СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская эпическая опера. Бородин опера "Князь Игорь"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Русская эпическая музыка Опера "Князь Игорь"

Вступительная беседа о опере Бородина.

Драматургия оперы.

Разбор по действиям.

Музыкальные моменты: увертюра, "Половецкие пляски", ария князя Игоря, "Плач Ярославны", заключительный хор.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Русская эпическая опера. Бородин опера "Князь Игорь"»

А.П.Бородин Русская эпическая опера  «Князь Игорь» Презентация к уроку в 7 классе. Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки Г. Санкт-Петербург

А.П.Бородин

Русская эпическая опера

«Князь Игорь»

Презентация к уроку в 7 классе.

Выполнила: Гринева Л.В. учитель музыки

Г. Санкт-Петербург

Александр Порфирьевич Бородин  1833  - 1887      русский учёный-химик и композитор.

Александр Порфирьевич Бородин 1833  - 1887   русский учёный-химик и композитор.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет.

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Опера в четырёх действиях с прологом. Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году.

Опера в четырёх действиях с прологом.

Действие происходит в Путивле (пролог, 1-е и 4-е действие) и в половецком стане (2-е и 3-е действие) в 1185 году.

В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» ,  дополненная другими историческими документами, летописями.

В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма Древней Руси «Слово о полку Игореве» , дополненная другими историческими документами, летописями.

Драматургия оперы Бородина строиться на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: РУССКИЕ: ПОЛОВЦЫ: Князь Игорь и его Хан Кончак  сын Владимир И его воины Дружина; Ярославна и её брат Владимир Галицкий

Драматургия оперы Бородина строиться на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил:

РУССКИЕ:

ПОЛОВЦЫ:

Князь Игорь и его

Хан Кончак

сын Владимир

И его воины

Дружина;

Ярославна и её брат

Владимир Галицкий

Опера начинается с музыкального вступления - увертюры .  Она подготавливает слушателя к предстоящему действию, концентрирует его внимание, кратко передает идейный замысел и важнейшие образы произведения. Пролог Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, дружину, надеются на успешное завершение похода Хор «Солнцу красному слава»

Опера начинается с музыкального вступления - увертюры . Она подготавливает слушателя к предстоящему действию, концентрирует его внимание, кратко передает идейный замысел и важнейшие образы произведения.

Пролог

Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей, дружину, надеются на успешное завершение похода

Хор «Солнцу красному слава»

Первое действие Картина первая: Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу. Приближённые князя хотят посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что князь Игорь в походе.  Картина вторая:  Горница в тереме Ярославны. Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен.

Первое действие

Картина первая: Княжеский двор князя Галицкого. Гости пьют и веселятся. Во двор вбегает толпа девушек. Владимир выкрал их подругу. Приближённые князя хотят посадить его править в Путивле, воспользовавшись тем, что князь Игорь в походе.

Картина вторая: Горница в тереме Ярославны. Входят думные бояре, друзья Ярославны. Они пришли с плохими новостями (хор «Мужайся, княгиня»). Бояре рассказывают, что на Путивль идёт хан Гзак, русская рать разбита, а Игорь вместе с братом и сыном попали в плен.

Второе действие Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу - Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным… Стражники ведут русских пленников… князя Игоря мучит

Второе действие

Половецкий стан. У богато убранного шатра поют и пляшут девушки, развлекая свою госпожу - Кончаковну. Она грустит, ожидая свидания с возлюбленным… Стражники ведут русских пленников… князя Игоря мучит "постыдный плен" и всей душой стремится вырваться на волю и тогда: "я свой позор сумею искупить - я Русь от недруга спасу!" Половцы славят своего хана.

Третье действие С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а

Третье действие

С большой добычей возвращается из похода хан Гзак. Немало русских пленных ведет он за собой. Хан Кончак выходит навстречу Гзаку, приветствует его и приказывает устроить пир горой, а "пленных - крепко сторожить"… Игорь принимает решение о побеге.

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу:

Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека.

Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы.

Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас:

Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжёлых думах.

Вопросы: Как можно охарактеризовать образ князя Игоря?   Вспомните арию Ивана Сусанина , сравните. Что их роднит? Что отличает?

Вопросы:

Как можно охарактеризовать образ князя Игоря?

Вспомните арию Ивана Сусанина , сравните. Что их роднит? Что отличает?

Четвертое действие Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет. «Плач Ярославны» В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями,  таких древних песенных жанров, как плач, причет, причитания.

Четвертое действие

Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет.

«Плач Ярославны»

В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями,

таких древних песенных жанров, как плач, причет, причитания.

Вопросы: К каким силам природы обращается героиня за помощью?   Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой композиции?

Вопросы:

К каким силам природы обращается героиня за помощью? Какая знакомая мелодия звучит в средней части этой композиции?

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера.  Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану». Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия .

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера.

Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому «Руслану».

Эпический склад «Игоря» проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

06.02.2018 15:36
Руденко Елена Борисовна @elenarudenko477
Большое спасибо, Людмила Викторовна!
06.02.2018 15:36
Руденко Елена Борисовна @elenarudenko477
Отличная презентация!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя