СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Российское общество 16 в:"служилые" и "тяглые"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока- познакомить с положением различных предста­вителей российского общества в XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Просмотр содержимого документа
«Российское общество 16 в:"служилые" и "тяглые"»

Урок. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

Цели и задачи: познакомить с характерными чертами развития и исторической судьбой Казанского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды; описывать и сравнивать территориальные, национальные, политические, социальные и экономические аспекты их развития в середине XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: гарнизон, гвардия, применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития государств Поволжья, Се­верного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) познавательные: самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания исторической информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный инте­рес к изучению истории России, излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возраст­ными возможностями.

Оборудование: учебник, карта «Россия в середине XVI в.», пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Мотивационно-целевой этап

Вспомните, какова была судьба Золотой Орды.

Золота́я Орда́ -улус Джучи. С 1224 по 1266 год находилось в составе Монгольской империи. В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность. С поражением в войне с Тамерланом и разорением экономических центров начался процесс распада, ускорившийся с 1420-х годов.

В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, Узбекское ханство,  Казанское, Крымское ханства, Ногайская Орда  и Казахское ханство. После смерти хана Кичи-Мухаммеда Золотая Орда прекратила существовать как единое государство.

(Ответы учеников.)

Тема урока: «Государства Поволжья, Северного Причерномо­рья, Сибири в середине XVI в.».

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1.Казанское ханство.

2.Крымское ханство.

3.Астраханское ханство.

4.Ногайская Орда.

5.Сибирское ханство.

Проблемный вопрос

  • Какое значение для народов Поволжья, Северного Причер­номорья и Сибири имело взаимное влияние их культур?

Введение в новый материал

Сегодня мы продолжим работать над научно-полярной кни­гой «История России в XVI в.». Вы вновь выступите в роли моло­дых ученых-исследователей и поработаете над проектом «Государ­ства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.».

Учитель напоминает алгоритм работы над проектами. Выделяются этапы работы над проектом. Определя­ется цели и задачи проекта, его структура и форма представления, оставляется план работы.

Этапы работы над проектом

Этап

Содержание

Информационный

Определение общего направления работы

Плановый

Определение целей и задач проекта. Состав­ление плана работы

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с ис­точниками

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы (или заполнение таблицы)

Защита проекта

Представление проекта, ответы на вопросы

Аналитический

Анализ результатов работы. Рефлексия

-Используя прием «Корзина идей», определите цели нашего проекта.

(При консультативной помощи учителя ученики формулируют цели проекта.)

Цели проекта:

1)познакомиться с историей государств - «наследников» Золотой Орды;

2)охарактеризовать их политическое и экономическое развитие;

3)определить особенности развития и государственной организации Казанского, Крымского, Астраханского, Сибир­ского ханств и Ногайской Орды;

4)выявить связи между историей отдельных регионов и историей всей страны.

  • Используя прием «Мозговой штурм», определите задачи, которые необходимо решить для реализации намеченных целей.

(При консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.)

Задачи проекта:

1)составить словарь терминов;

2)исследовать и проанализировать особенности политического, экономического и культурного развития, социальный состав населения;

3)создать путеводитель по истории государств;

4)ответить на проблемный вопрос урока;

5)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

План путеводителя по истории государства

  1. Время образования государства.

  2. Территория.

  3. Национальный состав населения.

  4. Особенности политического устройства.

  5. Социально-экономическое развитие.

  6. Культурное развитие. Ремесла.

  7. Общий вывод.

-Разделитесь на пять групп. Изучив материал учебника и различные исторические источники, вы представите нам свои путеводители по истории государств — «наследников» Золотой Орды.

Первая группа — Казанское ханство.

Вторая группа - Крымское ханство.

Третья группа — Астраханское ханство.

Четвертая группа — Ногайская Орда.

Пятая группа — Сибирское ханство.

Работа по теме урока

1.Казанское ханство

- Внимательно слушайте наших молодых ученых и фикси­руйте результаты их исследования в тетради.

Отчет первой группы

1.Казанское ханство выделилось из состава Золотой Орды в 1438 г.

2.Располагалось в соединении двух крупнейших рек Восточ­ной Европы — Волги и Камы (на территории бывшей Волжской Булгарии). Занимало лесостепную средневолжскую равнину в че­редовании с плоскогорьем, а местами и высокогорными плато. На территории было много высокоурожайных полей, богатых дичью лесов. Столица — Казань.

3.Казанское ханство - многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, башкиры, чуваши и др.) и финно-угры (марийцы, удмурты, мордва и др.).

