СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по проектной деятельности деятельности Я-исследователь

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по проектной деятельности деятельности  Я-исследователь.

Просмотр содержимого документа
«РП по проектной деятельности деятельности Я-исследователь»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА


Утверждаю

Директор школы

_______________

С.А. Краснова

приказ № 207 - Д от 30.08.2016

Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования

(ФГОС НОО)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

проектная деятельность «Я - исследователь»

для учащихся 3в класса

на 2016 -2017 учебный год





Решетова Ю.В., учитель начальных классов


Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов и рекомендована к утверждению

Протокол № ___ от ____________

Руководитель ШМО ___________ Л.Ю. Плескач




Содержание программы


1.Пояснительная записка……………………………………3 - 4


2.Основное содержание……………………………………..4 - 7

3.Ожидаемые результаты……………………………………7 - 10

4.Учебно – тематический план…………………………….…...10

5.Календарно – тематический план………………………....11 - 12

6.Информационно – методическое обеспечение…………….. 13













































1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я-исследователь» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (с изменениями от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей / Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Тип программы: образовательный

Направление: интеллектуальное

Промежуточная аттестация: Практическое занятие (защита проектов)

Место занятий по внеурочной проектной деятельности «Я - исследователь» в учебном плане. В 3 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

  • умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

  • способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  • формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

  • воспитание целеустремленности и настойчивости;

  • формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  • формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  • формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Форма организации: кружок

Вид деятельности: проект

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.  Логика построения программы обусловлена системой проектной работы по овладению обучающимися основами проектной деятельности: от осмысления сути данной деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей проектной деятельности. Занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру, создавать и реализовывать свои замыслы.

В ходе реализации проектно-исследовательской деятельности, учащиеся смогут овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать, наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

 Проект это целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у обучающегося ключевых компетенций.

 Особенностью подхода к работе над проектами является  двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

 Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Обучающиеся собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями. 
 Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Обучающиеся работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. 

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой обучающимся предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

 Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.

   Выбор темы

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор обучающимися. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Тема и совокупность выбранных обучающимися подтем задают структуру будущих информационных проектов. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы обучающиеся наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект.

 Сбор сведений

Обучающиеся, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио- и видеозаписи,, компакт_диски и т.д.). Во время работы над темой обучающиеся учатся находить интересующую их информацию, систематизированно хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность обучающихся на самостоятельный поиск информации. В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги, классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, научные институты, предприятия);мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя старших классов). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого обучающегося по поиску.  Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

 Выбор проектов

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. 

 Реализация проектов

Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, книги, концерт, викторина, КВНы, устные журналы (аналоги телепередач), газета, книга, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник, и т.д.

   Обучающиеся сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает учащихся, он должен иметь в виду, что обучающиеся, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

   При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

 Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других обучающихся.

  Презентация проекта

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у учащегося ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом обучающимся нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

    Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа.

Проекты по содержанию подразделяются на: технологические, информационные,  ролевые, комбинированные. В последнем случае обучающиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты подразделяются на: индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты подразделяются на: краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности обучающихся. Чем меньше возраст обучающихся, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. 

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса проектной деятельности «Я - исследователь» учащийся приобретёт следующие умения и навыки:

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;

  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, родителей, товарищей;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания;

  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

  • планировать свои действия;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;



Учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

  • высказываться в устной и письменной формах;

  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

  • владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте;

  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

  • подводить под понятие;

  • устанавливать аналогии;

  • оперировать такими понятиями, как «проблема», «гипотеза», «наблюдение», «эксперимент», «умозаключение», «вывод» и т.п.;

  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.



Учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • оперировать такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.;

  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.



КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнёра;

  • владеть монологической и диалогической формами речи.



Учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

  • с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ обучающихся, где отражается их деятельность.

Реализация программы проектной деятельности «Я – исследователь» в 3 классе рассчитана на достижение обучающимися второго уровня результатов (получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценного отношения к социальным реальностям в целом).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащийся получит возможность научиться:

  • выбирать тему проекта;

  • подбирать материал для проекта;

  • выдвигать гипотезы;

  • составлять паспорт проекта;

  • составлять анкеты для проекта и проводить анкетирование;

  • создавать мини-постер;

  • работать с программой ММР: вставлять фотографии, рисунки, фигуры, диаграммы, настраивать анимацию;

  • работать с фотографией на слайдах;

  • составлять презентацию по заданному тексту;

  • подготавливать проектную документацию к выступлению на конкурсе;

  • готовить тексты собственных докладов.



В ходе решения проектных задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • планировать (составлять план своих действий);

  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя всё существенное и главное);

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).




4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 класс

1час в неделю

1четверть -9 часов; 2 четверть -7 часов;

3четверть -10часов; 4 четверть -8 часов.


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1.

Введение в исследователь-

скую деятельность

3

2


1

2.

Учусь создавать проект.

17

6

10

1

3

Учусь создавать презентацию проекта

6

3

2

1

4

Учусь защищать проект.

5

3

2


5

Учусь делать выводы

3

3



Итого: 34 17 14 3





5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




№ п/п

Название тем

Кол -во часов

Дата

Корректировка

  1. Введение в исследовательскую деятельность


1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом Экскурсия в библиотеку.


1



2

 Выбор темы проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи


1



3

Выбор темы исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи


1



2. Учусь создавать проект

4

Требования к паспорту проекта.


1



5

Составление паспорта проекта Практическое занятие


1



6


Требование к составлению анкет для проекта.


1



7

Анкетирование. Практическое занятие


1



8

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере


1



9

Создание мини-постера Практическая работа.

1



10

Создание мини-постера Практическая работа.

1



11

 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий. Экскурсия в кабинет информатики.


1



12

 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка рисунков. Практическая работа.



1



13

 Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фигур, диаграмм. Практическая работа.



1



14

Программы МРР.  Анимация.

1



15

Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации. Практическая работа.


1



16

Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации. Практическая работа.


1



17

Программа МРР-Microsoft Power Point  Дизайн

1



18

Программа МРР-Microsoft Power Point. Дизайн.


1



19

 Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями Практическая работа.


1



20

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями Практическая работа.


1



3. Учусь создавать презентацию проекта


21

 Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Экскурсия в кабинет информатики.


1




22

Систематизация полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР .


1




23

Систематизация полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР.


1




24

Составление первой презентации по заданному тексту Практическое занятие.


1




25

Составление первой презентации по заданному тексту Практическое занятие.


1




26

Составление первой презентации по заданному тексту Практическое занятие.


1



4. Учусь защищать проект


27

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.



1



28

Обработка информации. Интервью. Визитка

1



29

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

1



30

Защита проекта. Практическое занятие.

1



31

Защита проекта. Практическое занятие.

1



5. Учусь делать выводы

32

Твои впечатления от работы над проектом

1



33

Пожелания будущим проектантам.

1



34

Советы на лето от Мудрого дельфина)

1






  1. ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Книгопечатная продукция

Для учащихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 3 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2015. –. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Для учителя:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 3 класса. –М.: Издательство РОСТ, 2015. –с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/


Рекомендуемая литература для учителя:


1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г, Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2016. – 152с.

2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2016. – 321с.

3. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2016 – 119с.

5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2016, №7


Электронные образовательные ресурсы:


1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshajadetskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.16)

4. Григорьева Д.В., Степанова П.В. «Внеурочная деятельность школьников» , [Электронный

ресурс ]http://standart.edu.ru/ (09.03.16)



2






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!