СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рождество Христово

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:     1.   Познакомить с историей возникновения православного    праздника    «Рождество Христово»

               2.   Продолжить формирование понимания символического языка иконы

              3.   Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

              4.   Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры;  воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: видео мультфильм «Рождество Христово»,  аудиозапись песни «Славим Рождество», раздаточный материал для работы в парах, мультимедийный проектор (ноутбук)

Просмотр содержимого документа
«Рождество Христово»

12

121








Открытый урок во 2, 4 классе по курсу ОРКСЭ



Учитель: Бурамбаева Юлия Владимировна,

учитель начальных классов







Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»

2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы

3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения

4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.

Оборудование: видео мультфильм «Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», раздаточный материал для работы в парах, мультимедийный проектор (ноутбук)


Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ

Ход урока:


Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.

Взгляд наш чистый и добрый.

Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.

Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.

Богом нам дана душа – это маленький наш храм.

Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?

Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,

Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?

В храмике своей души ты порядок наведи!

Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!


В зал вбегают Николай и Анна, звонят в рождественские колокольчики.

Николай: Рождество Христово!

Ангел прилетел.

Он летел по небу,

людям песню пел.

- Я лечу от Бога, радость всем принёс,

Что в пещере тёмной родился Христос!

Анна: Ныне свершилось чудо из чудес,

Ныне персть сроднилась с благостью небес,

Ныне Человеком стал Превечный Бог,

И в вертепе, в яслях сердцем кротким лёг.

Николай: Ангелы нисходят пастырям принесть

О Младенце-Боге дорогую весть.

Анна: И поёт на небе лучезарный клир:

Все: Слава в вышних Богу и на земле мир!

Христос родился


Песня или тропарь Рождества. «Время настало славить Христа».

На сцене рисунок: «Христос в яслях», над ним – Рождественская звезда, стоит ёлка, стол, 3 чашки, подсвечник со свечой.

Учитель:

- Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец - Христос на земле -
Чудо свершилось!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца - Христа!

- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) (Рождество Христово)

- В какое время года мы отмечаем Рождество? (Зимою)

-Ребята, сегодня когда я шла в школу было так холодно, и ветер так подул, что запутал весь план урока. Помогите, мне, пожалуйста, расставить план урока в нужном порядке, а то без него мы не сможем начать урок. (Тема и цель урока, Изучение нового материала, Итог урока.)


Ученик: Мы должны узнать, почему этот праздник называют Рождеством Христовым, понять рождественскую историю, будем воспитывать уважительное отношение к православной культуре.

2.Работа по новой теме:

- Действительно, 7 января мы встречаем самый тёплый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Оказывается, уже более двух тысячелетий люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.

Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос.

Рождество Христово  – это великий, светлый праздник, радостный праздник, когда ликуют ангелы на небесах и радуются люди. А накануне Рождества отмечается сочельник. В этот  день верующие хранят особый строгий пост: ничего не едят до сумерек, до того момента, пока на небе не зажжется первая звездочка.

-У русского народа праздник Рождества Христова является одним из самых радостных и важных. Подготовка к этому празднику начинается задолго.

С28 ноября начинается Рождественский пост. В пост люди воздерживаются от своих нехороших привычек, от определённой пищи, от излишеств в еде. Так православные подготавливаются к празднику

На Новый год и Рождество наряжают ёлочку. Её украшают блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешают звёздочку.

Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса Христа.

Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад…

Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.

В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус ( на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник». Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.

Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.

Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)


Анастасия: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.

Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.

Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.

Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.

Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.


Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.


Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.

Мария:

Три мудреца из дальних стран Востока

Шли в Вифлеем: Гаспар и Мельхиор, и Вальтасар.

Их путь лежал далеко,

И ко звезде, что в небесах высоко

Сияла им, прикован был их взор,

И та звезда, казалась так прекрасна,

Среди небес таинственно горя,

Что путникам тут сделалось ясно!

Пророчество вещали не напрасно

И близок час рождения царя.

Три ларчика везли они с собой

Из золота и с золотым ключом.

Старцы: Где юный Царь и с матерью своею?

Учитель: Звезда не только вела, но и охраняла мудрецов от голода и жажды. Ни колючие кустарники, ни знойные пустынные бури не причиняли путникам вреда.


Волхвы: Бог хранит нас, благословляет наше странствие. Мы его послы.


Учитель: Наконец, звезда привела их к реке Иордану и заставила подняться на холмы Иудейской страны. И однажды ночью они остановились перед городком Вифлеемом. Сияние звезды привело их вовсе не в город, оно остановилось на краю дороги, перед какой-то пещерой.

Кроткий свет звезды озарил ее, и три странника увидели младенца, которого мать баюкала у себя на коленях.

