СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в первой половине XIX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия в первой половине XIX века»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК:    «РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК: «РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу: «Российская империя в первой половине XIX века» Задачи: - подвести итог изучению истории России в первой половине XIX века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; -  развивать умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, развивать навыки работы с документом, умения определять и объяснять понятия, сравнивать; - воспитывать чувства гордости и любви к Родине.

Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по разделу: «Российская империя в первой половине XIX века»

  • Задачи:
  • - подвести итог изучению истории России в первой половине XIX века, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия;
  • - развивать умение обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать, развивать навыки работы с документом, умения определять и объяснять понятия, сравнивать;
  • - воспитывать чувства гордости и любви к Родине.

ХОД УРОКА Организационная часть: обозначение темы, цели, задач урока, формы его проведения.  Учащиеся разбиваются на команды, занимают игровые места, избирают капитана, выбирают название команды. 2. Основная часть: В начале игры ведущий (учитель) объясняет правила игры: на интерактивной доске задаются вопросы, которые ведущий дублирует вслух, каждая команда получает на размышление время – 1-3 минуту. Учитель, переключая слайды презентации, чередует ,таким образом, вопросы и ответы. Приоритетное право ответа получает команда, первой поднявшая руку. На доске мелом ведущий или помощник фиксирует количество заработанных за правильный ответ баллов. В случае неверного ответа право ответить получает другая команда. Команды работают в течении примерно 35 минут урока.

ХОД УРОКА

  • Организационная часть:

обозначение темы, цели, задач урока, формы его проведения.

Учащиеся разбиваются на команды, занимают игровые места, избирают капитана, выбирают название команды.

2. Основная часть:

В начале игры ведущий (учитель) объясняет правила игры: на интерактивной доске задаются вопросы, которые ведущий дублирует вслух, каждая команда получает на размышление время – 1-3 минуту. Учитель, переключая слайды презентации, чередует ,таким образом, вопросы и ответы. Приоритетное право ответа получает команда, первой поднявшая руку. На доске мелом ведущий или помощник фиксирует количество заработанных за правильный ответ баллов. В случае неверного ответа право ответить получает другая команда. Команды работают в течении примерно 35 минут урока.

Задание 1. «Знатоки дат» Перед вами 7 дат. Что за события скрыты за ними? № Дата 1 1801-1825гг. 2 1803г. 3 1812г. 4 1814-1815гг. 5 1817-1864гг. 6 14 декабря 1825г. 7 1853-1856

Задание 1. «Знатоки дат»

  • Перед вами 7 дат. Что за события скрыты за ними?

Дата

1

1801-1825гг.

2

1803г.

3

1812г.

4

1814-1815гг.

5

1817-1864гг.

6

14 декабря 1825г.

7

1853-1856

Ответ на задание 1. «Знатоки дат» № Дата 1 1801-1825гг. 2 3 Правление Александра I 1803г. 4 1812г. Указ о «вольных хлебопашцах» Отечественная война 1814-1815гг. 5 Венский конгресс. Создание Священного союза. Присоединение Царства Польского 1817-1864гг. 6 Кавказская война 14 декабря 1825г. 7 Восстание декабристов в Петербурге 1853-1856 Крымская война

Ответ на задание 1. «Знатоки дат»

Дата

1

1801-1825гг.

2

3

Правление Александра I

1803г.

4

1812г.

Указ о «вольных хлебопашцах»

Отечественная война

1814-1815гг.

5

Венский конгресс. Создание Священного союза. Присоединение Царства Польского

1817-1864гг.

6

Кавказская война

14 декабря 1825г.

7

Восстание декабристов в Петербурге

1853-1856

Крымская война

Задание 2. «Хронологическая головоломка» Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности.  № Даты 1. События … 2. … 3. Оборона Севастополя Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева … 4. … Бородинская битва 5. Кавказская война … 6. … Тильзитский мир между Россией и Францией Учреждение минестерств

Задание 2. «Хронологическая головоломка»

Расставьте перечисленные события в хронологической последовательности.

Даты

1.

События

2.

3.

Оборона Севастополя

Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева

4.

Бородинская битва

5.

Кавказская война

6.

