СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русаков Эдуард Иванович «Часики и эскимо»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с писателем Красноярского края, его творчеством.

Воспитательная цель: умение общаться в группах, развитие интереса к литературе Красноярского края, содействие чувству ответственности за близких.

Развивающая цель: выразительное чтение по ролям (на своем примере), развитие коммуникативных способностей, мышления, выделять главное в тексте, умение рассуждать, говорить на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие творческих способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«биография»

РУСАКОВ ЭДУАРД ИВАНОВИЧ (р.1942г)

Родился в Красноярске. Окончил Красноярский медицинский институт и Литературный институт им. М. Горького (заочно). Шестнадцать лет проработал врачом-психиатором. Известен как автор рассказов и повестей, в которых исследуется внутренний мир человека, противоречивый и изменчивый. Эдуарда Русакова часто сравнивают с Чеховым из-за склонности к коротким остросюжетным рассказам с элементами юмора, иронии.

Писать начал еще в школьные годы: в 7-8 классе сочинял детективные повести. Позднее увлекся психологической прозой. Любимыми писателями стали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Андреев. Авторская индивидуальность проявилась в разработке нравственных тем.

Э.И. Русаков – автор более десятка книг, изданных в Красноярске, Москве, Германии, Франции, Японии, Венгрии и других странах. Лучшие рассказы, написанные им в разные годы, собраны в книге под названием «Ряд волшебных изменений».

Критики называют Э.И. Русакова оригинальным рассказчиком, его сюжеты – причудливо изощренными, а слог – чистым, летящим. «Его рассказам присущи притчевость, символика, высвечивающая поэзию в обыденной действительности» (И. Ростовцева).

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: Русаков Эдуард Иванович, «Часики и эскимо»

….

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с писателем Красноярского края, его творчеством.

Воспитательная: умение общаться в группах, интерес к литературе Красноярского края, содействовать чувству ответственности за близких.

Развивающая: выразительное чтение по ролям (на своем примере), развитие коммуникативных способностей, мышления, выделять главное в тексте, умение рассуждать, говорить на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие творческих способностей учащихся.

  1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы, цели урока – формулируют учащиеся; оставить место для записи темы на доске) (2 мин.) – слайд №1

  2. Знакомство с биографией писателя, контроль знаний в форме игры согласен – не согласен

  1. Родился в Красноярске

  2. Всю свою жизнь он посвятил литературе

  3. Не любил советских писателей

  4. Русакова часто сравнивают с Чеховым. Почему? Что общего?

  5. Издавал свои рассказы только в Красноярске

  6. Дополните. Что вы еще запомнили о писателе?

(5 мин.) - слайд №2

  1. Ваш прогноз: О чем произведение? Тема? (2 мин.) - слайд №3

  2. Давайте порассуждаем (2 мин.) - слайд №4

Маленький ребенок с важностью говорит: «Я сам. Я уже большой». Стремление вырасти, стать большим, самому все делать понятно. И это происходит. Естественно происходит. А если есть стремление изменить что-то в себе: стать дружелюбнее, добрее, смелее, сдержаннее – одним словом стать лучше? Может это произойти само собой? Или стать лучше помогают какие-то события в жизни?


  1. Работа с текстом (чтение по ролям -12 мин.) - слайд №5; №6

  1. Чтение рассказа по ролям

  • Вера

  • Юрий Андреевич

  • Три парня: 1- долговязый; 2 – другой (второй, нахальный); 3 – третий (злой)

  1. Что интересного, необычного заметили? (слова, имена)

  2. Можно ли данный рассказ назвать киносценарием? Почему?

  3. Можно ли утверждать, что финал рассказа открытый, так как того, что произойдет дальше, автор не показал?


  1. Работа в группах (7 мин.) – слайд№7

  1. Продолжите рассказ (закончите его).

  2. Составьте синквейн

  1. Существительное.

  2. Два прилагательных (к нему).

  3. Три глагола (к нему).

  4. Одно осмысленное предложение (или фраза).

