СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождество твое, Христе Боже наш

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учимся петь колядки. Узнаем, что такое тропарь. Послушаем классическую музыку. Поиграем и займемся театрализацией.

Просмотр содержимого документа
«Рождество твое, Христе Боже наш»

Тема: «Рождество твое, Христе Боже наш…»

(3 класс)

Конспект урока по музыке



Тема урока: «Рождество Христово».

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Дидактическая цель урока: создать условия для усвоения учащимися первоначальных представлений о традициях празднования праздника Рождество Христово.

Цель урока: прикоснуться к высоким темам духовной жизни, познакомить с одним из двунадесятых праздников Русской православной церкви – Рождеством Христовым.

Задачи урока:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с историей праздника, и основными понятия «Рождество», «Колядовщики», «Колядка», «Тропарь»;

  • разучить песню, посвященную празднику.

Развивающие:

  • развивать исполнительские (вокальные и инструментальные) качества;

  • развивать внимание, музыкальную память;

  • развивать и обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • прививать интерес к предмету;

  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельно, в паре;

  • воспитывать усидчивость, самостоятельность, культуру поведения.

Формировать УУД:

-Личностные: уметь слушать и выполнять требования учителя.

-Регулятивные: определять цель выполнения задания на уроке.

-Коммуникативные: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге на уроке, работать в паре, в группе.

-Познавательные: ориентироваться в учебнике, уметь отвечать на простые вопросы учителя.



Планируемые результаты:

-учащиеся научатся петь колядки, и понимать основные понятия структуры праздника.

- контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; оценивать себя и товарищей.

Формы работы: работа по индивидуальным заданиям, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Оборудование: Учебник «Музыка 2 класс» Г.П.Сергеева, Е. Д. Критская, Т.С. Шмагина, М.:Просвещение, 2012 г, фортепиано, карточки «Музыкальная елочка» для индивидуальной работы, раздаточный материал (текст песни, основные понятия), дощечки «Нотный домик» для работы в парах, компьютер, проектор, колонки, экран, магнитная доска,



Музыкальный материал:

- «Тихая ночь». Международный рождественский гимн Ф. Груббера;

- «Щедрик», украинская народная колядка;

- «Рождество Христово», колядка;

- «Песня о елочке»



Новые понятия: рождественская музыка, колядки, тропарь, вертеп.



Дополнительный материал: презентация, фрагмент фильма «Один дома»



Ход урока.

1.

Входят под музыку. Стоят у парт.

Уч. Здравствуйте. Ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Садитесь.

а) Ребята, скажите с музыкой каких композиторов мы уже познакомились?

(Глинка, Римский-Корсаков, Прокофьев, Чайковский, Григ, Дебюсси)

Кто может мне показать их портреты? (слайд 2.)

Дети выходят, показывают на портрет, называют композитора.

б) Давайте вспомним произведения, которые они написали?

Вот беда, я пока несла таблички, они все перепутались, помогите мне их восстановить.

У вас на партах лежат имена композиторов и их произведения, найдите композитору их произведение.

(игра в чехарду)

Давайте проверим себя, правильно ли выполнено задание. (слайд3).

в) Викторина.

Сейчас я вам поставлю уже знакомую музыку.

В ваших музыкальных шкатулках находятся творческие работы. Которые вы выполняли к каждому музыкальному произведению. Нужно узнать произведение, которое будет звучать, и показать соответствующую работу.

Викторина

У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости.

А гости обычно приходят в праздник.

Скоро все страны будут отмечать эти праздники. О каких праздниках я говорю? (Новый год и Рождество).

На нашем уроке мы поговорим о Рождестве.

На доске открыть тему урока: «Рождество твое, Христе Боже наш».

а) А как вы думаете, повлияло это событие на жизнь людей? Какое для нас это имеет значение?

25 декабря вся Европа будет встречать один из замечательных праздников, любимых всеми, - Рождество Христово. В России Рождество отмечают 7 января. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские елки, и все ждут исполнения своих заветных желаний. Первые елки зажигались в России именно в честь Рождества. И мы зажжем свою Рождественскую елку.

Включаем маленькую елочку.



Что означает слово «Рождество»? (Рождение)

Кто родился в этот день?

Имя новорожденного было Иисус. Иисус Христос открыл нам великие тайны жизни, добра и правды.

б) Все православные люди встречают Рождество в храмах. На праздничной службе звучит тропарь Рождества Христова.

Какое новое слово услышали? (тропарь)

Где мы можем узнать о значении слов? (в словаре). (слайд4)

В) Давайте послушаем праздничное песнопение Лядова «Рождество твое, Христе Боже наш»».

Лядов «Рождество твое, Христе Боже наш»-слушание музыки.

