СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«РП по русскому языку»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам»





РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по УВР

Директор ГКОУ «Нижнеломовская

учителейестественно-


школа-интернат»

математического цикла

______________ Т.А. Нерусина

___________О.В. Водянова

__________И. Н. Андрюшина

30.08.2023 г.

Приказ № 146 от 30.08.2023 г.

Протокол № 1от 29.08.2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Русский язык»

для обучающихся 5 класса

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2023-2024 учебный год







Составитель:Косенкова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы











2023 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 29.12.2017);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями));

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026);

- Программы воспитания ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»;

- Учебного плана ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат»;

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019г.;

-Учебника для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова.-8-е изд.,стер.- Москва: Просвещение, 2023.



Общая характеристика учебного предмета

Изучение учебного предмета "Русский язык" в 5 классе имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья  в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цели и задачи учебного предмета

Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательным для изучения.

Согласно учебному плану ГКОУ «Нижнеломовская школа-интернат» на изучение учебного предмета «Русский язык» в 5 классе отводится 136ч., в неделю – 4ч.


Краткие сведения о категории обучающихся

Программа рассчитана на обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей.

Поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: малый объем памяти; неустойчивое внимание; недораз­витие познавательных интересов и снижение по­зна­вательной активности; на­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, недоразвитие словесно-логического мышления; недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности; нарушение эмоциональной сферы; несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения; неточность и затруднения при воспроизведении материала.


Описание коррекционной направленности

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков, и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения программы учебного предмета «Русский язык» обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные направления коррекционной работы:

  1. развитие артикуляционной моторики;

  2. формирование умения работать по словесной инструкции;

  3. развитие высших психических функций;

  4. коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  5. развитие речи, владение техникой речи;

  6. расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  7. коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова.Текст», «Части речи.Текст», «Предложение.Текст», «Повторение».

Повторение. -35ч.

Звуки и буквы – 17 часов,из них: К.Р.-1 час.

Повторение.Звуки и буквы. Повторение. Текст. Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит. Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове. Согласные твёрдые и мягкие перед е,ё, и, ю, я. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Различение текста и не текста. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание. Ударные и безударные гласные в слове. Проверка безударных гласных в слове. Определение темы текста. Заголовок. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Входная контрольная работа. Работа над ошибками.

Предложение – 18 часов, из них Диктант – 1ч.

Предложение. Текст. Выражение в предложении законченной мысли. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Главные члены предложения. Сказуемое. Главные члены предложения. Подлежащее. Второстепенные члены предложения. Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения.Диктант. Работа над ошибками. Наблюдение за знаками препинания в конце предложений. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Предложение. Закрепление знаний.

Состав слова.Текст – 31 ч., из них: К.Р.-2 час

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Окончание – изменяемая часть слова. Установление связи между словами с помощью окончания. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Приставка и предлог. Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне. Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов. Слово-корень с ударной гласной. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Проверка безударных гласных в корне слова. Проверка безударных гласных в корне слова. Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне. Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроверяемые написания в корне. Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольная работа. Работа над ошибками.

Части речи. Текст – 53 ч., из них: К.С.-1 час, Диктант-1ч. 

Части речи. Названия предметов, действий, признаков. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Различение частей речи по вопросам и значению. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Значение существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные существительные. Собственные и нарицательные существительные. Правописание имен собственных. Тема и основная мысль текста. Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Знакомство с понятием рода. Существительные мужского рода. Существительные женского рода. Существительные среднего рода. Различение существительных по родам. Существительное. Закрепление знаний. Контрольное списывание. Работа над ошибками. Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи. Различение признаков, обозначаемых прилагательными. Зависимость рода прилагательных от рода существительных. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода. Изменение прилагательных по родам. Прилагательное.. Закрепление знаний. Глагол. Значение глагола в речи. Различение действий, обозначаемых глаголами. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Различение глаголов по временам. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли. Глагол. Закрепление знаний. Диктант. Работа над ошибками

Предложение – 10 ч., из них: К.Р.-1 час.

Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам. Различение нераспространенных и распространенных предложений. Распространение предложений. Знакомство с однородными членами предложения. Дополнение предложения однородными членами. Предложение. Закрепление знаний. Контрольная работа. Анализ контрольной работы.

Повторение пройденного за год – 7 ч.,из них К.Диктант -1 час.

Повторение. Состав слова. Повторение. Части речи. Повторение. Предложение. Повторение. Текст. Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками. Обобщение полученных знаний


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты освоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образования оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные  результаты

– осознавать роль речи в жизни людей;

               - знание  основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.                                                                                             – оценивать и объяснять некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; 

              -понимать  ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения кдругому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

– соблюдать  правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные:

-  списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;

- писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);

-  участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;

- коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);

-  подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
    различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам;
       -находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
       - пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

Уровни освоение учебного предмета

Минимальный уровень:

- знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;

разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника;

- образование слов с новым значением с опорой на образец;

- представления о грамматических разрядах слов;

-различение изученных частей речи по вопросу и значению;

-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;

-составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;

-установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника;

-нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника);

-нахождение в тексте однородных членов предложения;

-различение предложений, разных по интонации;

-нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника);

-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;

-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;

-оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;

Достаточный уровень:

- знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;

разбор слова по составу с использованием опорных схем;

-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;

- дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;

-определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника;

-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника);

