историческая библиотека).
История первой мировой войны 1914-1918 гг. В 2-х т. [Электронный ресурс] / Под. Ред. И.И. Ростунова. – М.: Наука, 1975 г.
2) Для ученика:
Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 382 с.
II. Основная часть
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент t = 1-2 мин. | Взаимное приветствие. Знакомство. Проверка готовности: наличие на партах учебных пособий, пишущих инструментов и пр. | Взаимно. |
2. Формирование новых ЗУН Метод – вводная беседа t = 3-5 мин. Работа с условно-графической наглядностью: исторической картой / Метод – аудиовизуальное ср-во – Эл.презентация | - Сегодня нам предстоит узнать об участии России в Первой Мировой войне, целях, которые она и страны-союзницы и вражеские государства преследовали в войне. Закономерна или спонтанна была война: рассмотрим ее ход и подумаем каково значение участия в войне России? Прошла ли успешна военная компания? Учитель предлагает учащимся вспомнить материал, пройденный на курсе «Новая история. 1800-1900», ответив с места на ряд вопросов: - На рубеже XIX-XX вв. мир вступил в эпоху империализма. Назовите признаки империализма. - Вы наверное помните, что уже к концу XIX столетия весь мир был поделен между ведущими державами. Какие основные страны-метрополии того времени вы знайте? - Верно, к 1914 г. на зависимые страны и колонии приходилось 2/3 суши и 60% населения земли. Что такое колонии? Чем служили колонии для стран- метрополии? - Глядя на карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (вспомнить первый и второй эшелон стран промышленной революции, т.е. страны «старого» и «нового» капитализма, которые опоздали к дележу территории) [см.Презентацию, слайд №2] - Разве могли другие державы отдать свои колонии просто так? Нет! Поэтому единственный оставшийся способ приобретения колоний – это передел существующих, т.е. война! Какие подобные войны, империалистические, вы можете назвать? | Развитие произвольного внимания, памяти, слуховой Формирование познавательного интереса Отвечают индивидуально - монополизм, борьба за рынки сбыта, источники сырья и колонии; - Англия, Франция, Германия… - колонии – это зависимые политически и экономически страны и области; они служили источниками сырья и местом сбыта товаров метрополий; - Германии и Италия - русско-японская |
3. Формирование новых ЗУН с элементами актуализации ЗУН t = 25-30 мин. Метод – рассуждение Прием - монолог t = 3-5 мин Метод – сжатое сообщение t = 2-3 мин. прием - монолог Метод – сжатое сообщение Метод – объяснение Метод – аудиовизуальное ср-во – Эл.презентация Прием - пояснение t = 1-2 мин. Метод – работа с учебным текстом (учебник) – выборочное объяснительное чтение Метод – аналитическая беседа t = 2-3 мин. Метод – описание характеристики t = 1-2 мин. Метод – работа с учебным текстом (учебник) – выборочное объяснительное чтение Метод – аудиовизуальное ср-во – Эл.презентация t = 4-6 мин. Метод – работа с учебным текстом (учебник) – выборочное объяснительное чтение Метод – аналитическая беседа Метод – работа с условно-графической наглядностью (тетрадь, доска, таблица) / Метод – аудиовизуальное ср-во – Эл.презентация t = 10-15 мин. Метод – работа с учебным текстом (учебник) – выборочное объяснительное чтение Метод – работа с учебным текстом (учебник) – выборочное объяснительное чтение | Записываем нашу тему урока: Россия в Первой Мировой войне. - Мы подошли с вами к первому вопросу: 1. Причины войны. Мы видим, что одна из причин – это (1)противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров. Запишем первую причину. Следствием этого становится (2)создание враждебных коалиций – это вторая причина, запишем ее. Это были: 1882 г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия); 1907 г. – Антанта (Великобритания, Франция и Россия). И еще одна причина, запишем и ее, (3) – желание отвлечь народные массы от революционной войны (стоит напомнить о «маленькой победоносной войне» 1904-1905 гг.). 2. Обострение русско-германских отношений (устно, не под запись). Обострение русско-германских отношений следует отметить в желании России утвердиться на Балканах, против чего выступала Австро-Венгрии, так же желавшая господствовать в регионе, ее поддерживала Германия; а так же в результате повышения пошлин Германией на ввозимое российское зерно (составлявших 30% всего экспорта), что повлекло убытки в сельском хозяйстве. + Разногласия на Берлинском конгрессе 1878 г. по вопросу Болгарии. 