  5. Итоговое слово (или фраза-предложение).

  1. Составьте вопросы к тексту (по тексту)


  1. Выступление групп (7 мин.)

  2. Итог урока, выставление оценок (3 мин.) - слайд №8

    1. Считается, что смелый человек – это тот, кто не боится. А что если смелый – не тот, кто не боится, а тот, кто… (закончите мысль)

    2. Сопоставьте с прочитанным произведением ваш прогноз, данный в начале урока: о чем произведение? Тема? Идея?

    3. Достигли ли целей?

    4. Что помогает человеку стать лучше?




Просмотр содержимого документа
«самоанализ»

Цель: Создание условий для развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время; способствование развитию индивидуальных творческих возможностей и способностей учащихся.

Задачи: Внедрить стратегии и приемы технологии встречных усилий; Способствовать формированию информационно-коммуникативных компетентностей.

  1. Характеристика класса: (активность, работоспособность; умение организовать свою деятельность; умение мобилизовать на восприятие и переработку информации; умение планировать, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью; корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, в группах).

  2. 1 урок по теме (1 час), цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с писателем Красноярского края (Русаковым Э.И.), его творчеством.

Воспитательная: умение общаться в группах, интерес к литературе Красноярского края, содействовать чувству ответственности за близких.

Развивающая: выразительное чтение по ролям (на своем примере), развитие коммуникативных способностей, мышления, выделять главное в тексте, умение рассуждать, говорить на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, развитие творческих способностей учащихся.

  1. Тип урока: изучение нового материала

  1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы, цели урока – формулируют учащиеся; оставить место для записи темы на доске) форма: беседа; метод: (развивающее обучение: возврат к началу).

  2. Знакомство с биографией писателя, контроль знаний в форме игры согласен – не согласен (форма: беседа; метод: репродуктивный; частично-поисковый).

  3. Ваш прогноз: О чем произведение? Тема? (метод: проблемное изучение; форма: общеклассная беседа).

  4. Давайте порассуждаем (метод: проблемное изучение; форма: общеклассная беседа).


  1. Работа с текстом (чтение по ролям)

  1. Чтение рассказа по ролям

  1. Что интересного, необычного заметили? (слова, имена)

  2. Можно ли данный рассказ назвать киносценарием? Почему?

  3. Можно ли утверждать, что финал рассказа открытый, так как того, что произойдет дальше, автор не показал?

( метод: репродуктивный; форма: общеклассная беседа); развиваю выразительное чтение, даю образец, мотивировка через комментарии (на выразительность).

  1. Работа в группах

  1. Продолжите рассказ (закончите его).

  2. Составьте синквейн

  1. Существительное.

  2. Два прилагательных (к нему).

  3. Три глагола (к нему).

  4. Одно осмысленное предложение (или фраза).

  5. Итоговое слово (или фраза-предложение).

  1. Составьте вопросы к тексту (по тексту)

Методы: исследовательский (синквейн, вопросы), проблемное изложение (составление текста)

  1. Выступление групп (развитие коммуникативных способностей).

  2. Итог урока, выставление оценок (индивидуальная работа)

    1. Считается, что смелый человек – это тот, кто не боится. А что если смелый – не тот, кто не боится, а тот, кто… (закончите мысль)

    2. Сопоставьте с прочитанным произведением ваш прогноз, данный в начале урока: о чем произведение? Тема? Идея?

    3. Достигли ли целей?

    4. Что помогает человеку стать лучше?


  1. Использовала стратегии и приемы ТВУ (Устный опрос (согласен / не согласен) – исправь утверждения (если не согласен); формулировка цели урока, темы; «вопросы к тексту»; создание "Синквейна"; ваш прогноз; возврат к началу – кольцевая композиция).

  2. Средства обучения: мультимедиа, кабинет, доска, текст. ИКТ как средство (иллюстрация, демонстрация, наглядность).

  3. Добилась ли целей?

  4. Что удалось? Не удалось?

  5. Как исправить?

  6. Взаимоотношения учителя и ученика?

Просмотр содержимого документа
«текст»

5



Часики и эскимо

В этот майский день Юрий Андреевич защитил наконец-то проклятую кандидатскую диссертацию и впервые за последние годы почувствовал себя свободным и счастливым. В честь такого праздника он подарил невесте Вере золотые часики.

- Юрочка, разве так делают? – удивилась Вера. – Ведь это я, я должна была тебе что-нибудь подарить! Мне даже неловко.

- Ай, не все ли равно? – радостно потирая маленькие белые руки, сказал Юрий Андреевич. – У меня счастливый день! Должен же я как-то его отметить?

Потом они долго гуляли по парку, смеялись и вспоминали о далеком дне их первой встречи. Вера косила глаза на поблескивающие часики, любовалась подарком.

Юрий Андреевич никак не мог успокоиться. Он все шутил, смеялся, и ему хотелось еще что-нибудь сделать приятное для Веры.

- Хочешь эскимо? – внезапно предложил он. – Когда мы шли, я видел – там продавали. Хочешь?

Вера смущенно пожала плечами, улыбнулась.

- Я сейчас принесу! – воскликнул Юрий Андреевич. – Подожди, я быстро!

Он вскочил и побежал за мороженым.

Гуляющих в парке было мало. Становилось темно.

Возле шахматного павильона Юрий Андреевич купил у киоскерши два эскимо и быстро пошел обратно.

Он решил подшутить и слегка напугать Веру. Не доходя до скамейки, где она сидела, он свернул с аллеи в заросли акаций и стал осторожно подкрадываться сзади. Подкрался. Вот и скамейка. И Вера сидит.

Юрий Андреевич уже собирался раздвинуть кусты и произнести Вере в спину что-нибудь шутливо-угрожающее, - но вдруг услышал мужские голоса. Замер, застыл, притаился.

Было темно, но он легко разглядел троих парней, возникших на аллее возле скамейки.

- Девушка, который час? – спросил один из них, самый долговязый.

- Что? – испуганно сказала Вера. И Юрий Андреевич увидел, как напряглась ее шея.

- Глухая, что ли? Времени сколько – на твоих золотых? – нетерпеливо-злым голосом спросил другой.

- Без пяти девять, - сказала Вера. Голос ее дрожал.

- Ох, какие славные часики! – воскликнул третий. – Вы только взгляните, ребята, какие замечательные часики у этой одинокой девушки. И мне сдается – часики золотые.

- Да ну, не может быть, - буркнул долговязый.

- Не-е, позолоченный, - сказал второй.

- Не спорьте, друзья, часики золотые, - сказал, явно кривляясь, третий. – Девушка, давайте меняться? Давайте меняться, не глядя. По грузинскому обычаю. А, девушка?

Юрий Андреевич так и стоял, прижавшись к стволу, и не двигался с места. Он очень испугался. Он все сразу понял, но ему было страшно. Мелькнула мысль, нет – обрывки мыслей: «Пусть только тронут! Вот если они Веру только тронут, я на них брошусь! Ну, а часики – что ж…» Он решил пожертвовать часиками.

А те парни, кстати, и не думали трогать Веру. Им часики, именно часики были нужны.

- Девушка, ну зачем вам золотые? – канючил самый нахальный (второй), - Ну, давайте же меняться, девушка, в конце-то концов!

- Пожалуйста, не надо, пожалуйста, пожалуйста… - бормотала Вера.

- Ладно, хватит, - сказал долговязый. – Сымай часы, детка. Быстро, быстро.

И он протянул ладонь.

У Веры дрожали руки, она долго не могла отстегнуть браслетку.

«Господи, что же это такое?! – ужаснулся Юрий Андреевич. – Что же я тут стою? Так и буду стоять, и не пикну?..»

Так и стоял, притаившись в двух шагах, за кустами. И не пикнул.

- Девушка, вы уж, пожалуйста, побыстрее, - сказал нахальный (второй). Нам сегодня еще в ночную смену работать.

Наконец Вера отстегнула браслетку и положила часики на чужую широкую ладонь.

