СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская ярмарка

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: развитие положительного принятия своей этнической принадлежности на примере полученных знаний о народных традициях русской ярмарочной культуры; расширение знаний об истории русской ярмарки; развитие кругозора детей; расширение знаний о ремеслах Воронежской области.

Просмотр содержимого документа
«Русская ярмарка»

План – конспект внеурочного занятия

Дата проведения: 26.02.16

Тема: «Русская ярмарка»

Тип: систематизация знаний с элементами практической работы

Реализуемая программа: «Краеведение»

Направление деятельности: духовно – нравственное

Класс:

Провела: студентка 3Н курса Шайкина Анастасия Валентиновна

Присутствовали: учитель, методист, студенты

Цель занятия: развитие положительного принятия своей этнической принадлежности на примере полученных знаний о народных традициях русской ярмарочной культуры; расширение знаний об истории русской ярмарки; развитие кругозора детей; расширение знаний о ремеслах Воронежской области.

Задачи:

-закрепить представление о русской ярмарке, ее назначении в русской культуре;

-воспитывать уважение к русским традициям и народному фольклору;

- обеспечить условия для развития представлений школьников о культуре человеческого общества на примере русских традиций;

- формировать понятия об отдельной стороне жизни общества древней Руси (на примере русской ярмарки);

- расширить словарный запас детей и развивать общую культуру;

- прививать интерес к родной культуре, к изучению её исторического прошлого;

- создать условия для обогащения положительными эмоциями.

Планируемые результаты:

-личностные: формирование внутренней позиции обучающихся; формирование основ гражданской идентичности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России.

-метапредметные: умение самостоятельно принимать и сохранять учебную цель; поиск и выделение информации; сотрудничество с педагогом и сверстниками.

-предметные: овладение знаниями о традициях русского народа, в том числе и об особенностях ярмарки.


Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Пожалуйста, поприветствуйте их. Чтобы вы хотели пожелать нашим гостям? Прочитаем приветствие на доске все вместе.

- Ребята, как вы думаете, это современное приветствие?

- А когда и где его можно было услышать?

- Сегодня на уроке мы вернемся в прошлое. А вот куда именно отправимся, вы ответите мне, отгадав ребус.

«Красному гостю – красное место.

Хлеб да соль.

Милости просим.»



Нет


В Древней Руси

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2.Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать о том, что такое ярмарка, как проходили ярмарки на Руси, без кого и чего не обойтись на ярмарке.

-Вы видите перед собой карточки с заданием. Итак, узнаем, как же описывал русские ярмарки известный поэт Николай Алексеевич Некрасов.






Работа в парах

Регулятивные: формулирование темы

Познавательные: выявление представлений учащихся о ярмарке

3.Работа по теме урока

- Ребята, а как вы думаете, что же такое ярмарка?

- А где можно точнее узнать о том, что такое ярмарка?

Задание для групп

Группа №1

- Вам дана выдержка из словаря Владимира Ивановича Даля

Задание

1.Прочитайте статью, перепечатанную со страницы Даля

2.Вставьте нужные слова там, где они пропущены.

План отчета группы №1

1.Наша группа работала с толковым словарем Даля

2.Мы узнали, что ярмарку еще называли__________________________

3.Главные ее черты – организовывалась____ в году, товары продавались в ____________ количестве

4.У нас в стране были следующие ярмарки____________________________________

Группа №2

- Вам дана выдержка из словаря Сергея Ивановича Ожегова

Задание:

1.Прочитайте статью, перепечатанную со страницы словаря

2.Вставьте нужные слова там, где они пропущены.

План отчета группы №2

1.Наша группа работала с толковым словарем Ожегова

2.Мы узнали, что ярмарку устраивали в__________время, в________________месте

3.На ярмарках обязательно были_____________

Группа№3

- Вам выдана статья из книги Светланы Владимировны Латышевой Родная история

Задание:

1.Прочитайте статью, перепечатанную со страницы словаря

2.Вставьте нужные слова там, где они пропущены.

План отчета группы №3

1.Наша группа работала с книгой Латышевой

2.Мы узнали, что на ярмарке продавали товар________________,то есть____________

3.Базары бывали__________________, а ярмарки___________в году

Отчет каждой группы

- Выслушаем отчет каждой группы

- Давайте попробуем подобрать синонимы к слову ярмарка, чтобы более широко понять его смысл.

- Ребята, а сейчас я вам немного расскажу про ярмарку. Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.


Рассказ учителя

Ярмарки на Руси зародились в незапамятные времена. Возникали они в самых удобных местах – на пересечении торговых путей.

