СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП+КТП по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«РП+КТП по литературному чтению»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУ «СШ № 16»)




«Рассмотрено»

На заседании МО

от 28.08.2015 г.

протокол № 1

Руководитель МО

______ О.А. Шумейко

«Принято»

на заседании

Педагогического совета

от 31.08.2015 г.

протокол № 16

«Утверждаю»

Директор школы

_______ О.А. Донцова

Приказ № 310/01-03

от 31.08.2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


для 3 – А класса

на 2015 – 2016 учебный год










Составитель программы:

Шумейко Оксана Анатольевна,

учитель начальных классов

высшей категории

______________





г. Евпатория 2015



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.


Цели рабочей программы:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,

  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.


Задачи реализации программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и ре­чевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении ху­дожественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

  • Закон Республики Крым от 06 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 "Об образовании в Республике Крым". Дата публикации: 06.07.2015.

  • Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №16 города Евпатории Республики Крым» согласованная на заседании Совета школы протокол №2 от 08.06.2015г., принята решением Педагогического совета протокол №8 от 08.06.2015г., утверждена Директором МБОУ «СШ №16»от 08.06.2015г. приказ № 232/01-03

«Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательых организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год(Приложение к приказу Министерства образования науки и молодёжи Республики Крым)»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009 года».

  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

  • Примерная рабочая программа учебного предмета по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России».


Выбор данной программы был обусловлен тем, что курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.

Общая характеристика учебного предмета

  Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора - музыканта.



Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

   Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно - эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

  Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

  Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

 Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

  Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.  Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

    При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

   Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Основными формами организации образовательного процесса по литературному являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)

- экскурсия;

- другие.


В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, графическая работа, проект, сочинение);

- промежуточный (тематический) контроль (контрольные и проверочные работы, тестирование, защита проектов, контрольное чтение и т.д.);

- промежуточный контроль по итогам года

Примерное количество видов контрольных работ

Вид контроля

1 полугодие

2 полугодие

Проекты


1

Техника чтения

1

1

Всего по литературному чтению

3

Текстов для заучивания

17







Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 136 учебных часа (из расчёта 4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ « СШ № 16» и календарным учебным графиком.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета по литературному чтению


Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


Планируемые результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение приёмов поиска нужной информации;

- овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;

- овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметные результаты:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- умение пользоваться словарями и справочной литературой;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


Для реализации программного содержания используется учебное пособие:

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.


Содержание учебного предмета

В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности учащихся

Тематическое

планирование

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

2

Знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

Уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.


2

Самое великое чудо на свете

5

3

Устное народное творчество

16

Знать:

  • виды сказок и их структуру;

  • различные произ­ведения устного народного творче­ства;

Уметь:

  • приводить примеры произве­дений фольклора

  • (пословицы, загадки, сказки);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • пересказывать текст.

4

Поэтическая тетрадь 1

12

Знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

Уметь:

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- находить в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

- понимать образные выражения, используемые в произведениях.

5

Великие русские писатели

21

Знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

Уметь:

- заучивать стихо­творения с по­мощью иллюст­рации и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ау­диторией (с пред­варительной са­мостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко­вом материале, со­блюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать осознанно текст художествен­ного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить при­меры художествен­ных произведений разной тематики по изученному мате­риалу;

-аргументировать свою позицию с привлечением текста произве­дения.

6

Поэтическая тетрадь 2

5

Знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь:

-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;

-характеризо­вать выразительные средства;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).

7


Литературные сказки

4

Знать:

-названия, основное содержание изучен­ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

Уметь:

-составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;

- оценивать собы­тия, героев произве­дения;

-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня),

сказ­ки народные и лите­ратурные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения

8

Были-небылицы

10

Знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

Уметь:

-составлять небольшое моноло­гическое высказы­вание с опорой

на авторский текст;

- оценивать собы­тия, героев произ­ведения

-воспринимать на слух и понимать художест­венные произве­дения

разных жанров;

-передавать их содержа­ние по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.

9

Поэтическая тетрадь 1

7

Знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни;

- читать вслух текст, соблюдая правила произно­шения и соответст­вующую интона­цию;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть.

