УРОК 4 И-11
Урок истории в 11 классе
Тема: Российское общество и реформы
Цель: рассмотреть особенности реформ в российском обществе.
Задачи урока:
1.Образовательные:
Проанализировать реформы П.А. Столыпина, главной из которых была аграрная реформа, ее цели, сущность, результаты, причины незавершенности, экономические и политические перспективы аграрной реформы.
Рассмотреть события, в результате которых завершилась первая российская революция, обратив внимание учащихся на ее значение и итоги.
Охарактеризовать третьеиюньский политический режим, сложившийся после революции в России.
2.Развивающая:
Формировать навыки работы с источниками, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, излагать собственную позицию, развивать речь, умение вести диалог.
3.Воспитательная:
Способствовать воспитанию толерантности, ответственности, инициативы.
Тип урока: комбинированный урок
Основные понятия: отруб, хутор, третьеиюньский политический режим, функционеры, «обратные переселенцы».
Основные даты: 1906 – 1911 гг. – аграрная реформа правительства во главе с П.А.
Столыпиным.
1907 г., 3 июня – роспуск II Государственной думы и окончание первой
российской революции.
Персоналии: П.А. Столыпин.
Оборудование урока: учебник О.В.Волобуева «Россия и мир. XX век» (§4), раздаточный материал к уроку (документы), тетрадь.
Ход урока
II.Актуализация знаний
Беседа по теме:
- Что мы знаем по этой теме?
- Что мы хотим узнать на уроке?
Назовите одну из главных причин первой российской революции?
Был ли решен аграрный вопрос в ходе революции?
Каких изменений добились крестьяне в ходе первой русской революции?
Как вы полагаете, почему спад революционного движения для П.А. Столыпина стал сигналом к активизации реформаторской деятельности правительства, а не наоборот?
Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России в начале XX века?
В конце XIXв.- начале XXвв. у России было несколько альтернатив общественного развития. Наиболее предпочтительным считался третий путь, так как именно он предполагал реформирование России по пути буржуазной демократизации общества, созданию в России правового государства и справедливой законодательной системы. На протяжении нескольких лет идет много разговоров об успешной реформе П.А. Столыпина. Была ли эта реформа успешной?
Как она проходила?
Какие ее итоги?
План:
1. Аграрная реформа П.А. Столыпина.
2. Окончание первой российской революции: итоги и значение.
3. Третьеиюньский политический режим.
I.Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учитывая значимость государственной деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ от 10 мая 2010 г. № 565 «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году.
А) Работа с текстом учебника (§4 ст.24).
Задание: определить основные причины проведения реформы и задачи, которые необходимо решить.
Б) Сообщение учащегося.
Заслушивание сообщения учащегося по характеристики личности и
политических взглядах П.А. Столыпина.
В) Работа учащихся с документами:
Задание: учащимся предлагается обсудить эти высказывания и определить свою позицию. Кто же он – П.А.Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры.
Подводятся итоги обсуждения.
Вывод:
В политическом плане реформа не выполнила поставленных задач. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правительство, царское окружение противились нововведениям, многие считали их недостаточными для успокоения общества. Русский крестьянин, так и не стал «образцовым американским фермером».
Община не была полностью разрушена. Из неё вышло чуть больше 20% крестьянских хозяйств. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам. До одного миллиона крестьян вернулись назад из мест переселения
I.Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учитывая значимость государ-ственной деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ от 10 мая 2010 г. № 565 «О праздновании 150-летия со дня рождения Петра Столыпина» в 2012 году.
А) Работа с текстом учебника (§4 ст.24).
Задание: определить основные причины проведения реформы и задачи, которые необходимо решить.
В) Работа учащихся с документами:
Задание: учащимся предлагается обсудить эти высказывания и определить свою позицию. Кто же он – П.А.Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры.
Подводятся итоги обсуждения.
Вывод:
В политическом плане реформа не выполнила поставленных задач. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правительство, царское окружение противились нововведениям, многие считали их недостаточными для успокоения общества. Русский крестьянин, так и не стал «образцовым американским фермером».