Г) Работа с учебником, стр.48

Читаем стихотворение «Рождественское» С.Черного

Как это было? Помогут ребята.

Разыгрывается сценка (исп. Театр. реквизит)

Сын Божий родился в пещере, в которую во время ненастья пастухи загоняли скот. В ту ночь на небе зажглась необыкновенно большая и яркая звезда, возвещавшая рождение Спасителя. Мария, мать Иисуса, спеленала младенца и бережно уложила в ясли. Домашние звери согревали малыша своим дыханием.

Первыми о рождении Иисуса узнали пастухи, пасшие скот невдалеке. Внезапно небо озарилось ярким сиянием, и пред ними явился ангел: «Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь». В тот же момент на небе появилось множество ангелов. Они запели песнь, прославляющую Бога.

Издалека, через пустыню, пришли поклониться маленькому Христу-Спасителю восточные мудрецы, волхвы. Они принесли ему дары.

Дары волхвов: золото, ладан и смирна. Золото, подарили Христу, признав его царем над собой; ладан- свидетельствовал его происхождение от Бога, признав его Божественность; смирну волхвы вручили как символ человека, признав в нем человеческое начало.

Д)

Во многих странах принято устраивать вертепы.(слайд5)

Вертеп – пещера, убежище, распространенный в старину передвижной кукольный театр для представления пьес религиозного и светского содержания.

(С.Ожегов)

Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Святого Семейства – Девы Марии с маленьким Иисусом в яслях, святой Иосиф. Вертеп помещают дома под елкой или в церкви. Сверху горит Вифлеемская звезда, которая зажглась на небе, возвещая о рождении Спасителя мира.

3. Вся Европа в эту ночь поет Рождественские песни. В каждой стране своя песня, послушайте пожалуйста.

Учитель поет

Шотландская песня «Что за дитя»

Французская песня «Родился на земле Иисус»

Американская песня «Аллилуйя»

Грубер «Тихая ночь»- стала Международным Рождественским гимном.

Подумайте, что общего во всех этих песнях, какой у них характер?

Почему в этих песнях спокойный, смирный характер?

  1. На Руси еще с давних времен был обычай-готовиться к празднованию Рождества.

Накануне Рождества, в Сочельник, молодые девушки и парни ходили по домам и пели обрядовые песни-колядки. В них прославляли хозяев, желая им счастья. Здоровья и удачи.

Хозяева щедро угощали колядовщиков пирогами, колбасами, сладостями.

Самая известна колядка «Щедрик»- на Украине. (Пропеть)

Что в ней особенного? (мелодия, постоянно повторяется)

Что важнее слова или музыка? (слова)

Учебник, стр.51-пример колядки, попробуйте сочинить мелодию.

Колядующие несли в руках разные музыкальные инструменты (свистульки, дудки, свирели, трещотки, ложки, предметы быта), всячески увеселяя себя и присутствующих, уподобляя шествие скоморошьей игре.

Выбрать инструмент (самодельный)-пропеть колядку с музыкальным сопровождением.

  1. А теперь давайте послушаем как звучат колядки в опере Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».



Какой характер? Подберите слова используя словарь Рожникова.



Игра в снежки

(по рядам передаем снежок, говорим слово-характер музыки)



Колядки использовали не только русские композиторы в своих произведениях. Колядка звучит и в известном американском фильме «Один дома».

Фрагмент фильма

Скажите, кто сопровождал пение девушек в опере «Ночь перед Рождеством». (симфонический оркестр)

Какие музыкальные инструменты мы с вами знаем?

Давайте споем песню «Наш оркестр».

6 Подведение итогов.

О каком празднике мы говорили на уроке?

Что принесло Рождество людям?

Какие соблюдаются до сих пор7

Посмотрите, что еще не готово у нас к РОЖДЕСТВУ?

У нас не наряжена елка. Давайте ее украсим.

Я буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ вы получите игрушки, которыми мы украсим елку.

Вопросы.

  • Песнопение в честь какого-либо православного праздника или святого – это (тропарь).

  • Композитор, который использовал колядки в своей опере «Ночь перед Рождеством» (Римский-корсаков)

  • Так называется изображение пещеры, внутри которой фигуры Св. семейства (вертепа)

  • Обрядовые песни, в которых прославляли хозяев. Желая им счастья, здоровья и удачи (колядки)

  • Как называется праздник зимой в честь рождения сына Божьего. (рождество)

  • Назовите известную украинскую колядку 9щедрик0

  • Что зажглось на небе. Когда родился Христос.

  • (Вифлеемская звезда)



Наша елочка украшена. Давайте закончим наш урок «Песней о елочке».

Д\З. Сделать Рождественскую открытку.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!