- Маленькая просьба, - подскочил нахальный, - совсем малюсенькая просьбишка. Вы, девушка, пожалуйста, сидите как сидели, пока мы не уйдем отсюда далеко-далеко… Ну, я просто очень вас об этом прошу.

- И без хипиша, - грубо добавил третий. И чем-то блеснул – вероятно показал нож.

- Ой, ой, - притворно испугался нахальный. – Дружок, убери, пожалуйста, это ужасное оружие.

- Да хватит вам, - сказал долговязый. – Разболтались. Пошли отсюда.

И они удалились, и долго шуршал песок под их ленивыми шагами.

Юрий Андреевич выбрался из кустов, вышел на аллею за поворотом. Отряхнул брюки, слизнул с рукава рубашки белые капли подтаявшего мороженого – и быстро направился к скамейке.

- А вот и я! – сказал он, протягивая Вере эскимо. – Заждалась? Там, как назло, очередь. Пришлось постоять, ты уж извини.

- Спасибо, - сказала Вера (не добавила: «Юрочка»).

- Что с тобой? – спросил участливо Юрий Андреевич. – Чем-то расстроена? Что-нибудь случилось?

- Нет, ничего, - тихо сказала Вера, опуская глаза. – Просто голова разболелась. У меня это бывает…

- А-а, - сказал Юрий Андреевич.

Он был весьма удивлен: предполагал ведь, что она сразу к нему бросится, будет плакать, жаловаться, рассказывать, а он станет ее утешать, негодовать. Ну, а потом они, конечно, побегут в ближайшее отделение милиции – подавать заявление об ограблении. Так он предполагал.

Но Вера, как он сейчас понял, жалела не часики. Ей было обидно за Юрия Андреевича, и она никак не могла сознаться, что у нее отобрали его подарок.

Этого он не ожидал.

Они сидели, обманщики, и мороженое таяло в их руках, и белые струйки текли по их пальцам, ладоням. Капли падали на песок.

- Пошли домой? – предложила Вера. – Уже поздно… Да, кстати, часики я в сумочку убрала.

- Дело хозяйское, - сказал Юрий Андреевич и лизнул раскисшее эскимо. – Что ж… домой так домой.

Они поднялись и пошли. Вера бросила мороженое в кусты. Юрий Андреевич лизнул ещё раза два, не доел, тоже выбросил. Взял Веру под руку. Ощутил, как она дрожит.

- Чего ты дрожишь?

- Замерзла, - и Вера поежилась.- Пошли скорее.

Аллея была темной и длинной.

«Ничего страшного не случилось, - успокаивал себя Юрий Андреевич. – Ну, бросился бы я на них, ну и что? Зарезали бы, убили, вот и все. И тогда – прощай, Вера, прощай, наука, и вообще как-то обидно… Так что нечего и стыдиться. Велика потеря – часики! Пустяки».

И он замурлыкал веселую песенку, стараясь окончательно взбодриться. Крепче прижал локоть Веры.

- Не надо печалиться – вся жизнь впереди!.. – напевал он чуть дрожащим голосом.

И вдруг Юрий Андреевич представил, что пройдет год, пять лет, десять, двадцать, и вся жизнь пройдет, - а ведь он никогда не забудет, что было такое: он стоял и смотрел, как грабят его невесту. Он остро понял, что будет помнить об этом всегда, будет помнить всю жизнь и каждую минуту. И еще он понял, что сейчас ему совсем не хочется жить.

Навстречу из-за поворота вышли трое парней.

Юрий Андреевич сразу их узнал – те самые.

Парни слегка притормозили, но потом переглянулись и с ухмылочками пошли на сближение. Когда поравнялись, самый нахальный сказал:

- Добрый вечер, девушка.

Вера вздрогнула, прижалась к Юрию Андреевичу. Парни прошли мимо.

- Это что, твой знакомый? – «шутливо» спросил Юрий Андреевич.

- Н-не помню…- сказала она.

