СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в системе международных отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия в системе международных отношений»

7 класс история Отечества

Конспект урока: «Россия в системе международных отношений:

Цель урока: Знакомство с особенностями взаимоотношений России с соседними странами.

Задачи:

 назвать основные понятия, персоналии и даты темы;

 охарактеризовать основные направления внешнеполитической деятельности России в XVII веке;

 проанализировать процессы и явления, подвести итоги внешней политики России; Планируемые результаты: предметные:

 умение работать с информацией, получить целостное представление о России в системе международных отношений;

 применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности событий и явлений;

 формирование готовности применять исторические знания в любой области социальной сферы.

метапредметные:

 владение умениями работать с учебной информацией,

 умение анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы; личностные:

 формировать и развивать учебно-познавательный интерес к изучению истории России,

 умение выражать собственное мнение и позицию;

Оборудование урока: Учебник «История России» Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Мотивационно-целевой этап.

На прошлых уроках мы с вами говорили о внутренних проблемах в жизни России XVII в. И пришли к выводу, что все события этого периода (внутренние противоречия, проблема престолонаследия, обнищание населения, голод и т.д.) привели к ухудшению экономического и социального положения населения России, и как следствие – к массовому росту недовольства.

Итальянский политический деятель и дипломат Никколо Макиавелли (1469—1527) сформулировал теорию дипломатического искусства. Он считал, что для достижения цели хороши все средства, даже самые неблаговидные, и не следует ограничивать себя моралью в ущерб политической целесообразности — нужно «уметь вступить на путь зла, если это необходимо». Макиавелли полагал, что искусство дипломатии состоит в том, чтобы «скрывать словами действительность» и в политике должно использовать хитрость, обман, силу.

Следование же таким качествам, как прямодушие, снисходительность, покладистость он находил вредным.

 Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

 На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)

Тема урока: «Россия в системе международных отношений»

Проблемный вопрос: Как складывались отношения России с другими странами?

План:

1. «Посольский обычай».

2. От войны – к «Вечному миру».

3. Борьба со Швецией.

4. Россия и страны исламского мира.

5. Отношения с Китаем.

III. Введение в новый материал.

Международные отношения - это совокупность политических, экономических, культурных взаимоотношений стран и народов. (запись в тетрадь)

Международные отношения занимали важное место в жизни любого общества. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технической мысли и эффективной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами.

В истории человечества существует несколько методов ведения международных отношений: (запись в тетрадь)

1. война, как средство обеспечения государственных интересов во внутренней и внешней политике;

2. переговоры, дипломатические миссии, заключение военно-политических союзов (соблюдался, правда не всегда, принцип неприкосновенности личности посла);

3. брачная дипломатия и обычай личных встреч правителей, высшей знати для урегулирования важнейших проблем внешней политики.

Неудача в Ливонской войне и Смута подорвали престиж России, лишив ее возможности участвовать в международных событиях. А ее соседи – Речь Посполитая и Швеция становятся мощными державами. При этом Россия потеряла ряд северных и западных территорий. И перед Романовыми встает задача возродить военное могущество страны, чтобы успешно отстаивать ее внешнеполитические интересы. В то время отношениями с иностранными государствами ведал «Посольский приказ», его возглавляли «великого государя доверенные бояре».

В период царствования Алексей Михайловича посольский приказ возглавил один из талантливых государственных деятелей Артамон Сергеевич Матвеев. В XVII веке Россия еще не имела постоянных дипломатических представительств за рубежом. По мере необходимости из Москвы за границу отправлялись посольства. Иноземных послов на границе встречали «приставы», которые сопровождали послов и доставляли их в столицу.

Прочитайте в учебнике о работе посольского приказа на стр.58-59 и дайте определения понятиям - верительная грамота, ратификация, царский титулярник.(запись в тетрадь)

Цели внешней политики России в XVII в.:

1) выход к Черному и Балтийскому морям (стремлением России установить экономические связи с Европой, обеспечение безопасности южных границ, защитить их от разбойничьих набегов крымского хана)

2) восстановление международного престижа России.

3) восстановление целостности страны (возвращение земель)

4) расширение страны на восток — дальнейшее освоение Сибири;

IV. Работа по теме урока.

Работа в группах.

Для того, чтобы решить поставленные задачи, вам необходимо разбиться на группы.

1 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:

1) Причины конфликтов с Речью Посполитой.

2) Военные действия и их результаты.

3) Что способствовало сближению России и Речи Посполитой, к чему это привело.

2 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:

1) Причины конфликтов со Швецией.

2) Военные действия и их результаты.

3) Столбовский мирный договор (1671). Кардисский мирный договор (1661).

3 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:

1) Как складывались отношения со странами исламского мира?

2) Первая Русско-турецкая война (1677-1981)

3) Борьба с Крымским ханством.

4 группа – Ваша задача, работая с учебником ответить на следующие вопросы:

1) Как складывались отношения с Китаем?

2) Причины столкновения с Китаем?

3) Российско-китайский договор (1689).

После обсуждения выполненной работы нам предстоит сделать обобщающий вывод о том, какие задачи внешней политики были выполнены, а какие нет?

V. Представление работы групп.

VI. Этап закрепления новых знаний, подведения итогов.

Итоги внешней политики России в XVII в.:

  1. положительные:

 возвращение Смоленской земли, которая была потеряна во время Смуты в результате Смоленской войны 1632—1634 гг.;

 отказ Владислава (Речь Посполитая) от притязаний на московский престол и признание Михаила Романова законным правителем России;

 присоединение Восточной Сибири и освоение Дальнего Востока;

 заключение Нерчинского договора с Китаем;

 вхождение Левобережной Украины в состав России;

  1. отрицательные:

 не удалось отвоевать выход к Балтийскому и Черному морям;

 возобновление набегов крымских татар.

Вывод: В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Россия установила прочные контакты с большинством европейских государств, а также с Персией и Китаем. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил (военные конфликты с Речью Посполитой и Османской империей).

Основные стратегические задачи - выход к морям и воссоединение русских земель - остались нерешенными.

VII. Рефлексия

1. Все ли вам понятно?

2. Есть ли у вас вопросы?

3. Что нового вы узнали на уроке?

4. Что вам понравилось / не понравилось на уроке?

5. За что вы можете похвалить своих одноклассник

Домашнее задание

Повторить параграф 13

Проработатьпараграф 21-22, заполнить таблицу

.:

Итоги внешней политики России в XVII в

положительные

отрицательные











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!