МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
Рассмотрена на заседании методического объединения начальных классов протокол № 1 от 24.08.21 | Утверждена приказом директора МАОУ СОШ №20 № 199 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ Адаптированная ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА«Сенсорное развитие»
(4 класс, 1 час в неделю, в год – 34 часа)
Планирование составлена основе программы ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599
Обучение предмету «Сенсорное развитие» в 4 классе проходит на основе программы В. В. Воронковой, В.Г. Петрова
Составитель:
Сидорова О.В,
учитель начальных классов
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» в 4 классе разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017.
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждённые главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015г. №38528.
Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1— 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Рецензенты программы: В. В. Воронкова — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНОМО; В.Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
4 класс
Точно выполнять движения по трехзвенной инструкции педагога.
Выполнять выразительные движения.
Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
Различать и называть основные цвета и их оттенки.
Конструировать предметы из 5—7 геометрических фигур.
Группировать и классифицировать предметы по одному или двум выделенным признакам, обозначать их словом.
Находить нереальные элементы нелепых картинок.
Определять противоположные качества и свойства предметов.
Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.
Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
Различать характер мелодии.
Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
Соотносить времена года с названиями месяцев.
Развивать высшие психические функции.
Повышать самостоятельность детей, их независимость от взрослого в пользовании предметами быта.
Прививать навыки позитивного социального поведения, умение вступать в контакты и поддерживать их, обращаться к другому человеку, приветствовать и прощаться, извиняться, благодарить, внимательно слушать собеседника, не перебивая его, задавать или по существу отвечать на вопрос, умение предложить или принять помощь.
Развивать общую чувствительность.
Эстетическое воспитание, воспитание чувства порядка.
Пользоваться элементами расслабления.
Методы и формы работы
Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.
Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы.
Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».
Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
Содержание программы (34 ч.)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
| Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 8 |
| Тактильно-двигательное восприятие. | 3 |
| Кинестетическое и кинетическое развитие. | 5 |
| Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 4 |
| Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 2 |
| Восприятие особых свойств предметов. | 3 |
| Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 3 |
| Восприятие пространства. | 3 |
| Восприятие времени. | 3 |
| | Всего 34 |
| Тематическое планирование курса «Сенсорное развитие» | |
№ п/п | Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов | Воспитательный аспект |
|
| Развитие моторики, графомоторных навыков | 8 | |
1 | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс») | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
| воспитание информационной культуры |
2 | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). Формирование чувства равновесия (дорожка следов). | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
3 | Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением | 1 | воспитание информационной культуры |
| воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
4 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур, штриховка в разных направлениях | 1 | воспитание информационной культуры |
| настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
5 | Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус) | 1 | воспитание информационной культуры |
| настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
6 | Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога) | 1 | воспитание информационной культуры |
| настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
7 | Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
8 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Тактильно-двигательное восприятие | 3 | |
9 | Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький). «Волшебный мешочек». Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
10 | Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
11 | Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. Работа с пластилином (твердое и мягкое состояние) | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Кинестетическое и кинетическое развитие | 5 | |
12 | Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
13 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
14 | Движения и позы всего тела. Дидактическая игра «Зеркало» | 1 | воспитывать интерес к предмету |
15 | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
16 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 4 | |
17 | Составление сериационных рядов по выделенным признакам из 4—5 предметов | 1 | воспитывать интерес к предмету |
18 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
19 | Выделение геометрических фигур в конструкции предметов. Узнавание предмета по одному элементу | 1 | воспитывать интерес к предмету |
20 | Выделение и различение частей знакомых предметов (стул — спинка, ножки, сиденье; шкаф — дверцы, стенки и т. д.) | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти | 2 | воспитывать интерес к предмету |
21 | Развитие зрительной памяти и концентрации. | 1 | воспитывать интерес к предмету настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
22 | Различение наложенных изображений предметов (4—5 изображения). Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Восприятие особых свойств предметов | 3 | |
23 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха | 1 | воспитывать любознательность, стремление к познанию нового |
24 | Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение. Дидактическая игра «Узнай на вкус». Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху» | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
25 | Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение барических ощущений. Упражнения в измерении веса предметов на весах. Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный) | 1 | воспитывать интерес к предмету настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Развитие слухового восприятия | 3 | |
26 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
27 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений | 1 | воспитывать интерес к предмету, настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
28 | Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу) | 1 | воспитание информационной культуры |
| Восприятие пространства | 3 | |
29 | Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
30 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве | 1 | воспитывать интерес к предмету |
31 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). Дидактическая игра «Расположи верно». | 1 | настойчивость для достижения конечного результата деятельности |
| Восприятие времени | 3 | |
32 | Времена года. Работа с календарем и моделью календарного года | 1 | воспитание информационной культуры |
33 | Определение времени по часам. Игры с моделью часов | 1 | воспитывать интерес к предмету |
34 | Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 | воспитание информационной культуры |
Программное обеспечение
Нормативно-правовая документация
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства № 2888 от 12.03.1997);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Устав образовательного учреждения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок"
1998 г.
Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995 г.
Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976 г.
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007г.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997г.
Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.
Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.
Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.
Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.
Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997
Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.
Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.
Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989
Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.
Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.
Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.
Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990
Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". - М.: Новая школа, 1993 и др.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Перечень средств,
необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Оборудование сенсорной комнаты.
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.)
Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки)
Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Тетради для творческих работ учащихся
Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.