Рождество и Святки в русской и зарубежной литературе.
Цикл уроков в 5 классе 8 вида (умственная отсталость).
Урок 1.
Тема. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
Цель: 1. познакомить детей с сборником «Вечера на хуторе близь Диканьки»;
2. развитие связной правильной речи, образного мышления;
3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время Святочных дней.
Ход урока.
Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.
Сейчас идут святочные дни. Какие однокоренные слова мы можем подобрать к слову «святочные»? (святые). В эти, по народным поверьям, происходят чудеса! На землю спускаются ангелы и помогают людям открыть глаза на их неправильную жизнь и открывают какую-то истину… Давайте посмотрим, какая же истина открылась героям произведения Н. В. Гоголя.
Учитель посредством презентации знакомит детей с жизнью и творчеством писателя.
Дома учащиеся должны были прочитать повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и приготовить пересказ.
Один ребёнок выходит к доске и пересказывает текст. Остальные внимательно слушают и готовятся дополнять.
Затем начинается беседа по тексту.
Кто главные герои произведения?
Почему чёрт не любит кузнеца Вакулу?
Как чёрт и Солоха вредят людям?
Здесь важно донести до детей противопоставление христианства как религии, которая учит свершать добрые дела, и нечистой силы, несущей вред человечеству.
Почему Оксана так надменно разговаривает с Вакулой, который любит её?
Что заставило героиню изменить свои взгляды на жизнь?
И произошло это именно в Святочные дни!
Затем детям предлагается посмотреть мультфильм «Ночь перед Рождеством» или отрывки из художественного фильма. Это необходимо, чтобы учащиеся лучше представили себе происходящее. У таких деток затруднено образное и отвлечённое мышление и ограниченный кругозор.
В конце урока делаем вывод о том, какую роль в жизни героев произведения сыграли Святочные дни. ( Они помогли Оксане понять, что любовь и преданность намного важнее черевичек.)
Дома учащиеся должны познакомиться с повестью Ч. Диккенса «Рождественская история» .
Урок 2.
Тема. Чарльз Диккенс «Рождественская история».
Цель: 1. познакомить детей с идейно-художественным своеобразием повести
Ч. Диккенса «Рождественская история»;
2. развитие связной правильной речи, образного мышления;
3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время святочных дней.
Ход урока.
Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.
Мы сегодня продолжаем разговор о художественных произведениях, в которых рассказывается о Святочных днях. Нам нужно выяснить, как Святочный дух помог главному герою повести английского писателя Чарльза Диккенса пересмотреть свою жизнь и начать жить по-новому.
Через презентацию учитель знакомит детей с жизнью и творчеством великого английского писателя Чарльза Диккенса.
Дома дети должны были прочитать повесть «Рождественская история».
Начинается беседа по тексту.
Кто главный герой произведения?
Что мы узнали о его жизни?
Зачем покойный компаньон посылает к мистеру Скруджу духов?
Что показывает герою дух прошлого? Какие чувства это вызывает у мистера Скруджа?
Что показывает дух нынешнего Рождества? Что чувствует при этом герой?
Что показывает банкиру дух будущего? В какое состояние приводит это мистера Скруджа?
Почему герой принимает решение, изменить свою жизнь? Какие добрые дела совершает герой?
В конце урока делаем вывод о том, что в Святочные дни скупой и бессердечный банкир понимает, насколько ничтожна была его жизнь. Он принимает решение жить по-христиански, совершая богоугодные деяния. Можно показать мультфильм «Рождественская история».
Дома ребята должны прочитать сказку Эрнста Теодо́ра Вильге́льма Го́фмана «Щелкунчик».
Урок 3.
Тема. Сказка Эрнста Теодо́ра Вильге́льма Го́фмана «Щелкунчик».
Цель: 1. познакомить детей с идейно-художественным своеобразием сказки
Э. Т. В. Гофмана «Щелкунчик»;
2. развитие связной правильной речи, образного мышления;
3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время святочных дней.
Ход урока.
Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.
Мы сегодня продолжаем разговор о художественных произведениях, в которых рассказывается о Святочных днях и посмотрим, как доброму сердцу удалось победить злые чары.
Через презентацию учитель знакомит детей с жизнью и творчеством великого немецкого сказочника Э. Т. В. Гофмана .
Дома дети должны были прочитать сказку «Щелкунчик».
Беседа по тексту.
Где и когда происходит действие сказки?
Кто главные герои произведения?
Какова история Щелкунчика?
Кто помог ему снова стать человеком?
Все герои сказки делятся на добрых и злых. Кто добрые и кто злые герои сказки?
В каком уже знакомом нам произведении мы видели подобное деление героев? (Андерсен «Снежная королева». В этой сказке автор делит героев на тех, у кого горячие сердца и на тех, у кого холодные сердца.)
Вывод.
И мы не можем не отметить, что чудеса победы добра над злом происходят именно в Святочные дни! О каких ещё чудесах мы узнали из произведений русской и зарубежной литературы?
Дома вам нужно написать сочинение « Чудеса в Святочные дни».
План.
В святочные дни происходят чудеса.
О каких чудесах узнали из прочитанных произведений.
Встречались ли вы в жизни с подобными чудесами.
Можно показать детям мультфильм «Щелкунчик»
В работе с учащимися 8 вида следует использовать как диалогическую так и монологическую речь, так как у этих деток большие проблемы с связной речью.