СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц рулевого управления автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и приобрести первоначальные навыки в проведении их разборки-сборки

Просмотр содержимого документа
«Рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320»

Тема «Рулевое управление автомоби­лей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЭ-5320»

Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц рулевого управления автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и приобрести первоначальные навыки в проведении их разборки-сборки.

Иллюстративный материал — учебные плакаты

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — рулевой механизм с рулевым приводом автомобиля ГАЗ-53А, ру­левой механизм автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулевого колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный ди­намометр, ключ динамометрический специальный для регулиро­вания зацепления червяка с роликом, брус деревянный, оправ­ка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок.

Перечень работ при выполнении задания — приводится описа­ние в общем виде последовательности выполнения отдельных эта­пов данного задания, связанного с операциями разборки-сборки рулевых механизмов и рулевых приводов автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и КамАЭ-5320.

Используя рекомендуемый иллюстративный материал и мон­тажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение руле­вого механизма и рулевого привода, крепление рулевого меха­низма к раме. Вращая рулевое колесо, проследить последователь­ность деталей, посредством которых осуществляется поворот на­правляющих колес.

  1. Разобрать рулевой механизм автомобиля ГАЭ-53А в следующей последовательности:

  • закрепить рулевой механизм в тисках за фланец;

  • слить масло из картера, вывернув нижний сквозной болт в боковой крышке. Для ускоренного слива отвернуть пробку масло­наливного отверстия;

  • отвернуть гайку крепления рулевого колеса к рулевому валу и при помощи съемника снять рулевое колесо, снять с него пружи­ну, разжимное кольцо и подшипник;

  • ослабить крепление стяжного хомута, снять трубку колонки, а с рулевого вала — опорную шайбу, пружину и уплотнение;

  • снять сошку с вала ролика, предварительно отвернув гайку крепления;

  • вывернуть болты крепления боковой крышки; отвернуть кол- пачковую гайку; снять стопорную шайбу и специальным ключом вывернуть регулировочный винт вала сошки, вращая винт по ча­совой стрелке; снять боковую крышку вместе с подшипником, стопорным штифтом и прокладкой;

  • вынуть из картера вал сошки с роликом;

  • вывернуть болты крепления нижней крышки, снять ее вместе с трубкой, опорной шайбой и пружиной. Вынуть из гнезда руле­вого вала уплотнительное кольцо;

  • снять регулировочные прокладки из-под нижней крышки;

  • ударами молотка через деревянный брусок по верхнему торцу рулевого вала выпрессовать из картера наружное кольцо подшип­ника и вынуть подшипник;

  • вывернуть болты крепления верхней крышки и снять ее;

  • ударами молотка через выколотку по нижнему концу рулево­го вала выпрессовать кольцо верхнего подшипника, снять кольцо и сепаратор с роликами;

  • вытащить рулевой вал из картера вместе с роликом.

2. Рассмотреть снятые детали, продефектировать их, обратив внимание на то, что внутренней обоймой подшипников является коническая обработанная поверхность червяка.

а б

Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А:


а — устройство; б — регулировка подшипников рулевого вала; I — пробка мас­лоналивного (контрольного) отверстия; 2 — червяк; 3 — прокладка; 4 — трех- гребневой ролик; 5 — вал сошки; 6 — картер; 7— ось трехгребневого ролика; 8 — рулевой вал; 9 — боковая крышка; 10 — регулировочные прокладки; 11 — ниж­няя крышка; 12 — провод сигнала

4. Собрать рулевой механизм автомобиля ГАЭ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, и попутно проводя необходимые регулировки:

а) подшипников червяка (выполняется при установленных вале, рулевом колесе и затянутых болтами верхней и нижней крышках);

Внимание! При проверке усилия затягивания подшипни­ков захватить динамометром за спицу колеса — усилие в момент прохождения рулевым колесом нейтрального поло­жения должно быть в пределах 2,94...4,9 Н. При других по­казаниях изменить толщину пакета прокладок под нижней крышкой.