Наиболее оживленными торги бывали зимой, когда устанавливался санный путь. В деревнях магазинной торговли практически не было, поэтому на ярмарке местные мастера и ремесленники могли продать излишки своей продукции и купить для себя необходимые товары. Здесь люди не только покупали и продавали, но и узнавали последние новости, знакомились, общались, обменивались опытом в мастерстве.

Если ярмарка была в населенном пункте, то обычно ее проводили на центральной площади, возле церкви, и народ шел на ярмарку сразу после церковной службы. Торговые помещения – амбары, лавки, полки, прилавки, шалаши строили только на время ярмарки. Товары можно было продавать прямо с телег или саней, позднее с лотков, носимых на груди.

- Кто из ребят внимательно слушал мой рассказ, тот ответит, кто же продавал свои товары на ярмарках?

- Ну а сейчас поработаем все вместе. Вспомним точные определения этих слов. Необходимо дополнить предложение нужным словом.

1.Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом – называется…..

2.Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется….

3.Человека, в совершенстве освоившего свое дело, называли….

- А какие ремесла были развиты в нашем крае?

Чтобы получить ответ на этот вопрос ребята подготовили небольшие сообщения. Что же вы выяснили?
























































































































































































- А какие женские ремесла развивались в нашем крае?


























- Так какие ремесла были развиты в нашем крае?

- Из года в год ремесла на Руси развивались. И доказательство тому и были ярмарки.


Рынок, торг



Из книг, словарей






























































на доске появляются слова: ярмарка, торг, рынок, базар


































Мастера и ремесленники












ремесло, ремесленник, мастер








1.Гончарное ремесло( посуда, игрушка, производство кирпича)

В 16 веке в Воронеже существовала целая гончарная слобода. Из глины с давних пор делали не только посуду; широкое применение она нашла в строительстве и украшении жилищ, храмов и других зданий. На Руси славился так называемый поливной изразец – керамическая плитка, покрытая «поливой», секрет которой полностью не раскрыт до сих пор.

Чаще всего при археологических раскопках люди находят керамические изделия, обычно это посуда.

2.Кузнечное ремесло( изготовление подков, ухватов, гвоздей)

В каждом большом поселении Воронежской области была кузница. Здесь подковывали лошадей, делали предметы домашнего обихода.

Кузнечное дело получило широкое распространение на Руси в 17-18 веках. Издавна оно было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли излечивать болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией огня.

Были свои мастера и по литью колоколов. В конце 19 века в Воронеже колокола отливались на местных литейных заводах. Основал литейное производство молодой воронежский инженер Валерий Анисимов. За первые 2 года работы завода 200 храмов обрели воронежские колокола.

3.Деревообработка( столярное дело)

Развивалось повсеместно в нашем крае. С деревом была связана вся жизнь человека. Из него создавали жилые постройки, бытовую утварь, орудия труда, детские игрушки, музыкальные инструменты. Невозможно представить русское жилище без резьбы по дереву. Резьбой украшали ставни, ворота, стулья, шкатулки.

Дворцы, терема и храмы щедро украшали объемной, рельефной и ажурной резьбой. За красоту и богатство резного убора дворец в Коломенском современники называли одним из чудес света. До наших дней сохранилась деревянная церковь Николая Чудотворца, построенная в 1859 году в селе Тюковка Борисоглебского района.

4.Плетение из лозы и соломы

Лозоплетение было широко распространено в нашем крае. Из лозы плели корзины, сундуки, различные вазочки, игрушки.

Из лозы черемухи делали крупные и прочные вещи. В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог сплести лукошко, корзину для сбора грибов и ягод.

Известные мастера лозоплетения живут в Новохоперске, Поворино. Распространенным материалом для плетения считалась наряду с лозой соломка. В музеях сохранились не только соломенные куклы, но и фигурки животных и птиц.

5.Народная игрушка

Игрушка переводится, как «вещь для забавы». Но народная игрушка – это не только предмет детской забавы, но и подлинного искусства. Мастера – игрушечники при создании образа народной игрушки особое значение предавали форме, цвету.

Воронежская матрешка

Характер росписи матрешек необычен. На голове матрешки оказывается красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на мануфактуре в селе Шубном Острогоржского уезда Воронежской губернии.

6.Прядильное ремесло. Ткачество. Вышивальное и кружевно-вязальное ремесло.

Кроме домашних дел, женщины ухаживали за льном, получали из него пряжу и затем из пряжи ткали полотно. Из полотна шили одежду, платки, которые потом украшали вышивкой и кружевами. Вязали не только одежду, но и скатерти. Широко было распространено в нашем крае и вязание на спицах. Женщины вязали носки, варежки, шапки.


