Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрено на заседании МК, Руководитель МК _________________/_____________ ФИО Протокол №_____________от «________» __________2021г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/_________/ ФИО «______»____________2021г. | Утверждаю Директор МАОУ «Селенгинская СОШ №1» ______________/_____________ ФИО Приказ №__________от «_____»_________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике
для 11 класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Составитель:
учитель информатики
первой квалификационной категории,
Мордовская Светлана Владимировна
Селенгинск, 2021 г.
срок действия (1 год)
Пояснительная записка.
Настоящая программа по физики для 11 класса МАОУ «Селенгинская СОШ №1 написана на основании следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями, внесенными приказом от 29.06.2017 № 613
• Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
• Санитарные правила СП 2.4.36.48-20- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2021 №28.
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. №2 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021г., регистрационный №62296 (далее соответственно–Санитарно–эпидемиологические требования и правила, Гигиенические нормативы)
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
• Приказ об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (пр.Министерства просвещения РФ от 20.05.2020г.№254)
• Примерная основная образовательная программа среднего общего образования;
• Устав МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
• ООП СОО МАОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассчитана на текущий учебный год, 2 часа в неделю 68 часов в год.
Предназначена для работы в общеобразовательной средней школе по учебнику И.Г.Семакина, Е.К.Хеннер, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений , базовый уровень, - БИНОМ. Лаборатория знаний,2018 год.
Цели изучения:
-
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
Развитие интереса учащихся к изучению новых информационных технологий и программирования;
-
Изучение фундаментальных основ современной информатики;
-
формирование навыков алгоритмического мышления;
-
формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники;
-
приобретение навыков работы с современным программным обеспечением.
Задачи рабочей программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Курс нацелен на формирование умений учащихся фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.
-
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
-
Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
-
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
-
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.
-
Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
-
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
-
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
-
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно, общеобразовательной и общекультурной подготовки.
-
Сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире
-
Владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов
-
Владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня
-
Владение знанием основных конструкций программирования
-
Владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц
-
Владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ
-
Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации
-
Сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных
-
Владение компьютерными средствами представления и анализа данных
-
Сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Требования к учащимся.
Тема 1. Системный анализ
Обучающиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;
- основные свойства систем;
- что такое системный подход в науке и практике;
- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;
- использование графов для описания структур систем.
Обучающиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);
- анализировать состав и структуру систем;
- различать связи материальные и информационные.
Тема 2. Базы данных
Обучающиеся должны знать:
- что такое база данных (БД);
- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
- определение и назначение СУБД;
- основы организации многотабличной БД;
- что такое схема БД;
- что такое целостность данных;
- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
- структуру команды запроса на выборку данных из БД;
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах;
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.
Обучающиеся должны уметь:
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.
Тема 3. Организация и услуги Интернет
Обучающиеся должны знать:
- назначение коммуникационных служб Интернета;
- назначение информационных служб Интернета;
- что такое прикладные протоколы;
- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;
- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;
- что такое поисковый указатель: организацию, назначение.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с электронной почтой;
- извлекать данные из файловых архивов;
- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
Тема 4. Основы сайтостроения
Обучающиеся должны знать:
- какие существуют средства для создания web-страниц;
- в чем состоит проектирование web-сайта;
- что значит опубликовать web-сайт.
Обучающиеся должны уметь:
создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов.
Тема 5. Компьютерное информационное моделирование
Обучающиеся должны знать:
- понятие модели;
- понятие информационной модели;
- этапы построения компьютерной информационной модели.
Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами
Обучающиеся должны знать:
- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;
- что такое математическая модель;
- формы представления зависимостей между величинами.
Обучающиеся должны уметь:
с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.
Тема 7. Модели статистического прогнозирования
Обучающиеся должны знать:
-
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель;
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.
Учащиеся должны уметь:
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.
Тема 8. Модели корреляционной зависимости
Обучающиеся должны знать:
- что такое корреляционная зависимость;
- что такое коэффициент корреляции;
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.
Обучающиеся должны уметь:
вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).
