СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по астрономии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кезская средняя общеобразовательная школа №1»

Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по астрономии




Рассмотрена на заседании ШМО

учителей математики, физики и информатики

Протокол №___

«___» _________________


Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №_______

«___»­­­­­__________________

Утверждена

приказ №____ «___»_____________

Директор ________











Рабочая программа

по астрономии

11 класс







Составитель: Юферева Е.В.
















2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. ФЗ - №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312;

  3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по астрономии (приказ №1089 от 05.03.2004 г.);

  4. Приказ МО и Н РФ№ 253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  5. Учебный план МБОУ «Кезская СОШ №1»  на 2020-21 учебный год;


Цели и задачи изучения астрономии.

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественно научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


Рабочая программа разработана на основе рабочей программы к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.


Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю) в 11 классе.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


Прогнозируемый результат

100% успеваемость, 70 %качество знаний


Перечень контрольных работ:

  1. Основы практической астрономии.

  2. Строение Солнечной системы.

  3. Природа тел Солнечной системы.

  4. Солнце и звезды.




Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, диктант, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа.



Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом.

  1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с тече­нием времени.

  2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп.

  1. Рельеф

  2. Луны

  3. Фазы Венеры.

  4. Марс.

  5. Юпитер и его спутники.

  6. Сатурн, его кольца и спутники.

  7. Солнечные пятна (на экране).

  8. Двойные звезды.

  9. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

  10. Большая туманность Ориона.

  11. Туманность Андромеды.

Учебный план


п/п

Тема

Количество часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1

Астрономия, ее значение и связь с другими науками

2



2

Основы практической астрономии.

5


1

3

Строение Солнечной системы.

7

1

1

4

Природа тел Солнечной системы.

8

1

1

5

Солнце и звезды.

6


1

6

Строение и эволюция Вселенной.

5



7

Жизнь и разум во Вселенной.

2



Всего

34

2

4






























Учебно-тематическое планирование


и тема

урока

Обязательный минимум содержания

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

1. Что изучает аст­рономия.

Роль астрономии в развитии цивилизации.

2 Наблюдения — основа астрономии.

Практическое применение астрономических исследований. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты.

Основы практической астрономии (5 ч)

3. Звезды и созвез­дия. Небесные коорди­наты. Звездные карты.

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина.

4. Видимое движе­ние звезд на различ­ных географических широтах.

Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.

5. Годичное движе­ние Солнца. Эклипти­ка.

Движение Земли вокруг Солнца.

6. Движение и фазы Луны. Затмения Солн­ца и Луны.

Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения.

7. Время и календарь. К.Р. №1 по теме «Практические основы астрономии»

Время и календарь.

СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

8. Развитие пред­ставлений о строении мира.

Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.

9. Конфигурации планет. Синодический период.

Конфигурация и условия видимости планет.


10. Законы движения планет Солнечной системы.

Три закона Кеплера.

11. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Определение расстояния до звезд, параллакс.

12. Практическая работа с планом Солнечной системы.

Определение возможности наблюдению планет на заданную дату.

13. Открытие и при­менение закона все­мирного тяготения.

Определение масс небесных тел. Приливы и отливы.

14. Движение ис­кусственных спутни­ков, космических ап­паратов (КА) в Солнеч­ной системе. К.Р. №2 «Строение солнечной системы»

История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Движение искусственных небесных тел.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15. Солнечная сис­тема как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

Структура и масштабы Солнечной системы.

Происхождение Солнечной системы

16. Земля и Луня — двойная планета.

Система Земля - Луна.

17. Две группы планет. Практическая работа « Две группы планет Солнечной системы»

Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

18. Природа планет земной группы

Планеты земной группы.

19. Урок-дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?»

Механизм возникновения парникового эффекта

20. Планеты-гиган­ты, их спутники и кольца.

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.

21. Малые тела Сол­нечной системы (асте­роиды, карликовые планеты и кометы).

Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность

22. Метеоры, боли­ды, метеориты. К.Р. №3 «Природа тел Солнечной системы»

Малые тела Солнечной системы.

Солнце и звезды (6 ч)

23. Солнце, состав и внутреннее строение.

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.

24. Солнечная ак­тивность и ее влияние на Землю.

Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи.

25. Физическая природа звезд.

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Двойные и кратные звезды. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.

26. Переменные и нестационарные звез­ды.

Переменные и вспыхивающие звезды.

27. Эволюция звезд.

Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Коричневые карлики.

