СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рп--эоп бу-01-21

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рп--эоп бу-01-21»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


Сафоновский филиал областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Смоленская академия профессионального образования»

(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)







Утверждаю

Зам. директора

____________Г.Л. Полежаева













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН.02 Экологические основы природопользования













2022 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).


Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО


Разработчик:

Бовтунова Т.Н., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО


Рассмотрено на заседании ЦК машиностроения и нанотехнологий

Протокол № 1 от «31» августа 2022 г.

Председатель ЦК ____________ / Е.А.Демкина/



Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО

Протокол №1 от «31» августа 2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. условия реализации программы учебной дисциплины

14

4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1 паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОвЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ



1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена (ОПОП СПО-ППССЗ) базовой подготовки в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих основные образовательные программы СПО.


1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Экологические основы природопользования» по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

частью математического и общего естественно -научного цикла.

Дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивается следующими дисциплинами естественно - научного цикла: «Биология», «География», «Экология», «Химия».


1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код, наименование ОК, ПК, ЛР

Умения

Знания

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.


-особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

-об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; - основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.4 Оценивать методы экологического регулирования и принципы мониторинга окружающей среды.

ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

  • демонстрация интереса к будущей профессии;

  • оценка собственного продвижения, личностного развития;

  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;

  • ответственность за результат учебной деятельности и подготовки к профессиональной деятельности;

  • проявление высокопрофессиональной трудовой активности;

  • участие в исследовательской и проектной работе;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по профессии, викторинах, в предметных неделях;

  • соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, мастерами и руководителями практики;

  • конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

  • демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;

  • готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

  • сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении;

  • проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;

  • проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;

  • отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

  • отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

  • участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях;

  • добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;

  • проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

  • демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

  • демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;

  • проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • участие в конкурсах профессионального мастерства и в командных проектах;

  • проявление экономической и финансовой культуры, экономической грамотности, а также собственной адекватной позиции по отношению к социально-экономической.


– понятия гражданина и защитника великой страны;

– принципы честности, порядочности, открытости; понятия экономически активного населения, студенческого и территориального самоуправления; условия добровольчества, формы общественных организаций;

– нормы правопорядка; идеалы гражданского общества; принципы обеспечения безопасности; права и свободы граждан России. Понятие субкультур, групп с деструктивным и девиантным поведением. Меры по предупреждению социально опасного поведения окружающих;

– понятия труда; сетевой среды, личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

– основы родной культуры, истории, этнографии;

– понятие старшего поколения, волонтерских движений; меры социальной поддержки;

– понятия ценности личности человека, уникальности, формы и виды деятельности;

– различные этнокультуры, социальные, конфессиональные и иные группы. Мероприятия по сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;

– правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; меры по предупреждению либо преодолению зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Характеристика психологической устойчивости и принципы ее формирования в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;

– способы защиты окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;

­– понятие эстетических ценностей, обладающих основами эстетической культуры;

– понятия семейных ценностей, семьи; принципы воспитания детей, демонстрирующих неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания;

– принципы ответственности, пунктуальности, дисциплинированности, трудолюбия, критического мышления, нацеленного на достижение поставленных целей; профессиональная жизнестойкость;


ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.

ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.

ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.

ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.

ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрирующий профессиональную жизнестойкость.

ЛР 14 Оценивающий возможные ограничители свободы своего профессионального выбора, предопределенные психофизиологическими особенностями или состоянием здоровья, мотивированный к сохранению здоровья в процессе профессиональной деятельности.

ЛР 15 Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику.

ЛР 16 Ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, гибко реагирующий на появление новых форм трудовой деятельности, готовый к их освоению, избегающий безработицы, мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие характеристики.

ЛР 17 Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и образовательной организации.




2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы


36

в том числе:



теоретическое обучение


32

практические занятия


Самостоятельная учебная работа


4

промежуточная аттестация (с указанием формы проведения)


дифференцированный зачет



2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1 Теоретическая экология


36


Тема 1.1 Общая экология

Содержание учебного материала

8

Лекционное занятие. Введение. Экология. Структура, задачи, значение экологического образования.

Экологическая ситуация в различных регионах России.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Лекционное занятие. Взаимодействие организма и среды. Среда обитания. Экологический фактор. Адаптация организмы. Лимитирующие факторы. Значение факторов. Биологические ресурсы

2

Лекционное занятие. Биологические сообщества и экологические системы. Биоценоз. Экосистемы. Биологическая продуктивность. Системный подход. Моделирование в экологии

2

Самостоятельная учебная работа №1:

Составление таблицы «Уровни организации живой материи»


2






Тема 1.2 Антропогенные экосистемы


Содержание учебного материала

8

Лекционное занятие. Биосоциальная природа человека. Человек как вид. Природные ресурсы – лимитирующий фактор.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Лекционное занятие. Антропогенные экосистемы. Человек и экосистемы. Агроэкосистемы. Индустриально-городские экосистемы.

