СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. Правописание гласных в корне.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. Правописание гласных в корне.

Просмотр содержимого документа
«Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. Правописание гласных в корне.»

О Р Ф О Г РА Ф И Я

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ


§ 1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

П р а в и л о. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова. Например: примерять (мерить) платьепримирять (мир) противников.

Прим е ч а ни е. Гласные о а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.

Упражнение 1. Объясните, различное написание выделенных слов.

1. Прежде чем начнешь гладить белье, хорошо накали утюг.- Осторожно наколи на булавку бабочку, расправив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих. - Даже в возбужденном состоянии отец, не обижал маленьких детей. 3. Пастух отварил себе немного картофеля и принялся за скудный ужин. - Приезжий быстро отворил дверь и вошел в комнату. 4. Волнуясь, молодой человек все время поправлял углы пристежного воротника.— Кучер покрикивал на при­стяжного коня, запряженного с правой стороны. 5. Бифштекс оказался до того пересушенным, что посетитель столовой так и не прожевал его. - Некоторое время назад в нашем городе проживал известный художник. 6. На корме парохода разве­вался какой-то незнакомый флаг. - Физически и духовно ребе­нок развивался очень быстро. 7. Пробираясь вперед, партизаны топорами разредили чащу леса. - Успешно завершившиеся переговоры разрядили напряженность обстановки. 8. Прочно скрепите бревна скобами, ведь сплав леса идет по горной реке. - Идите без шума, не скрипите сапогами. 9. По свидетель­ству одного старожила, раньше в этих местах дичи было боль­ше. - Группа деревенских ребят сторожила лошадей в ночном. 10. Он готов был пойти на извинение, лишь бы оно не умаляло его достоинства. - Выжженная земля, поникшие цветы, засыхающие деревья — все кругом жаждало влаги, умоляло о дожде.

Упражнение 2. Подберите проверочные слова к приведенным ниже.

Долина - ___________, зарождение - ___________, испарение - ___________, обнажать - ___________, обогащаться - ___________, обстоятельство - ___________, объединение - ___________, оземь - ___________, озимь - ___________, ознаменование - ___________, по­глощать - ___________, посвящение - ___________, просвещение - ___________, раскаленный - ___________, слипаться - ___________, сокращение - ___________, соревнование - ___________, увядать - ___________, угрожать - ___________, удаляться - ___________.

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв_тить добрым людям и всему миру (Г.). 2. В то время все науки препо__ва­лись на латинском языке (Черн.). 3. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр__диться после ночи и был тяжел (Ч.). 4. Маменька обв__ла удивленными глазами свою комнату (Ч.). 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв__ла его концы вокруг шеи (Бун.). 6. Все погл__щается бездонной тр__хиной нашей жизни (М. Г.). 7. Степь до самой зари не могла охла­диться от погл__щенного за день жара (Сераф.). 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв__тить себя кабинетным занятиям (Купр.). 9. Отец подp­­__жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Гладк.). 10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав__вая внизу сугроб (Шишк.). 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр__дилось общее гневное на­строение (Фурм.). 12. Летчик обл__котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет (Пауст.).


§ 2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре.

Аб__жур, б__калея, в__нтиляция, вер__ница, в__стибюль, гор__зонт, д__зентерия, к__литка, к__морка, к__нифоль, к__р__катица, к__щей, лот__рея, м__взолей, обл__га-ция, п__ром, п__риод, п__риферия, пласт__лин, пол__клиника, р__мштекс, рот__принт, т__р__ватый, экск__ватор, эск__латор, эст__када.

Апл__дировать, б__лагур, бахр__ма, б__чёвка, в__ло­сипед, в__тчина, вин__грет, гастр__ном, д__легация, д__сциплина, к__блук, к__вычки, к__лач, к__р__вай, к__чан, к__л­чан, ман__фест, м__тель, од__леть, пиг__лица, пр__в__легия, провол__ка, св__ре-пый, сков__рода, сн__гирь, сн__ток, т__бурет, торм__з, ун__верситет, ур__ган, ф__нарь, экспл__атация, ярм__рка.