4.Во главе ханства стоял потомок Чингизидов. Ему принадлежала высшая государ­ственная власть. Законосовещательный орган - диван. Советни­ки хана — военачальники. Представительный орган — курултай. Высшее духовное лицо — сеид (считался потомком пророка Му­хаммеда).

В чувашских землях управляли «сотенные князи» - местные феодалы, в башкирских землях - наместники хана.

5.Основная масса населения состояла из свободных и зави­симых крестьян, плативших ясак и другие подати. Основным занятием населения было земледелие, а в землях башкир- скотоводство. В городах было развито ремесло. Значительную роль играла торговля с Русским государством, Сибирью, странами Кавказа и Востока.

Ядро казанской армии составляла конница. Борьба местных феодалов за власть и частая смена ханов привела к захвату престола в 1521 г. династией крымских ханов Гиреев. Усилились набеги казанских войск на русские земли. К середине XVI в. в Казанском ханстве находилось около 100 тыс. русских пленных. Их продавали в Османскую империю и Среднюю Азию.

6.Развито строительное дело и ремесла (резьба по камню, ювелирное дело), литература. Регулярно проводились перепи­си среди населения. Среди населения было много грамотных людей.

7.К середине XVI в. Казанское ханство, одно из самых раз­витых государств — «наследников» Золотой Орды, становится ак­тивным противником России. Начиная с 1520-х гг. совершаются постоянные набеги казанцев на русскую границу.

Словарь терминов

Диван — высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательный власти в исламских государствах.

Карачи — советники хана.

Курултай — представительный орган государственной власти, состоящий из представителей главных сословий (духовенство, военные и земледельцы).

Медресе — учебное заведение высшей ступени, готовящее му­сульманское духовенство и учителей.

Мектебе — ступень начального образования (начальная школа).

Сеид — высшее духовное лицо в Казанском ханстве.

Союргаль - земельное владение, жалованное ханом за службу.

Эмиры — военачальники, ближайшие советники хана.


Крымское ханство

Отчет второй группы

1.Крымское ханство образовалось в 1443 г.

2.Крымский полуостров, а также земли от Дуная на западе до Дона и Кубани на востоке. Сочетание плодородных земель, степей и лесных массивов. Столица — Салачик, затем Бахчисарай.

3.Крымское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные народы (татары, караимы, турки, ногайцы), греки, армяне, евреи.

4.Во главе ханства стояла правящая династия Гиреи. С 1478 г. крымское ханство стало вассалом Османского государства. Законосовещательный орган - большой и малые диваны. Глава мусульманского духовенства — муфтий, который имел право смещать судей-кадиев, если на них поступали жалобы.

5.Основным родом деятельности крымских феодалов было коневодство, скотоводство и торговля рабами. Население приморских городов занималось рыболовством. Земли обрабатывались зависимыми крестьянами, платившими десятину хану. Пленники продавались в Турцию, на Средний восток и в Европу. Хан получал пятую часть военной добычи. Главным невольничьим рынком был город Кефе. По оценкам историков, на крымскпх работорговых рынках за 200 лет было продано более 3 млн жителей, преимущественно русских, украинцев и поляков.

Армия нерегулярная. В случае военной угрозы объявлялась всеобщая воинская повинность, от которой жители горных рай­онов и городов могли откупиться, заплатив налог в казну.

При въезде на полуостров располагалась главная крепость крымских та­тар — Ор (Перекоп), выполнявшая задачу не допустить в Крым противников с суши. Для защиты с моря были выстроены крепости Керчь и Арабат. Во­енные гарнизоны, располагались также в Балаклаве и Судаке. Продуманная система обороны позволяла крымским ханам долгое время обходиться без регулярной армии, что экономило большие средства.

Набеги крымских татар для их соседей, как правило, были неожиданными и молниеносными. В открытый бой с противником крымские татары вступали только в случае своего численного превосходства. Они вели сражения лишь на открытом пространстве, не предпринимая осады и взятия крепостей.

6.Развиты ремесла (ювелирное дело, изготовление одежды, медной посуды, холодного оружия, ковров и войлочных изделий, резьба и инкрустация по дереву). Большое место в архитектуре занимали мечети и дюрбе - усыпальницы правителей. Зодчие со­четали архитектурные стили Востока и Византии, но использо­вали местные строительные материалы.

7.Один из крупнейших в Европе торговых центров. Торговля осуществлялась через города Кёзлев(Евпатория) и Кефе(Феодосия). Вывозилась сырая кожа, овечья шерсть, сафьян(крашеная козья кожа), овечьи шубы, скот, ювелирные изделия, оружие. Сабли, изготовленные в Бахчисарае, были очень высокого качества, ножи — пичаки, пользовавшиеся большой популярностью в Осман­ской империи, России, Европе, изготавливались из великолепной стали и были богато украшены узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, перламутра и т. п.

