12
121
Открытый урок во 2, 4 классе по курсу ОРКСЭ
Учитель: Бурамбаева Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
Цель: 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Рождество Христово»
2. Продолжить формирование понимания символического языка иконы
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения
4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре.
Оборудование: видео мультфильм «Рождество Христово», аудиозапись песни «Славим Рождество», раздаточный материал для работы в парах, мультимедийный проектор (ноутбук)
Тип урока: Изучение нового материала с использованием ИКТ
Ход урока:
Орг.момент: Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.
Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. И для вас уже не секрет, что уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
В зал вбегают Николай и Анна, звонят в рождественские колокольчики.
Николай: Рождество Христово!
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
людям песню пел.
- Я лечу от Бога, радость всем принёс,
Что в пещере тёмной родился Христос!
Анна: Ныне свершилось чудо из чудес,
Ныне персть сроднилась с благостью небес,
Ныне Человеком стал Превечный Бог,
И в вертепе, в яслях сердцем кротким лёг.
Николай: Ангелы нисходят пастырям принесть
О Младенце-Боге дорогую весть.
Анна: И поёт на небе лучезарный клир:
Все: Слава в вышних Богу и на земле мир!
Христос родился
Песня или тропарь Рождества. «Время настало славить Христа».
На сцене рисунок: «Христос в яслях», над ним – Рождественская звезда, стоит ёлка, стол, 3 чашки, подсвечник со свечой.
Учитель:
- Звезды зажглись в таинственной мгле…
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец - Христос на земле -
Чудо свершилось!
Будет конец преступленью и злу,
Верой зажгитесь сердца!
Бог, среди нас, поклонитесь Ему,
Славьте Младенца - Христа!
- Кто-нибудь догадался, о каком православном празднике сегодня будем говорить? (РОЖДЕСТВО) (Рождество Христово)
- В какое время года мы отмечаем Рождество? (Зимою)
-Ребята, сегодня когда я шла в школу было так холодно, и ветер так подул, что запутал весь план урока. Помогите, мне, пожалуйста, расставить план урока в нужном порядке, а то без него мы не сможем начать урок. (Тема и цель урока, Изучение нового материала, Итог урока.)
Ученик: Мы должны узнать, почему этот праздник называют Рождеством Христовым, понять рождественскую историю, будем воспитывать уважительное отношение к православной культуре.
2.Работа по новой теме:
- Действительно, 7 января мы встречаем самый тёплый и любимый праздник РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. А знаете ли вы, что каждый год отсчитывается с того дня, в который родился Христос? Оказывается, уже более двух тысячелетий люди отмечают это удивительное и таинственное событие – рождение Богомладенца.
Давным-давно это было… У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос.
Рождество Христово – это великий, светлый праздник, радостный праздник, когда ликуют ангелы на небесах и радуются люди. А накануне Рождества отмечается сочельник. В этот день верующие хранят особый строгий пост: ничего не едят до сумерек, до того момента, пока на небе не зажжется первая звездочка.
-У русского народа праздник Рождества Христова является одним из самых радостных и важных. Подготовка к этому празднику начинается задолго.
С28 ноября начинается Рождественский пост. В пост люди воздерживаются от своих нехороших привычек, от определённой пищи, от излишеств в еде. Так православные подготавливаются к празднику
На Новый год и Рождество наряжают ёлочку. Её украшают блестящими игрушками, лампочками, свечами, а наверх вешают звёздочку.
Звезда является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса Христа.
Сегодня на уроке вам предстоит услышать, понять и запомнить Рождественскую историю, которая произошла много-много (более двух тысяч) лет назад…
Произошло это событие в далёкой и тёплой стране Палестине, где находится город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено местными жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа. В то время римский император Октавиан Август приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлиема, поэтому он и Мария отправились из Назарета в Вифлием.