3. Повод, цели сторон, план и характер войны. (а) 15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) членом националистической организации «Млада Босна» сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд, – это надо записать. - Посмотрите на карту, на ней мы можем увидеть две соседствующие страны: Австрию и Сербию. Могли ли сталкиваться их интересы на Балканском полуострове? [слайд №7] Это послужило непосредственным поводом для Австро-Венгрии объявить войну Сербии, которая вела независимую от первой политику, преследовавшую объединение вокруг себя всех южнославянских народов, в т.ч. входивших в состав Австро-Венгрии. Значит Сербия так же стремилась увеличить свое влияния на Балканах, чему противодействовала Австрия. Россия выступала, как защитница славянских и православных народов, она стремиться защитить Сербию. Откройте первый раздел §9, найдите и скажите, что предприняла Россия для защиты Сербии? - Кто может пояснить, что такое мобилизация? Что же произошло дальше? А что Германия, почему она потребовала от России прекратить мобилизацию? - Однако Россия не стала уступать Германии, хотя, замечу, Николай II делал предложение прекратить агрессию Австро-Венгрии и вынести конфликт на обсуждение международной конференции, но Германия не ответила на это. Поэтому запишем дату начала войны: - Франция поддержала Россию, на что Германия объявила и ей войну, затем Великобритания вступилась за союзников, объявив войну Германии. И только 24 июля (6 авг.) зачинщица войны Австрия объявила войну России и ее союзникам. (б) Характер войны: война тут же приобрела мировой х-р; в нее оказались вовлечены 38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли; в действующих армиях стран-участниц действовало до 29 млн. чел., а всего за годы войны было мобилизовано 77 млн. чел. Запишите кол-во стран с их населением. (в) Цели стран: прочтите в первом разделе §, какие цели преследовали участники? …Давайте запишем так: Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции; Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России; Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов; Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии; Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии [слайд №9] (г) Запишем «План Шлиффена» - это германский план ведения войны. Он назван в честь начальника ГенШтаба Германии Шлиффена. Прочтите о нем в разделе «Начало боевых действий» § Что это? В чем главный принцип немецкого плана? - Правильно, Германия не могла допустить затяжной войны, которая грозила ей поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами; - Что-нибудь подобное происходило в истории, в будущем? По сути, это «блицкриг», который был осуществлен Германией в годы 2МВ. Т.е. мы видим, что «блицкриг» родился еще даже до 1МВ. 4. Ход войны. – Чертим таблицу на полстраницы: Год | Восточный Фронт | Западный Фронт | 1914 | 1) Разгром армий Ранненкампфа и Самсонова в Восточной Пруссии; 2) успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии | Битва на Марне – немцы отброшены от Парижа | 1915 | Наступление Германии и Австро-Венгрии – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики части Белоруссии и Украины | 1) Активных действий не велось; вступление в войну Италии на стороне Антанты | 1916 | «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном Фронте русской армии | Безуспешные наступления : 1) немцев на Вердене – «верденская мясорубка» и, 2) англичан на р.Сомме | 1917 | | Вступление в войну США | [слайд №11] - Прочтите в конце указанного раздела §, события войны 1914 г., военные операции стран. - Запишем их так (см. выше). - Смогла ли Германия осуществить свой план наступления? Нет! Поэтому итогом первого года войны стал срыв молниеносной войны; война переросла в затяжную. - Что предпринимает Германия в 1915 г.? Прочтите в следующем разделе первый абзац. - Верно. В результате этого германо-австрийского наступления, русские войска вынуждены были отступит, в результате чего были потеряны значительные территории. Однако и здесь, несмотря на бегство рус.армии, Германии не удается реализовать свои планы - разгромить Россию. Запишем так… - Какие события происходили на З.фронте? Никаких, поэтому укажем в таблице, что на стороне Антанты в войну вступила Италия. - Наступает 1916 г. Германия, полагая, что Россия долгое время не сможет вести активные военные действия, начинает новое мощное наступление на Западном фронте, недалеко от г.