Частное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Царицынская №1»
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО АЛГЕБРЕ
на тему: «Дроби, проценты, степени и пропорции»
7 класс
2016 – 2017 учебный год
Учебник: Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]; 2-е изд.–М.: Просвещение, 2015.
Автор-составитель: учитель математики Шевченко Т.И.
Волгоград, 2016.
Теоретическая часть:
Сформулировать правило сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями.
(Ответ: чтобы сложить дроби с разными знаменателя, нужно привести их к общему знаменателю, затем сложить числители дробей, а знаменатель оставить прежним.)
Сформулировать правило вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
(Ответ: чтобы выполнить вычитание дробей с разными знаменателя, нужно привести их к общему знаменателю, затем из числителя первой дроби вычесть числитель второй дроби, а знаменатель оставить прежним.)
Сформулировать правило умножения обыкновенных дробей.
(Ответ: чтобы перемножить дроби, нужно перемножить их числители и знаменатели,, первое произведение записать в числитель, а второе – в знаменатель.)
Сформулировать правило деления обыкновенных дробей.
(Ответ: чтобы разделить одну дробь на другую, нужно деление заменить умножением, а дробь на которую делим - перевернуть.)
Сформулируйте правило перевода обыкновенной дроби в десятичную.
(Ответ: Если знаменатель обыкновенной дроби не содержит никаких простых множителей, кроме 2 и 5, то эту обыкновенную дробь можно представить в виде десятичной.)
Сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей.
(Ответ: Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, можно:
Записать дроби в столбик – разряд под разрядом, запятую под запятой;
Если количество десятичных знаков у дробей различно, уравнять их число, приписав справа нули;
Выполнить действие, не обращая внимания на запятые;
Поставить в результате запятую под запятой в данных дробях)
Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000.
(Ответ: Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно перенести в этой дроби запятую на столько знаков ВПРАВО, сколько нулей содержится в множителе.)
Сформулируйте правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000.
(Ответ: Чтобы разделить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д., нужно перенести в этой дроби запятую на столько знаков ВЛЕВО, сколько нулей содержится в множителе.)
Сформулируйте правило умножения десятичных дробей.
(Ответ: Чтобы найти сумму (разность) десятичных дробей, можно:
Мысленно убрать из множителей запятые и перемножить получившиеся натуральные числа;
В полученном произведении отделить запятой справа столько цифр, сколько десятичных знаков содержится в обоих множителях вместе).
Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число.
(Ответ: Деление десятичной дроби на натуральное число выполняется так же, как и деление натуральных чисел. Сразу после того, как закончено деление целой части, в частном ставят запятую.)
Сформулируйте правило деления десятичных дробей.
(Ответ: Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, нужно:
В делимом и делителе перенести запятую на столько цифр ВПРАВО, сколько их содержится после запятой в делителе;
Выполнить деление на натуральное число.)
Что называют степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1?
(Ответ: Произведение n множителей, каждый из которых равен а)
Чему равно значение любого числа в 1 степени?
(Ответ: самому числу)
Чему равно значение любого числа в нулевой степени?
(Ответ: единице)
Что показывает степень?
(Ответ: Сколько раз число умножили само на себя)
Сформулируйте свойство произведения степеней.
(Ответ: При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складывают)
Сформулируйте свойство частного степеней.
(Ответ: При делении степеней с одинаковыми основаниями из показатели степени делимого вычитают показатель степени делителя)
Сформулируйте свойство степени произведения.
(Ответ: При возведении в степень произведения возводят каждый множитель в эту степень и результаты перемножают)
Сформулируйте свойство степени степени.
(Ответ: При возведении степени в степень показатели перемножаются)
Сформулируйте свойство степени дроби.
(Ответ: При возведении дроби в степень возводят в эту степень отдельно и ее числитель и знаменатель)
Что называют процентом?
(Ответ: Процент – это сотая часть числа).
Как найти процент от числа?
(Ответ: нужно число умножить на этот процент, выраженный десятичной дробью).
Как найти число по его проценту?
(Ответ: нужно число разделить на процент, выраженный дробью)
Как узнать сколько процентов одно число составляет от другого?
(Ответ: нужно первое число разделить на второе и умножить на 100%)
Сформулируйте определение пропорции.
(Ответ: Пропорция – это равенство двух отношений).
Сформулируйте основное свойство пропорции.
(Ответ: Произведение средних членов пропорции равно произведению ее крайних членов).
Практическая часть:
I вариант
Вычислите:
а) б)
Вычислите степень числа:
а) 252 б) (-3)5 в) (-2)2 г) 1115
3. Найдите х, если:
а) х = 24 3 б) х = 22 2 2 в) х = 2 2 г) х = 2
Решите задачу:
а) Вода составляет 76% картофеля. Сколько кг воды в 35 кг картофеля?
б) В школьной библиотеке 5780 учебников, что составляет 85% всех книг, имеющихся в библиотеке. Сколько всего книг в школьной библиотеке?
5. Используя свойство пропорции, найдите неизвестный член пропорции:
а) х : 15 = 0,3 : 1,5 б)
II вариант
Вычислите:
а) б)
2. Вычислите степень числа:
а) (1,7)2 б) (-2)6 в) (1)3 г) (-1)8
3. Найдите х, если:
а) х = 26 5 б) х = 23 3 2 в) х = 3 2 г) х = 2
Решите задачу:
а) В классе 28 учеников. 75% из них занимаются спортом. Сколько учеников в классе занимаются спортом?
б) Холодильник во время распродажи стоил 18810 рублей, что составляло 90% первоначальной стоимости. Какова была цена холодильника до распродажи?
5. Используя свойство пропорции, найдите неизвестный член пропорции:
а) х : = : б)