СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по родному(марийскому) зыку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по марийскому языку с 5 по 9 классы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по родному(марийскому) зыку»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЧЕРЛАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН



ПРИНЯТО

на заседании методического объединения школы, протокол № от ______ 20___ г.

_______________ И.В. Каписова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по УР

__________Аптулаева Т.Г.

«____»_____________20__г


УТВЕРЖДЕНО

Приказом №__ от __________

Директор школы________ Л.Р. Аптулаева

_______


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному (марийскому) языку

срок реализации: 3 года


Класс : 5, 6, 7

Общее количество часов : 136

Количество часов в неделю: 2; 1; 1

Программа: З.В.Учаев «Марий йылме программе. 5-11 класс». Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2013 ий.

Учебники: Кузнецов В.В. «Марий йылме». 5 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2007 ий;

Кузнецов В.В. «Марий йылме». 6 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2008 ий;

Кузнецов В.В. «Марий йылме». 7 класс. Марий книга изд., Йошкар-Ола, 2009 ий.


Учитель: Аптулаева Татьяна Григорьевна

Рабочая программа по родному (марийскому) языку для обучающихся 5-9 классов разработана и составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ ООШ с.Черлак, рабочей программой основного общего образования по родному(марийскому) языку для образовательных школ под редакцией З.В.Учаева.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Родной (марийский) язык» является усвоение содержания предмета «Родной (марийский) язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как родному языку;

  • усвоение знаний о родном языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.

1. Планируемы результаты освоение предмета:

Личностные:

- понимает значимость марийского языка;

- сознательно относится к марийскому языку как духовной и культурной ценности

народа.

интерес к изучению марийского языка;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре.

Метапредметные:

- контролирует и выполняет свои действия по заданному образцу и правилу при выполнении упражнений и составлении устных и письменных высказываний на марийском языке;

- подбирает и конструирует языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики начальной ступени;

- применяет изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);

- оценивает выполненную работу;

- приобретает навыки самостоятельной работы над ошибками при выполнении

грамматических заданий.

- выполняет простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии

с лингвистическими особенностями марийского языка;

- соотносит графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

- выписывает и вставляет слова и буквы, изменяет форму слов в процессе выполнения

орфографических, лексических и грамматических заданий;

- читает и понимает основное содержание несложных текстов, находит в них нужную

информацию;

- опирается на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов,

содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;

- умеет осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

(описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе,

своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства,

описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое

отношение к предмету высказывания).

- соблюдает правила этикета на основе традиций марийского народа;

- пересказывает содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации; работает в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);

- высказывает свою точку зрения;

- толерантно относится к культуре других народов.

Предметные:

- понимать речь учителя, отвечать на вопросы;

- пересказать текст;

-уметь составлять диалог, монолог;

- при диалоге отвечать на вопросы и составлять вопрос по теме;

-уметь написать текст по рисунку;

-читать про себя и вслух выразительно;

-уметь пересказать содержание прочитанного подробно и сжато;

-находить значение новых слов в словаре и применять это слово в устной и письменной

речи;

-правильно писать слова;

-составлять предложения по рисунку;

-уметь написать поздравительную открытку;

-уметь писать текст по плану.


2. Содержание учебного предмета.

5 класс.

1. Повторение изученного материала за 4 класс (9 ч.):

-Состав слова.

-Понятие об орфограмме.

-Гласные и согласные звуки.

-Изменение имен существительных по падежам.

-Правописание падежных окончаний.

2.Синтаксис и пунктуация (22ч.)

-Словосочетание.

-Предложение.

-Текст.

-Простое предложение.

- Виды предложений по цели высказывания.

-Главные члены предложения.

-Второстепенные члены предложения.

-Нераспространенные и распространенные предложения.

-Однородные члены предложения.

-Обращение.

-Знаки препинания при обращениях.

-Сложное предложение.

-Прямая речь.

