СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Руководство для проведения урока на тему " Механизм агглютинации и резус- конфликта"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для учителя  по проведению урока по биологии на тему "Транспорт веществ"

Просмотр содержимого документа
«Руководство для проведения урока на тему " Механизм агглютинации и резус- конфликта"»

Методические указания


Руководство для учителя по проведению урока


Теоретический материал к уроку, определения к понятиям и др.

Кровь каждого человека имеет индивидуальные признаки. Они связаны с наличием в ней особых веществ. Основную часть форменных элементов крови составляют красные безъядерные клетки двояковогнутой формы – эритроциты. На мембране эритроцитов располагаются особые вещества – антигены, или агглютиногены, А и Б. В плазме крови растворены антитела, или агглютинины, альфа (α) и бэта (β). Когда происходит взаимодействие антигена А и антитела альфанесколько эритроцитов сближается и склеивается между собой. Происходит их агглютинация.

В крови новорождённых детей, как правило, антител нет или они присутствуют в очень малых количествах, если поступили с молоком матери. Антитела образуются в течение первого года жизни к тем антигенам, которых нет в его собственных эритроцитах. Например, если эритроциты имеют антиген А, то будут образовываться антитела бэта. В зависимости от того, какие антигены и антитела присутствуют в крови человека, выделяют четыре группы крови: первую, вторую, третью и четвёртую. В течение всей жизни человека его группа крови не меняется.

На мембране эритроцитов людей, имеющих 1-ю группу крови, антигенов нет, значит, в плазме крови присутствуют антитела альфа и бэта. На мембране эритроцитов людей со 2-й группой крови находятся антигены А, значит, в плазме растворены антитела бэта. У людей с 3-й группой крови, соответственно, антигены Б и антитела альфа. У людей с 4-й группой крови на мембране эритроцитов располагаются антигены А и Б, а антитела отсутствуют.Наличие антигенов или их отсутствие в эритроцитах дало основание называть эту систему групп крови А-Б-ноль. Первая группа крови – нулевая, вторая – А, третья группа – Б и четвёртая – А-Б.

Напомним, что осложнения возникают также, если повторно переливать людям с резус-отрицательной кровью резус-положительную кровь. А также в том случае, если женщина с резус-отрицательной кровью вынашивает плод, который унаследовал от отца резус-положительную кровь.В этом случае фрагменты эритроцитов плода попадают в кровь матери, и в ней начинают вырабатываться антитела. Эти антитела проникают в организм плода и разрушают его эритроциты. Если первая беременность обычно протекает без осложнений, то итогом второй может быть гибель плода.

https://videouroki.net/video/20-tkanievaia-sovmiestimost-i-pierielivaniie-krovi.html


Инструкции к демонстрациям и технике безопасности.

Урок предполагает активное передвижение учащихся по классу на этапе повторения. Необходимо обеспечить безопасность движения и провести с учащимися инструктаж, с учетом возрастных особенностей и комплектации класса.

Урок предполагает демонстрацию видеоролика. Наблюдайте в процессе обучения за поведением учащихся. Если они теряют интерес к увиденному, или затрудняются в понимании информации, остановите просмотр и окажите им помощь в освоение нового материала.


Дополнительные методические рекомендации по организации урока.

Для экономии времени на уроке критерии оценивании заданий и инструкции к ним желательно вывести на экран мультимедийной доски (Active Board). Для лучшего усвоения материала, возможно, следует сделать информационные листы по данной теме, если недостаточно материала в учебнике.


Дополнительные разноуровневые (на дифференциацию) задания.

Предложите учащимся игру «Крестики-нолики», в ходе которой учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. Ученикам раздается поле из 9 квадратов, по типу игру «Крестики – нолики». В каждой ячейке записан вопрос. Каждая строка поля имеет различные уровни задач:

1 строка – 3 вопроса на знание и понимание;

2 строка – 3 вопроса на применение;

3 строка – 3 вопроса на анализ и синтез.


Что такое агглютинация?

Что такое агглютиноген?

Что такое агглютинин?

Можно ли переливать кровь, если у донора вторая группа крови, а у реципиента четвертая?

Можно ли переливать кровь, если у донора первая группа крови, а у реципиента третья?

Можно ли переливать кровь, если у донора четвертая группа крови, а у реципиента третья?

Чем отличается кровь человека с третьей группой с отрицательным резус-фактором от первой группы крови с положительным резус-фактором?

Чем отличается кровь человека с четвертой группой с положительным резус-фактором от первой группы крови с положительным резус-фактором?

Чем отличается кровь человека с первой группой с отрицательным резус-фактором от первой группы крови с положительным резус-фактором?


Рекомендации по формативному оцениванию.

1. На этапе повторения материала разделите учащихся по желанию, исходя из уровней учебных компетенций учащихся. Во время работы первых двух групп, предложите учащимся из третьей группы наблюдать за ними, для эффективности работы собственной группы.

2. На этапе вызова предложите всем желающим выйти к доске и записать услышанные в процессе просмотра незнакомые слова.

3. На этапе осмысления заранее проинформируйте учащихся о критериях оценивания, лучше распечатав их для всех учащихся.


Ответы, критерии к заданиям, дополнительные материалы к уроку.

1. Повторение материала.

Критерии оценивания задания:

  • названы типы лейкоцитов и их функции;

  • объяснено значение гуморального и клеточного иммунитета;

  • сравнены гуморальный и клеточный иммунитет.

Ответы:

2. Создание постера. Каждая группа составляет постер по заданной теме на основе заранее обсужденных критериев оценивания:

1. Определены причины процесса.

2. Создана схема процесса.

3.Использованы специальные термины, описывающие процесс.

3. Итоговая проверочная работа.

Критерии оценивания:

1. Учащиеся описывают группы крови человека.

2. Объясняют механизм агглютинации.

3. Объясняют механизм резус-конфликта.

Ответы:

  • Донор-человек, отдающий кровь.

  • Реципиент – человек, получающий кровь.

  • Резус-фактор - это антиген (белок), который присутствует на поверхности форменных клеток крови, а именно эритроцитов. Он может быть положительным и отрицательным. По статистическим данным, примерно 80% людей имеют положительный резус-фактор. Остальные люди, т.е. 20% имеют, соответственно, отрицательный резус-фактор.

  • Агглютиногены (антиген) — сложные вещества, расположенные на мембране эритроцита, являются неизменными и наследственными от родителей.

  • Агглютинин (антитела) — иммуноглобулины, вырабатывающиеся в плазме эритроцитов естественным путем для защиты организма от генов, которые отсутствуют на поверхности эритроцита. Они вырабатываются в течение первого года жизни, как защитная функция иммунной системы на попадание белков с чужеродными антигенами.

  • Резус-конфликт – возникает в следствии унаследование плодом положительного резус-фактора от отца в случае, когда у матери резус-фактор отрицательный. В организме матери начинают вырабатываться антитела, которые атакуют плод.


Список полезных ссылок и литературы.

1. Видео о переливании крови, объясняются различные группы крови – сначала проверьте, на каком оно языке, нет необходимости показывать все видео:

http://www.tes.co.uk/ResourceDetail.aspx?storyCode=6260838

2. Информацию о группе крови для учителей можно найти по адресу:

http://anthro.palomar.edu/blood/ABO_system.htm

3. Игра для переливания крови:

http://www.nobelprize.org/educational/medicine/bloodtypinggame/game/index.html

4. Реакция агглютинации http://microbiology.ucoz.org/index/reakcija_aggljutinacii/0-95

Резус-конфликт

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_gynaecology/rhesus-conflict



Скачать

© 2021, 300 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!