МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство просвещения Тульской области
Администрация МО "Чернский район"
МКОУ "Тургеневская СОШ"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Ермакова Г.В. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Любомудрова С.Н. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Иванова.О.А. Приказ№61 от «31» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «Основы малого предпринимательства».
с.Тургенево 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Основы предпринимательской деятельности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Результаты освоения курса кружковой деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Основы малого предпринимательства» являются:
- приобретение знаний о предпринимательстве, как важной сфере человеческой деятельности;
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Основы малого предпринимательства» являются:
- понимание основных принципов предпринимательской деятельности: представление о роли предпринимательства в обществе;
- развитие предпринимательской инициативы школьников, их потенциальных возможностей и способностей в сфере экономики и предпринимательства, в том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления бизнес-плана;
- выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
Раздел 1, Творческое и креативное мышление (4 часа).
Творческий подход в бизнесе. Развитие дивергентного мышления и формирован творческого подхода к решению задач. Понятие о предпринимательской идее как основа коммерческого успеха. Факторы успешности предпринимательской идеи. Методы новой предпринимательской идеи.
Раздел 2. Гибкие навыки (Soft skills) (4 часа).
Поиск и анализ информации. Задача на поиск информации. Формирован представление о поиске информации как информационной задаче. Первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации, умение договариваться приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Раздел 3. Финансовая грамотность (2 часа).
Что такое прибыль. Доходы и расходы. Себестоимость продукции. Калькуляция продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Методика образования цен Понятие о финансах фирмы. Источники финансовых ресурсов для создания и развит фирмы.
Раздел 4. Структура предприятия (2 часа).
Виды организационных структур предприятия. Особенности тип организационных структур управления предприятием: линейная, функциональная; линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная.
Раздел 5. Предприимчивость (2 часа).
Качества предпринимателя. Деловые и личностные качества предпринимать Способность генерировать деловые идеи, восприимчивость к инновациям, умение виде новые идеи и предугадывать их использование в производстве. Способность брать на се ответственность и принимать решения
Раздел 6. История предпринимательства (2 часа).
История предпринимательства в России. Бизнес и предпринимательство.
Раздел 7. Бизнес-модели (2 часа).
Закупил комплектующие - произвёл — продал. Фактор пользы или выгоды. Факт стоимости и фактор прибыли.
Раздел 8. Анализ рынка. Выбор рыночной ниши (4 часа).
Бизнес - решение проблем. Пирамида потребностей Маслоу.
Раздел 9. Маркетинг и продвижение (4 часа).
Позиционирование. Правила презентации. Определение места (позиции) новс товара (услуги) в сознании потребителя. Шесть законов дизайна презентаций.
Раздел 10. Командообразование (4 часа).
Сила команды. Роли в команде. Что означает умение работать в команде? Какие преимущества дает бизнесу наличие слаженной команды? Процесс командообразования.
Раздел 11. Налоги. Бухгалтерия для начинающих (2 часа).
Что такое налоги и зачем они нужны. Кто такой бухгалтер. Моя мама – бухгалтер. Отчетность и первичная документация.
Раздел 12. Юридические вопросы для начинающих (2 часа).
Юридические основы предпринимательской деятельности. Конституция РФ.
Тематический план
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов |
Всего | Аудит. занятия |
Лекции | Практические занятия |
1 | Творческое и креативное мышление | 4 | 2 | 2 |
2 | Гибкие навыки (Softskills) | 4 | 2 | 2 |
3 | Финансовая грамотность | 2 | 2 | |
4 | Структура предприятия | 2 | 2 | |
5 | Предприимчивость | 2 | 2 | |
6 | История предпринимательства. | 2 | 2 | |
7 | Бизнес-модели | 2 | 2 | |
8 | Анализ рынка. Выбор рыночной ниши | 4 | 2 | 2 |
9 | Маркетинг и продвижение | 4 | 2 | 2 |
10 | Командообразование. | 4 | 2 | 2 |
11 | Налоги. Бухгалтерия для начинающих | 2 | 2 | |
12 | Юридические вопросы для начинающих | 2 | 2 | |
| Итого | 34 | 24 | 10 |
Практические занятия
Номер темы | Наименование практического занятия | Кол-во часов |
1 | Практикум «Поиск деловой идей». Экскурсия на предприятие. | 2 |
2 | Деловая игра на развитие критичного мышления «Mind MAP» | 2 |
8 | Ситуационный кейс «Потребности клиентов» | 2 |
9 | Практикум по разработке презентации | 2 |
10 | Деловая игра «Башня Леонардо». Предзащита проектов | 2 |
| Итого | 10 |