СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождество и Святки в русской и зарубежной литературе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработки цикла уроков, посвященных отражению празника Рождества, христианских заповедей в литературе. Разработано для детей с УО, но может стать основой для уроков в общеобразовательных классах.

Просмотр содержимого документа
«Рождество и Святки в русской и зарубежной литературе.»

Рождество и Святки в русской и зарубежной литературе.

Цикл уроков в 5 классе 8 вида (умственная отсталость).

Урок 1.

Тема. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

Цель: 1. познакомить детей с сборником «Вечера на хуторе близь Диканьки»;

2. развитие связной правильной речи, образного мышления;

3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время Святочных дней.

Ход урока.

  1. Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.

Сейчас идут святочные дни. Какие однокоренные слова мы можем подобрать к слову «святочные»? (святые). В эти, по народным поверьям, происходят чудеса! На землю спускаются ангелы и помогают людям открыть глаза на их неправильную жизнь и открывают какую-то истину… Давайте посмотрим, какая же истина открылась героям произведения Н. В. Гоголя.

Учитель посредством презентации знакомит детей с жизнью и творчеством писателя.

  1. Дома учащиеся должны были прочитать повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и приготовить пересказ.

Один ребёнок выходит к доске и пересказывает текст. Остальные внимательно слушают и готовятся дополнять.

Затем начинается беседа по тексту.

Кто главные герои произведения?

Почему чёрт не любит кузнеца Вакулу?

Как чёрт и Солоха вредят людям?

Здесь важно донести до детей противопоставление христианства как религии, которая учит свершать добрые дела, и нечистой силы, несущей вред человечеству.

Почему Оксана так надменно разговаривает с Вакулой, который любит её?

Что заставило героиню изменить свои взгляды на жизнь?

И произошло это именно в Святочные дни!

Затем детям предлагается посмотреть мультфильм «Ночь перед Рождеством» или отрывки из художественного фильма. Это необходимо, чтобы учащиеся лучше представили себе происходящее. У таких деток затруднено образное и отвлечённое мышление и ограниченный кругозор.

  1. В конце урока делаем вывод о том, какую роль в жизни героев произведения сыграли Святочные дни. ( Они помогли Оксане понять, что любовь и преданность намного важнее черевичек.)

  2. Дома учащиеся должны познакомиться с повестью Ч. Диккенса «Рождественская история» .





Урок 2.

Тема. Чарльз Диккенс «Рождественская история».

Цель: 1. познакомить детей с идейно-художественным своеобразием повести

Ч. Диккенса «Рождественская история»;

2. развитие связной правильной речи, образного мышления;

3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время святочных дней.

Ход урока.

  1. Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.

Мы сегодня продолжаем разговор о художественных произведениях, в которых рассказывается о Святочных днях. Нам нужно выяснить, как Святочный дух помог главному герою повести английского писателя Чарльза Диккенса пересмотреть свою жизнь и начать жить по-новому.

Через презентацию учитель знакомит детей с жизнью и творчеством великого английского писателя Чарльза Диккенса.

  1. Дома дети должны были прочитать повесть «Рождественская история».

Начинается беседа по тексту.

Кто главный герой произведения?

Что мы узнали о его жизни?

Зачем покойный компаньон посылает к мистеру Скруджу духов?

Что показывает герою дух прошлого? Какие чувства это вызывает у мистера Скруджа?

Что показывает дух нынешнего Рождества? Что чувствует при этом герой?

Что показывает банкиру дух будущего? В какое состояние приводит это мистера Скруджа?

Почему герой принимает решение, изменить свою жизнь? Какие добрые дела совершает герой?

  1. В конце урока делаем вывод о том, что в Святочные дни скупой и бессердечный банкир понимает, насколько ничтожна была его жизнь. Он принимает решение жить по-христиански, совершая богоугодные деяния. Можно показать мультфильм «Рождественская история».

  2. Дома ребята должны прочитать сказку Эрнста Теодо́ра Вильге́льма  Го́фмана «Щелкунчик».




Урок 3.

Тема. Сказка Эрнста Теодо́ра Вильге́льма  Го́фмана «Щелкунчик».

Цель: 1. познакомить детей с идейно-художественным своеобразием сказки

Э. Т. В. Гофмана «Щелкунчик»;

2. развитие связной правильной речи, образного мышления;

3. выяснить, какие уроки вынесли герои во время святочных дней.

Ход урока.

  1. Учитель приветствует детей и объявляет тему урока.

Мы сегодня продолжаем разговор о художественных произведениях, в которых рассказывается о Святочных днях и посмотрим, как доброму сердцу удалось победить злые чары.

Через презентацию учитель знакомит детей с жизнью и творчеством великого немецкого сказочника Э. Т. В. Гофмана .

  1. Дома дети должны были прочитать сказку «Щелкунчик».

Беседа по тексту.

Где и когда происходит действие сказки?

Кто главные герои произведения?

Какова история Щелкунчика?

Кто помог ему снова стать человеком?

Все герои сказки делятся на добрых и злых. Кто добрые и кто злые герои сказки?

В каком уже знакомом нам произведении мы видели подобное деление героев? (Андерсен «Снежная королева». В этой сказке автор делит героев на тех, у кого горячие сердца и на тех, у кого холодные сердца.)

  1. Вывод.

И мы не можем не отметить, что чудеса победы добра над злом происходят именно в Святочные дни! О каких ещё чудесах мы узнали из произведений русской и зарубежной литературы?

  1. Дома вам нужно написать сочинение « Чудеса в Святочные дни».

План.

  1. В святочные дни происходят чудеса.

  2. О каких чудесах узнали из прочитанных произведений.

  3. Встречались ли вы в жизни с подобными чудесами.

Можно показать детям мультфильм «Щелкунчик»


В работе с учащимися 8 вида следует использовать как диалогическую так и монологическую речь, так как у этих деток большие проблемы с связной речью.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!