Россия в период дворцовых переворотов
Ф.И. ____________________________ I вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) образование Верховного тайного совета
2) ликвидация Тайной канцелярии
3) первое кругосветное путешествие Фернандо Магеллана
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Манифест о вольности дворянской Б) Чернобыльская катастрофа В) битва на реке Калке Г) начало царствования Романовых | 1) 1605 г. 2) 1223 г. 3) 1762 г. 4) 1613 г. 5) 1785 г. 6) 1986 г. |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в.
1) Сенат 2) кондиции 3) коллегии 4) Государственная Дума 5) Синод 6) Негласный комитет
Ответ: ________________
4. Укажите термин, о котором идёт речь. Временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. ________________________
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, …
Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Б) «Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе.»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых.
2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ее нарушены.
3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I
4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев.
5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье.
6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет.
6. Какие три понятия из перечисленных ниже характеризуют положение крепостных крестьян в XVIII в.?
1) отруб 2) барщина 3) оброк 4) выкупные платежи 5) отходничество 6) полюдье |
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Правитель | Событие | Век |
Елизавета I | __________(А) | XVI в. |
__________(Б) | Церковный раскол | __________(В) |
__________(Г) | Прутский поход | XVIII в. |
Анна Иоанновна | __________(Д) | XVIII в. |
Елизавета Петровна | __________(Е) | XVIII в. |
1) Семилетняя война
2) Гибель "Непобедимой армады"
3) Алексей Михайлович
4) XVII в.
5) открытие Академии художеств
6) Петр I
7) XIX в.
8) Анна Леопольдовна
9) Подписание кондиций
8. Прочтите отрывок из исторического источника.
«Ночь 19 января была страшной для России. Умер правнук царя Алексея Михайловича, внук Петра Великого, сын царевича Алексея. Кто унаследует трон? — думал каждый, кто был в ту ночь в Лефортовском дворце. В русской истории уже не раз бывало, что после смерти государя, не оставившего прямого наследника, ужас междуцарствия надвигался на страну. Ещё жива была память о страшных годах начала XVII века, когда после кончины бездетного царя Фёдора Ивановича и таинственной гибели последнего из сыновей Ивана Грозного — царевича Дмитрия, началась чудовищная вакханалия у трона, гражданская война, разорение и грабежи. По словам современника, русских людей тогда сковало "безумное молчание". Всем казалось, что вот-вот небо упадет на погрязшую в грехах и преступлениях русскую землю и Россия исчезнет.
Памятны были и события весны 1682 года, когда умер бездетный царь Фёдор Алексеевич. Тогда стрельцы, умело подогреваемые и направляемые царевной Софьей, бросились убивать и грабить сторонников семьи нового, только что избранного царя...».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Император, о смерти которого говорится в отрывке, был последним прямым потомком династии Романовых по мужской линии.
2) События конца XVII в., о которых говорится в отрывке, вошли в историю под названием «Смута
3) В отрывке речь идёт о смерти императора Петра II.
4) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, на престол взошла Елизавета Петровна.
5) Судьба русского трона в ходе событий, описываемых в отрывке, была решена Верховным тайным советом.
6) После смерти императора, о которой говорится в отрывке, в России начинается правление новой династии.
Ответ: ____________
9. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
Из труда С. М. Соловьева. «До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
______________________________________________________
10. Фельдмаршал Б.Х. Миних однажды пошутил. сказав, что он никогда раньше не жил при трёх императорах одновременно. Существование трех живых императоров (императриц), два из которых были уже лишены престола, было правдой. Укажите год. когда была произнесена шутка. Кто из трех императоров (императриц) находился на престоле в этот момент? Назовите одну любую причину успешности борьбы за престол этого императора (императрицы).
11. Укажите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2», у которого произошло одно из крупнейших сражений данной войны.
Ответ: ________________
12. Какие три суждения из шести предложенных суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными?
1) В ходе данной войны русские войска удерживали более года город, обозначенный на схеме цифрой «1».
2) В сражении, произошедшем у населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «3», русскими войсками ко-
мандовал В.В. Фермор.
