СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская Философия

Нажмите, чтобы узнать подробности

философия это интересно. А Русская философия особенно

Просмотр содержимого документа
«Русская Философия»

ТЕМА № 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ТЕМА № 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Общие особенности: 1. Русская философия неразрывно связана с реальной жизнью, 2. Аккумуляция философских взглядов в литературных произведениях 3. Идеал цельности, нераздельности, рассмотрение в единстве всех духовных начал человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. 4. Большое место занимают проблемы политики, политической жизни.

Общие особенности:

  • 1. Русская философия неразрывно связана с реальной жизнью,
  • 2. Аккумуляция философских взглядов в литературных произведениях
  • 3. Идеал цельности, нераздельности, рассмотрение в единстве всех духовных начал человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных.
  • 4. Большое место занимают проблемы политики, политической жизни.
5. Тяга к религиозности. 6. Наличие «русской идеи», которая соответствует религиозному характеру русского народа. 7. Наличие коллективистских начал в русском народе. Духовный коллективизм, примат общественного над личностным. «Соборность», понимаемая как растворение личного в общественном. 8. Антропоцентризм. В центре интересов всегда стоит человек, его судьба и поиск смысла жизни. 9. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины со справедливостью.
  • 5. Тяга к религиозности.
  • 6. Наличие «русской идеи», которая соответствует религиозному характеру русского народа.
  • 7. Наличие коллективистских начал в русском народе. Духовный коллективизм, примат общественного над личностным. «Соборность», понимаемая как растворение личного в общественном.
  • 8. Антропоцентризм. В центре интересов всегда стоит человек, его судьба и поиск смысла жизни.
  • 9. Оправдание абсолютного добра, соборность, интуитивизм, сближение истины со справедливостью.
Проблема человека; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России  -  между Востоком или Западом; Проблема власти и государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества.
  • Проблема человека;
  • Проблемы морали и нравственности;
  • Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом;
  • Проблема власти и государства;
  • Проблема социальной справедливости;
  • Проблема идеального общества.
Истоки русской философии 1) После принятия христианства в 988 г. - на церковнославянский язык стали переводиться сочинения «отцов церкви»: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина. «Слово о законе и благодати» (митрополит Иларион, XI в.) - вера в грядущее могущество и процветание русской земли, идея равенства всех народов перед Богом.

Истоки русской философии

  • 1) После принятия христианства в 988 г. - на церковнославянский язык стали переводиться сочинения «отцов церкви»: Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина.
  • «Слово о законе и благодати» (митрополит Иларион, XI в.) - вера в грядущее могущество и процветание русской земли, идея равенства всех народов перед Богом.
Конец XIV – начало XV вв. - подъем национального сознания, религиозные споры. Начало XVI в. внутри церкви - борьба вокруг вопроса о монашеском землевладении. 2 точки зрения: 1) иосифляне (стяжатели). Иосиф Волоцкий (1439-1515), книга «Просветитель». Идеологическое обоснование абсолютизма, защита централизации и самодержавия. 2) нестяжатели- Нил Сорский (1433-1508). Труд «Устав». Против права монастырей на владение землями и крепостными крестьянами, против вмешательства церкви в политическую жизнь страны.
  • Конец XIV – начало XV вв. - подъем национального сознания, религиозные споры.
  • Начало XVI в. внутри церкви - борьба вокруг вопроса о монашеском землевладении.
  • 2 точки зрения:
  • 1) иосифляне (стяжатели). Иосиф Волоцкий (1439-1515), книга «Просветитель». Идеологическое обоснование абсолютизма, защита централизации и самодержавия.
  • 2) нестяжатели- Нил Сорский (1433-1508). Труд «Устав». Против права монастырей на владение землями и крепостными крестьянами, против вмешательства церкви в политическую жизнь страны.
В XVI в. - доктрина «Москва – третий Рим». Два царства – ветхий и новый Рим (Константинополь) уже пали, так как изменили православию. Единственным хранителем веры осталось царство Русское. Это царство – третий и последний Рим. XVII в. - большие социальные потрясения, крестьянские войны. Раскол церкви. XVIII в. - в России формируется философия, характерной особенностью которой было развитие в рамках богословской литературы и религиозная проблематика. Ее интересуют идеи добра и зла, духовный мир человека, общественно-политическая проблематика.
  • В XVI в. - доктрина «Москва – третий Рим». Два царства – ветхий и новый Рим (Константинополь) уже пали, так как изменили православию. Единственным хранителем веры осталось царство Русское. Это царство – третий и последний Рим.
  • XVII в. - большие социальные потрясения, крестьянские войны. Раскол церкви.
  • XVIII в. - в России формируется философия, характерной особенностью которой было развитие в рамках богословской литературы и религиозная проблематика. Ее интересуют идеи добра и зла, духовный мир человека, общественно-политическая проблематика.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии  Руси IX – XII вв.     Данный этап русской философии относится к IX — XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси.   Представители:  Илларион;  Владимир Мономах;  Климент  Смолятич;  Филипп Пустынник и другие. Основные темы ранней русской философии :  моральные и нравственные ценности;  объяснение христианства;  попытки соединить его с язычеством;  государство, право;  природа.

Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси IX – XII вв.

  Данный этап русской философии относится к IX — XII вв. и соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства — Киевской Руси до времени феодальной раздробленности Руси.

 

Представители:

  • Илларион;
  • Владимир Мономах;
  • Климент Смолятич;
  • Филипп Пустынник и другие.

Основные темы ранней русской философии :

  • моральные и нравственные ценности;
  • объяснение христианства;
  • попытки соединить его с язычеством;
  • государство, право;
  • природа.
Илларион  (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы); Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
  • Илларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
  • Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются морально-нравственные вопросы);
  • Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания);
  • Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
Представители: Сергий Радонежский, Максим Грек,  Андрей Курбский, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Аввакум, Никон, Философий, Юрий Крижанич    Главные темы:  сохранение русской духовности;  христианство; устройство государства; познание.

Представители:

  • Сергий Радонежский,
  • Максим Грек,
  • Андрей Курбский,
  • Нил Сорский,
  • Вассиан Патрикеев,
  • Аввакум,
  • Никон,
  • Философий,
  • Юрий Крижанич

  Главные темы:

  • сохранение русской духовности;
  • христианство;
  • устройство государства;
  • познание.
  • Сергий Радонежский - философ-богослов, идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; свержение монголо-татарского ига;
  • Философий – занимался вопросами христианского богословия, отстаивал идею преемственности христианства («Москва – Третий Рим») по линии Рим – Константинополь – Москва;
  • Максимилиана Грек – отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
  • Андрей Курбский – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение царской власти, свободу, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
  • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так называемого движения «нестяжателей»;
  • Юрий Крижанич – выступал против схоластики; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!