СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП ОРКСЭ 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 им. Ю. А. Гарнаева г. Феодосии Республики Крым»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №__ от_______20__г.

Руководитель МО

_____________Османова М. С.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

по УВР

_____________ Рашковская Н. И.

«__»____________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

От_________№___________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»


Класс: 4

Уровень образования: начальное общее

Срок реализации: 2021 – 2022 гг.

Количество часов по учебному плану:

Всего – 34 часа/год, 1 ч/неделю




















Составители:

Шмакова Е.К.

Токарева А.В.



2021/2022 учебный год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе программы курса «Основы светской этики»

А.И.Шемшуриной, для общеобразовательных учреждений «Школа России», рекомендованной Министерством образования РФ 2010г, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Школа №3 г.Феодосии Республики Крым», учебного плана на 2017 – 2018 год.

Преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нрав­ственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Основы религиозных культур и светской этики» из­учается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени, отводимого на предмет, составляет 34 часа в год.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается на переходной стадии от начальной к основной сту­пени общеобразовательной школы. И по месту в учебном пла­не, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспита­ния школьников. С одной стороны, учебный предмет ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружаю­щий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот предмет предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, озна­комление с нравственными идеалами и ценностями религиоз­ных и светских духовных традиций России происходит в кон­тексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Образовательная организация на основе определения об­разовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей),а также собственных возможностей организации образовательного процесса определяет перечень модулей учебного предмета. Выбор модуля родителями (закон­ными представителями) обучающихся является приоритетным для организации обучения ребёнка.

Изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе.


  1. Содержание учебного предмета


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования и положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граж­данина России преподавание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на достижение обуча­ющимися комплекса личностных, метапредметных и предмет­ных результатов.

Воспитательные результаты деятельности школьников рас­пределяются по трём уровням:

  • первый уровень — приобретение школьником социаль­ных знаний (об общественных нормах, об устройстве обще­ства, о социально одобряемых и не одобряемых формах пове­дения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

  • второй уровень — получение школьником опыта пережи­вания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культу­ра), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • третий уровень — получение школьником опыта само­стоятельного общественного действия.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов спо­собствует формированию у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социо­культурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентич­ности, развитие чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание до­верия и уважения к представителям разных народов и вероиспо­веданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

  • становление гуманистических и демократических ценност­ных ориентации; осознание ценности человеческой жизни;

  • формирование национальной и гражданской самоиден­тичности, осознание своей этнической и национальной при­надлежности;

  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональ­ных состояний и рефлексии;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в различных социальных ситуациях, умений не созда­вать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

  • развитие мотивации к продуктивной созидательной дея­тельности;

  • формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

  • формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации, определять и находить наи­более эффективные способы достижения результата вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на ос­нове оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное ис­пользование речевых средств и средств информационно-ком­муникационных технологий для решения различных коммуни­кативных и познавательных задач;

  • совершенствование умений в области работы с информа­цией, осуществления информационного поиска для выполне­ния учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различ­ных стилей и жанров, осознанного построения речевых вы­сказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза сравнения, обобщения, классификации, установления анало­гии и причинно-следственных связей, построения рассужде­нии, отнесения к известным понятиям;

  • формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования раз­личных точек зрения и право каждого иметь свою собствен­ную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать соб­ственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культур­ной традиции многонационального народа России;

  • знакомство с общечеловеческими нормами морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отно­шений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о тра­диционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; фор­мирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе много­национального и много конфессионального народа России;

  • освоение основополагающих понятий учебного модуля «Основы буддийской культуры»; знакомство с историей воз­никновения и распространения буддийской культуры; знание и понимание основ духовной традиции буддизма;

  • формирование умений устанавливать связь между рели­гиозной культурой и

повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; форми­рование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;

  • знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными осо­бенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;

  • осознание места и роли буддийской культуры в истории России;

  • формирование умения проводить параллели между раз­личными религиозными культурами на основе понимания об­щечеловеческих духовных и этических ценностей;

  • развитие эстетической сферы, способности к эмоцио­нальному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;

  • формирование умений устанавливать связь между куль­турой, моралью и повседневным поведением людей, ана­лизировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирова­ние личностной и гражданской позиции по отношению к раз­личным явлениям действительности.


  1. Разделы программы, темы

    Рабочая программа

    Авторская программа

    Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека

    1

    1

    Этикет общения.

    4

    4

    Этикет

    4

    4

    Этика человеческих отношений

    4

    4

    Этика отношений в коллективе

    4

    4

    Простые нравственные истины

    4

    4

    Душа обязана трудиться

    4

    4

    Посеешь поступок – пожнешь характер

    4

    4

    Судьба и Родина - едины

    5

    5

    Итого

    34

    34

    Тематическое планирование с указанием часов

Учебно-методической комплект:

1.Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И. г. Москва,

«Просвещение»,2015г.

2.Электронное приложение к учебнику

3.Рабочая тетрадь. 4 класс. Шемшурина А.И.

3.Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. Шемшурина А.И.

4.Сборник рабочих программ. 4 класс Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н. и др.

5.Книга для учителя. 4-5 классы. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Казьмина О.Е. и др. / Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!