СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП предмета "Сенсорное развитие" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП предмета "Сенсорное развите" 4 класс

Просмотр содержимого документа
«РП предмета "Сенсорное развитие" 4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

(МАОУ СОШ №20)





Рассмотрена

на заседании методического

объединения начальных классов

протокол № 1 от 24.08.21

Утверждена

приказом директора

МАОУ СОШ №20

№ 199 от 31.08.2021





РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«Сенсорное развитие»

(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)


Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599

Обучение предмету «Сенсорное развитие» в 4 классе проходит на основе программы В. В. Воронковой, В.Г. Петрова



Составитель:

Сидорова О.В,

учитель начальных классов


















2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

        Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 4 классе разработана на основе следующих документов:

  • Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г.  № 1599.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г.  № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.

  • Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1— 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Рецензенты программы: В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНОМО; В.Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

4 класс

  • Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.

  • Выполнять выразительные движения.

  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.

  • Различать и называть основные цвета и их оттенки.

  • Конструировать предметы из 5—7 геометрических фигур.

  • Группировать и классифицировать предметы по одному или двум выделенным признакам, обозначать их словом.

  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.

  • Определять противоположные качества и свойства предметов.

  • Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.

  • Различать характер мелодии.

  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

  • Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.

  • Соотносить времена года с названиями месяцев.

  • Развивать высшие психические функции.

  • Повышать самостоятельность детей, их независимость от взрослого в пользовании предметами быта.

  • Прививать навыки позитивного социального поведения, умение вступать в контакты и поддерживать их, обращаться к другому человеку, приветствовать и прощаться, извиняться, благодарить, внимательно слушать собеседника, не перебивая его, задавать или по существу отвечать на вопрос, умение предложить или принять помощь.

  • Развивать общую чувствительность.

  • Эстетическое воспитание, воспитание чувства порядка.

  • Пользоваться элементами расслабления.

Методы и формы работы

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Содержание программы (34 ч.)


п/п


Название раздела, темы


Всего

часов

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.


8

Тактильно-двигательное восприятие.


3

Кинестетическое и кинетическое развитие.


5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.


4

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.


2

Восприятие особых свойств предметов.


3

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.


3

Восприятие пространства.


3

Восприятие времени.


3



Всего 34



Тематическое планирование курса

«Сенсорное развитие»




п/п


Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Воспитательный аспект



Развитие моторики, графомоторных навыков

8


1

Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»)

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового


воспитание информационной культуры

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). Формирование чувства равновесия (дорожка следов).

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

3

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1

воспитание информационной культуры


воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

4

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур, штриховка в разных направлениях

1

воспитание информационной культуры


настойчивость для достижения конечного результата деятельности

5

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус)

1

воспитание информационной культуры


настойчивость для достижения конечного результата деятельности

6

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога)

1

воспитание информационной культуры


настойчивость для достижения конечного результата деятельности

7

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

8

Дорисовывание симметричной половины изображения

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Тактильно-двигательное восприятие

3


9

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). «Волшебный мешочек». Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

10

Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

11

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние)

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Кинестетическое и кинетическое развитие

5


12

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется».

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

13

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

14

Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало»

1

воспитывать интерес к предмету

15

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности

16

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

4


17

Составление сериационных рядов по выделенным признакам из 4—5 предметов

1

воспитывать интерес к предмету

18

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

19

Выделение геометрических фигур в конструкции предметов. Узнавание предмета по одному элементу

1

воспитывать интерес к предмету

20

Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.)

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти

2

воспитывать интерес к предмету

21

Развитие зрительной памяти и концентрации.

1

воспитывать интерес к предмету

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

22

Различение наложенных изображений предметов (4—5 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Восприятие особых свойств предметов

3


23

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

1

воспитывать любознательность, стремление к познанию нового

24

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. Дидактическая игра «Узнай на вкус». Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

25

Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений. Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

1

воспитывать интерес к предмету

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Развитие слухового восприятия

3


26

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1

воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности

27

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений

1

воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности

28

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

1

воспитание информационной культуры


Восприятие пространства

3


29

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности

30

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

1

воспитывать интерес к предмету

31

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно».

1

настойчивость для достижения конечного результата деятельности


Восприятие времени

3


32

Времена года. Работа с календарем и моделью календарного года

1

воспитание информационной культуры

33

Определение времени по часам. Игры с моделью часов

1

воспитывать интерес к предмету

34

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

воспитание информационной культуры






















































































Программное обеспечение

Нормативно-правовая документация

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства № 2888 от 12.03.1997);

  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

  • Устав образовательного учреждения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок"

1998 г.

  1. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

  2. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.

  3. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.

  4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007г.

  5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.

  6. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

  7. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

  8. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  9. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  10. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

  11. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.

  12. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

  13. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

  14. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  15. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  16. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  17. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  18. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

  19. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

  20. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.

  21. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  22. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  23. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989

  24. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.

  25. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.

  27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990

  28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

  1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php

  2. Газета "Школьный психолог"

  3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru

  5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

  6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Перечень средств,
необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  1. Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  3. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  4. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

  5. Оборудование сенсорной комнаты.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  1. Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)

  2. Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)

  3. Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

  4. Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

  5. Тетради для творческих работ учащихся

  6. Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!