-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

-составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему;

-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме;

-нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;

-составление предложений с однородными членами с опорой на образец;

- составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;

-различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания;

-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника);

-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Раздел, тема

Количество часов


Повторение

35

1

Повторение. Звуки и буквы

1

2

Повторение. Текст

1

3

Звуки речи: гласные и согласные. Алфавит

1

4-5

Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове

2

6

Твердые и мягкие согласные перед и, е, е, ю, я

1

7

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

8

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

9

Различение текста и не текста

1

10-11

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание

2

12

Ударные и безударные гласные в слове

1

13

Проверка безударных гласных в слове

1

14

Определение темы текста. Заголовок

1

15

Звуки и буквы. Закрепление знаний

1

16

Входная контрольная работа

1

17

Работа над ошибками

1

18

Предложение. Текст

1

19

Выражение в предложении законченной мысли

1

20

Распространение предложений

1

21

Порядок слов в предложении

1

22

Связь слов в предложении

1

23-24

Главные члены предложения. Сказуемое

2

25-26

Главные члены предложения. Подлежащее

2

27

Второстепенные члены предложения

1

28

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1

29

Диктант

1

30

Работа над ошибками

1

31

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1

32

Вопросительные предложения

1

33

Восклицательные предложения

1

34

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

35

Предложение. Закрепление знаний

1


Состав слова. Текст

31

36

Состав слова. Корень и однокоренные слова

1

37

Общее и различия в значении однокоренных слов

1

38

Включение однокоренных слов в предложения

1

39

Окончание – изменяемая часть слова

1

40

Установление связи между словами с помощью окончания

1

41

Приставка как часть слова

1

42-43

Изменение значения слова в зависимости от приставки

2

44

Приставка и предлог

1

45

Суффикс как часть слова

1

46-47

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

2

48

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1

49

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1

50

Слово-корень с ударной гласной

1

51-52

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

2

53-54

Проверка безударных гласных в корне слова

2

55

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

1

56-57

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

2

58

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

1

59-60

Проверяемые гласные и согласные в корне слова

2

61-62

Непроверяемые написания в корне

2

63

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1

64-65

Состав слова. Закрепление знаний

2

66

Контрольная работа

1

67

Работа над ошибками

1


Части речи. Текст

53

68

Части речи. Названия предметов, действий, признаков

1

69-70

Понятие о частях речи. Существительное

2

71-72

Глагол

2

73-74

Прилагательное

2

75

Различение частей речи по вопросам и значению

1

76

Употребление разных частей речи в предложении и тексте

1

77

Значение существительных в речи

1

78-79

Одушевленные и неодушевленные существительные

2

80-81

Собственные и нарицательные существительные

2

82

Правописание имен собственных

1

83

Тема и основная мысль текста

1

84

Понятие о единственном и множественном числе

1

85

Употребление существительных в единственном и множественном числе

1

86

Изменение существительных по числам

1

87

Знакомство с понятием рода

1

88-89

Существительные мужского рода

2

90-91

Существительные женского рода

2

92-93

Существительные среднего рода

2

94

Различение существительных по родам

1

95

Существительное. Закрепление знаний

1

96

Контрольное списывание

1

97

Работа над ошибками

1

98

Имя прилагательное. Значение прилагательного в речи

1

99

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

1

100

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

1

101-102

Окончания прилагательных мужского рода

2

103-104

Окончания прилагательных женского рода

2

105-106

Окончания прилагательных среднего рода

2

107

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

108

Изменение прилагательных по родам

1

109

Прилагательное. Закрепление знаний

1

110

Глагол. Значение глагола в речи

1

111

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

112

Настоящее время глагола

1

113

Прошедшее время глагола

1

114

Будущее время глагола

1

115

Различение глаголов по временам

1

116

Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1

117

Глагол. Закрепление знаний

1

118

Диктант

1

119

Работа над ошибками

1


Предложение. Текст

10

120

Предложение. Главные члены предложения

1

121

Второстепенные члены предложения

1

122

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

1

123

Различение нераспространенных и распространенных предложений

1

124

Распространение предложений

1

125

Знакомство с однородными членами предложения

1

126

Дополнение предложения однородными членами

1

127

Предложение. Закрепление знаний

1

128

Контрольная работа

1

129

Анализ контрольной работы

1


Повторение

7

130

Повторение. Состав слова

1

131

Повторение. Части речи

1

132

Повторение. Предложение

1

133

Повторение. Текст

1

134

Итоговый контрольный диктант

1

135

Работа над ошибками

1

136

Обобщение полученных знаний

1


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – Сб.1. – 232с.;

  2. Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2023. – 263с.;

  3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.: Просвещение, 2015г.;

  4. Р.И. Лалаева  Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное  издание центр ВЛАДОС, 2017. - 224с. (коррекционная педагогика);

  5. Л.Н. Ефименкова  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2019.- 335с. (коррекционная педагогика);


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.uchportal.ru (Учительский портал)

http://festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

http://www.proshkolu.ru (Про школу – бесплатный школьный портал)

http://pedsovet.su (Сообщество взаимопомощи учителей)

www.gramota.ru (Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех)

http://www.k-yroky.ru/load/86 (К уроку.Ру Русский язык, литература. Учителям, школьникам, студентам и родителям!)

http://www.protema.ru/multimedia/rpconstructor/about-rpconstructor ((A0) СОНАТА- ПРО: Конструктор рабочих программ).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!