Община не была полностью разрушена. Из неё вышло чуть больше 20% крестьянских хозяйств. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам. До одного миллиона крестьян вернулись назад из мест переселения.
В.В Шульгин, политический деятель, твердый сторонник Столыпина, писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом «Все для народа – вопреки народу»
Столыпин прямо говорил, что делает ставку «на крепких и сильных, а не на слабых и пьяных, что мелкий земельный собственник… трудолюбивый, обладающий чувством собственного достоинства, внесет в деревню и культуру, и просвещение, и достаток. Дайте государству 20 лет покоя».
«Он провел две реформы: а) разогнал 2-ю (непослушную) Государственную думу, изменил избирательный закон и обеспечил избрание 3-й (послушной самодержавию) думы. Провел аграрную реформу. К чему она привела? С одной стороны, была насажена в деревне кулацкая верхушка, т.е. ничтожна малая часть крестьянства, а с другой, разорена и фактически выслана (миллионами душ) в Сибирь основная, т.е. бедная, протесто настроенная масса крестьян».
(Н.А.Троицкий)
Лев Толстой писал: «Семь смертных приговоров…Четыре казни… И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России… в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни». 1908 год.
II. Окончание первой российской революции: итоги и значение.
1. Беседа с учащимися по вопросу окончания первой российской революции и выявлению ее итогов и значения.
Почему роспуск II Государственной думы 3 июня 1907 года вошел в историю как государственный переворот и стал завершением первой российской революции?
2. Задание. Используя знания о причинах и задачах, которые должна была решить первая российская революция, охарактеризуйте ее итоги.
Результаты обсуждения и основные выводы в ходе беседы должны отметить, что итоги первой российской революции были противоречивы: она заставила власть осуществить ряд неотложных преобразований: создать законодательный представительный орган - Государственную думу, гарантировать фундаментальные политические свободы, пересмотреть «Основные законы империи», разрешить легальную деятельность политических партий, профсоюзов, прессы, отменить выкупные платежи, сократить продолжительность рабочего дня и др. Самые сложные вопросы оставались нерешенными (в первую очередь аграрный вопрос).
III. Третьеиюньский политический режим.
1. Работа учащихся с текстом учебника и выполнение познавательных заданий:
А) На основании анализа таблицы «Партийный состав Государственной думы I, II, III и IV созывов» по партийному составу III и IV Государственных дум раскройте сущность третьеиюньского политического режима.
Подумайте! Для правительственных чиновников и для царского двора авторы «Вех», как и прежде, представлялись опасными смутьянами. Но наиболее резкий отпор «веховцы» встретили среди тех, к кому сборник и был адресован. Близкие к левым кадетам публицисты, такие, как П. Милюков, М. Ковалевский и другие, оперативно выпустили сборник «Интеллигенция России». Авторы этой ответной книги исходили из того, что революционные события 1905—1907 гг. еще скажутся в будущем в России благотворно. Признавая некоторые основания для критики в адрес интеллигенции, «контрвеховцы» все же продолжали утверждать, что она — лучшая и достойнейшая часть русского общества, способная в случае необходимости осуществлять власть и обеспечить ее единство с народом. Писатель и философ Д. Мережковский сравнивал интеллигенцию с рабочей лошадью, а «веховцев» с мужиком, забивающим ее насмерть. Публицисты эсеровской партии также выпустили свой контрсборник «Вехи» как знамение времени». Они еще решительнее обличали существующую власть, воспевали традиции народничества и обвиняли «веховцев» в предательстве народного дела.
Б) Используя материал учебника и приведенный фрагмент, определите, в чем состояла слабость позиции «веховцев»? Можно ли было отказаться от революционного экстремизма и пойти на сотрудничество с властью, когда власть этого сотрудничества не желало? Порассуждайте на тему о возможности диалога между властью и политической оппозиции в данный исторический период.
IV. Работа с понятиями
- Отруб;
- хутор;
- третьеиюньский политический режим;
- функционеры;
- «обратные переселенцы».
Рефлексия .
Домашнее задание:
1)§4 Внимательное чтение, записи в тетради повторить. Высказать свою оценку реформ П.А. Столыпина.