8.Захват Османской империей южного побережья Крыма со­здал серьезную опасность для России со стороны крымских татар­ских ханов, которые совершали грабительские набеги, захватывая рабов для огромного турецкого невольничьего рынка. В 1521 г. крымчаки осадили Москву, а в 1552 г. — Тулу.

Словарь терминов

Веш-баш - малые военные отряды, совершавшие набеги ради пленных и добычи.

Кадии - мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата.

Муфтий — высшее духовное лицо, глава мусульманского ду­ховенства.

Пичаки - ножи ручной работы, богато инкрустированные и гравированные.

Сауга- пятая часть военной добычи, передаваемая хану.


Астраханское ханство

Отчет третьей группы

1.Астраханское ханство было основано в 1459 г

2.Располагалось в Южном Поволжье. Самое маленькое из государств-осколков Золотой Орды. На территории много бесплодных степей. Столица-город Хаджи-Тархан(Астрахань), располагался на правом берегу Волги,в 12 км от современной Астрахани.

3.Население - тюрские племена и народы, в основном кочевые большие ногаи и астраханские татары.

4.Во главе ханства стояли потомки Тукай-Тимура, младшего брата Бату-хана. Полную самостоятельность Астраханское ханство получило в начале XVI в. после окончательного разгрома крымцами Большой Орды (1502). До этого правители Астрахани признавали зависимость от Большой Орды.

Ханская власть была слабее, чем в соседних государствах. Большие права были у мурз и мулл. Население платило им ясак, часть которого уходила в соседние государства.

Ханство находилось в зависимом положении от своих бо­лее сильных соседей — Ногайской Орды и Крымского ханства. На престоле ханства регулярно утверждались ставленники Крыма, что противоречило политике Ногайской Орды, также стремив­шейся установить контроль над ханством.

5.Основное занятие жителей (около 20 тыс. человек) - ко­чевое скотоводство и торговля, сочетавшиеся с рыболовством, слаборазвитым земледелием и добычей соли. Выгодное местоположение и отсутствие конкуренции способствовало восстановлению торговых связей Астрахани с Хорезмом, Буха­рой, Казанью. На невольничий рынок в Астрахани привозились рабы из Крыма, Казани, Большой Орды, Ногайской Орды. Труд рабов (как правило, пленников, в том числе русских) исполь­зовался и в домашнем хозяйстве. Астраханские татары во главе с ханом, по свидетельству Афанасия Никитина, проплывавшего мимо Астрахани в 1469 г., грабили проходившие мимо города.

Максимальная численность вооруженных сил ханства состав­ляла 3000 человек.

6.Строительное дело и ремесла были мало развиты.

7.Астраханское ханство старалось демонстрировать свое миролюбие, избегало участия в войнах и оказывалось всегда зависимым от более сильных соседей — Ногайской Орды и Крыма, к которым астраханским ханам приходилось обращаться за помощью.

Словарь терминов

Калга — начальник крепости и войска.

Мурза — мелкий татарский дворянин.

Мулла — мусульманское духовное лицо, иногда учитель медресе и просто грамотный человек.


Ногайская Орда

Отчет четвертой группы

1.Ногайская Орда как государство сформировалось к 1440-м гг. 2.Располагалась на территории левобережья Нижней Волги, Южного Урала, Западного и Центрального Казахстана. Государство занимало степную и лесостепную равнины в чередовании с плоскогорьем. Ногаи кочевали от левого берега Яика до Западно-Сибирской низменности, от Казанского ханства до северного Прикаспия и Приаралья. Столица - Сарайчик.

3.Ногайскую Орду населяли тюркоязычные племена мангытов, а также уйгуры, кенегесы, найманы, кыпчаки, мины, тогучаны, колачи и другие.

4.Родоначальником правящей династии в Ногайской Орде считается выдающийся деятель Золотой Орды Едигей. Руко­водство над народами, образовавшими Ногайскую Орду, взяли мангытские племена. Главой Орды признавался бей (хан). Ему принадлежала высшая государственная власть.

Государство делилось на улусы, управляемые наместника­ми хана - мурзами. Младшим соправителем бея был нурадин, в обязанности которого входила охрана улусов от нападений. В военные времена назначались батыры - руководители отрядов. Ими становились признанные храбрецы. Имелись в Ногайской Орде и министры — карачи, ответственные за свои области.

5.Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Занимались также транзитной торговлей.