б) зацепления червяк — ролик (выполняется только после ре­гулировки подшипников).

Внимание! Усилие по динамометру должно быть в преде­лах 15,7...21,6 Н. При других значениях усилия повернуть регулировочный винт в боковой крышке, добиваясь нуж­ных показаний.

    1. Изучить устройство рулевого привода автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130. Обратить внимание на отличительные признаки — раз­меры и конструкция шарниров поперечной тяги, разные способы фиксации шарового пальца.

    2. Разобрать шарнирные соединения продольной тяги с сошкой и поперечной тяги с нижним поворотным рычагом.

    3. Собрать шарнирные соединения, выполняя операции в по­следовательности, обратной разборке.

    4. Изучить устройство рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 4.2).

    5. Разобрать рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 следую­щим образом:

  • зажать рулевой механизм за кронштейн крепления в тисках;

  • установить винт гидроусилителя в среднее положение. Отвер­нуть болты крепления боковой крышки, снять ее вместе с валом сошки;

  • снять уплотнительное резиновое кольцо. При помощи круг­логубцев снять стопорное кольцо регулировочного винта, отвер­нуть контргайку регулировочного винта и вывернуть его вместе с упорными шайбами;

  • отвернуть болты крепления верхней крышки к клапану уп­равления, снять ее вместе с игольчатым подшипником и сальни­ком;

  • отвернуть контргайку и регулировочную гайку, снять пру­жинную шайбу и упорный подшипник;

  • отвернуть болты крепления корпуса клапана управления, снять с винта гидроусилителя второй упорный подшипник, вынуть из промежуточной крышки уплотнительное кольцо;

  • отвернуть болты крепления промежуточной крышки к картеру;

  • осторожно извлечь из цилиндра винт в сборе с промежуточ­ной крышкой, поршнем-рейкой, предохраняя поршневые коль­ца от поломки.

10. Продефектировать снятые детали.

11. Собрать рулевой механизм, выполняя операции в последо­вательности, обратной разборке.

  1. Изучить насос гидроусилителя рулевого управления автомо­билей ЗИЛ-130 (см. рис. 4.3) и КамАЗ-5320.

  2. Разобрать насос гидроусилителя рулевого управления авто­мобилей ЗИЛ-130 или КамАЗ-5320 в следующей последовательно­сти:

  • закрепить насос в тисках так, чтобы крышка бачка была сверху;

  • отвернув гайку-барашек, снять крышку бачка вместе с угоют- нительным кольцом, прокладкой, сеткой наливного фильтра, сеткой фильтра перепускного клапана (ЗИЛ-130) или наборным фильтром (КамАЗ-5320);

  • отвернуть болты крепления коллектора и бачка к корпусу насоса и снять их с уплотнительными прокладками;

  • переставить насос в тисках так, чтобы шкив находился внизу;

  • отвернуть болты крепления крышки насоса и снять ее вместе с уплотнительным кольцом и перепускным клапаном в сборе с предохранительным клапаном;

  • сделать метки на распределительном диске, статоре и корпу­се, снять диск со штифтов и статор;

  • извлечь из паза (канавки) корпуса уплотнительное кольцо;

  • снять ротор со шлицов вместе с лопастями, не допуская их выпадения, для чего необходимо завернуть его в ветошь.

  1. Продефектировать снятые детали.

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130:

1 — нижняя крышка; 2, 14, 27, 31, 35 — уплотнительные резиновые кольца; 3 — заглушка; 4 — картер рулевого механизма; 5 — поршень-рейка; 6 — разрезное кольцо; 7 — винт рулевого механизма; 8 — шариковая гайка; 9 — желоб; 10 — шарик; 11 — уплотнительное чугунное разрезное кольцо поршня; 12 — проме­жуточная крышка; 13 — упорный шарикоподшипник; 15 — шариковый клапан; 16— золотник; 17— корпус клапана управления; 18— пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20 — верхняя крышка; 21 — игольчатый подшипник;. 22, 41 — упорные кольца сальника; 23, 42 — замочные кольца; 24, 40 — сальники; 25 — реактивная пружина; 26 — реактивный плунжер; 28 — установочный винт; 29 — сектор; 30 — боковая крышка; 32 — упорная шайба; 33 — регулировочная шайба; 34 — стопорное кольцо; 36 — регулировочный винт; 37 — вал сошки; 38 — сливная пробка с магнитом; 39 — втулка вала сошки; 43 — сошка