Тильзитский мир между Россией и Францией

Учреждение минестерств

Ответ на задание 2.  «Хронологическая головоломка» № Даты 6. События 1802г. 5. 1807г. Учреждение министерств 3. 4. 26 августа 1812г. Тильзитский мир между Россией и Францией 1817-1864гг. Бородинская битва 2. Кавказская война 1837-1841гг. 1. 1854-1855гг. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева Оборона Севастополя

Ответ на задание 2. «Хронологическая головоломка»

Даты

6.

События

1802г.

5.

1807г.

Учреждение министерств

3.

4.

26 августа 1812г.

Тильзитский мир между Россией и Францией

1817-1864гг.

Бородинская битва

2.

Кавказская война

1837-1841гг.

1.

1854-1855гг.

Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева

Оборона Севастополя

Задание 3. «Юный картограф» Барклай де Толли Багратион Батарея Раевского Багратионовы Уваров флеши Платов Какая битва схематично изображена на карте? Бородино Татариново Шевардино

Задание 3. «Юный картограф»

Барклай де Толли

Багратион

Батарея

Раевского

Багратионовы

Уваров

флеши

Платов

Какая битва схематично изображена на карте?

Бородино

Татариново

Шевардино

Ответ на задание 3. «Юный картограф» Бородинская битва

Ответ на задание 3. «Юный картограф»

Бородинская битва

Задание 4. «Личность в истории» Каждая команда по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности. 1. М.И. Кутузов 2. М.М. Сперанский 3. П.С. Нахимов 4. А.А. Аракчеев 5. П.И. Пестель 6. П.М. Кошка 7. Н.И. Пирогов

Задание 4. «Личность в истории»

Каждая команда по очереди называют фамилию и род занятий или достижение исторической личности.

1. М.И. Кутузов

2. М.М. Сперанский

3. П.С. Нахимов

4. А.А. Аракчеев

5. П.И. Пестель

6. П.М. Кошка

7. Н.И. Пирогов

Ответ на задание 4. «Личность в истории» ФИО Род занятий или достижение исторической личности. 1. М.И. Кутузов Великий полководец и выдающийся дипломат. 2. М.М. Сперанский Заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената. 3. П.С. Нахимов Вице-адмирал. 4. А.А. Аракчеев Генерал, разработал проект об отмене крепостного права и проект «Военное поселение». 5. П.И. Пестель Возглавил общественное движение «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Южное общество». 6. П.М. Кошка Матрос, защитник крепости Севастополя, совершал дерзкие вылазки в стан врага. 7. Н.И. Пирогов Профессор Медико-хирургической академии. Он впервые применил наркоз во время операции.

Ответ на задание 4. «Личность в истории»

ФИО

Род занятий или достижение исторической личности.

1. М.И. Кутузов

Великий полководец и выдающийся дипломат.

2. М.М. Сперанский

Заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

3. П.С. Нахимов

Вице-адмирал.

4. А.А. Аракчеев

Генерал, разработал проект об отмене крепостного права и проект «Военное поселение».

5. П.И. Пестель

Возглавил общественное движение «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Южное общество».

6. П.М. Кошка

Матрос, защитник крепости Севастополя, совершал дерзкие вылазки в стан врага.

7. Н.И. Пирогов

Профессор Медико-хирургической академии. Он впервые применил наркоз во время операции.

Задание 5. «Знаменитые слова» Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев …, захватив Москву … .»

Задание 5. «Знаменитые слова»

  • Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев …, захватив Москву … .»
Ответ на задание 5. «Знаменитые слова» «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев – возьму Россию за ноги, захватив Москву, я поражу её в сердце.»

Ответ на задание 5. «Знаменитые слова»

«Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев – возьму Россию за ноги, захватив Москву, я поражу её в сердце.»