3. Лексика (7ч.):

-Понятие о лексике.

-Лексическое и грамматическое значение слова.

-Омонимы.

-Синонимы.

-Антонимы.

4. Словообразование(2ч.):

-Состав слова.

-Основа и окончание.

-Нулевое окончание.

-Корень и суффикс.

5. Морфология и орфография (8ч.):

-Имя существительное. Значение, морфологические отличия, синтаксическая роль.

-Одушевленные и неодушевленные имена существительные;

-Число имен существительных;

-Существительные, которые употребляются только в единственном числе;

-Суффиксы, образующие множественное число имен существительных (-влак, -шамыч, -ла, -мыт);

-Склонение имен существительных по падежам;

-Образование имен существительных (суффиксы: -зе, -зо, -зö, -ыш, -маш, -ем, -тыш, -лык, -ер,);

-Сложные имена существительные;

-Правописание имен существительных.

6 класс.

  1. Повторение изученного материала за 5 класс (3 ч.)

  2. Имя прилагательное (9 ч.)

  1. Имя прилагательное. Значение, морфологические изменения, роль в предложении.

  2. Сравнительная степень имен прилагательных.

  3. Образование имен прилагательных;

  4. Формообразующие суффиксы;

  5. Сложные имена прилагательные;

  6. Имена прилагательные, употребляемые в роли существительного.

  7. Правописание имен прилагательных;


  1. Имя числительное (6 ч.)

  1. Имя числительное как часть речи. Значение. Роль в предложении.

  2. Способы образования числительных.

  3. Количественные, порядковые, дробные имена числительные;

  4. Правописание имен числительных


  1. Местоимения (6 ч.)

  1. Местоимения. Значение, роль в предложении.

  2. Разряд местоимений.

  3. Местоимения, употребляемые в роли имен существительных;

  4. Правописание местоимений

  5. Морфологический разбор местоимений;


  1. Наречие (10 ч.)

  1. Наречие как часть речи. Значение, роль в предложении.

  2. Наречия времени, места, цели, меры и степени.

  3. Образование наречий (с помощью суффиксов, сложные наречия);

  4. Сравнительная степень наречий.

  5. Правописание наречий.


7 класс.

        1. Повторение изученного в 5-6 классах (2 ч.)

        2. Глагол (8 ч.)

Глагол как часть речи. Значение, роль в предложении, морфологические отличия.Неопределенная форма глагола(лудаш, лудман);

Спряжение. Наклонения глагола. Изъявительное наклонение. Времена глаголов (кызытсе-шушаш жап, икымше да кокымшо шушаш жап; составной эртыше жап; Повелительное наклонение; Желательное наклонение (луднем, луднем ыле, луднем улмаш); Отрицательная форма наклонений; Безличный глагол; Вспомогательные глаголы; Образование глаголов (суффиксы: -аҥ: пуаҥаш; -г: рӱжгаш; -дар(тар): йомдараш, увертараш; -ем: ошемаш да т.м.);Правописание глаголов.

        1. Причастие (5 ч.)

Причастие как часть речи. Роль и значение в предложении. Морфологические отличия. Действительные, страдательные, отрицательные причастия, причастия будущего времени; Причастный оборот. Правописание причастий. Предложения с причастным оборотом.

        1. Деепричастие (4 ч.)

Деепричастие- особая форма глагола. Роль и значение в предложении; Деепричастия способа действия: -ын (-ен, -эн), де; времени: -меке, -мешке, -шыла; Вспомогательные глаголы при деепричастиях; Понятие о деепричастном обороте; Правописание деепричастий;

        1. Подражательные слова (4 ч.)

Подражательные слова. Понятие, роль в предложении; Признаки подражательных слов; Значения подражательных слов; Правописание подражательных слов; Правильное чтение подражательных слов;

  1. Служебные части речи (10 ч.)

Послеслоги. Послеслоги. Понятие, роль в предложении. Правописание послеслогов.