Армия профессиональная, состояла из 30 тыс. человек. Ос­нова армии - конница, готовая к дальним походам. Ногайская Орда выступала единым фронтом с Москвой и Крымом против Большой Орды. В 1502 г. в низовьях Волги Большая Орда была разгромлена совместными силами Москвы, Казани и Крыма. В результате этого Астраханское ханство попало в полную зависимость от Ногайской Орды.

Ремесло и строительное дело не развиты, так как ногайцы вели кочевой образ жизни. Амуниция и утварь приобреталась в соседних государствах. Говорили в Ho­гайской Орде на татарском языке, при переписке использовали арабскую графику.

7.К середине XVI в. Ногайская Орда оставалось последним из «наследников» Золотой Орды государством, население которого вело кочевой образ жизни. Близкое соседство позволяло ногаям влиять на внутреннее положение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, сажать на троны своих ставленников. По некоторым источникам, эти государства были обязан отчислять определенные платежи правителям Ногайской Орды. В 1556 г. Ногайскую Орду настиг голод, что сильно подорвало силы. По мере того, как Ногайская Орда слабела, Москва осваивала ее земли, занимаясь строительством крепостей.

Словарь терминов

Нурадин — начальник войска, младший соправитель хана.

Улус - административная единица, форма родового со кочевников.

Мурза — наместник хана в Ногайской Орде.


Сибирское ханство

Отчет пятой группы

1.Сибирское ханство было основано в 1420 г.

2.Граничило с Пермской землей, Ногайской Ордой, Казахским ханством, на севере территория достигала низовьев Оби. В состав Сибирского ханства в XV—XVI вв. входили земли башкир, живущих на восточных склонах Урала, по рекам Исеть, Миасс, Уй. На территории было много богатых дичью лесов. Столица Сибирь (Кашлык).

3.Сибирское ханство — многонациональное государство. Его населяли тюркоязычные племена: аргыны, башкиры, карлуки, канглы, кыпчаки, найманы и другие.

4.Основатель Сибирского ханства Хаджа-Мухаммед из рода Тайбугидов. Хану принадлежала высшая государственная власть. Власть в Кашлыке постоянно оспаривали представители рода Тайбугидов и потомки Чингисхана. Хан избирался представи телями знатных родов. Главный советник хана — визирь.

Государство состояло из улусов, имевших большую независимость. Хану они выплачивали подать пушниной — жасак и в слу­чае войны поставляли вооруженные отряды.

В середине XVI в. к власти пришел хан Кучум. Он провел ряд реформ, усиливавших роль центральных органов власти, построенных по образцу некоторых стран Востока. Во главе дивана стоял главный советник хана — карача.

5.Основным занятием населения было скотоводство, охота и рыбная ловля. В долинах рек существовало и земледелие. Несмотря на огромные размеры, ханство было мало заселено. В се­редине XVI в. в нем проживало около 30,5 тыс. человек.

«Черные» люди — зависимое от знати население улусов — пла­тили дань владельцам улусов. На знатных людей работали рабы, захваченные во время военных походов и набегов на соседние страны.

Армия профессиональная. Воины были вооружены луками со стрелами, копьями, дротиками, саблями, палашами, кинжа­лами, боевыми топорами. От оружия противника их защищали кольчуги, шлемы и панцири. Артиллерия в ханском войске име­лась, но использовалась редко.

6.Сведений о развитии строительного дела и ремесла крайне мало. Известно, что в Сибирском ханстве строились небольшие деревянные крепости.

7.К середине XVI в. Сибирское ханство вступило в непосред­ственные отношения с Россией. Несметные пушные богатства Сибири могли компенсировать молодому Российскому государ­ству отсутствие морских портов и разведанных запасов драгоцен­ных металлов.

Словарь терминов

Визирь — титул министра или высшего сановника во многих странах Востока.

Жасак — подать пушниной.

Тархан — привилегированное сословие тюркской знати. Ти­тул употреблялся у тюрков и монголов, а также у других степных народов.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Друзья, мы составили интересные путеводители по странам Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Подведем итоги нашей работы.

  • Что вы получили от этого урока?

  • Как вы оцениваете свою работу в группе?

  • За что вы можете себя похвалить?

  • За что вы можете похвалить одноклассников?

Домашнее задание

Ответить на вопросы рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 58 учебника.

1.Сравните системы управления Российского государства после реформы Ивана 4 и Крымского ханства. Выделите существенные различия

4.На карте современной России найдите города, в которых ранее располагались столицы ханств. С помощью Интернета выясните, какие народы проживают на территории бывших ханств в наши дни.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!