В Вифлием съехалось много людей, гостиницы были переполнены и места для Марии с Иосифом не оказалось. Они нашли приют за городом в вертепе, т.е. в пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель Мира. Самим Богом через Архангела Гавриила Марии было указано назвать сына Иисус ( на древнееврейском «Спаситель») Христос (с греческого «Помазанник». Так древние евреи называли царей, священников, пророков в знак их важного служения: помазывали миром (миро) – смесь благовонных веществ по- особому приготовленная и освещённая.
Мария спеленала родившегося младенца и положила в ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота. Теперь в память о колыбельки Христа так называют детское учреждение, где воспитываются маленькие дети.
Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Она всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)
Анастасия: Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.
Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.
Дева склонилась над сыном, в сердце её – чистота.
Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.
Действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.
Но не прошло это событие незамеченным и для людей. Первыми узнали о рождении Христа простые пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле, и ангел возвестил им великую радость, что родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь! И указал место, где они смогут его найти. Пастухи поспешили посмотреть на чудо младенца.
Узнали об этом событии и волхвы – древние ученые, которые постигали тайны мира по звёздам. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда. Увидев яркую звезду, которая неожиданно вспыхнула на небе и засияла, всеми восьмью гранями поняли, что ожидаемый Младенец родился. Именно эта звезда, которой дадут имя Вафлиемская, указала волхвам путь до самой пещеры.
Мария:
Три мудреца из дальних стран Востока
Шли в Вифлеем: Гаспар и Мельхиор, и Вальтасар.
Их путь лежал далеко,
И ко звезде, что в небесах высоко
Сияла им, прикован был их взор,
И та звезда, казалась так прекрасна,
Среди небес таинственно горя,
Что путникам тут сделалось ясно!
Пророчество вещали не напрасно
И близок час рождения царя.
Три ларчика везли они с собой
Из золота и с золотым ключом.
Старцы: Где юный Царь и с матерью своею?
Учитель: Звезда не только вела, но и охраняла мудрецов от голода и жажды. Ни колючие кустарники, ни знойные пустынные бури не причиняли путникам вреда.
Волхвы: Бог хранит нас, благословляет наше странствие. Мы его послы.
Учитель: Наконец, звезда привела их к реке Иордану и заставила подняться на холмы Иудейской страны. И однажды ночью они остановились перед городком Вифлеемом. Сияние звезды привело их вовсе не в город, оно остановилось на краю дороги, перед какой-то пещерой.
Кроткий свет звезды озарил ее, и три странника увидели младенца, которого мать баюкала у себя на коленях.
Песня: «Рождественская колыбельная» музыка Ю. Пастернака. Слова И. Языковой
Анна:
В вышине небесной
Много звезд горит
Но одна всех ярче,
Радостно блестит.
Та звезда младенца
И Царя царей
В ясли он положен
Матерью своей.
И волхвы с востока
За звездой идут
И дары с любовью
Господу несут
Братья! поспешите
Господа принять,
Поспешим радушно
Хлеб и соль подать:
Он руками бедных
Этот хлеб возьмет
И благословенье
Нам за то пошлет.
В Евангелие сохранились имена этих волхвов – ВАЛТАСАР, ГАСПАР, МЕЛЬХЕОР. Поклонившись Младенцу до земли, волхвы вручили подарки: ЗОЛОТО, как царю, в виде дани. Ладан (ароматная смола), как богу, при богослужении. Смирну ( масло), как человеку, идущему на смерть. Потому что умерших людей смазывают благовонным маслом.
Волхвы: Мы приносим Тебе золотые чаши, полные ладана и драгоценных благовоний. Ты будешь Величайшим из царей.
Песня: «Рождество Христово»
Ученик:
Прислушайся: поет звезда –
Спешите все туда, туда,
Где на соломе, средь яслей,
Родился тот, кто всех светлей,
Кто всех прекрасней и мудрей –
Спаситель мира, Царь Царей!
Мария хранила эти дары всю жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.
И все твари Божие радовались появлению Спасителя.
Закрепление изученного с помощью видеоматериала.
