7 класс история Отечества
Конспект урока: «Россия в системе международных отношений:
Цель урока: Знакомство с особенностями взаимоотношений России с соседними странами.
Задачи:
назвать основные понятия, персоналии и даты темы;
охарактеризовать основные направления внешнеполитической деятельности России в XVII веке;
проанализировать процессы и явления, подвести итоги внешней политики России; Планируемые результаты: предметные:
умение работать с информацией, получить целостное представление о России в системе международных отношений;
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений;
формирование готовности применять исторические знания в любой области социальной сферы.
метапредметные:
владение умениями работать с учебной информацией,
умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; личностные:
формировать и развивать учебно-познавательный интерес к изучению истории России,
умение выражать собственное мнение и позицию;
Оборудование урока: Учебник «История России» Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока.
Орг. момент.
Мотивационно-целевой этап.
На прошлых уроках мы с вами говорили о внутренних проблемах в жизни России XVII в. И пришли к выводу, что все события этого периода (внутренние противоречия, проблема престолонаследия, обнищание населения, голод и т.д.) привели к ухудшению экономического и социального положения населения России, и как следствие – к массовому росту недовольства.
Итальянский политический деятель и дипломат Никколо Макиавелли (1469—1527) сформулировал теорию дипломатического искусства. Он считал, что для достижения цели хороши все средства, даже самые неблаговидные, и не следует ограничивать себя моралью в ущерб политической целесообразности — нужно «уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Макиавелли полагал, что искусство дипломатии состоит в том, чтобы «скрывать словами действительность» и в политике должно использовать хитрость, обман, силу.
Следование же таким качествам, как прямодушие, снисходительность, покладистость он находил вредным.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)
Тема урока: «Россия в системе международных отношений»
Проблемный вопрос: Как складывались отношения России с другими странами?
План:
1. «Посольский обычай».
2. От войны – к «Вечному миру».
3. Борьба со Швецией.
4. Россия и страны исламского мира.
5. Отношения с Китаем.
III. Введение в новый материал.
Международные отношения - это совокупность политических, экономических, культурных взаимоотношений стран и народов. (запись в тетрадь)
Международные отношения занимали важное место в жизни любого общества. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технической мысли и эффективной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами.
В истории человечества существует несколько методов ведения международных отношений: (запись в тетрадь)
1. война, как средство обеспечения государственных интересов во внутренней и внешней политике;
2. переговоры, дипломатические миссии, заключение военно-политических союзов (соблюдался, правда не всегда, принцип неприкосновенности личности посла);
3. брачная дипломатия и обычай личных встреч правителей, высшей знати для урегулирования важнейших проблем внешней политики.
Неудача в Ливонской войне и Смута подорвали престиж России, лишив ее возможности участвовать в международных событиях. А ее соседи – Речь Посполитая и Швеция становятся мощными державами. При этом Россия потеряла ряд северных и западных территорий. И перед Романовыми встает задача возродить военное могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее внешнеполитические интересы. В то время отношениями с иностранными государствами ведал «Посольский приказ», его возглавляли «великого государя доверенные бояре».
В период царствования Алексей Михайловича посольский приказ возглавил один из талантливых государственных деятелей Артамон Сергеевич Матвеев. В XVII веке Россия еще не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. По мере необходимости из Москвы за границу отправлялись посольства. Иноземных послов на границе встречали «приставы», которые сопровождали послов и доставляли их в столицу.
Прочитайте в учебнике о работе посольского приказа на стр.58-59 и дайте определения понятиям - верительная грамота, ратификация, царский титулярник.(запись в тетрадь)
Цели внешней политики России в XVII в.:
1) выход к Черному и Балтийскому морям (стремлением России установить экономические связи с Европой, обеспечение безопасности южных границ, защитить их от разбойничьих набегов крымского хана)
2) восстановление международного престижа России.
3) восстановление целостности страны (возвращение земель)
4) расширение страны на восток — дальнейшее освоение Сибири;
IV. Работа по теме урока.
Работа в группах.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, вам необходимо разбиться на группы.
1 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:
1) Причины конфликтов с Речью Посполитой.
2) Военные действия и их результаты.
3) Что способствовало сближению России и Речи Посполитой, к чему это привело.
2 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:
1) Причины конфликтов со Швецией.
2) Военные действия и их результаты.
3) Столбовский мирный договор (1671). Кардисский мирный договор (1661).
3 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:
1) Как складывались отношения со странами исламского мира?
2) Первая Русско-турецкая война (1677-1981)
3) Борьба с Крымским ханством.
4 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:
1) Как складывались отношения с Китаем?
2) Причины столкновения с Китаем?
3) Российско-китайский договор (1689).
После обсуждения выполненной работы нам предстоит сделать обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие нет?
V. Представление работы групп.
VI. Этап закрепления новых знаний, подведения итогов.
Итоги внешней политики России в XVII в.:
положительные:
возвращение Смоленской земли, которая была потеряна во время Смуты в результате Смоленской войны 1632—1634 гг.;
отказ Владислава (Речь Посполитая) от притязаний на московский престол и признание Михаила Романова законным правителем России;
присоединение Восточной Сибири и освоение Дальнего Востока;
заключение Нерчинского договора с Китаем;
вхождение Левобережной Украины в состав России;
отрицательные:
не удалось отвоевать выход к Балтийскому и Черному морям;
возобновление набегов крымских татар.
Вывод: В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Россия установила прочные контакты с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил (военные конфликты с Речью Посполитой и Османской империей).
Основные стратегические задачи - выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными.
VII. Рефлексия
1. Все ли вам понятно?
2. Есть ли у вас вопросы?
3. Что нового вы узнали на уроке?
4. Что вам понравилось / не понравилось на уроке?
5. За что вы можете похвалить своих одноклассник
Домашнее задание
Повторить параграф 13
Проработатьпараграф 21-22, заполнить таблицу
.:
Итоги внешней политики России в XVII в |
положительные | отрицательные |
| |
| |
| |
| |