А Юрий Андреевич новь ощутил острое нежелание жить. Даже ног подкосились от внезапной тоскливой слабости.

- Постой-ка, - тихо сказал он и остановился. – Подожди немножко. Я сейчас.

Он повернулся и побежал вслед за уходящими парнями.

- Молодые люди! – крикнул он.

Парни шли, не спеша и не оглядываясь.

- Молодые люди, пожалуйста, остановитесь!

Парни остановились, оглянулись.

- Это вы нас? – спросил долговязый.

- Да, да! Извините, пожалуйста, - задыхаясь сказал Юрий Андреевич. – Я вас задержу всего на минутку…

- Ой, как приятно встретить интеллигентного человека, - сказал нахальный. – Пожалуйста, товарищ, не стесняйтесь.

- Чего тебе? – спросил злой (третий).

- Пожалуйста, верните часики, которые вы отобрали вон у той девушки, - и Юрий Андреевич протянул свою маленькую белую руку ладонью вверх.

Было совсем темно.

Юрий Андреевич ничего не боялся.





Просмотр содержимого презентации
«урок»

РУСАКОВ ЭДУАРД ИВАНОВИЧ  «Часики и эскимо» …   Цели урока?

РУСАКОВ ЭДУАРД ИВАНОВИЧ «Часики и эскимо»

Цели урока?

Биография   (согласен / не согласен)

Биография (согласен / не согласен)

  • Родился в Красноярске
  • Всю свою жизнь он посвятил литературе
  • Не любил советских писателей
  • Русакова часто сравнивают с Чеховым. Почему? Что общего?
  • Издавал свои рассказы только в Красноярске
  • Дополните. Что вы еще запомнили о писателе?
Ваш прогноз: о чем произведение? Тема? Идея?

Ваш прогноз: о чем произведение? Тема? Идея?

Давайте порассуждаем  Маленький ребенок с важностью говорит: «Я сам. Я уже большой». Стремление вырасти, стать большим, самому все делать понятно. И это происходит. Естественно происходит. А если есть стремление изменить что-то в себе: стать дружелюбнее, добрее, смелее, сдержаннее – одним словом стать лучше? Может это произойти само собой? Или стать лучше помогают какие-то события в жизни?

Давайте порассуждаем

Маленький ребенок с важностью говорит: «Я сам. Я уже большой». Стремление вырасти, стать большим, самому все делать понятно. И это происходит. Естественно происходит. А если есть стремление изменить что-то в себе: стать дружелюбнее, добрее, смелее, сдержаннее – одним словом стать лучше? Может это произойти само собой? Или стать лучше помогают какие-то события в жизни?

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Чтение рассказа по ролям
  • Вера
  • Юрий Андреевич
  • Три парня: 1- долговязый; 2 – другой (второй, нахальный); 3 – третий (злой)
  • Что интересного, необычного заметили? (слова, имена)
Киносценарий

Киносценарий

  • Можно ли данный рассказ назвать киносценарием? Почему?
  • Можно ли утверждать, что финал рассказа открытый, так как того, что произойдет дальше, автор не показал?
Работа в группах Продолжите рассказ (закончите его). Составьте синквейн Существительное. Два прилагательных (к нему). Три глагола (к нему). Одно осмысленное предложение (или фраза). Итоговое слово (или фраза-предложение). Составьте вопросы к тексту (по тексту)

Работа в группах

  • Продолжите рассказ (закончите его).
  • Составьте синквейн
  • Существительное.
  • Два прилагательных (к нему).
  • Три глагола (к нему).
  • Одно осмысленное предложение (или фраза).
  • Итоговое слово (или фраза-предложение).
  • Составьте вопросы к тексту (по тексту)

Итог урока

Итог урока

  • Считается, что смелый человек – это тот, кто не боится. А что если смелый – не тот, кто не боится, а тот, кто… (закончите мысль)
  • Сопоставьте с прочитанным произведением ваш прогноз, данный в начале урока: о чем произведение? Тема? Идея?
  • Достигли ли целей?
  • Что помогает человеку стать лучше?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!