Тема 9 . Модели оптимального планирования
Обучающиеся должны знать:
- что такое оптимальное планирование;
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;
- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;
- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.
Обучающиеся должны уметь:
решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel).
Тема 10. Информационное общество
Обучающиеся должны знать:
- что такое информационные ресурсы общества;
- из чего складывается рынок информационных ресурсов;
- что относится к информационным услугам;
- в чем состоят основные черты информационного общества;
- причины информационного кризиса и пути его преодоления;
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.
Тема 11. Информационное право и безопасность
Обучающиеся должны знать:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
-
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
автоматизации коммуникационной деятельности;
-
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Содержание учебного курса
Введение. Информационные системы и базы данных (11ч)
Системный анализ. Базы данных. Проектные задания по системологии. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных.
Интернет (10ч)
Организация и услуги Интернет. Основы сайтостроения. Проектные задания на разработку сайтов.
Информационное моделирование (12ч)
Компьютерное информационное моделирование. Моделирование зависимостей между величинами. Модели статистического прогнозирования. Моделирование корреляционных зависимостей. Модели оптимального планирования. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости». Проектные задания по теме «Оптимальное планирование».
Социальная информатика (3ч)
Информационное общество. Информационное право и безопасность.
Информация – 10 часов
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Содержательный подход к измерению информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Учащиеся должны знать:
-
в чем состоят цели и задачи изучения курса
-
из каких частей состоит предметная область информатики
-
три философские концепции информации
-
понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
-
что такое язык представления информации; какие бывают языки
-
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
-
примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
-
понятия «шифрование», «дешифрование».
-
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
-
определение бита с алфавитной точки зрения
-
связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
-
связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
-
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
-
определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
-
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов)
-
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
-
выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Информационные процессы – 5 часов
Хранение информации. Передача информации. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Обработка информации. Виды обработки информации. Алгоритм, свойства алгоритма. Модели алгоритмических машин в теории алгоритмов. Автоматическая обработка информации. Свойства алгоритмической машины. Алгоритмическая машина Поста. Информационные процессы в компьютере. Архитектура компьютера. Эволюция поколений ЭВМ.
Учащиеся должны знать:
-
историю развития носителей информации
-
современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
-
модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
-
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
-
понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
-
решать задачи на определение скорости передачи информации
-
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
-
-
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Программирование обработки информации – 13 часов
Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Язык программирования. Основные правила процедурных языков программирования (Паскаль): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Использование массивов, выбор из них данных, нахождение суммы, минимального и максимального элемента, сортировка. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование.
Учащиеся должны знать:
-
основные типы задач обработки информации
-
понятие исполнителя обработки информации
-
понятие алгоритма обработки информации
-
этапы решения задачи на компьютере:
-
что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя
-
какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов
-
система команд компьютера
-
классификация структур алгоритмов
-
основные принципы структурного программирования
-
систему типов данных в Паскале
-
операторы ввода и вывода
-
правила записи арифметических выражений на Паскале
-
оператор присваивания
-
структуру программы на Паскале
-
логический тип данных, логические величины, логические операции
-
правила записи и вычисления логических выражений
-
условный оператор IF
-
различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием
-
различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом
-
операторы цикла while и repeat – until
-
оператор цикла с параметром for
-
порядок выполнения вложенных циклов
-
правила описания массивов на Паскале
-
правила организации ввода и вывода значений массива
-
правила программной обработки массивов
Учащиеся должны уметь:
-
по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой
-
описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке
-
выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц
-
составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале
-
программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления
-
программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром
-
программировать итерационные циклы
-
программировать вложенные циклы
составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива.
