СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП Химия 8- 9 класс по О.С.Габриеляну

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на 2015 - 2016 учебный год, и имеет следующую структуру.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1)     пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2)     общую характеристику учебного предмета, курса;

3)     описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4)     описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5)     личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6)     содержание учебного предмета, курса;

7)     тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8)     описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«РП 8-9 класс ХИМИЯ 2015- 2016 I часть»






Краснодарский край, МО Северский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №49 станицы Смоленской


УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

от 29.08.2015 протокол № 1

Председатель __________ Н.В.Котова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По химии

Уровень образования основное общее 8-9 класс

Количество часов: __136___ часов;

Учитель М.И.Борисова



Программа разработана на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений , М.: Дрофа,2011. автор О.С.Габриелян


















Пояснительная записка

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений составлена на основе программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений , М.: Дрофа,2011. автор О.С.Габриелян, в соответствии с нормативными документами:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.

  2. Закон Краснодарского края от 16 июля 2013 г. N 2770-КЗ "Об образовании в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями)

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03. 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»»

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»,

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06. 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

  8. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.

  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помеще- ний».

  10. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

  11. Примерные основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования, внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.

  12. Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 года № 47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования»

  13. Методические рекомендации для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Химия» в 2015– 2016 учебном году:

- в 2015-2016 учебном году продолжается переход на Федеральный государственный стандарт общего образования (далее-ФГОС ООО), наряду с введением ФГОС НОО и ФГОС ООО продолжается реализация программ федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФК ГОС).

В 2015-2016 учебном году в преподавании химии, как и в предыдущие годы, обращаем внимание на следующие рекомендации:

Инвариантной частью БУП на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю (140 часов за два года). Курс химии в объеме 2 часов в неделю обеспечивает базовый уровень подготовки по предмету.

Рабочая программа конкретизирует содержание примерной программы, дает четкое распределение учебных часов по разделам курса с определенной последовательностью изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач, их распределение по разделам.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

-информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного

процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

-организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,

структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных

характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Цель реализации программы:

- вооружение учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации и поведении в окружающей среде, внесение существенного вклада в развитие научного миропонимания учащихся. формирование целостного представления о мире, подготовка обучающихся к самообразованию и осознанному, ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Задачи курса химии:

• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Общая характеристика учебного предмета

Программа курса химии раскрывает вклад учебного предмета химия в достижение целей ООП и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

  • «вещество»-знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

  • «химическая реакция» - знание о превращениях одних веществ в другие, условия протекания таких превращений и способах управления реакциями;

  • «применение веществ»-знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами, процессами, необходимыми в быту и на призводстве;

  • «язык химии»-оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры (в т.ч. травиальной), владение химической символикой (формулами, уравнениями); правилами перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.


Содержание рабочей программы структурировано по шести блокам:

  • Методы познания веществ и химических явлений.

  • Экспериментальные основы химии;

  • Вещество;

  • Химическая реакция;

  • Элементарные основы неорганической химии;

  • Первоначальные представления об органических веществах;

  • Химия и жизнь.

В данной программе выражена гуманистическая и химико-экологическая направленность и ориентация на развивающее обучение. В ней отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности.

Принципы реализации учебного предмета

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;

  • экологизации курса химии;

  • интеграции знаний и умений;

  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

Место предмета в базисном учебном плане

Для реализации рабочей программы в МБОУ СОШ №49 при изучении учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 136 часов. В том числе 68часов в VIII классе и 68 часов в IX классе, из расчета – 2 учебных часа в неделю в VIII классе и – 2 учебных часа в неделю в IX классе. В связи с переходом основной школы к ГИА в курсе (9 класс) предусмотрено время на подготовку к ОГЭ.


Формы организации образовательного процесса и формы контроля

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент). -Рабочей программой курса химии 8-9 классов предусмотрено проведение 13 практических работ: в 8 классе -7 ; в 9 классе – 6, несложных экспериментов и описание их результатов;

использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.




Таблица тематического распределения количества часов:

8 класс


Разделы, темы



Количество часов




Разделы, темы

Авторская программа

Рабочая программа


Введение

4

4

1.

Атомы химических элементов

10

10

2.

Простые вещества

7

7

3.

Соединения химических элементов

3.1. Бинарные соединения

3.2. Основания, кислоты, соли.










12





12

2

10

4.

Изменения, происходящие с веществами

10

10

5.

Практикум №1 Простейшие операции с веществом

5

5

6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

6.1. Вода. Водные растворы

6.2.Теория электролитической диссоциации

6.3.Окислительно-восстановительные реакции

18

18

2

10

6

7.

Практикум №2 Свойства растворов электролитов

2

2




68


68

9 класс


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса




6

6

Металлы

1.1 Общая характеристика. Получение

1.2 Металлы и их соединения

15

5

10

15

5

10

Практикум №1

Свойства металлов и их соединений


3



3

Неметаллы

3.1 Общая характеристика неметаллов Неметаллы главных подгрупп VI и VII групп

3.2 Неметаллы главной подгруппы V группы.