28. Проверочная ра­бота по теме «Солнце и Солнечная система». К.Р. №4 «Солнце и звезды» (домашняя)

Контроль знаний по темам: «Стро­ение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

29. Наша Галактика.

Состав и структура Галактики.

30. Наша Галактика.

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Спектральный анализ. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.

31. Другие звезд­ные системы — галак­тики.

Галактики. Строение и эволюция Вселенной

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик.

32. Космология на­чала XX в.

Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эффект Доплера

33. Основы современной космологии

Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия. Внесолнечные планеты

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч).

34. Урок-конференция «Одино­ки ли мы во Вселен­ной?»

Проблема существования жизни во Вселенной.































Методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, цифровые образовательные ресурсы.

Список используемой литературы для учителя

  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2013.

  2. Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. М.: Дрофа, 2013.


Список используемой литературы для обучающихся

  1. Воронцов-Вельяминов, Б. А., Страут, Е. К. Астрономия. 11 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2013.


Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Наглядные пособия.

  1. Вселенная.

  2. Другие галактики.

  3. Звезды.

  4. Луна.

  5. Малые тела Солнечной системы.

  6. Наша Галактика.

  7. Планеты земной группы.

  8. Планеты-гиганты.

  9. Солнце.

10. Строение Солнца.

Технические средства.

  1. Глобус Луны.

  2. Звездный глобус.

  3. Интерактивная доска.

  4. Карта Венеры.

  5. Карта Луны.

  6. Карта Марса

  7. Компьютер.

  8. Модель небесной сферы.

  9. Мультимедийный проектор.

  10. Подвижная карта звездного неба.

  11. Принтер.

  12. Спектроскоп.

  13. Телескоп.

  14. Теллурий.

Цифровые образовательные ресурсы.

Программы-планетарии.

  1. CENTAURE (www.astrosurf.com).

  2. VIRTUAL SKY(www.virtualskysoft.de), ALPHA.

  3. Celestia (https://celestiaproject.net).

Интернет-ресурсы.

1.Stellarium — бесплатная программа для просмотра звездного неба, виртуальный планетарий.

2.WorldWide Telescope — программа, помогающая любителям астрономии исследовать Вселенную.


Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа по астрономии №1.

Практические основы астрономии

Вариант 1.

    1. Определите широту места, для которого верхняя кульминация звезды Арктур (а Волопаса) наблюдается на высоте 530 48 \

    2. Определите по звёздной карте экваториальные координаты звезды Ригель ( β Ориона).

    3. Экваториальные координаты Солнца 22 декабря а= 18 ч, δ=-23 0 27\ В каком созвездии находится в этот день Солнце?

    4. 16 октября координаты Солнца а= 1Зч 24 мин, δ= -8 0 50 \ . Какая яркая звезда находится недалеко в этот день от Солнца?

    5. Каково склонение звезды, проходящей в верхней кульминации через зенит города Архангельска (φ= 64 0 32').

    6. 21 июня в Краснодаре (n1=2) часы показывают 9ч 25 мин. Какое среднее, поясное и летнее время в этот момент во Владивостоке (п2=9,λ2= 8 ч 47 мин).


Контрольная работа по астрономии N°1.

Практические основы астрономии

Вариант 2.

        1. Каково склонение звезды, наблюдавшейся в Минске (φ= 54 0 31\) в верхней кульминации на высоте 43 °?

        2. Чему равна высота Альтаира (а Орла) в верхней кульминации для Архангельска ( φ= 64 0 32').

        3. На какой высоте кульминирует в Петербурге (φ= 60 °) звезда Регул (а Льва).

        4. Склонение светила + 30, прямое восхождение 7ч. В каком созвездии находится светило.

        5. Начальные координаты искусственного спутника Земли: а= 10ч 20мин, δ= +15 0, конечные: а= 14ч 30 мин, δ= +300. Через какие созвездия пролетел этот спутник?

        6. В Омске ( n1=5) 20 мая 7ч 25мин вечера. Какое в этот момент среднее, поясное и летнее время в Новосибирске (λ2= 5ч 31 мин, n2=6).

Контрольная работа №2.

Строение Солнечной системы,

Вариант 1.

            1. Чему равна большая полуось Юпитера, если звёздный период обращения этой

планеты составляет 12 лет.

            1. Через какой промежуток времени повторяются противостояния Урана, если звёздный период его обращения равен 84 года.

            2. Чему рана большая полуось Венеры, если нижние соединения повторяются через 2 года.

