Тема «Рулевое управление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЭ-5320»
Цель задания — практически изучить устройства сборочных единиц рулевого управления автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и приобрести первоначальные навыки в проведении их разборки-сборки.
Иллюстративный материал — учебные плакаты
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — рулевой механизм с рулевым приводом автомобиля ГАЗ-53А, рулевой механизм автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, рулевая трапеция, съемник лапный для снятия рулевого колеса, тиски, комплект инструментов, коловорот, шплинты, пружинный динамометр, ключ динамометрический специальный для регулирования зацепления червяка с роликом, брус деревянный, оправка, шплинтодер, выколотка из мягкого металла, ключ гаечный накладной 41 мм, отвертка для пробок.
Перечень работ при выполнении задания — приводится описание в общем виде последовательности выполнения отдельных этапов данного задания, связанного с операциями разборки-сборки рулевых механизмов и рулевых приводов автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и КамАЭ-5320.
Используя рекомендуемый иллюстративный материал и монтажное оборудование, рассмотреть и изучить расположение рулевого механизма и рулевого привода, крепление рулевого механизма к раме. Вращая рулевое колесо, проследить последовательность деталей, посредством которых осуществляется поворот направляющих колес.
Разобрать рулевой механизм автомобиля ГАЭ-53А в следующей последовательности:
закрепить рулевой механизм в тисках за фланец;
слить масло из картера, вывернув нижний сквозной болт в боковой крышке. Для ускоренного слива отвернуть пробку маслоналивного отверстия;
отвернуть гайку крепления рулевого колеса к рулевому валу и при помощи съемника снять рулевое колесо, снять с него пружину, разжимное кольцо и подшипник;
ослабить крепление стяжного хомута, снять трубку колонки, а с рулевого вала — опорную шайбу, пружину и уплотнение;
снять сошку с вала ролика, предварительно отвернув гайку крепления;
вывернуть болты крепления боковой крышки; отвернуть кол- пачковую гайку; снять стопорную шайбу и специальным ключом вывернуть регулировочный винт вала сошки, вращая винт по часовой стрелке; снять боковую крышку вместе с подшипником, стопорным штифтом и прокладкой;
вынуть из картера вал сошки с роликом;
вывернуть болты крепления нижней крышки, снять ее вместе с трубкой, опорной шайбой и пружиной. Вынуть из гнезда рулевого вала уплотнительное кольцо;
снять регулировочные прокладки из-под нижней крышки;
ударами молотка через деревянный брусок по верхнему торцу рулевого вала выпрессовать из картера наружное кольцо подшипника и вынуть подшипник;
вывернуть болты крепления верхней крышки и снять ее;
ударами молотка через выколотку по нижнему концу рулевого вала выпрессовать кольцо верхнего подшипника, снять кольцо и сепаратор с роликами;
вытащить рулевой вал из картера вместе с роликом.
2. Рассмотреть снятые детали, продефектировать их, обратив внимание на то, что внутренней обоймой подшипников является коническая обработанная поверхность червяка.
а б
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-53А:
а — устройство; б — регулировка подшипников рулевого вала; I — пробка маслоналивного (контрольного) отверстия; 2 — червяк; 3 — прокладка; 4 — трех- гребневой ролик; 5 — вал сошки; 6 — картер; 7— ось трехгребневого ролика; 8 — рулевой вал; 9 — боковая крышка; 10 — регулировочные прокладки; 11 — нижняя крышка; 12 — провод сигнала
4. Собрать рулевой механизм автомобиля ГАЭ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке, и попутно проводя необходимые регулировки:
а) подшипников червяка (выполняется при установленных вале, рулевом колесе и затянутых болтами верхней и нижней крышках);
Внимание! При проверке усилия затягивания подшипников захватить динамометром за спицу колеса — усилие в момент прохождения рулевым колесом нейтрального положения должно быть в пределах 2,94...4,9 Н. При других показаниях изменить толщину пакета прокладок под нижней крышкой.
б) зацепления червяк — ролик (выполняется только после регулировки подшипников).
Внимание! Усилие по динамометру должно быть в пределах 15,7...21,6 Н. При других значениях усилия повернуть регулировочный винт в боковой крышке, добиваясь нужных показаний.
Изучить устройство рулевого привода автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130. Обратить внимание на отличительные признаки — размеры и конструкция шарниров поперечной тяги, разные способы фиксации шарового пальца.
Разобрать шарнирные соединения продольной тяги с сошкой и поперечной тяги с нижним поворотным рычагом.
Собрать шарнирные соединения, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Изучить устройство рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130 (см. рис. 4.2).
Разобрать рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 следующим образом:
зажать рулевой механизм за кронштейн крепления в тисках;
установить винт гидроусилителя в среднее положение. Отвернуть болты крепления боковой крышки, снять ее вместе с валом сошки;
снять уплотнительное резиновое кольцо. При помощи круглогубцев снять стопорное кольцо регулировочного винта, отвернуть контргайку регулировочного винта и вывернуть его вместе с упорными шайбами;
отвернуть болты крепления верхней крышки к клапану управления, снять ее вместе с игольчатым подшипником и сальником;
отвернуть контргайку и регулировочную гайку, снять пружинную шайбу и упорный подшипник;
отвернуть болты крепления корпуса клапана управления, снять с винта гидроусилителя второй упорный подшипник, вынуть из промежуточной крышки уплотнительное кольцо;
отвернуть болты крепления промежуточной крышки к картеру;
осторожно извлечь из цилиндра винт в сборе с промежуточной крышкой, поршнем-рейкой, предохраняя поршневые кольца от поломки.
10. Продефектировать снятые детали.
11. Собрать рулевой механизм, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Изучить насос гидроусилителя рулевого управления автомобилей ЗИЛ-130 (см. рис. 4.3) и КамАЗ-5320.