10

Люби живое

17

Знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.

Уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

11

Поэтическая тетрадь 2

8

Знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Уметь:

- читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)

- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).

12

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

14

Знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- по­нимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

Уметь:

-участвовать в диало­ге при обсужде­нии произведе­ния;

-строить небольшие мо­нологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событи­ях)

- участ­вовать в литера­турных играх (инсценирова­ние);

-оценивать собы­тия, героев произ­ведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни для высказывания оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении (герое произведения, со­бытии).


13

По страницам детских журналов

9

Знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

Уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз­нанно текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;

-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах.

14

Зарубежная литература

8

Знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных

Произведений, их авторов.

Уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.



ИТОГО

136

часов



Планируемые результаты изучения курса

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- умение пользоваться словарями и справочной литературой;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.


Осуществление контроля учебной деятельности по литературному чтению


1. Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

-навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и молча);

-умение правильно и выразительно читать текст, пересказывать его. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного языка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста;

-чтение наизусть стихотворения, прозаическое произведение.

Кроме сформированности читательских умений, контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т. п.).

С учётом особенностей уровня сформированности навыка чтения ставятся следующие задачи контролирующей деятельности и ориентировочный темп чтения количества слов в минуту:

-в 1 классе - проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;

-во 2 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года);

-в 3 классе - наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются: достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;

-в 4 классе - проверяется сформированность умения читать целыми словосочетаниями и предложениями; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

2. Виды контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задает вопросы.

Проверка сформированности навыка чтения про себя проводится фронтально или группами.

3.Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценок.

Ошибки:

-искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

-не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

-неточности при формулировке основной мысли произведения;

-нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Нормы отметок по сформированности читательских умений со­ответствуют общепринятым.







Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

п/п

Тема урока

К-во

часов

Характеристика

учебной деятельности

Дата

Домашнее

задание

по плану

по факту

1 четверть

Вводный урок по курсу литературное чтение /1ч/

1.


Знакомство с учебником «Литературное чтение». Произведения прочитанные летом.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержании главы. Пользоваться словарем в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

02.09


Подготовиться к презентации любимой книги

Самое великое чудо на свете /5ч/

2.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием

04.09


с. 4 – 5 выразит.чт.

3.

Рукописные книги Древней Руси.

Подготовка сообщения.

1

07.09


с. 6 – 7 выразит.чт.

4.

Первопечатник Иван Федоров.

1

08.09


с. 8 – 12 пересказ

5.


Урок – путешествие в прошлое. Обобщение по разделу.

1

09.09


с. 12 вопросы и задания

6.

Закрепление знаний .Оценка достижений.

Внеклассное чтение.

1

Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы и правила чтения. Учитывать правила в планировании и контроле способа выполнения учебной задачи.

11.09

















Устное народное творчество /16 ч/

7.

Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.

Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием.

Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

14.09


с. 13 выразительное чтение

8.

Русские народные песни.

1

15.09


с. 14 – 17 наизусть

9.

Докучные сказки. Проба пера. Сочинение докучных сказок.

1

16.09


с. 18 – 19 выраз.чтен.

10.


Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

18.09


с. 20 – 21 подготовить сообщение

11.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3

21.09


с. 22 – 27 выраз.чтен.

12.

22.09


с. 22 – 27 пересказ

13.

23.09


с. 22 – 27отв. на вопр.

14.

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

Русская народная сказка «Иван-царевич и Се

рый Волк».

3


25.09


с. 28 – 39 пересказ 1 ч.

15.

28.09


с. 28 – 39 пересказ 2 ч.

16.

29.09


с. 28–39 пересказ 3ч.

17.

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

3

30.09


с. 40–50 выраз.чтен.

18.

02.10


с. 40–50 пересказ

19.

05.10


с.40–50 отв.на вопр.

20.

КВН (обобщающий урок по разделу «УТН»).

1

06.10



21.


Проба пера. Сочиняем волшебную сказку.


1

07.10


с. 58 вопросы и задания

22.

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

09.10



















Поэтическая тетрадь 1 /12 ч/

23.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора.

Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.





12.10


с. 59 выразительное чтение

24.