Союзы. Понятие, роль в предложении. Сочинительные и подчинительные союзы; Правописание союзов;

Частица. Понятие, роль в предложении; Правописание частиц;

Междометие. Понятие, роль в предложении. Правописание междометий.

  1. Подведение итогов. Обобщение изученного за год. (2ч.)

  2. 8 класс

  1. О родном языке. Повторение изученного в 5-7 классах (2 ч.)

  2. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание (4 ч.)

  1. Синтаксис и пунктуация- составные части лингвистики.

  2. Понятие о словосочетании(повторение);

  3. Виды связей в словосочетаниях;

  4. Значение словосочетаний;



  1. Предложение (2 ч.)

  1. Предложение. Главные члены предложения. Виды предложений.

  2. Порядок слов в предложении;

  3. Логическое ударение;

  4. Двусоставное предложение (2 ч.)

  1. Подлежащее.

  2. Простое глагольное сказуемое;

  3. Составное глагольное сказуемое;

  4. Именное составное сказуемое;

  5. Тире между подлежащим и сказуемым;

Второстепенные члены предложения (6 ч.)

  1. Дополнение.

  2. Определение;

  3. Приложение, пунктуация;

  4. Обстоятельства времени, места, цели, причины;

Односоставное предложение (3 ч.)

  1. Односоставные предложения.

  2. Виды односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные);

  3. Назывные предложения;

Неполные предложения. (2ч.)

Понятие о неполных предложениях;

Предложения с однородными членами. (4ч.)

  1. Понятие о предложениях с однородными членами(повторение);

  2. Союзы при однородных членах. Пунктуация при однородных членах.

  3. Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация при обобщающих словах.

Предложения с обособленными второстепенными членами. (4 ч.)

  1. Понятие об обособлении.

  2. Обособленные определения.

  3. Обособленные обстоятельства.

  4. Предложения с уточняющими обстоятельствами.



Предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями (6 ч.)



  1. Обращение. Вводные слова и предложения. Пунктуация.

  2. Предложения с междометием и словами да, нет.



9 класс

1. О родном языке. (1 ч.)

Ученые-языковеды, изучавшие марийский язык: Кармазин Г.Г., Васильев В.М.

2. Повторение изученного в 8 классе (3 ч.)

3. Сложносочиненные предложения (18 ч.)

Общие сведения о сложном предложении. Понятие о сложном предложении. Союзы в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью. Сложноподчиненные предложения с придаточной обстоятельственной частью. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.

3. Бессоюзные сложные предложения (6 ч.)

Бессоюзные сложные предложения. Пунктуация в бессоюзных предложениях.

4. Прямая речь (1 ч.)

Прямая речь и пунктуация.

5. Понятие о косвенной речи (2 ч).

6. Диалоги. Цитата (2 ч.)

Повторение изученного за год (1ч.)

3. Тематическое планирование.

5 класс.

Тема урока

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Повторение изученного в 4 классе

1.

Входной контроль. Диктант. О родном языке.

1


2.

Звуки речи, их образование. Гласные и согласные звуки.

1

Различать гласные и согласные звуки, характеризовать их

3.

Ударение. Слог.

1

Объяснять принцип деления слов на слоги, виды слогов

4.

Правописание гласных букв в конце слова.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к словам

5.

Произношение и правописание звонких и глухих согласных.

1

Соотносить звук и его качественную характеристику

6.

Правописание слов с Ь и Ъ.

1

Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков

7.

Произношение и правописание слов с гласными Е, Ё, Ю, Я.

1

Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков

8.

Буквы. Алфавит. Перенос слов.

1

Проводить самостоятельно фонетический анализ слова

9.

Склонение имен существительных по падежам.

1

Различение падежных вопросов

10.

Изложение «Онар».

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

11.

Словосочетание.

1

Группировать слова по заданному принципу, контролировать правильность объединения слов, анализировать заданную схему слова

12.