Рис. 4.3. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130:



/, 13 — перепускные клапаны; 2, 20 — сетчатые фильтры; 3 — корпус насоса; 4 — шарикоподшипник; 5 — сальник; 6 — вал насоса; 7 — игольчатый подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — калиброванное отверстие; 12 — крышка насоса; 14 — седло предохранительного клапана; 15 — пружина; 16 — предохранительный клапан; /7— коллектор; 18 — бачок; 19 — резиновая прокладка; 21 — клапан-сапун; 22 — крышка бачка; 23 — шайба; 24 — гайка-барашек; 25 — резиновое кольцо; 26 — шкив; 27 — лопасть

15. Собрать насос гидроусилителя рулевого управления автомо­биля ЗИЛ-130 или КамАЭ-5320, выполняя операции в последова­тельности, обратной разборке.

Регулировка осевого перемещения рулевого вала (а) и зацепления сектора с поршень-рейкой (б) в рулевом механизме автомобиля ЗИЛ-130


16. Регулировка рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130

В рулевом механизме регулируют следующее:

• осевое перемещение рулевого вала (см. рис. 4.4) посредством затягивания гайки подшипников специальным ключом;

Внимание! Проверка затягивания гайки проводится ди­намометром при отсоединенном карданном вале рулевого вала. При правильной регулировке рулевое колесо должно проворачиваться от приложения момента силы в пределах 30... 80 Н м. При показании динанометра менее 30 Н м гайку требуется затягивать постепенно, до достижения необходи­мого значения. Отворачивать гайку нельзя, так как это мо­жет привести к повреждению подшипников вала.

• зацепление сектор-рейки регулировочным болтом в боковой крышке;

Внимание! По мере заворачивания болта усилие при про­ворачивании рулевого колеса возрастает. Правильность ре­гулировки проверяется динамометром — в момент прохож­дения рулевым колесом среднего положения затрачиваемое усилие должно быть в пределах 16...28 Н.

• упорные подшипники вала винта (регулируются гайкой под­шипников).

17. Изучить рулевое управление автомобиля КамАЗ-5320, ис­пользуя для этой цели иллюстративный материал.

Внимание! Так как по конструкции рулевой механизм ав­томобиля КамАЭ-5320 (см. рис. 4.5) и его насос гидроусили­теля рулевого управления подобны установленным на авто­мобиле ЗИЛ-130, на практических занятиях по автомобилю КамАЭ-5320 они не разбираются.

Относительно рулевого управления автомобиля КамАЭ-5320 необходимо запомнить следующие особенности конструкции аг­регатов его рулевого управления:

• насос имеет шестеренчатый привод от шестерни ТНВД;

1 — реактивный плунжер; 2— кор­пус клапана управления; 3 — ве­дущая шестерня; 4 — ведомая ше­стерня; 5, 22, 29 — стопорные кольца; 6 — втулка; 7, 31 — упор­ные кольца; 8 —; 27 — уплотнительное кольцо; 9, 15 — винты; 10 — пе­репускной клапан; 11, 28— крыш­ки; 12 — картер; 13 — поршень- рейка; 14 — пробка; 16, 20 — гайки; 17— желоб; 18— шарик; 19— сек­тор; 21 — стопорная шайба; 23 — корпус; 24 — упорный подшип­ник; 25 — плунжер; 26 — золот­ник регулировочный винт; 30 — регулировочная шайба; 32 — зубчатый сектор вала сош фильтр в сливной магистрали состоит из отдельных наборных элементов и имеет перепускной шариковый клапан;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!