Акк__мпан__мент, б__нзин, б__тон, б__дон, б__дяга, бр__олин, в__тага, в__трушка, в__трина, гард__роб, г__г__мония, д__з__нфекция, д__стилляция, иде__логия, ижд__ве-ние, камф__ра, к__бура, к__нфорка, к__рнмз, к__рнишон, л__леять, мач__ха, нав__жде-ние, об__яние, об__няние, п__л__садник, папор__тник, п__скарь, предв__рительный, пр__зидиум, про__п__ганда, сков__рода, ст__пендия, т__бун, экзам__натор, эл__ксир.


§ 3. ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

Корень гар-гор-

Правило. В корне гар-гор- под ударением пишется а, без ударения — о (ср.: загарзагорать).

Исключения: пригарь (привкус .гари) и некоторые специаль­ные слова.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг__рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг__рела, фитиль по­крылся темной шапкой и тихо потрескивал (Кор.). 3. Мрачно шагали пог__рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник у__рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г__рело электричество (Эренб.). 6. Заг__релись огни в окнах соседних дач (Гайд.). 7. Все еще никак не мог разг__реться день (Саян.). 8. Сложив все бумаги в походный несг__раемый ящик, он пошел в свою землянку (Овечк.).

Корень зар-зор-

Правило. В корне зар-зор- под ударением пишется та глас­ная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево — зорьказарница).

Исключения: зоревать, зорянка.

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землей з__рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В слабом оз__ре­нии рассвета лицо ее казалось бледным и загадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз__ряло снежный лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з__рей (Арс.).

Корень кас-кос(н)-

Правило. В корне нас -кос(н)- пишется о, если дальше сле­дует н, в остальных случаях пишется а (ср.: касаться — коснуться).

Упражнение 7

1. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик__саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Война только к__снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.). 3. Он весь съежился от этого прик__сновения (Чак.). 4. Кусты сибирской яблони к__сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.).

Корень клан-клон-

Правило. В корне клан-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (ср.: кланятьсянаклоннаклониться).

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл__нясь над водой, р__сла развеси­стая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто не могло от­кл__нить Обломова от лежанья (Тонн.). 3. Учительница по-прежнему сидела, низко скл__нившись над толстой книгой (Гладк.). 4. Накл__нившись к окну, Поляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без потерь дело не обойдется, ибо укл__ниться от боя мы не сможем (Степ.). 6. Бойченко подо­шел к старушке и покл__нился ей поясным поклоном (Ант.).

Корень лаг-лож-

Правило. В корне лог- пишется а (перед г), в корне лож- пишется о (перед ж), например: предлагатьпредложить.

Исключение: полог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг-лож-).

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол__гаю также неуместным вникать в настоящие при­чины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливостью, краткостью и ясностью изл__жения (Писемск.). 3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разл__гающем влиянии фашизма на молодежь Европы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можно только предпол__жительно (Купр.). 5. Ниже, в ста шагах от него, распол__жилась батарея и зеленые ящики (А. Н. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без основ­ных сл__гаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.). 7. Плен­ного ул__жили на траву возле озерка (Казак.). 8. Матросы нал__жили временные заплаты на пробоины (Пере.).

Корень мак- — мок-

Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила), корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм__кнуть в сметану (Г.). 2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м__кает в эту соль очищенный картофель (Л. Т.). 3. Мухов просушил пром__кательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы очень скоро вым__кли до последней нитки (Арс.). 5. Чай впитывает запа­хи, как пром__кашка чернила (Пауст.). 6. На нем кожаная фуражка, синее непром__каемое пальто (Кат.). 7. Профессор завинтил ручку и пром__кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображающим танк (Добров.).

Корень плав-плов-

Правило. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: плаватьплавучий). Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха, корень плыв- в слове плывуны.