Виды предложений по цели высказывания.

1

Воспроизводить текст в соответствии с заданием

13.

Восклицательные предложения.

1

Использовать нормы речевого этикета

14.

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Выявлять главные и второстепенные члены предложения

15.

Контрольный диктант «Санюк»

1

Контроль полученных знаний

16.

Главные и второстепенные члены предложения

1

Выявлять главные и второстепенные члены предложения

17.

Сочинение Н.П.Богданов-Бельский «Школ омса воктене».

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

18.

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Выявлять распространенные и нераспространенные предложения

19.

Тест по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Контроль полученных знаний

20.

Однородные члены предложения.


1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

21.

Пунктуация при однородных членах предложения.

1

Находить в соей и чужой работе орфографические ошибки

22.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

23.

Творческий диктант «Кӱдырчан йӱр»

1

Контроль полученных знаний

24.

Обращение.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

25.

Знаки препинания при обращениях.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

26.

Сложные предложения.

1

Определять простые и сложные предложения

27.

Прямая речь.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям с прямой речью

28.

Диалог.

1

Моделировать правила участия в диалоге

29.

Тест по темам: «Сложные предложения. Прямая речь. Диалог.». Повторение.

1

Контроль полученных ЗУН

30.

Контрольный диктант «Арулык-тазалык»

1

Контроль полученных знаний

Синтаксис и пунктуация

32

Работа над ошибками. Пунктограмма.

1

Соотносить тексты и заголовки, составлять тексты по предложенному заголовку

33.

Предложение. Текст.

1

Определять главные члены предложения

34.

Главные члены предложения.

1

Определять второстепенные члены предложения

35.

Второстепенные члены предложения.

1

Определять второстепенные члены предложения

36.

Дополнение.

1

Определять второстепенные члены предложения

37.

Определение.

1

Определять второстепенные члены предложения

38.

Обстоятельства.

1

Определять второстепенные члены предложения

39.

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

Определять распространенные и нераспространенные предложения

40.

Изложение «Лӱддымö рвезе»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

41.

Обращение и знаки препинания при обращении.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

42.

Простые и сложные предложения.

1

Определять простые и сложные предложения

43.

Союзы в сложных предложениях.

1

Нахождение и самостоятельное составление предложений с союзами и, а, но

44.

Прямая речь.

1

Моделировать правила при прямой речи

45

Диалог.


Моделировать правила участия в диалоге

46

Контрольный диктант « Акайым кычальым»

1

Контроль полученных знаний

Лексика

47

Работа над ошибками. Лексическое и грамматическое значение слова.

1

Понимание слова как единства звучания и значения

48

Однозначные и многозначные слова.

1

Понимание слова как единства звучания и значения

49.

Прямое и переносное значение слова.

1

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значении. Сравнивать прямое и переносное значения слов

50

Омонимы.

1

Сравнивать значения слов

51

Синонимы.

1

Сравнивать значения слов

52

Антонимы.

1

Сравнивать значения слов

53

Диалектные и профессиональные слова.

1

Сравнивать значения слов

54

Изложение «Дружок»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям

Состав слова

55.

Состав слова.

1

Выделять окончание и основа слова.

56.

Состав слова

1

Выделять корень слова, суффикс, приставки.


57

Диктант «Артек»

1

Контроль полученных знаний

Морфология и орфография

58

Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи.

1

Анализировать грамматические признаки имен существительных

59

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

1

Сравнивать имена существительные

60

Собственные и нарицательные имена существительные

1

Сравнивать имена существительные

61

Число имён существительных.

1

Изменять имена существительные по числам

62

Изложение «Палкан арка»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

63.

Склонение существительных с притяжательными суффиксами.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к существительным

64.

Правописание притяжательных суффиксов в именах существительных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к словам

65.

Р.р. Сочинение «Мемнан пӱртӱсна» по репродукции А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

66.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к словам

67.