2

Семинарское занятие: Экология и здоровье человека.

1.Природно-экологические факторы.

2.Социально-экологические факторы.

3.Гигиена и здоровье человека

2

Самостоятельная учебная работа №2: Подготовка докладов по темам «Агроэкосистемы и экологические проблемы связанные с ними», «Проблемы индустриально-городских экосистем».


2


Раздел 2 Экология производства


10

Тема 2.1 Виды загрязнений и их последствия


Содержание учебного материала

Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на атмосферу. Классификация воздействий. Загрязнения атмосферы. Источники загрязнений. Экологические последствия. Глобальные загрязнения.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на гидросферу. Загрязнения гидроcферы. Последствия загрязнений. Истощение вод. Экологические последствия.

2

Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на литосферу. Загрязнения литосферы. Воздействия на горные породы. Недра. Деградация почв. Охрана почв.

2

Лекционное занятие. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Функции растительных сообществ. Значения животных. Причины вымирания.

2

Семинарское занятие: Особые и экстремальные виды загрязнений.

1.Отходы производства.

2.Шумовое воздействие.

3.Биологическое загрязнение.

4.Электромагнитные поля.

5.Излучения.

6.Аварии.

7.Катастрофы.

8.Стихийные бедствия.

2






Тема 2.2 Экологическая защита и охрана окружающей среды

Содержание учебного материала

4

Лекционное занятие. Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Охрана окружающей среды. Экологическая безопасность. Экологический кризис. Экологическое нормирование. ПДК. ПДВ.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

Семинарское занятие: Экологическая защита.

1.Экологизация технологических процессов.

2.Очистка газовых выбросов.

3.Санитарные защитные зоны.

4.Методы очистки сточных вод.

5.Оборотное водоснабжение.

6.Утилизация промышленных отходов.

7.Переработка отходов и вторичного сырья.

2




Раздел 3. Система управления и контроля в

области охраны окружающей

среды



Тема 3.1.

Юридические и экономические аспекты экологии

Содержание учебного материала.

6


Лекционное занятие. Источники экологического права и государственные органы управления. Система экологического контроля. Юридическая ответственность. Экологические правонарушения. Экологические права и обязанности.

2

ОК 1, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК7, ОК8, ОК9, ПК 2.4,

ЛР1-ЛР17

1,2

Лекционное занятие. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование.

2

Семинарское занятие: Экологическая стандартизация и паспортизация.

1.Земельные кадастры.

2.Водные кадастры.

3.Система стандартов.

4.Экологический мониторинг.

2

Всего:

36



3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета экологии, библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • методические рекомендации по выполнению лабораторных работ;

  • тематические комплекты для выполнения лабораторных работ;

  • методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов;

  • раздаточный дидактический материал;

  • слайд - лекции;

  • электронные образовательные ресурсы.

3.2 Информационное обеспечение обучения реализации программы

(перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники


1.Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2014 г.


Дополнительные источники


1. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования .: учебник.- М.:ИД: Форум,2011.- 256с. ил.


Интернет-источники


1.Публичная Электронная Библиотека: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.walla.ru/

2.Библиотека факультета экологии Международного Независимого Эколого-Политологического Университета (МНЭПУ): [Электронный

ресурс] - Режим доступа: http://www.eco-mnepu.narod.ru/bib.htm

3.Экология производства. Научно-практический журнал: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/











4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

- находить и использовать необходимую информацию.









  • правильно анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

-грамотно соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

-правильно находить и использовать необходимую информацию

Методы контроля и оценки результатов обучения:

Тестирование.

Наблюдение за работой обучающихся.

Компьютерное тестирование.

Текущий контроль в форме

устного и письменного опросов;

тестирования;

проверки сообщений;

Защита индивидуальной и групповой презентации (представление выполненного задания).


Рубежный контроль в форме

устного и письменного опросов;

тестирования;


Итоговый контроль в форме зачета


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-особенности взаимодействия общества и природы,

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

-условия устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

-принципы и методы рационального природопользования;

-основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

-принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

-основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и

захоронения промышленных отходов;

-методы экологического регулирования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.




-грамотно трактовать особенности взаимодействия общества и природы,

-правильно толковать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

-правильно толковать условия устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

-грамотно излагать принципы и методы рационального природопользования;

-грамотно трактовать основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

–грамотно трактовать основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и

-захоронения промышленных отходов;.

- грамотно трактовать методы экологического регулирования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- грамотно трактовать правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!