«Как научиться читать стихи». (На основе научно-популярной статьи Я.Смоленского).

1

13.10


с. 60 – 61

выразительное чтен.

25.

Ф. Тютчев «Весенняя гроза».

1

14.10


с. 62 наизусть

26.

Ф. Тютчев «Листья».

1

16.10


с. 63 наизусть

27.

Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

1

19.10



28.

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

20.10


с. 64 – 65 (1 наизусть по выбору)

29.

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».

1

21.10


с. 66 – 67 выразит.чт.

30.


И. Никитин «Встреча зимы».

1

23.10


с. 68 – 71 выразит.чт.

31.

И. Суриков «Детство».

1

26.10


с. 72 –75 наизусть отрывок

32.

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

27.10


с. 76 – 77 выразительное чтение

33

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»).

1

28.10


с. 78 – 80 вопр.и зад.

34

Итоговый урок. Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

30.10













2 четверть

Великие русские писатели /21ч/

35.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

1

Умеют соотносить текст и иллюстрацию, последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления, высказывать свое отношение к содержанию произведения, декламировать стих-я, находить средства художественной выразительности, безошибочно читать незнакомый текст, составлять монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения.

Знают, как работать с незнакомым текстом, название, содержание изученных произведений; имена, фамилии авторов.

Приводят примеры художественных произведений такого же жанра.

Понимают содержание текста.

Анализируют особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Конструируют монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

09.11


с. 81 выразит. чтен.подгот сообщение об А. Пушкине

36.

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

10.11


с. 84 – 87 наиз.1 по выбору

37.

А. Пушкин «Зимнее утро».

1

11.11


с. 88–89выразит.чтен.

38.

А. Пушкин «Зимний вечер».

1

13.11


с. 90–91 выраз. чтен.

39.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

3

16.11


с. 92–110выраз. чтен.

40.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

17.11


с.111–127выраз.чтен.

41.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

18.11


с.128–129 отв.на вопр., наизусть 1 фрагмент

42.


И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

1

20.11


с.132–133 выраз.чт., подгот. сообщение.

с. 134 – 135 наизусть

43.

И. Крылов «Мартышка и Очки».

1

23.11



44.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

24.11


с. 136 наизусть

45.

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

25.11


с. 137–139 выраз.чт.

46.

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

1

27.11


с. 142–143 выраз.чт., подгот. сообщение

47.

М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

30.11


с. 144 наизусть по выбору уч-ся

48.

М. Лермонтов «Утес», «Осень».

1

01.12


с. 146 – 147 наизусть

49.

Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

02.12


с.150–151 выраз.чт., подг. сообщ.

50.

Л. Толстой «Акула».

1

04.12


с. 152–155 пересказ по плану

51.

Л. Толстой «Прыжок».

1

07.12


с. 156 – 159 пересказ от лица мальчика









52.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1


08.12


с. 160 – 161

ответы на вопросы

53.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение текстов.

1

09.12


с. 162 – 163

ответы на вопросы

54.

Оценка достижений. Контрольная проверка техники чтения

1

11.12


с.164–166 вопр.и зад.

Поэтическая тетрадь 2 /5 ч/

55.


Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

1


Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать стихи на слух.

Читать стихотворение, выражая авторское настроение.

Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.

Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

Создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.

Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

14.12



с.168–170 наизусть

по выбору

56.


Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

15.12



с.170–172 наизусть 1 фрагмент

57.

К. Бальмонт «Золотое слово».

1

16.12



с. 173 выраз. чтение.

58.

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы».

1

18.12



с.174–177наиз. по выбору

59.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

21.12



с. 178

вопросы и задания.

















Литературные сказки/4ч/

60.


Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка). «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1


Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение.

Читать сказку вслух и молча, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки.

Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках.

Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Читать сказку в лицах.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

22.12



с.179-187 выраз.чтен.

выраз. чтен.

61.

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».


1

23.12



с.188–195выраз.чтен. пересказ

62.

В. Одоевский «Мороз Иванович». Оценка достижений.

1

25.12


с.196–207выраз. чт., пересказ с. 209 – 213

вопросы и задания

3 четверть

Были-небылицы /10ч/

63.