Повторение 3 часа
Итоговая работа 1 час
Учебная программа 10 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. Курс завершается итоговым тестом в формате ЕГЭ, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников средней ( полной) школы
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | | Примерное количество самостоятельных работ, тестов, зачетов и физ. диктантов учащихся |
Лекции | Практическая работа за компьютером | Контрольные работы |
1 | Введение.Информационная система и БД | 11 | 10 | 7 | 1 | | |
1.1 | Введение. Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1 | | | | |
1.2 | Что такое система. Модели систем | 1 | 1 | | | | |
1.3 | Пример структурной модели предметной области. Модели систем. Практическая работа 1.1 | 1 | 1 | 1 | | | |
1.4 | Что такое информационная система Модели систем. Работа 1.2. Решение ЕГЭ | 1 | 1 | 1 | | | |
1.5 | База данных – основа информационной системы. Решение ЕГЭ | 1 | 1 | | | | |
1.6 | Проектирование многотабличной базы данных. Знакомство с СУБД Аксес. Практическая работа 1.3 | 1 | 1 | | | | |
1.7 | Создание базы данных. Практическая работа 1.4 | 1 | 1 | 1 | | | |
1.8 | Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа 1.5 | 1 | 1 | 1 | | | |
1.9 | Логические условия выбора данных. Практическая работа 1.6 | 1 | 1 | 1 | | | |
1.10 | Реализация сложных запросов к базе данных. Практическая работа 1.7. Решение ЕГЭ | 1 | 1 | 1 | | | |
1.11 | Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». | 1 | | | 1 | | |
2 | Интернет | 10 | 4 | 7 | 1 | | 2 |
2.1 | Организация глобальных сетей. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.1 | 1 | 1 | 1 | | | |
2.2 | Интернет как глобальная информационная система. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.2 | 1 | 1 | 1 | | | |
2.3 | Всемирная паутина. Практическая работа 2.3, 2.4 | 1 | 1 | 2 | | | |
2.4 | Инструменты для разработки web-сайтов. Решение ЕГЭ. | 1 | 1 | | | | |
2.5 | Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа 2.5 | 1 | | 1 | | | |
2.6 | Создание таблиц на web-странице. Практическая работа 2.6 | 1 | | 1 | | | |
2.7 | Создание списков на web-странице. Практическая работа 2.6 | 1 | | 1 | | | |
2.8 | Разработка сайта «Наш класс» | 1 | | | | | 1 |
2.9 | Разработка сайта «Наш класс» | 1 | | | | | 1 |
2.10 | Контрольная работа по теме «Интернет» | 1 | | | 1 | | |
3 | Информационное моделирование | 12 | 9 | 6 | 1 | | |
3.1 | Компьютерное информационное моделирование | 1 | 1 | | | | |
3.2 | Моделирование зависимостей между величинами | 1 | 1 | | | | |
3.3 | Получение регрессивных моделей. Практическая работа 3.1 | 1 | 1 | 1 | | | |
3.4 | Модели статистического прогнозирования | 1 | 1 | | | | |
3.5 | Прогнозирование. Практическая работа 3.2 | 1 | 1 | 1 | | | |
3.6 | Прогнозирование. Практическая работа 3.2. Решение ЕГЭ | 1 | | 1 | | | |
3.7 | Моделирование корреляционных зависимостей | 1 | 1 | | | | |
3.8 | Корреляционная зависимость. Практическая работа № 3.4 | 1 | 1 | 1 | | | |
3.9 | Расчет корреляционных зависимостей. Практическая работа № 3.4 | 1 | 1 | 1 | | | |
3.10 | Модели оптимального планирования | 1 | 1 | | | | |
3.11 | Решение задач оптимального планирования. Практическая работа № 3.6 | 1 | | 1 | 1 | | |
3.12 | Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» | 1 | | | | | |
4 | Социальная информатика | 3 | 3 | | | | 1 |
4.1 | Информационное ресурсы. Информационное общество | 1 | 1 | | | | |
4.2 | Правовое регулирование в информационной сфере | 1 | 1 | | | | |
4.3 | Проблемы информационной безопасности | 1 | 1 | | | | 1 |
5 | Информация | 10 | 4 | 5 | 1 | | 1 |
5.1 | Представление информации, языки, кодирование | 1 | 1 | | | | |
5..2 | Решение задач ЕГЭ на кодирование информации. Практическая работа 1.1. | 1 | | 1 | | | |
5.3 | Измерение информации. Алфавитный подход | 1 | 1 | | | | |
5.4 | Измерение информации. Содержательный подход | 1 | 1 | | | | |
5.5 | Решение задач ЕГЭ по теме «Измерение информации». Практическая работа 1.2. | 1 | | 1 | | | |
5.6 | Представление чисел в компьютере | 1 | 1 | | | | 1 |
5.7 | Представление чисел в компьютере. Практическая работа 1.3. | 1 | | 1 | | | |
5.8 | Представление текста, изображения и звука в компьютере | 1 | | | | | |
5..9 | Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа 1.4. Практическая работа 1.5. | 1 | | 2 | 1 | | |
5.10 | Контрольная работа №1 по теме «Информация» | 1 | | | | | |
6 | Информационные процессы | 5 | 3 | 2 | 1 | | 1 |