3.3 Подгруппа углерода.



23





23


9

8

6

Практикум №2

Свойства неметаллов и их соединений


3


3

Органические соединения

10

10

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

8




68


68


Итого

136

136


Таблица содержания практических работ :

№п/п


Количество часов


8 класс




Практикум №1 Простейшие операции с веществом

5


Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

1

П.р.№1

Наблюдения за изменениями, происходящими с горячей свечой.

1

П.р.№2

Анализ почвы и воды.

1

П.р.№3

Признаки химических реакций.

1

П.р.№4

Приготовление раствора сахара, определение массовой доли сахара в растворе.

1

П.р.№5


Практикум №2 Свойства растворов электролитов

2


Свойства кислот, оснований , оксидов и солей.

1

П.р.№6(8)

Решение экспериментальных задач.

1

П.р.№7(9)


7


9 класс




Тема 2

Практикум №1

Свойства металлов и их соединений


3



Осуществление цепочки химических превращений металлов

1


П/р №1

Получение и свойства соединений металлов.

1


П /р №2

Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


1


П /р №3


Тема 4

Практикум №2

Свойства неметаллов и их соединений


3


Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».


1


П/р №4

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».


1



П/р №5

Получение, собирание и распознавание газов.


1

П/р №6


6


Итого

13

13



Содержание программы 8 класс.

Введение (4 часов).

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Тема 1

Атомы химических элементов (10 часов).

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. 1. Модели атомов химических элементов. 2. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Тема 2

Простые вещества (7 часов).

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов

Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 3. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 4. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. 3. Коллекция металлов и неметаллов. 4. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. 5. Модель молярного объёма газообразных веществ.

Тема 3

Соединения химических элементов (12часов).

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 5. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 6. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.

7. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. 6. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.7.Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). 8. Способы разделения смесей.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Тема 4 Изменения, происходящие с веществами (10 часов).

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи.1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2.Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3.Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия; в) диффузия душистых веществ.

Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом;

В) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение испарения воды и спирта по исчезновнию их капель на фильтровальной бумаге.4.Окисление меди в пламени спиртовки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (2) железом.

Тема 5.Практикум №1. Простейшие операции с веществом (5 час)


1. Правила техники безопасности при работе в химиче­ском кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за измене­ниями, происходящими с горящей свечой, и их описание (до­машний эксперимент). 3. Анализ почвы и воды (домашний эксперимент). 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовле­ние раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.



Тема 6.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

(18 час).

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ■ ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Г енетические ряды металлов и неметаллов. Г енетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. 11. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). 12. Горение магния.

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (2ч)


6(8). Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7(9) Решение экспериментальных задач.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

9 класс (2 ч в неделю; всего 68 ч)

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 ч).

Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


Тема 1. Металлы (15 ч).

Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной под­группы II группы. Строение атомов, Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в на­родном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химиче­ские свойства простого вещества. Генетические ряды Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение желе­за и его соединений для природы и народного хозяйства.

Демонстрации.

Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

  1. Получение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. 2. Рассмотрение образцов металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5. Качественные реакции на ионы Fе2+ и Fе3+.

Тема №2 Практикум № 1.

Свойства металлов и их соединения(3 ч).

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.


Тема 2. Неметаллы (23ч).

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятия «металл» — «неметалл».

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV и VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, по­лучение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.


Демонстрации.

Образцы галогенов простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюми­нием. Вытеснение хлором брома или йода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, во­дородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

6. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы. 7. Распознавание солей аммония. 8. Ознакомление с природными силикатами. 9. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. 10. Получение углекислого газа и его распознавание.

 

Тема №4. Практикум №2.

"Свойства неметаллов и их соединений"(3ч)

4.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5.Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

6.Получение, собирание и распознавание газов.


Тема 5. Органические соединения (10 ч).

Вещества органические и неорганические, относи­тельность этого понятия. Причины многообразия уг­леродных соединений. Теория строения органиче­ских соединений А. М. Бутлерова.

Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скеле­та. Химические свойства алканов: реакция горения, замещения, разложения и изомеризации. Применение метана.

Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов. Двойная связь в молекуле эти­лена. Свойства этилена: реакции присоединения (во­дорода, галогена, галогеноводорода, воды) и окисления. и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение.


Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере этанола и двухатомных — на примере этиленгликоля. Трехатомный спирт — глицерин. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Алкины. Ацетилен. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств: реакция горения, присоединения хлороводорода и дальнейшая полимеризация в поливинилхлорид, реакция гидратации ацетилена. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации.

Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля и глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.


Лабораторные опыты.

11. Изготовление моделей молекул  углеводородов. 12. Свойства  глицерина. 13.Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II). 14.Взаимодействие крахмала с йодом.


ТЕМА 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 ч.)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация, общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.





























14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!