Верден; целью операции был Париж. Союзники просят Россию помочь, для отвлечения части немецких войск. Что предпринимает Россия? Прочтите абзацы касаемо 1916г. - Россия начинает наступательную операцию, названную в честь командующего Ю-З фронтом Брусилова – «Брусиловский прорыв», поставивший Австрию на грань разгрома. Тем самым Германия вновь вынуждена перебрасывать значительные силы с З. на В. фронт. Запишем эти события в таблицу. Итог: Россия, как и другие империалистические страны такие, как Германия и Великобритания, вступила в войну так же закономерно, как и другие участники. Русская армия ценой больших потерь играла значительную роль, ведя крупномасштабные наступательные операции, отвлекала до половины сил Центральных держав. | Записывают указанную тему в тетрадь, …и вопрос Записывают 1) противоречия между ведущими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров 2) создание враждебных коалиций: 1882 г.-Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия); 1907 г.-Антанта (Великоб., Фр., Россия); 3) желание отвлечь народные массы от революционной борьбы (здесь и далее курсивом то, что под запись) Записывают вопрос Записывают вопрос 15 (28) июня 1914 года – в г.Сараево (Босния) сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос - мобилизацию - она, как союзник Австро-Венгрии, видела угрозу нападения на нее 19 июля (1 августа) 1914 г. – Германия объявляет войну России (38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли) Работа с текстом учебника, ищут ответ на поставленный вопрос Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции; Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России; Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов; Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии; Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии «План Шлиффена» - германский план молниеносной войны Работа с текстом учебника ищут ответ на поставленный вопрос - Молниеносная война Запись таблицы в тетрадь Развитие восприятия Работа с текстом учебника Заполнение таблицы, пункта 1914 г. Работа с текстом учебника - крупномасштабное наступление Германии и Австро-Венгрии на Россию Заполнение таблицы, пункт 1915 г. Работа с текстом учебника - наступление, - Брусиловский прорыв Заполнение таблицы, пункт 1916 г. |
4. Сообщение задания на дом t = 3-5 мин. | §9, все что касается военных действий. (Если не успели доделать на уроке таблицу – доделать ее). На следующем уроке спрос д/з: цели сторон, «план Шлиффена» и таблица | |
Новые термины: мобилизация, военный план, молниеносная война, позиционная война, военная операция. Брусиловский прорыв;
Новые лица: А.А. Брусилов, А.В.Самсонов, П.К. Ранненкампф.
Работа в тетради:
Россия в Первой мировой войне
1. Причины войны.
1) противоречия между ведущими европейскими державами за колонии, сферы влияния и рынки сбыта товаров;
2) создание враждебных коалиций:
1882 г. - Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия);
1907 г. - Антанта (Великобритания, Франция, Россия);
3) желание отвлечь народные массы от революционной борьбы.
2. Обострение русско-германских отношений
3. Повод, цели сторон, план и характер войны
а) Повод: 15 (28) июня в г.Сараево (Босния) сербом Г.Принципом убит австрийский принц Франц Фердинанд;
19 июля (1 августа) 1914 г. – Германия объявляет войну России.
б) Мировой характер войны: 38 гос-тв, в которых проживало 75% населения Земли;
в) Германия – передел колоний, завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции;
Австро-Венгрия – усиление позиции на Балканах, разгром Сербии, ослабление России;
Россия – усиление на Балканах, захват черноморских проливов;
Великобритания – сохранение колоний и превосходства на море, ослабление Германии;
Франция – возвращение Эльзаса и Лотарингии, разгром Германии.
г) «План Шлиффена» - германский план молниеносной войны.
4. Ход войны:
Год | Восточный Фронт | Западный Фронт |
1914 | 1) Разгром армий Раненкампфа и Самсонова в Восточной Пруссии; 2) успешное наступление русской армии в Галиции против Австро-Венгрии | Битва на Марне – немцы отброшены от Парижа |
1915 | Наступление Германии и Австро-Венгрии – «великое отступление» русской армии, потеря Польши, Прибалтики части Белоруссии и Украины | 1) Активных действий не велось; вступление в войну Италии на стороне Антанты |
1916 | «Брусиловский прорыв» на Юго-Западном Фронте русской армии | Безуспешные наступления : 1) немцев на Вердене – «верденская мясорубка» и, 2) англичан на р.Сомме |
1917 | | Вступление в войну США |