Задание 6. «Юный литератор» Из перечня имен выберете те, кому стихи посвящены. М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли, Н.Н. Раевский, А.А. Аракчеев.  1. Надменный временщик, И подлый и коварный, Монарха хитрый льстец И друг неблагородный, Неистовый тиран Родной страны своей, Взнесенный в важный сан Пронырствами злодей!  (К.Ф. Рылеев.) 2. Когда все русские за родину стремились, Он двинулся с мечем – и пал – и стихнул гром. Герой! Отечество в тебе одном Ста тысячи сынов лишилось!  («Русский вестник», 1812г.) 3. … слава наших дней, Хвала! Перед рядами Он первый грудь против мечей С отважными сынами.  (В.А. Жуковский)

Задание 6. «Юный литератор»

Из перечня имен выберете те, кому стихи посвящены.

М.И. Кутузов, П.И. Багратион, М.Б. Барклай де Толли, Н.Н. Раевский, А.А. Аракчеев.

1. Надменный временщик,

И подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец

И друг неблагородный,

Неистовый тиран

Родной страны своей,

Взнесенный в важный сан

Пронырствами злодей!

(К.Ф. Рылеев.)

2. Когда все русские за родину стремились,

Он двинулся с мечем – и пал – и стихнул гром.

Герой! Отечество в тебе одном

Ста тысячи сынов лишилось!

(«Русский вестник», 1812г.)

3. … слава наших дней,

Хвала! Перед рядами

Он первый грудь против мечей

С отважными сынами.

(В.А. Жуковский)

Ответ на задание 6. «Юный литератор» 1. о Аракчееве 2. о Багратионе 3. о Раевском

Ответ на задание 6. «Юный литератор»

1. о Аракчееве

2. о Багратионе

3. о Раевском

Задание 7. «Картинная галерея» Назовите чей это портрет?

Задание 7. «Картинная галерея»

Назовите чей это портрет?

Ответ на Задание 7. «Картинная галерея» Александр I родился в 1777г.С детства он раз- рывался между отцом и бабкой и поэтому в нем сформировались такие черты как лицемерие и двуличность. Его воспитателем был швейцарец Лагарп. Он дал наследнику евро-пейское образование и хотел привить либера-льные идеи.  Александр I.

Ответ на Задание 7. «Картинная галерея»

Александр I родился в 1777г.С детства он раз- рывался между отцом и бабкой и поэтому в нем сформировались такие черты как лицемерие и двуличность.

Его воспитателем был швейцарец Лагарп. Он дал наследнику евро-пейское образование и хотел привить либера-льные идеи.

Александр I.

Задание 8. «Объясни учителю» Объясните термины преподавателю, во время объяснения нельзя использовать однокоренные слова. Отечественная война  Генеральное сражение  Флеши  Редут  Ополчение  Партизаны   Коалиция  Конвенция  Континентальная блокада  Маневр  Манифест

Задание 8. «Объясни учителю»

  • Объясните термины преподавателю, во время объяснения нельзя использовать однокоренные слова.

Отечественная война Генеральное сражение Флеши Редут Ополчение Партизаны

Коалиция Конвенция Континентальная блокада Маневр Манифест

Ответ на Задание 8. «Объясни учителю» Отечественная война – освободительная , справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков.  Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны.  Флеши – земляные укрепления в виде наконечника стрелы  Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны артиллерии и пехоты  Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах.  Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага. Коалиция – объединение, союз, соглашение государств для достижения военных, политических, экономических и других целей.  Конвенция – соглашение, международный договор по каким-либо вопросам.  Континентальная блокада – запрет на поддержание каких-либо отношений с Великобританией, установленный Наполеоном в ноябре 1806 г. для всех подвластных ему или союзных с ним стран.  Маневр – передвижение войск в ходе военных действий.  Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

Ответ на Задание 8. «Объясни учителю»

Отечественная война – освободительная , справедливая, всенародная война против иноземных захватчиков. Генеральное сражение – главное сражение, имеющее решающее значение на итог войны. Флеши – земляные укрепления в виде наконечника стрелы Редут – полевое укрепление в форме многоугольника для круговой обороны артиллерии и пехоты Ополчение – войско, создаваемое из населения в помощь регулярной армии на добровольных началах. Партизаны – отряды народных освободителей, действующих в тылу врага.

Коалиция – объединение, союз, соглашение государств для достижения военных, политических, экономических и других целей. Конвенция – соглашение, международный договор по каким-либо вопросам. Континентальная блокада – запрет на поддержание каких-либо отношений с Великобританией, установленный Наполеоном в ноябре 1806 г. для всех подвластных ему или союзных с ним стран. Маневр – передвижение войск в ходе военных действий. Манифест – торжественное письменное обращение верховной власти к населению.