Контрольный диктант «Аршеп»

1

Письменная самостоятельная работа

68

Работа над ошибками. Повторение изученного за год

3

Повторение



6 класс

№ ур

Тема урока

Кол. часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Входной контроль. Диктант.


1

Вводный урок

2

Марийский язык-родной язык. Марийский язык среди финно-угорских языков.

1

Определять наличие изученных орфограмм в словах, объяснять написание слов

3

Орфография. Пунктуация. Состав слова.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к словам

4

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. Сравнительная степень имен прилагательных.

1

Употреблять в предложениях

5

Превосходная степень имен прилагательных. Правописание имен прилагательных со сравнительной степенью.

1

Анализировать грамматические признаки имен прилагательных

6

Изложение «Шӱшпык ден öрш»

1

Анализировать грамматические признаки имен прилагательных

7

Способы образования имен прилагательных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к прилагательным

8

Контрольный диктант «Шамрай»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к прилагательным

9

Правописание суффиксов в именах прилагательных.

1

Анализировать грамматические признаки имен прилагательных

10

Сложные имена прилагательные.

1

Патриотическое воспитание

11

Р.р. Сочинение по картине А.С.Пушкова «Акпарс у Ивана Грозного».

1

Анализировать грамматические признаки имен прилагательных

12

Имена прилагательные, употребляемые в роли существительного. Морфологический разбор имен прилагательных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к прилагательным

13

Имя числительное как часть речи.

1

Анализировать грамматические признаки имен числительных

14

Способы образования числительных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к числительным

15

Количественные числительные. Способы образования количественных числительных.

1

Анализировать грамматические признаки имен числительных

16

Контрольный диктант «Эвкалипт»

1

Анализировать грамматические признаки имен числительных

17

Порядковые числительные. Дробные числительные..

1

Моделировать алгоритмы применения правил к числительным

18

Употребление имен существительных с числительными. Обобщение. Морфологический разбор числительных.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к числительным

19

Работа над ошибками. Местоимение как часть речи.

1

Анализировать грамматические признаки местоимений

20

Разряды местоимений.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

21

Разряды местоимений.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

22

Р.р. Изложение «Канде ер воктене»

1

Конструирование изложения

23

Обобщение. Морфологический разбор местоимений.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

24

Контрольный диктант «Матроска»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

25

Наречие как часть речи. Работа над ошибками.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

26

Группы наречий по своему значению.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к наречиям

27

Склонение наречий по лицам . Способы образования наречий.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

28

Суффиксальный способ образования наречий. Приставочный способ образования наречий.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

29

Сложные наречия. Составные наречия.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

30

Сравнительная степень наречий.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

31

Правописание наречий.

1

Анализировать грамматические признаки наречий

32

Обобщение. Морфологический разбор наречий

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

33

Контрольный диктант «Молан сыреныт гын ?»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям

34

Работа над ошибками. Подведение итога года.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к местоимениям











































7 класс

№ ур

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

Входной контроль. Диктант.

1

Контроль входных ЗУН

2.

О родном языке. Повторение.

1

Отвечать на вопросы и сравнивать свои ответы с ответами других обучающихся

3.

Глагол. Формы глагола. Спряжение.

1

Анализировать грамматические признаки глаголов.

Различать неопределенные и определенные формы глаголов

4.

Изъявительное наклонение.

Прошедшее время.

1

Анализировать грамматические признаки глаголов.

5.

Первое прошедшее время. Второе прошедшее время. Составное прошедшее время.

1

Различать разряды прошедшего времени глагола

6.

Наклонения глагола. Склонение наклонений. Безличный глагол.

1

Различать наклонения глаголов





7

Вспомогательные глаголы. Способы образования глаголов. Морфологический разбор

1

Определить способы образования глаголов

8

Контрольный диктант «Салтак корем»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к глаголам

7.

Изложение «Курыкӱмбал ял»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

11.

Причастие. Способы образования причастий.

1

Определить способы образования причастий

12.

Действительные и страдательные причастия. Причастия будущего времени.

1

Анализировать грамматические признаки причастий

13.

Изложение «Эҥер лӱм дене кылдалтын»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

14.

Причастный оборот. Причастия, в роли существительного. Морфологический разбор.

1

Анализировать грамматические признаки причастий

15.

Диктант «Чодыраште»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к причастиям

16.

Деепричастие. Способы образования. Значение деепричастий.

1

Определить значения деепричастий, способы их образования

17.

Глаголы, употребляющиеся с деепричастиями. Морфологический разбор.

1

Анализировать грамматические признаки глаголов.

18.

Контрольный диктант «Чодыра мура»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

19.

Изложение «Сандалшудо»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

20.

Работа над ошибками. Признаки подражательных слов.

1

Определить признаки подражательных слов

21.

Значения подражательных слов, их роль в предложении.

1

Определить значения подражательных слов

22.

Морфологический разбор подражательных слов. Обобщение.

1

Анализировать грамматические признаки подражательных слов

23.

Сочинение «Мыйын ачам»

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

24.

Послеслоги. Употребление послеслогов.

1

Определить роль и значение послеслогов

25.

Морфологический разбор послелогов. Обобщение.

1

Анализировать грамматические признаки подражательных слов

26.

Контрольный диктант «Волгыдо кыша»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

27.

Союзы. Употребление союзов. Морфологический разбор союзов. Обобщение.

1

Анализировать грамматические признаки союзов

28.

Изложение «Школ корнышто»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

29.

Частица. Правописание частиц.

1

Определять наличие изученных орфограмм в словах, объяснять написание слов

30.

Морфологический разбор частиц. Обобщение.

1

Анализировать грамматические признаки частиц

31.

Сочинение «Сылне май»

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

32.

Междометие. Морфологический разбор.

1

Анализировать грамматические признаки междометий

33

Контрольный диктант «Эх, могай сай!»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

34

Работа над ошибками. Подведение итогов.

2

Решение теста





8 класс


№ ур

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1

Входной контроль. Диктант «Мланде»

1

Отвечать на вопросы и сравнивать свои ответы с ответами других обучающихся

2

О родном языке. Лексика. Литературный язык.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

3

Работа над ошибками Словосочетание и предложение.

1

Группировать слова по заданному принципу, контролировать правильность объединения слов,

4

Словосочетание и его грамматические связи.

1

Анализировать заданную схему слова .Определять виды связи между словосочетанием и предложением

5

Р.р. Изложение «Пуш»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

6

Виды связи слов. Связь между словосочетанием и предложением.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

7

Контрольный диктант «Лапкась олык»


1

Контроль полученных ЗУН

8

Предложение. Порядок слов в предложении.

1

Использовать нормы речевого этикета , логическое ударение в предложении

9

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

1

Определять главные члены предложения

10

Виды сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Определять простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения составное именное сказуемое.

11

Дополнение.

1

Определять второстепенные члены предложения

12

Определение.

1

Определять второстепенные члены предложения

13

Р.р. Изложение «Шӱшпык ден король»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

14

Приложение.

1

Определять второстепенные члены предложения

15

Обстоятельства.

1

Определять второстепенные члены предложения

16

Контрольный диктант «Сузо»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

17

Работа над ошибками. Понятие об односоставных предложениях.

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

18

Виды односоставных предложений.

1

Определять определенно-личные и неопределенно-личные предложения

19

Виды односоставных предложений. Обобщение.

1

Определять безличные и назывные предложения

20

Р.р. Сочинение «Теле пӱртӱс»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

21

Понятие о неполных предложениях

1

Определять полные и неполные предложения

22

Предложения с однородными членами

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

23

Союзы при однородных членах. Пунктуация при однородных членах.

1

Определять однородные члены в предложении, находить в соей и чужой работе пунктуационные ошибки

24

Обобщающие слова при однородных членах. Пунктуация при обобщающих словах.