Знакомство с названием раздела.

Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Определять особенности сказки и рассказа.

Различать вымышленные события и реальные.

Определять нравственный смысл поступков героя.

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.

Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Составлять план краткого и полного пересказов.

Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.

Читать сказку выразительно по ролям.

11.01


с. 3 выразительное чтение

64.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

2

12.01


с. 4 – 10 выраз.чтен.

65.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

13.01


с. 11ответы на вопр.

66.

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

3

15.01


с. 12 – 16 пересказ

67.

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

18.01


с. 17 – 23 пересказ

68.

К. Паустовский «Растрепанный воробей».

19.01


с. 24 ответы на вопр.

69.

А. Куприн «Слон».

3

20.01


с. 25 – 31 пересказ

70.

А. Куприн «Слон».

22.01


с. 32 – 40 пересказ

71.

А. Куприн «Слон».

25.01


с. 40 – 41 отв. на вопр.

72.

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

Внеклассное чтение

1

26.01


с. 42 – 44 вопросы и задания







Поэтическая тетрадь 1 /7 ч/

73.


Знакомство с названием раздела.

С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

1

Прогнозировать содержание раздела.

Читать стихотворение, отражая настроение.

Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

Объяснять смысл выражений с опорой на текст.

Определять авторское отношение к изображаемому.

Придумывать стихотворные тексты.

Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

27.01


с.45 – 46 наизусть

74.

С. Черный «Воробей», «Слон».

1

29.01


с.47–49выраз. чтение

75.

А. Блок «Ветхая избушка».

1

01.02


с. 50 наизусть

76.

А. Блок «Сны», «Ворона».

1

02.02


с.51–54 выраз.чтение

77.

С. Есенин «Черемуха».

1

03.02


с. 55 наизусть

78.

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3».

1

05.02


с. 56 вопросы и задания

79

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

08.02



Люби живое /17 ч/

80.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Умеют создавать небольшой текст на заданную тему, высказываться о своем отношении к содержанию произведения, создать небольшой устный текст на заданную тему, составлять моно-логическое высказывание, оценивать события, героев произведения, участвовать в диалоге при обсуждении произведения, декламировать стих-я, находить средства художественной выразительности Осознают цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений. Понимают содержание текста. Сравнивают самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный). Определяют особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Характеризуют текст: предполагают тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определяют жанр, тему. Формулируют главную мысль текста, его частей. Анализируют особенности авторских выразительных средств, соотносят их с жанром произведения, определяют соответствие темы пословице; выбирают пословицу, отражающую главную мысль произведения. Составляют план текста: делят текст на части, определяют микротемы каждой части, озаглавливают их. Формулируют вопрос по фрагменту текста. Конструируют монологическое высказывание: формулируют главную мысль, отбирают доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирают выразительные средства языка.

09.02


с. 57 выразит. чтение

81.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – это «входная дверь» в текст.

1

10.02


с.58–59 выраз. чтен.

82.


Сочинение на основе художественного текста.

1

12.02


Подготовка презентации сочинения

83.

Соколов-Микитов «Листопадничек».

2

15.02


с. 60–66 выраз. чтен.

84.

Соколов-Микитов «Листопадничек».

16.02


с.67ответы на вопр.

85.

В. Белов «Малька провинилась».

1

17.02


с. 68 – 70 пересказ

86.

В. Белов «Еще раз про Мальку».

1

19.02


с. 70 – 72 пересказ

87.

В. Бианки «Мышонок Пик».

2

24.02


с.73–76 выраз.чтение

88.

В. Бианки «Мышонок Пик».

26.02


с.77 – 81 выраз.чтен.

89.

Б. Житков «Про обезьянку».

3

27.02


с. 83 – 88 пересказ

90.

Б. Житков «Про обезьянку».

29.02


с. 89 – 96 пересказ

91.

Б. Житков «Про обезьянку».

01.03


с. 97 ответы на вопр.

92.

В. Дуров «Наша Жучка».

1

02.03


с. 98–99 выраз. чтен.

93.

В. Астафьев «Капалуха».

1

04.03


с. 100 – 101 пересказ

94.

В. Драгунский «Он живой и светится…».