3) На схеме обозначена столица Речи Посполитой.
4) Россия вышла из войны, которой посвящена схема, до её окончания.
5) События, обозначенные на схеме стрелками, происходили в период правления Елизаветы Петровны.
6) В ходе данной войны произошло Гангутское сражение.
Ответ: ______________
Россия в период дворцовых переворотов
Ф.И. ____________________________ II вариант
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) учреждение Святейшего Синода
2) опубликование Мартином Лютером «95 тезисов»
3) основание Сергием Радонежским Троицкого монастыря
2. Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Жалованная грамота дворянству Б) воцарение Лжедмитрия I В) указ о единонаследии Г) съезд князей в Любече | 1) 1610 г. 2) 1785 г. 3) 1714 г. 4) 1097 г. 5) 1605 г. 6) 1941 г. |
3. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) А. Д. Меншиков, 2) Г. А. Потемкин, 3) П. И. Шувалов, 4) П. Я. Румянцев, 5) Н. Н. Новосильцев, 6) Е. Ф. Канкрин
Ответ: _______________
4. Напишите пропущенное слово. Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.
5. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета».
Б) «...Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Разработке данного документа способствовал И.И. Шувалов.
2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.
3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.
4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.
5) Данный документ не был выполнен монархом, его подписавшим.
6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.
6. Какие три из названных правителей пришли к власти в результате дворцового переворота?
1) Пётр II 2) Анна Иоанновна 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина II 5) Пётр III 6) Александр I
7. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
Монарх | Событие | Дата события |
Елизавета Петровна | __________(A) | __________(Б) |
__________(B) | назначение первым министром кардинала Ришелье | 1624 г. |
Пётр I | __________(Г) | 1721 г. |
__________(Д) | __________(E) | 1762 г. |
1) Людовик XIII
2) Людовик XIV
3) Пётр III
4) принятие Манифеста о вольности дворянской
5) основание Московского университета
6) учреждение Святейшего Синода
7) 1726 г.
8) 1736 г.
9) 1755 г.
8. Прочтите текст. Из исторического источника.
«Понеже по воле всемогущего бога и по общему желанию российского народа мы по преставлению всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли... того ради, чрез сие наикрепчайшее обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, ко и крайнем и всевозможном распространении православные нашел веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни о себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.
4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6) Вотчины и деревни не жаловать.
7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
...А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».
К какому веку относится этот документ? Укажите его название. Кем он был первоначально подписан?
__________________________________________________________________________________________
9. На протяжении всего времени своего правления Пётр I проводил активную внутреннюю и внешнюю политику, создавая современное государство. Немало усилий он приложил к тому, чтобы сохранить созданное, желая обеспечить преемственность и стабильность дальнейшего развития политической системы и страны в целом.
Чем можно объяснить, что после его смерти начинается противоречивая «эпоха дворцовых переворотов», в рамках которой России пришлось пережить период политической нестабильности и унизительное для национального достоинства время «бироновщины»? Приведите не менее трёх объяснений. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.
Из труда С. М. Соловьева. «До вступления на престол (...) выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними.
Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета... Императрица также предприняла меры к возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I. Так, сенат снова стал правительствующим, т.е. главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.
(Она) восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии, как при Петре I. Продолжалось укрепление государственного аппарата».
______________________________________________________
11. Какие два суждения из пяти, о личности, изображенной на картине, являются верными?
Ответ: _________
1) Картина раскрывает жизнь и быт простого человека в крепостной России.
2) События, изображённые на данной картине, происходили в годы правления Екатерины II.
3) Один из главных сподвижников Петра I, первый российский генералиссимус. А.С. Пушкин писал о нем: «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин».
4) При правлении Елизаветы Петровны пользовался ее особым доверием в вопросах управления государством.
5) Сыграл решающую роль в возведении на престол Екатерины I, став фактическим правителем страны. После смерти императрицы был обвинен в измене и хищении государственной казны и сослан в сибирский городок Березов, где и умер.
12. Какие из представленных картин связана с событиями эпохи дворцовых переворотов?
1. 2
3 . 4. Ответ: _________