            3. Горизонтальный параллакс Солнца равен 8,8 ".На каком расстоянии от Земли

оно находится

            1. Определить горизонтальный параллакс Луны, если расстояние до неё 384000

км

            1. На каком расстоянии от Земли находится Юпитер, если его горизонтальный параллакс составляет 0,25".

            2. Во сколько раз линейный радиус Юпитера превышает Радиус Земли, если угловой радиус Юпитера 1,2", а его горизонтальный параллакс 0,25".

Контрольная работа № 2.

Строение Солнечной системы.

Вариант 2.

      1. Определите синодический период обращения Плутона, если его звёздный период составляет 248 лет.

      2. Какой будет звёздный период обращения планеты вокруг Солнца, если её нижние соединения будут повторяться через 0,8 лет.

      3. Чему равна большая полуось орбиты Нептуна, если сидерический период его равен 165 лет.

      4. Чему равна большая полуось Меркурия, если восточная элонгация повторяется через 1,5 года.

      5. Сколько времени шёл луч радиоизлучения , если расстояние до Луны 384000

км

      1. Вычислите линейный размер Венеры, если её угловой размер 3,3", а горизонтальный параллакс составляет 1,4".

      2. Наибольший горизонтальный параллакс Сатурна 1,7". Каково наименьшее расстояние от Земли до Сатурна.


Контрольная работа №3.

Природа тел Солнечной системы.

Вариант 1.

]. Нарисуйте схему лунного затмения и дайте определение.

2. Что такое фазы Луны? Нарисуйте схему фаз.

3 Перечислите планеты земной группы. Дайте им общую характеристику,

                1. Что представляют собой кольца планет.

                2. Дайте физические характеристики астероидов (форма, масса, размеры).

                  1. Каков химический состав метеоритов.

                  2. Обоснуйте вывод о том, что нельзя считать Луну и планеты земной группы небесными телами, эволюция которых уже завершена



Контрольная работа №3.

Природа тел Солнечной системы.

Вариант 2.

1 Нарисуйте схему Солнечного затмения и дайте определение.

2. Дайте характеристику физическим условиям на Луне

3 Перечислите планеты-гиганты. Дайте им общую характеристику.

4. Зачем нужно изучать метеориты?

5. Перечислите и зарисуйте основные части кометы

      1. Из чего состоит ядро кометы.

        1. В своё время кратеры образовались на всех планетах земной группы и на Луне. Где и почему они лучше (хуже) всего сохранились к настоящему времени?





Контрольная работа №4.

Солнце и звёзды.

Вариант 1.

  1. Определить светимость звезды, радиус которой в 400 раз больше Солнца, а температура 12000 К.

                    1. 2. Найти параллакс звезды, которая на расстоянии 12 740 000 а е

                    2. 3. Найти радиус звезды, светимость которой в 200 раз больше солнечной, а температура 3000 К

                    3. 4. Найти параллакс Капеллы, если до неё 45 световых лет.

                    4. 5. Каково расстояние до звезды в км, если ее годичный параллакс составляет 0,95".

                    5. 6. Вычислить светимость Капеллы, если её видимая звёздная величина +0,2m, а расстояние до неё 45 световых лет.

                    6. 7. Во сколько раз Ригель (+0,3m) ярче Антареса (+1,2m).

                    7. 8. Определить абсолютную звёздную величину Полярной звезды, если её видимая величина +2,1m, а расстояние до неё 650 св. лет.

Светимость Солнца - 4*10 26Вт, радиус Солнца -0,6*109 м.


Контрольная работа № 4.

Солнце и звёзды.

Вариант 2.

1. Найти параллакс Ригеля, если до него 1100 световых лет,

                  1. Найти температуру звезды, если её светимость в 105 раз превышает светимость Солнца, а радиус в 26 раз превышает радиус Солнца,

                  2. Каково расстояние до звезды в а,е,, если её годичный параллакс составляет 0,76".

                  3. Во сколько паз звезда больше Солнца, если её светимость в 400 раз больше Солнечной, а температура 4000 К.

                  4. Температура Регула 13200К, а радиус в 4 раза больше Солнца. Определить его светимость.

                  5. Определить светимость Веги, если её видимая звездная величина составляет +0,1m, а расстояние до неё 27 световых лет,

                  6. Во сколько раз Арктур (+0,2m) ярче Бетельгейзе (+0,9m).

                  7. Определить абсолютную звёздную величину Кастора, если его видимая величина +2,0m, а расстояние до него 45 св. лет. Светимость Солнца - 4*1026Вт, радиус Солнца -0,6*10 9 м.




















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!