Песня: «Рождественская колыбельная» музыка Ю. Пастернака. Слова И. Языковой


Анна:

В вышине небесной

Много звезд горит

Но одна всех ярче,

Радостно блестит.

Та звезда младенца

И Царя царей

В ясли он положен

Матерью своей.

И волхвы с востока

За звездой идут

И дары с любовью

Господу несут

Братья! поспешите

Господа принять,

Поспешим радушно

Хлеб и соль подать:

Он руками бедных

Этот хлеб возьмет

И благословенье

Нам за то пошлет.


В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю, в виде дани. Ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.

Волхвы: Мы приносим Тебе золотые чаши, полные ладана и драгоценных благовоний. Ты будешь Величайшим из царей.


Песня: «Рождество Христово»

Ученик:

Прислушайся: поет звезда –

Спешите все туда, туда,

Где на соломе, средь яслей,

Родился тот, кто всех светлей,

Кто всех прекрасней и мудрей –

Спаситель мира, Царь Царей!


Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.

И все твари Божие радовались появлению Спасителя.


Закрепление изученного с помощью видеоматериала.

Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)

Учитель: Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)

Учитель: Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)

Учитель: А знаете ли вы, почему принято наряжать на Рождество елку? Именно елке такая честь?

«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева: ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма-шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель?

А ель, безмолвная тоскуя,

Стояла в стороне одна.

«Что принести Христу смогу я?» -

Вздыхая, думала она.

Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу, заплакала. Обильно закапали ее слезы прозрачной смолой.

Эти слезы увидала

С неба звездочка одна

Тихим шепотом подругам

Что-то молвила она…»

Но вдруг свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей красе. С тех пор ель является символом Рождества.»



Учитель: За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение?

Обучающийся: скромность, кротость, смирение, терпение…

Учитель: Рождество Христово отмечают все люди во всем мире: В Англии, Германии, во Франции. Рождество во Франции проходит под знаком семьи и щедрости. В это время близкие люди собираются вместе, детям дарят конфеты и сласти, а бедным одежду и подарки.

Рождество – это самый главный праздник в году для любой французской семьи, поэтому подготавливаются к нему основательно. Рождественская ель – главное украшение в доме, на улицах. Ее украшают яблоками, цветами, лентами. Другой важный символ Рождественские ясли с младенцем Иисусом, которые можно встретить в церквях и в домах.

Проверка знаний:

Учитель:

1. Разгадывание Рождественского кроссворда.

1. Он родился в этот день (Христос)  

2. Здесь Господь родился (Пещера) 

3. Так называют Его Маму (потому что Её Сын – Истинный Бог) (Богородица) 

4. В честь праздника Рождества в храм идут… (Богослужение)

5. Это поднесли Христу волхвы (Дары)

6. Кто сообщил пастухам о родившемся Спасителе (Ангел)

7. Младенец лежал в кормушке для скота, называемой (Ясли)

8. Кто первым поклонился новорождённому Христу? (Пастухи)

9. Мудрецы, пришедшие издалека, назывались (Волхвы)

10. Так называли людей, славящих Христа, поздравляющих всех с праздником Рождества (Христославы)

11. Город, где родился Христос (Вифлеем)

-Давайте прочитаем, что у нас получилось? (С Рождеством)


3 Итог урока:


Учитель: - Что вам запомнилось на уроке больше всего? О чём вы задумались? О чём бы хотели ещё узнать? Что показалось скучным?


Учитель: А урок предлагаю закончить красивой песней, посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову

Ряженые:


1) Коляда, коляда,

Накануне Рождества.

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька.

Не режь, не ломай –

Поскорее подавай!


2) Двоим-троим,

Давно стоим.

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется.

Благослови хозяюшка,

Квасца из-под полочки,

Пирожка из-под лавочки,

Печеньица с полочки


3) Мы ходили, мы ходили

По святой Руси.

Поздравляли, величали.

Добра, счастья всем желали.


4) Коляда пришла,

Всем веселье принесла.

Не сидите, не скучайте.

В хоровод скорей вставайте


4.Домашнее задание:

1 Прочитать сказку Х.К.Андерсен « Девочка со спичками». Проиллюстрировать её.

2.Рассказать, что узнали о традициях празднования Рождества близким.

3.Подготовить рассказ о традициях празднования Крещения Господня, о святочных гаданиях.

5.Рефлексия:

Ребята, у вас на столе лежат различные украшения для новогодней ёлки. Если вам было интересно, захватывающе, то выберите яркого цвета украшения, а если что – то огорчило, не получилось – возьмите бледные расцветки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!