6.1 | Хранение и передача информации | 1 | 1 | | | | 1 |
6.2 | Обработка информации и алгоритмы. Работа 2.1 | 1 | 1 | 1 | | | |
6..3 | Автоматическая обработка информации. | 1 | 1 | | | | |
6..4 | Автоматическая обработка информации. Работа 2.2 | 1 | | 1 | | | |
6..5 | Контрольная работа по теме «Информационные процессы» | 1 | | | 1 | | 1 |
7 | Программирование | 13 | 9 | 5 | 1 | | 2 |
7.1 | Алгоритмы и величины, структура алгоритмов, Паскаль – язык структурного программирования | 1 | 1 | | | | |
7.2 | Элементы языка паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных | 1 | 1 | | | | |
7.3 | Программирование линейных алгоритмов. Работа 3.1 | 1 | 1 | 1 | | | |
7.4 | Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Работы 3.2, 3.3 | 1 | 1 | 2 | | | |
7.5 | Программирование циклов | 1 | 1 | | | | |
7.6 | Программирование циклов. Работа 3.4 | 1 | | 1 | | | |
7.7 | Подпрограммы | 1 | 1 | | | | |
7.8 | Работа с массивами | 1 | 1 | | | | |
7.9 | Организация ввода и вывода данных с использованием файлов | 1 | 1 | | | | |
7.10 | Комбинированный тип данных Работа 3.5 | 1 | 1 | 1 | | | |
7.11 | Язык программирования Паскаль | 1 | | | | | 1 |
7.12 | Язык программирования Паскаль | 1 | | | | | 1 |
7.13 | Контрольная работа..Язык программирования Паскаль | 1 | | | 1 | | |
8 | Повторение | 3 | 3 | | | | 3 |
8.1 | Егэ 1-6 | 1 | 1 | | | | 1 |
8.2 | Егэ 7-18 | 1 | 1 | | | | 1 |
8.3 | Егэ 18-23 | 1 | 1 | | | | 1 |
9 | Итоговая контрольная работа | 1 | | | 1 | | |
| Итого | 68 ч | 45 | 32 | 7 | | 10 |
Календарно-тематическое планирование
№ | План. дата | Факт. дата | Тема раздела | Тема урока | Планируемый результат | Домашнее задание |
-
| | | Цели и задачи изучения курса в 11 классе. Части предметной области информатики. Информационные системы и базы данных | Введение. Структура информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Что такое система. Модели систем | Правила организации рабочего места. Правила поведения в кабинете информатики. По окончании изучения темы учащиеся должны знать о требованиях к организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики Выпускник на базовом уровне научится: -
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; -
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: | § 1, 2 Задание №1 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Пример структурной модели предметной области. Модели систем. Практическая работа 1.1 | § 3 Задание №2 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Что такое информационная система Модели систем. Работа 1.2. Решение ЕГЭ | § 4 Задание №3 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | База данных – основа информационной системы. Решение ЕГЭ | § 5 Задание №4 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Проектирование многотабличной базы данных. Знакомство с СУБД Аксес. Практическая работа 1.3 | § 6 Задание №5 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Создание базы данных. Практическая работа 1.4 | § 7 Задание №6 на сайте infosnv.ru Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.2. Проектные задания по системологии |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Запросы как приложения информационной системы. Практическая работа 1.6 | § 8 Задание №7 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Логические условия выбора данных. Практическая работа 1.7 | § 9 Задание №8 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Реализация сложных запросов к базе данных. Практическая работа 1.8. Решение ЕГЭ | § 8-9 Задание №9 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационные системы и базы данных | Контрольная работа по теме «Информационные системы и базы данных». Практическая работа 1.9 | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных |
-
| | | Интернет | Организация глобальных сетей. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.1 | Выпускник на базовом уровне научится: -
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; -
создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: | § 10 Задание №10 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Интернет как глобальная информационная система. Решение ЕГЭ. Практическая работа 2.2 | § 11 Задание №11 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Всемирная паутина. Практическая работа 2.3, 2.4 | § 12 Задание №12 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Инструменты для разработки web-сайтов. Решение ЕГЭ. | § 13 Задание №13 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Создание сайта «Домашняя страница». Практическая работа 2.5 | § 14 Задание №14 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Создание таблиц на web-странице. Практическая работа 2.6 | § 15 Задание №15 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Создание списков на web-странице. Практическая работа 2.6 | § 13-15 Задание №16 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Разработка сайта «Наш класс» | § 13-15 Задание №17 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Разработка сайта «Наш класс» | § 10-15 Задание №18 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Интернет | Контрольная работа по теме «Интернет» | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов |
-
| | | Информационное моделирование | Компьютерное информационное моделирование | Выпускник на базовом уровне научится: -
аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения; -
использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации; -
использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: | § 16 Задание №19 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Моделирование зависимостей между величинами | § 17 Задание №20 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Получение регрессивных моделей. Практическая работа 3.1 | § 17 Задание №21 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Модели статистического прогнозирования | § 18 Задание №22 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Прогнозирование. Практическая работа 3.2 | § 16-18 Задание №23 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Прогнозирование. Практическая работа 3.2. Решение ЕГЭ | § 16-18 Задание №24 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Моделирование корреляционных зависимостей | § 19 Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей |
-
| | | Информационное моделирование | Корреляционная зависимость. Практическая работа № 3.4 | § 19 Задание №25 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Расчет корреляционных зависимостей. Практическая работа № 3.4 | § 16-19 Задание №26 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Модели оптимального планирования | § 20 Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости» |
-
| | | Информационное моделирование | Решение задач оптимального планирования. Практическая работа № 3.6 | § 16-20 Задание №27 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Информационное моделирование | Контрольная работа по теме «Информационное моделирование» | Проект для самостоятельного выполнения. Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование» |
-
| | | Социальная информатика | Информационное ресурсы. Информационное общество | Выпускник на базовом уровне научится: -
использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации; -
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: -
использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ; -
критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. | § 21-22 Задание №28 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Социальная информатика | Правовое регулирование в информационной сфере | § 23 Задание №29 на сайте infosnv.ru |
-
| | | Социальная информатика | Проблемы информационной безопасности | § 24 Задание №30 на сайте infosnv.ru |
№ | План. дата | Факт. дата | Тема раздела | Тема урока | Планируемый результат | Домашнее задание |
36 | | | Информация | Понятие информации | Выпускник на базовом уровне научится: Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: -
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; -
строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах; -
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных. | § 1 Задание №1 на сайте infosnv.ru |
37 | | | Информация | Представление информации, языки, кодирование | § 2 Задание №2 на сайте infosnv.ru |
38 | | | Информация | Решение задач ЕГЭ на кодирование информации. Практическая работа 1.1. | § 1-2 Задание №3 на сайте infosnv.ru |
39 | | | Информация | Измерение информации. Алфавитный подход | § 3 Задание №4 на сайте infosnv.ru |
40 | | | Информация | Измерение информации. Содержательный подход | § 4 Задание №5 на сайте infosnv.ru |
41 | | | Информация | Решение задач ЕГЭ по теме «Измерение информации». Практическая работа 1.2. | § 3- 4 Задание №6 на сайте infosnv.ru |
42 | | | Информация | Представление чисел в компьютере | § 5 Задание №7 на сайте infosnv.ru |