Задание 9. «Найди слово» Вставьте пропущенные слова. Российская империя была ______ страной, так как большую часть населения составляли  . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ______ , а работали _______ крестьяне, находившиеся в полной собственности у помещиков. За пользованием землей крестьяне несли повинности: платили – _____ и отрабатывали _______ . В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне – _______ , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______ , ______  крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Задание 9. «Найди слово»

Вставьте пропущенные слова.

Российская империя была ______ страной, так как большую часть населения составляли . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись ______ , а работали _______ крестьяне, находившиеся в полной собственности у помещиков. За пользованием землей крестьяне несли повинности: платили – _____ и отрабатывали _______ .

В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне – _______ , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы.

В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. _______ , ______ крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Ответ на Задание 9. «Найди слово» Российская империя была сельскохозяйственной страной, так как большую часть населения составляли крестьяне . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись помещики , а работали крепостные крестьяне, находившиеся в полной собственности у помещиков. За пользованием землей крестьяне несли повинности: платили – оброк и отрабатывали барщину . В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне – отходники , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы. В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. Отходничество, расслоение крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Ответ на Задание 9. «Найди слово»

  • Российская империя была сельскохозяйственной страной, так как большую часть населения составляли крестьяне . В стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения. При которой собственниками земли являлись помещики , а работали крепостные крестьяне, находившиеся в полной собственности у помещиков. За пользованием землей крестьяне несли повинности: платили – оброк и отрабатывали барщину .
  • В это время происходит районная специализация сельского хозяйства. Появляются крестьяне – отходники , временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы.
  • В первой половине XIX века феодально-крепостническая система вступает в стадию разложения, и появляются элементы капиталистической системы. Отходничество, расслоение крестьянства свидетельствуют о разложении феодализма.

Задание 10. «Вспомни главное»

  • Каково было влияние Отечественной войны и заграничных походов на международное положение России?
  • Дайте оценку внутренней политики Александра I.
  • Как вы думаете, каково было значение восстания декабристов?
  • В чем Николай I. видел основную задачу своего царствования? Какими методами он пытался достигнуть этого?
  • Оцените значение преобразований Николая I. Было ли этого достаточно для исправления недостатков существующей системы и предотвращения кризиса?
  • Как связаны между собой промышленный переворот и отмена крепостного права?
  • Назовите направления внешней политики России в 1820-е гг.
  • Перечислите успехи и неудачи внешнеполитической деятельности России.
  • Когда закончилась Кавказская война? Каковы её результаты?
  • Каковы были причины Крымской войны? Кто в ней участвовал? Каковы были цели России в этой войне?
  • Почему Россия проиграла Крымскую войну? Какие последствия для России имело это поражение?
  • Назовите основные тенденции в развитии образования и науки в первой половине XIX века.
  • Какое событие является крупнейшим внешнеполитической победой России в первой половине XIX века.
3.  Подведение итогов урока: Сегодня мы подвели итог изучению истории России в первой половине XIX века, вспомнили основные факты, имена, даты, понятия.  4. Выставление оценок: По окончании вопросов подсчитываются итоговые баллы. Члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают отличные отметки за работу на уроке. Так же можно отметить 1-2 участников проигравших команд (по мнению капитанов и учителя) 5. Домашнее задание:  Подготовка к контрольной работе, повторение материала учебника и рабочей тетради по данному разделу (параграфы учебника§1-18 с.6-118)

3. Подведение итогов урока:

Сегодня мы подвели итог изучению истории России в первой половине XIX века, вспомнили основные факты, имена, даты, понятия.

4. Выставление оценок:

По окончании вопросов подсчитываются итоговые баллы. Члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают отличные отметки за работу на уроке. Так же можно отметить 1-2 участников проигравших команд (по мнению капитанов и учителя)

5. Домашнее задание:

Подготовка к контрольной работе, повторение материала учебника и рабочей тетради по данному разделу (параграфы учебника§1-18 с.6-118)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!