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва поше­веливая пл__вниками, большие, темные, издыхающие рыбы (Купр.). 2. Мы ставим большой попл__вок с флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыбное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к тому, чтобы лишить судно пл__ву­чести (Нов.-Пр.). 4. В одном месте было много пл__вникового леса, принесенного сюда во время наводнения (Арс.). 5. Плы­вунная гуща смягчила падение (Леон.). 6. Непроницаемая тьма пл__вцов отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые жуки-пл__вунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков (Пауст.).

Корень равн- ровн-

Правило. Корень равн- имеется в словах со значением «ровный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять)/ корень ровн- — словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: под­равнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р__внял! (Н.) 2. Широкие тени ходят по р__внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич под­стриг волосы, подр__внял и укоротил бороду (Бун.). 4. За­кончив раскопки, мы зар__вняли канавки, вырытые в фанзе (С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор__вняла славой дружной семьи от великих до малых все народы свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр__вненном поле аэродрома (Лид.). 7. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр__внялись в рядах (Пере.). 8. Они были р__весники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой (Горб.). 9. На речке, ср__внявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. Поравнявшись с избой Семена, девушки замед­лили шаг и стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы р__вняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж).

Корень раст- — рос-

Правило. В корне раст- — рос- пишется а перед последующим сочетанием cm (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти — наращениевыросший).

Исключения: отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, рос­товщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cm).

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь — прир__щение самое ничтожное (Гарш.). 2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют зар__сли тростни­ков с длинными листьями (Арс.). 4. Нелегко выр__стить плодо­вое дерево: много оно требует труда и забот (Эренб.). 5. Алек­сей забрался в густую пор__сль молодого сосняка, присел под деревом (Полев.). 6. Одинокая кривая береза р__сла на от­косе (Ант.).

Корень скак- — скоч-

Правило. В безударном корне скак- — скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).

Исключения: скачок, скачу.

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск__кать за дочерью моей? (П.) 2. Дениска хотел показать, что он может роск__кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.). 3. Варавка в два прыжка подск__чил к нему (М.Г.). 4. Подск__кали всадники сфакелами, соск__чили наземь (А.Н.Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце татарин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша вск__чил на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск__чил ров (Горб.). 7. Из-за рощи выск__чил грузовик с пустыми сна­рядными ящиками (Сим.).

Корень твар- — твор-

Правило. В корне твар- твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения -о (ср.: тварьтвор­чествотворить).

Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от глагола тво­рить.

Корни бер- бир-, дер- дир-, мер- мир-, пер- — пир-, тер- тир-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс-а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в про­тивном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам__рало (П.). 2. Засеку, кричит бывало, зад__ру до смерти! (Григ.) 3. Ст__рала одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье (Ч.). 4. Нико­лай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал выт__рать снова (М.Г.). 5. Товарищи относились к нему с невольным почтением, более сильные не смели его зад__рать (Верес.). 6.-Один за другим стали соб__раться в чум заспанные тунгусы (Шишк.). 7. Можно было ждать — соб__рется дождь (Фед.). 8. У опушки дремлют кони, подп__рая боком ель (Исак.). 9. Определив состав косяков, начали подб__рать к ним табунщиков (Кож.). 10. Стояла она, оп__раясь на палку (Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не то ручейки пота,— она не от__рала их (Горб.). 12. Она стояла у новой машины и тщательно прот__рала ее (Рыб.).

Корни блест- блист-, жег- жиг-, стел-стил-, четчит-

Правило. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать)-, в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).

Исключения: сочетание, сочетать.

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Лучи полдневного солнца приж__гают грибные шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич__тая, обмывать лицо Рыбина (М.Г.). 3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.). 4. Вода забле­стела, как расплавленный металл (Шишк.). 5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст__лая солнце (Кон.). 6. Парк уже бл__стал чинным порядком (Фед.). 7. Впереди расстила­лась ставропольская степь в радуге летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл__снуло с пронзительным визгом (Пауст.).

Корни с чередованием а(я)— им, а(я)ин

Правило. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожатьпожимать, понятьпонимать; на­чать — начинать, примятьприминать).

Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Закл__наю вас всем, что есть святого на свете, — скажите мне правду! (Т.) 2. И это обхождение стола и пож__мание рук всем присутствующим показалось ему нынче особенно непри­ятным и смешным (Л.Т.). 3. Антонио стал подробно и зани­мательно рассказывать об американских борцах (Купр.). 4. Форма горы отчасти напом__нает колпак, какими покрывают домашние чайники (И. Андроников).

Упражнение 19 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущен­ные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в кор­нях.

1. Сквозь волнистые туманы проб__рается луна (Я.). 2. Бы­вало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег__рело, или вода не бл__стит, как хрусталь (Гонч.). 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто зам__рало, уп__раясь в темноту, круглое красноватое отра­жение (Т.). 4. Молодые деревья р__сли очень тесно, ничей топор еще не к__снулся до их стройных стволов (Т.). 5. И го­лод и холод выносит, всегда терпелива, р__вна (Н.). 6. Косто­прав попался плохой, ср__стил ногу небрежно (С.-Щ.). 7. Все почтительно прекл__нили головы (Дост.). 8. Гости Анны Павловны долго еще говорили о пол__жеиии отечества и де­лали различные предположения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано (Л.Т.). 9. Мы с Павлом при­бирали мастерскую, а вечером меня заставляли раст__рать краски (М.Г.). 10. Наружность [артиста] сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ (Купр.). 11. На р__внине заг...рались огоньки, скользили по каналам (А.Н.Т.). 12. Мастерство и сердце — вот два равновеликих сл__гаемых, которые в своем соч...тании и создали живопись Репина (К.Чук.). 13. Здесь скопилось много пл...вучего льда (Арс.). 14. Ольга Николаевна обм__кнула ручку в черниль­ницу и сделала надпись на фотографии (Лид.). 15. Как раз в это время на луговину, где г...рел костер, выск...чил из-за барака игривый жеребец (Кож.). 16. Я скомандовал: «Р__вняйсь! Ползунов, подр__вняй ряды!» (А. Бек) 17. Алексей по ходу изл__жения его мыслей тут же демонстрировал листы ватмана с чертежами и схемами (Аж.). 18. Заг__релась над степью з__ря, на траве засверкала роса (И. Суриков).

Упражнение 20 (повторительное). Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным. Подчеркните чередующиеся гласные в корнях.

Утренняя заря разг__рается. Скоро луч солнца к__снется верхушек деревьев и позолотит бл__стящее зеркало озера. В б__гряном пламени разв__вается флаг над пионерским лагерем.

По зову г__рниста юные обитатели лагеря поднимаются, аккуратно заст__лают свои постели, соб__раются на спортивной пл__щадке и готовятся к зарядке. По команде «Р__вняйсь!» ребята как бы зам__рают, и зарядка начинается. В воздухе мелькают заг__релые руки, коротко остриженные головы рит­мично накл__няются, а кончики пальцев рук к__саются земли.

После зарядки пионеры врассыпную бегут к озеру, оглашая берег звонкими возгласами. Малыши, не умеющие плавать, купаются у самого берега, а умелые пл__овцы стараются до­браться до пл__вучего плота с шалашом, но, услышав запреще­ние вожатого, нехотя возвращаются.

После купания рекомендуется раст__реться полотенцем: обт__рание укрепляет и закаляет тело. А какой аппетит разв__­вается после купания! Каким необычайно вкусным кажется печеный картофель, но особенно вкусны оладьи, если макать их в сметану.

После завтрака следует потрудиться на открытом воздухе: выр__внять и посыпать песком дорожки р__скошного цветника, чтобы они не пром__кали от выпадающих довольно часто дождей. Надо проп__лоть клумбы, представляющие собой пр__чуд­ливые, искусные соч__тания всевозможных цветов. Можно от­правиться на опытный участок, где юннатами выр__щены овощи, которые раньше не р__сли на песчаной почве лагеря, а теперь произр__стают с большим успехом. Юные огородники увлекаются огородничеством и собираются посвятить себя любимому делу в зрелом возр__сте.

На высоком уровне проходят в лагере и спортивные состя­зания. Отдых и труд здесь р__зумно соч__таются.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!