43 | | | Информация | Представление чисел в компьютере. Практическая работа 1.3. | §5 Задание №8 на сайте infosnv.ru |
44 | | | Информация | Представление текста, изображения и звука в компьютере | § 6 Задание №9 на сайте infosnv.ru |
45 | | | Информация | Представление текста, изображения и звука в компьютере. Практическая работа 1.4. Практическая работа 1.5. | § 6 Задание №10 на сайте infosnv.ru |
46 | | | Информация | Контрольная работа №1 по теме «Информация» | Глава 1. Записи в тетради |
47 | | | Информационные процессы | Хранение и передача информации | Выпускник на базовом уровне научится: Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: -
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных; -
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; | § 7-8 Задание №11 на сайте infosnv.ru |
48 | | | Информационные процессы | Обработка информации и алгоритмы. Работа 2.1 | § 9 Задание №12 на сайте infosnv.ru |
49 | | | Информационные процессы | Автоматическая обработка информации. | § 10 Задание №13 на сайте infosnv.ru |
50 | | | Информационные процессы | Автоматическая обработка информации. Работа 2.2 | § 10 Задание №14 на сайте infosnv.ru |
51 | | | Информационные процессы | Информационные процессы в компьютере Контрольная работа по теме «Информационные процессы» | § 11 Задание №15 на сайте infosnv.ru |
52 | | | Программирование | Алгоритмы и величины, структура алгоритмов, Паскаль – язык структурного программирования | Выпускник на базовом уровне научится: -
строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; -
определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; -
выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных; -
создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; -
понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти); Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: -
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов; -
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы. | § 12, 13, 14 Задание №16 на сайте infosnv.ru |
53 | | | Программирование | Элементы языка паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных | § 15, 16, 17 Задание №17 на сайте infosnv.ru |
54 | | | Программирование | Программирование линейных алгоритмов. Работа 3.1 | § 12 - 17 Задание №18 на сайте infosnv.ru |
55 | | | Программирование | Логические величины и выражения, программирование ветвлений. Работы 3.2, 3.3 | § 18 - 20 Задание №21 на сайте infosnv.ru |
56 | | | Программирование | Программирование циклов | § 21 Задание №22 на сайте infosnv.ru |
57 | | | Программирование | Программирование циклов. Работа 3.4 | § 21-22 Задание №24 на сайте infosnv.ru |
58 | | | Программирование | Подпрограммы | § 23 Задание №24 на сайте infosnv.ru |
59 | | | Программирование | Работа с массивами | § 24 Задание №25 на сайте infosnv.ru |
60 | | | Программирование | Организация ввода и вывода данных с использованием файлов | § 25 Задание №26 на сайте infosnv.ru |
61 | | | Программирование | Комбинированный тип данных Работа 3.8 | § 29 Задание №31 на сайте infosnv.ru |
62 | | | Контрольная работа | Язык программирования Паскаль | | |
63 | | | Итоговая контрольная работа | | | |
64 | | | Работа над ошибками | | | |
65-68 | | | Решение задач по ЕГЭ | Демо версия 2020 год | | |
Аннотация к рабочей программе по информатике 11 класс
Рабочая программа по информатике для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 68 час/год (2 час/нед.) на 2021-2022 учебный год и соответствует учебному плану школы.
Примерной программы по информатике для 11 класса Авторы: Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Преподавание ведётся по Семакину И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса /И.Г.Семакин, Хеннер Е.К.. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2017.
Содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
-
11 классе предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, средства обучения, содержание курса, тематическое планирование.
Цели: изучение информатики информационно-коммуникационных технологий в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества.
к информатике. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира.
Курс завершается итоговым тестом в формате ЕГЭ, составленным согласно требованиям уровню подготовки выпускников средней ( полной) школы
Срок реализации программы 1 год.
Программа составлена учителем информатики Мордовской С.В.
37