Просмотр содержимого документа
«Рождество в искусстве»
Сюжеты Рождества и Нового года в живописи
Презентацию подготовила преподаватель изобразительного искусства Карнаухова В.С.
Рождество и Новый год – это одно и то же или нет?
История Нового года в России
- Новый год – один из самых любимых праздников людей. История Нового года в России имеет давние корни. Сегодня этот праздник отмечается 1 января и многие уверены, что так было всегда. Однако это не так. В связи с изменением религии (принятием христианства), изменение календаря (принятие римского календаря) и других событий Новый год периодически сдвигался на другие даты. Наши предки изначально отмечали его 1 марта, потом 1 сентября и только после решения Петра 1 Новый год был перенесен на 1 января .
- Как и когда праздновали Новый год на Руси ?
- Славяне издревле большое внимание уделяли единству человека и природы. Это выражалось в том числе и в язычестве, когда люди замечали события природы и старались гармонизировать свою жизнь с главным богом – Родом. Новый год у славян отмечался 1 марта. И это абсолютно логичное событие, ведь 1 марта это день начала весны. Оживает природа, солнце начинает греть теплее, день удлиняется, можно приступать к полевым работам. Следовательно, начинается новый цикл жизни, а с ним и Новый год.
Данте Габриэль Россетти «Благовещение »
Фра Беато Анджелико Благовещение
- В стране, где гиппогриф веселый льва Крылатого зовет играть в лазури, Где выпускает ночь из рукава Хрустальных нимф и венценосных фурий;
- В стране, где тихи гробы мертвецов, Но где жива их воля, власть и сила, Средь многих знаменитых мастеров, Ах, одного лишь сердце полюбило.
- Пускай велик небесный Рафаэль, Любимец бога скал, Буонаротти, Да Винчи, колдовской вкусивший хмель, Челлини, давший бронзе тайну плоти.
- Но Рафаэль не греет, а слепит, В Буонаротти страшно совершенство, И хмель да Винчи душу замутит, Ту душу, что поверила в блаженство
- На Фьезоле, средь тонких тополей, Когда горят в траве зеленой маки, И в глубине готических церквей, Где мученики спят в прохладной раке.
- На всем, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной. О да, не все умел он рисовать, Но то, что рисовал он, — совершенно.
- Вот скалы, рощи, рыцарь на коне, — Куда он едет, в церковь иль к невесте? Горит заря на городской стене, Идут стада по улицам предместий;
- Мария держит Сына Своего, Кудрявого, с румянцем благородным, Такие дети в ночь под Рождество Наверно снятся женщинам бесплодным;
- И так нестрашен связанным святым Палач, в рубашку синюю одетый, Им хорошо под нимбом золотым: И здесь есть свет, и там — иные светы.
- А краски, краски — ярки и чисты, Они родились с ним и с ним погасли. Преданье есть: он растворял цветы В епископами освященном масле.
- И есть еще преданье: серафим Слетал к нему, смеющийся и ясный, И кисти брал и состязался с ним В его искусстве дивном… но напрасно.
- Есть Бог, есть мир, они живут вовек, А жизнь людей мгновенна и убога, Но все в себе вмещает человек, Который любит мир и верит в Бога.
- Николай Гумилёв
Хуго ван дер Гус
«Мария и Иосиф на пути в Вифлеем»
Филипп де Шампань
«Сон святого Иосифа»
Anno Domini - Божье время.
Над землею святая ночь.
Не могли бы вы в Вифлееме
Сны дремучие превозмочь?
Отворите пошире двери,
Не забудьте вы свечи взять ,
Светлый ангел проводит к пещере,
Где баюкает сына мать…
Мастер Луврского Рождества. «Рождество».
Пьеро делла Франческа. «Рождество Христово».
Беньямин Герритс
«Пастухи»
«Слава в вышних Богу , в человеках благоволение»
- Рогир Ван Дер Вейдан «триптих семейства Брак»
- Джотто «Поклонение волхвов»
Веласкес1619, Прадо. Мадрид
Геррит ван Хонтхорст поклонение пастухов 1622
Бегство в Египет (фреска Джотто в капелле Скровеньи)
Ещё те звезды не погасли, Еще заря сияет та, Что озарила миру ясли Новорожденного Христа… Тогда, ведомые звездою, Чуждаясь ропота молвы, Благоговейною толпою К Христу стекалися волхвы… Пришли с далекого Востока, Неся дары с восторгом грез, - И был от Иродова ока Спасен Властительный Христос!.. Прошли века… И Он, распятый, Но всё по-прежнему живой, Идет, как истины Глашатай, По нашей пажити мирской; Идет, по-прежнему обильный Святыней, правдой и добром, И не поборет Ирод сильный Его предательским мечом.
Константин Фофанов
Андрей Рублёв Рождество
«Сиксти́нская Мадо́нна» картина итальянского живописца Рафаэля Санти
К.С.Петров-Водкин . Петроградская Мадонна
Марк Шагал. "Сельская мадонна" (1938 - 1942) холст, масло 102,5 x 98 см Музей Тиссена-Борнемисы.
Спасибо за внимание!
Вдохновения и успеха в творчестве!