Зам. директора
____________Г.Л. Полежаева
2022 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.
Протокол №1 от «31» августа 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.
частью математического и общего естественно -научного цикла.
Дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивается следующими дисциплинами естественно - научного цикла: «Биология», «География», «Экология», «Химия».
Код, наименование ОК, ПК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности. | -особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; - основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов - правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 2.4 Оценивать методы экологического регулирования и принципы мониторинга окружающей среды. |
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | демонстрация интереса к будущей профессии; оценка собственного продвижения, личностного развития; положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов; ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности; проявление высокопрофессиональной трудовой активности; участие в исследовательской и проектной работе; участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях; соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики; конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде; демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа; готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении; проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества; проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону; отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся; отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве; участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях; добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан; проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся; проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве; участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах; проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической. | – понятия гражданина и защитника великой страны; – принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций; – нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих; – понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»; – основы родной культуры, истории, этнографии; – понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки; – понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности; – различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; – правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях; – способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой; – понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры; – понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания; – принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость; |
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности. |
ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику. |
ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики. |
ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Теоретическая экология | | 36 | |
Тема 1.1 Общая экология | Содержание учебного материала | 8 |
Лекционное занятие. Введение. Экология. Структура, задачи, значение экологического образования. Экологическая ситуация в различных регионах России. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Лекционное занятие. Взаимодействие организма и среды. Среда обитания. Экологический фактор. Адаптация организмы. Лимитирующие факторы. Значение факторов. Биологические ресурсы | 2 |
Лекционное занятие. Биологические сообщества и экологические системы. Биоценоз. Экосистемы. Биологическая продуктивность. Системный подход. Моделирование в экологии | 2 |
Самостоятельная учебная работа №1: Составление таблицы «Уровни организации живой материи» | 2 |
Тема 1.2 Антропогенные экосистемы | Содержание учебного материала | 8 |
Лекционное занятие. Биосоциальная природа человека. Человек как вид. Природные ресурсы – лимитирующий фактор. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Лекционное занятие. Антропогенные экосистемы. Человек и экосистемы. Агроэкосистемы. Индустриально-городские экосистемы. | 2 |
Семинарское занятие: Экология и здоровье человека. 1.Природно-экологические факторы. 2.Социально-экологические факторы. 3.Гигиена и здоровье человека | 2 |
Самостоятельная учебная работа №2: Подготовка докладов по темам «Агроэкосистемы и экологические проблемы связанные с ними», «Проблемы индустриально-городских экосистем». | 2 |
Раздел 2 Экология производства | | 10 |
Тема 2.1 Виды загрязнений и их последствия | Содержание учебного материала | |
Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на атмосферу. Классификация воздействий. Загрязнения атмосферы. Источники загрязнений. Экологические последствия. Глобальные загрязнения. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнения гидроcферы. Последствия загрязнений. Истощение вод. Экологические последствия. | 2 |
Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на литосферу. Загрязнения литосферы. Воздействия на горные породы. Недра. Деградация почв. Охрана почв. | 2 |
Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Функции растительных сообществ. Значения животных. Причины вымирания. | 2 |
Семинарское занятие: Особые и экстремальные виды загрязнений. 1.Отходы производства. 2.Шумовое воздействие. 3.Биологическое загрязнение. 4.Электромагнитные поля. 5.Излучения. 6.Аварии. 7.Катастрофы. 8.Стихийные бедствия. | 2 |
| |
Тема 2.2 Экологическая защита и охрана окружающей среды | Содержание учебного материала | 4 |
Лекционное занятие. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Охрана окружающей среды. Экологическая безопасность. Экологический кризис. Экологическое нормирование. ПДК. ПДВ. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 |
Семинарское занятие: Экологическая защита. 1.Экологизация технологических процессов. 2.Очистка газовых выбросов. 3.Санитарные защитные зоны. 4.Методы очистки сточных вод. 5.Оборотное водоснабжение. 6.Утилизация промышленных отходов. 7.Переработка отходов и вторичного сырья. | 2 |
| |
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды | | | |
Тема 3.1. Юридические и экономические аспекты экологии | Содержание учебного материала. | 6 | |
Лекционное занятие. Источники экологического права и государственные органы управления. Система экологического контроля. Юридическая ответственность. Экологические правонарушения. Экологические права и обязанности. | 2 | ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4, ЛР1-ЛР17 1,2 |
Лекционное занятие. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование. | 2 |
Семинарское занятие: Экологическая стандартизация и паспортизация. 1.Земельные кадастры. 2.Водные кадастры. 3.Система стандартов. 4.Экологический мониторинг. | 2 |
| |
Всего: | 36 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
1.Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2014 г.
1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования .: учебник.- М.:ИД: Форум,2011.- 256с. ил.
2.Библиотека факультета экологии Международного Независимого Эколого-Политологического Университета (МНЭПУ): [Электронный
3.Экология производства. Научно-практический журнал: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/