Коммуникативные: умение работать в группе, участвовать в диалоге.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

4.Первичное закрепление

Не только в литературе, но и в живописи мы можем встретить сцены, посвященные русской ярмарке. Я предлагаю рассмотреть репродукцию картины А.А. Попова «Народная сцена на ярмарке», которая была написана в 1853 году.

- В какое время (прошлое или настоящее) проходит сцена народного гуляния?

- Что вам помогло это определить?





- Как художник показал нам, что это не богатые люди?





- Какое настроение у людей?




Мы видим, что ярмарки посещали бедные и богатые люди, покупали товары, необходимые для жизни. Это событие для людей было праздником, где можно было повеселиться и с пользой провести время.

- На ярмарках не только торговали. Наступало время отдыха и развлечений. Атмосферу радости создавали яркие вывески, воздушные шары, разноцветные флажки, песни. частушки. На ярмарке было много развлечений: качели, карусели, русские горки. Большую радость доставляли прибывавшие на ярмарку вожаки с «учеными медведями». Особый интерес вызывали кукольный и передвижной театры. Главным действующим лицом в театре был Петрушка.

Яркими представителями народного творчества были скоморохи – странствующие актеры. Скоморохи потешали публику песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Иногда торговцы нанимали скоморохов, чтобы те, приплясывая, нахваливали их товар.

- Ребята, давайте представим, что мы находимся на ярмарке и разыграем сценки.( работа в парах)
















































-Молодцы, ребята. Мы оказались на ярмарке, прочувствовали атмосферу.

- А все ли слова были понятны? А вы знаете, что такое алтын?


- Предки наши были трудолюбивые, умные, задорные. Любили и пошутить, и поиграть, да и поработать не забывали. Все вместе сочетали. А кто из вас знает пословицы о мастерах, о труде? Продумайте пословицы в парах.









Прошлое



Одежда, обувь, головные уборы, деревянные бревенчатые постройки.

Бедная, простая одежда. Нет украшений. Сидящий подросток – без обуви.

Веселое, праздничное, задорное, приподнятое. Люди танцуют и играют на балалайке.


































1) – Какие у вас пряники?

- Медовые, сладкие, очень вкусные.

- Дайте мне, пожалуйста, на алтын.

- Ешьте на здоровье. Приходите еще.

2) - Какой замечательный платок!

- Берите. Самый нарядный платок на всей ярмарке.

- Я, пожалуй, возьму.

- Носите долго.

3) - Мне нужен горшок.

- Посмотрите на этот. Я сделал его своими руками.

- С рисунком. А в печь сажать его можно?

- Конечно, каша будет вкусной, ведь я его делал с любовью.

- Возьму ваш горшок. Спасибо.

4) - Помогите мне, пожалуйста, выбрать ленту.

- Для кого?

- Для меня. Под мой сарафан.

- Возьмите красную. Лента нарядная, праздничная. Вам подойдет.

- Большое спасибо, мне нравится.






Старинная русская монета в 3 копейки



дело мастера боится; без труда не выловишь и рыбку из пруда; любишь кататься, люби и саночки возить; маленькое дело лучше большого безделья


Регулятивные: определение последовательности выполнения своих действий

Коммуникативные: умение выполнять работу в парах.

Познавательные: создание алгоритма действия при решении проблем творческого и поискового понятия.

5.Закрепление изученного

- Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал. Выполним с вами тесты.

1.Какие игры, развлечения были на ярмарке?


2.Кто такой скоморох?




3.Что создавало атмосферу радости на ярмарке?



- Мы познакомились с тем, как проходили ярмарки на Руси. А как вы считаете, нужны ли ярмарки в шаги дни?




Качели, карусели, русские горки



Певец, музыкант, бродячий комедиант


Яркие вывески, звуки шарманки, разноцветные флажки



в наши дни ярмарки также проводят, на них производители рекламируют и продают свой товар


Регулятивные: контроль полученных знаний.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

6.Рефлексия

- Прочитайте слова и скажите, какие из них вы оставили бы для описания ярмарки? А какие убрали? Уберите лишние слова.





- Какое настроение у вас после нашей ярмарки? А после урока? Если вы считаете, что вам все было понятно и интересно на уроке и вы довольны своей работой, поднимите розовый цветок, если же вам что-то не понравилось, поднимите желтый цветок. Если же вы не можете определить конкретно, то поднимите оба цветка. Спасибо за урок!


Красочная скучная шумная яркая многолюдная грустная веселая

Мрачная разноголосая


Личностные: формирование внутренней позиции обучающихся

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!