Давайте и мы с вами посмотрим на это чудное событие – Рождество Христово! (мультфильм)
Учитель: Что было изображено в последнем кадре мультфильма? (ёлка)
Учитель: Как выглядела ёлка? (нарядная, новогодняя)
Учитель: А знаете ли вы, почему принято наряжать на Рождество елку? Именно елке такая честь?
«Близ пещеры, где родился Спаситель мира, росли три дерева: ель, олива и пальма. Олива принесла в дар Христу золотистые плоды, пальма-шатер зеленых листьев как защиту от зноя и непогоды. А ель?
А ель, безмолвная тоскуя,
Стояла в стороне одна.
«Что принести Христу смогу я?» -
Вздыхая, думала она.
Скромная и колючая, не зная, что принести в дар младенцу Иисусу, заплакала. Обильно закапали ее слезы прозрачной смолой.
Эти слезы увидала
С неба звездочка одна
Тихим шепотом подругам
Что-то молвила она…»
Но вдруг свершилось чудо! С неба посыпались звезды и усеяли елку ослепительным блеском. Тогда она радостно подняла свои ветви и впервые явилась миру во всей красе. С тех пор ель является символом Рождества.»
Учитель: За какие качества ёлка получила такое щедрое вознаграждение?
Обучающийся: скромность, кротость, смирение, терпение…
Учитель: Рождество Христово отмечают все люди во всем мире: В Англии, Германии, во Франции. Рождество во Франции проходит под знаком семьи и щедрости. В это время близкие люди собираются вместе, детям дарят конфеты и сласти, а бедным одежду и подарки.
Рождество – это самый главный праздник в году для любой французской семьи, поэтому подготавливаются к нему основательно. Рождественская ель – главное украшение в доме, на улицах. Ее украшают яблоками, цветами, лентами. Другой важный символ Рождественские ясли с младенцем Иисусом, которые можно встретить в церквях и в домах.
Проверка знаний:
Учитель:
1. Разгадывание Рождественского кроссворда.
1. Он родился в этот день (Христос)
2. Здесь Господь родился (Пещера)
3. Так называют Его Маму (потому что Её Сын – Истинный Бог) (Богородица)
4. В честь праздника Рождества в храм идут… (Богослужение)
5. Это поднесли Христу волхвы (Дары)
6. Кто сообщил пастухам о родившемся Спасителе (Ангел)
7. Младенец лежал в кормушке для скота, называемой (Ясли)
8. Кто первым поклонился новорождённому Христу? (Пастухи)
9. Мудрецы, пришедшие издалека, назывались (Волхвы)
10. Так называли людей, славящих Христа, поздравляющих всех с праздником Рождества (Христославы)
11. Город, где родился Христос (Вифлеем)
-Давайте прочитаем, что у нас получилось? (С Рождеством)
3 Итог урока:
Учитель: - Что вам запомнилось на уроке больше всего? О чём вы задумались? О чём бы хотели ещё узнать? Что показалось скучным?
Учитель: А урок предлагаю закончить красивой песней, посвящённой замечательному православному празднику Рождеству Христову
Ряженые:
1) Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька.
Не режь, не ломай –
Поскорее подавай!
2) Двоим-троим,
Давно стоим.
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется.
Благослови хозяюшка,
Квасца из-под полочки,
Пирожка из-под лавочки,
Печеньица с полочки
3) Мы ходили, мы ходили
По святой Руси.
Поздравляли, величали.
Добра, счастья всем желали.
4) Коляда пришла,
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте.
В хоровод скорей вставайте
4.Домашнее задание:
1 Прочитать сказку Х.К.Андерсен « Девочка со спичками». Проиллюстрировать её.
2.Рассказать, что узнали о традициях празднования Рождества близким.
3.Подготовить рассказ о традициях празднования Крещения Господня, о святочных гаданиях.
5.Рефлексия:
Ребята, у вас на столе лежат различные украшения для новогодней ёлки. Если вам было интересно, захватывающе, то выберите яркого цвета украшения, а если что – то огорчило, не получилось – возьмите бледные расцветки.