Разобрать насос гидроусилителя рулевого управления автомобилей ЗИЛ-130 или КамАЗ-5320 в следующей последовательности:
закрепить насос в тисках так, чтобы крышка бачка была сверху;
отвернув гайку-барашек, снять крышку бачка вместе с угоют- нительным кольцом, прокладкой, сеткой наливного фильтра, сеткой фильтра перепускного клапана (ЗИЛ-130) или наборным фильтром (КамАЗ-5320);
отвернуть болты крепления коллектора и бачка к корпусу насоса и снять их с уплотнительными прокладками;
переставить насос в тисках так, чтобы шкив находился внизу;
отвернуть болты крепления крышки насоса и снять ее вместе с уплотнительным кольцом и перепускным клапаном в сборе с предохранительным клапаном;
сделать метки на распределительном диске, статоре и корпусе, снять диск со штифтов и статор;
извлечь из паза (канавки) корпуса уплотнительное кольцо;
снять ротор со шлицов вместе с лопастями, не допуская их выпадения, для чего необходимо завернуть его в ветошь.
Продефектировать снятые детали.
Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130:
1 — нижняя крышка; 2, 14, 27, 31, 35 — уплотнительные резиновые кольца; 3 — заглушка; 4 — картер рулевого механизма; 5 — поршень-рейка; 6 — разрезное кольцо; 7 — винт рулевого механизма; 8 — шариковая гайка; 9 — желоб; 10 — шарик; 11 — уплотнительное чугунное разрезное кольцо поршня; 12 — промежуточная крышка; 13 — упорный шарикоподшипник; 15 — шариковый клапан; 16— золотник; 17— корпус клапана управления; 18— пружинная шайба; 19 — регулировочная гайка; 20 — верхняя крышка; 21 — игольчатый подшипник;. 22, 41 — упорные кольца сальника; 23, 42 — замочные кольца; 24, 40 — сальники; 25 — реактивная пружина; 26 — реактивный плунжер; 28 — установочный винт; 29 — сектор; 30 — боковая крышка; 32 — упорная шайба; 33 — регулировочная шайба; 34 — стопорное кольцо; 36 — регулировочный винт; 37 — вал сошки; 38 — сливная пробка с магнитом; 39 — втулка вала сошки; 43 — сошка
Рис. 4.3. Насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130:
/, 13 — перепускные клапаны; 2, 20 — сетчатые фильтры; 3 — корпус насоса; 4 — шарикоподшипник; 5 — сальник; 6 — вал насоса; 7 — игольчатый подшипник; 8 — статор; 9 — ротор; 10 — распределительный диск; 11 — калиброванное отверстие; 12 — крышка насоса; 14 — седло предохранительного клапана; 15 — пружина; 16 — предохранительный клапан; /7— коллектор; 18 — бачок; 19 — резиновая прокладка; 21 — клапан-сапун; 22 — крышка бачка; 23 — шайба; 24 — гайка-барашек; 25 — резиновое кольцо; 26 — шкив; 27 — лопасть
15. Собрать насос гидроусилителя рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130 или КамАЭ-5320, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.
Регулировка осевого перемещения рулевого вала (а) и зацепления сектора с поршень-рейкой (б) в рулевом механизме автомобиля ЗИЛ-130
16. Регулировка рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130
В рулевом механизме регулируют следующее:
• осевое перемещение рулевого вала (см. рис. 4.4) посредством затягивания гайки подшипников специальным ключом;
Внимание! Проверка затягивания гайки проводится динамометром при отсоединенном карданном вале рулевого вала. При правильной регулировке рулевое колесо должно проворачиваться от приложения момента силы в пределах 30... 80 Н м. При показании динанометра менее 30 Н м гайку требуется затягивать постепенно, до достижения необходимого значения. Отворачивать гайку нельзя, так как это может привести к повреждению подшипников вала.
• зацепление сектор-рейки регулировочным болтом в боковой крышке;
Внимание! По мере заворачивания болта усилие при проворачивании рулевого колеса возрастает. Правильность регулировки проверяется динамометром — в момент прохождения рулевым колесом среднего положения затрачиваемое усилие должно быть в пределах 16...28 Н.
• упорные подшипники вала винта (регулируются гайкой подшипников).
17. Изучить рулевое управление автомобиля КамАЗ-5320, используя для этой цели иллюстративный материал.
Внимание! Так как по конструкции рулевой механизм автомобиля КамАЭ-5320 (см. рис. 4.5) и его насос гидроусилителя рулевого управления подобны установленным на автомобиле ЗИЛ-130, на практических занятиях по автомобилю КамАЭ-5320 они не разбираются.
Относительно рулевого управления автомобиля КамАЭ-5320 необходимо запомнить следующие особенности конструкции агрегатов его рулевого управления:
• насос имеет шестеренчатый привод от шестерни ТНВД;
1 — реактивный плунжер; 2— корпус клапана управления; 3 — ведущая шестерня; 4 — ведомая шестерня; 5, 22, 29 — стопорные кольца; 6 — втулка; 7, 31 — упорные кольца; 8 —; 27 — уплотнительное кольцо; 9, 15 — винты; 10 — перепускной клапан; 11, 28— крышки; 12 — картер; 13 — поршень- рейка; 14 — пробка; 16, 20 — гайки; 17— желоб; 18— шарик; 19— сектор; 21 — стопорная шайба; 23 — корпус; 24 — упорный подшипник; 25 — плунжер; 26 — золотник регулировочный винт; 30 — регулировочная шайба; 32 — зубчатый сектор вала сош фильтр в сливной магистрали состоит из отдельных наборных элементов и имеет перепускной шариковый клапан;