1

05.03


с.102–105выраз.чтен.

95.

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» Обобщающий урок по разделу «Люби живое»

1

09.03



96.

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

11.03


с.106–108 вопр.и зад.

Поэтическая тетрадь 2 /8 ч/

97.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. C. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

1


Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты.

Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение.

Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Сочинять стихотворения.

Заучивать стихи наизусть.

Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

14.03


с.110–111 наиз. по выбору

98.

А. Барто «Разлука»

1

15.03


с.112-113 выразит. чит

99.

А. Барто «В театре».

1

16.03


с.113-115 выразит чит.

100.

С. Михалков «Если», «Рисунок».

1

18.03


с.116–117наиз. по выб.

101.

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1

21.03


с.118–119 выраз. чт.

102.

Игра «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 4»)

1

22.03



103.

«Праздник поэзии»

1

23.03


с. 120–122 вопр., зад.

104.

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

25.03



4 четверть

Собирай по ягодке – наберешь кузовок /13 ч/

105.


Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1


Прогнозировать содержание раздела.

Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Соотносить пословицу с содержанием произведения.

04.04



с.123–128 выраз.чт, составить рассказ

106.

А. Платонов «Цветок на земле».

2

05.04


с. 129 – 134 выраз.чт.

107.

А. Платонов «Цветок на земле». Внеклассное чтение. Что за прелесть эти сказки.

06.04


с. 135 – 136 отв на вопр

108.

А. Платонов «Еще мама».

2

08.04


с. 137 – 143 выраз.чт.

109.

А. Платонов «Еще мама».

11.04


с. 143 отв. на вопр

110.

М. Зощенко «Золотые слова».

2

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.

Придумывать свои вопросы к текстам.

Наблюдать за особенностями речи героев.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

12.04



с.144–153 выразит чит., переск. по плану

111.

М. Зощенко «Золотые слова». Внеклассное чтение. «В мире приключений».

13.04


с.153 отв на вопр

112.

М. Зощенко «Великие путешественники».

2

15.04


с.154–163 переск. по плану

113.

М. Зощенко «Великие путешественники».

18.04


с.163-164 отв на вопр.

114.

Н. Носов «Федина задача».

1

19.04


с.164–169 пересказ, отв на вопр

115.

Н. Носов «Телефон». Внеклассное чтение. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века.

1

20.04


с.170–172 чтен. по ролям

116.

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

22.04


с. 172 вопр. и задания.

117.

Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

25.04



По страницам детских журналов /9 ч/

118.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал.

Определять тему для чтения.

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Находить необходимую информацию в журнале.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

26.04


с. 173 – 174 выраз.чт.

119.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

1

27.04


с. 175 – 178 пересказ

120.

Ю. Ермолаев «Проговорился».

1

29.04


с.179–181чт. по ролям

121.

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

1

03.05


с.181–183чт. по ролям

122.

Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды».

1

04.05


с.183–186выраз. чтение, отв на вопр.

123.

Р. Сеф «Веселые стихи».

1

1

06.05


с.186–187 выраз. чтение

124.


Р. Сеф «Веселые стихи».

10.05


Подготовиться к выразит чтению стих-ий по собст-венному выбору

125

Проект «Сказки, загадки, небылицы.» 

1

11.05



126.

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок). Оценка достижений. Внеклассное чтение

1

13.05


с.188 вопросы и задания

Зарубежная литература /8 ч/

127.

Знакомство с названием раздела.

Мифы Древней Греции.

1

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя).

Пересказывать выборочно произведение.

Сравнивать сказки разных народов.

Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).


16.05



Чтение произв по собств выбору

128.

Контрольная проверка техники чтения.

1

17.05


Чтение произв по собств выбору

129.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

2

18.05


с.190–194выраз.чтен.

130.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

20.05


с.195–199 выраз. чт.

131.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

2

23.05


с. 200 – 206 пересказ

132.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

24.05


с. 207 – 214пересказ, отв.на вопросы

133.

Развивающий час по теме «Зарубежная литература». «Брейн-ринг»

1

25.05



134.

Оценка достижений. Обобщающий урок за год.

1

27.05



135.

Резерв






136.

Резерв








14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!