1

Определять обобщающие слова при однородных членах

25

Контрольный диктант «Ур почеш»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

26

Понятие об обособлении. Обособленные определения.

1

Определять обособленные определения

27

Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства.

1

Определять обособленные обстоятельства

28

Предложения с уточняющими обстоятельствами.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям с обособленными определениями, обстоятельствами

29

Изложение «Марий мландын патыр эргыже»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

30

Обращение. Вводные слова и предложения. Пунктуация.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям с обращениями, вводными словами

31

Предложения с междометием и словами да, нет.

1

Моделировать алгоритмы применения правил к предложениям с междометиями, словами да и нет

32

Изложение «Айдеме тукым»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

33

Контрольный диктант «Пуртусым йораташ да аралаш»

1

Моделировать алгоритмы применения правил к диктанту

34

Работа над ошибками. Повторение изученного за год..

1

Контроль полученныхЗУН


































9 класс



№ ур


Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

1.

Входной контроль. Диктант. О родном языке. Стили речи.

1

Контроль входных ЗУН

2.

Ученые-языковеды, изучающие марийский язык.

1

Беседа, анализ

3.

Словосочетание. Простое предложение.

1

Группировать слова по заданному принципу, контролировать правильность объединения слов,

4.

Диктант «Уло мландыже ылыж кая, шонет»

1

Контроль полученных знаний

5.

Общие сведения о сложном предложении.

1

Определять простые и сложные предложения

6.

Понятие о сложном предложении.

1

Определять простые и сложные предложения

7.

Союзы в сложносочиненном предложении.

1

Нахождение и самостоятельное составление предложений с союзами

8.

Сложноподчиненные предложения.

1

Анализировать строй СПП

9.

Сложноподчиненные предложения

1

Характеризовать СПП

10

Контрольный диктант «Шочмо-кушмо ял»

1

Контроль полученных знаний

11

Работа над ошибками. Обобщение.

1

Применять полученные знания на практике

12

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.


Определять СПП с придаточной определительной частью

13

Р.р. Изложение «Астра»

1

Конструировать изложение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

14

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

1

Определять СПП с придаточной изъяснительной частью

15

Сложноподчиненные предложения с придаточной обстоятельственной частью.

1

Определять СПП с придаточной обстоятельственной частью

16

Сложноподчиненные предложения с придаточной обстоятельственной частью.

1

Применять полученные знания на практике

17

Обобщение.

1

Проверка ЗУН

18

Контрольный диктант «Мланде мала»

1

Контроль полученных знаний

19

Работа над ошибками. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.

1

Беседа,работа с иллюстрациями

20

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.


Определять и анализировать СПП с несколькими придаточными частями

21

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными частями.

1

Применять полученные знания на практике

22

Р.р. Сочинение «Мо мылам пиал?»

1

Контроль полученных знаний Проверочный диктант

23

Бессоюзные сложные предложения.

1

Определять, анализировать БСП

24

Бессоюзные сложные предложения.

1

Конструировать сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения

25

Пунктуация в бессоюзных предложениях.

1

Применять полученные знания на практике: запятая и точка с запятой

26

Пунктуация в бессоюзных предложениях. Обобщение.

1

Применять полученные знания на практике- тире

27

Контрольный диктант «Чодыраште»

1

Контроль полученных знаний

28

Работа над ошибками. Прямая речь и пунктуация.


1

Анализ допущенных ошибок, применение полученных знаний на практике

29

Прямая речь и пунктуация.

1

Применять полученные знания на практике

30

Понятие о косвенной речи.

1

Применять полученные знания на практике

31

Диалоги. Цитата.

1

Применять полученные знания на практике

32

Повторение.

1

Применять полученные знания на практике

33

Контрольный диктант «Шочмо мланде»

1

Контроль полученных знаний

34

Работа над ошибками. Подведение итогов года.

1

Контроль полученных знаний





41



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!