4 | Подготовка к первичному восприятию | Учащиеся слушают фрагмент пьесы «Октябрь». Дети делятся впечатлениями. Высказывают предположения Ответы детей | – Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И. А. Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П. И. Чайковского из цикла “Времена года”. – Что вы услышали в музыке? -Что почувствовали? -Что представили себе, пока слушали музыку? – Эта пьеса называется “Октябрь”. – Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа. – На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И. А. Бунина. Послушайте, что говорил о нем А. Блок: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…”. – Как вы думаете, о чем еще писал поэт? – Стихотворение называется “Листопад”. Оно было посвящено близкому другу Бунина. Максиму Горькому. Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора (на доске слайд №2 из Приложения 1 PowerPoint ) – Как вы думаете, о чем будет стихотворение? | Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения zaslushaem.ru›t4215908-petr-ilich…oktyabr… |
9 | Основная работа. 1.Проверка вторичного чтения. Словарная работа. 2.Чтение стихотворения с анализом. Чтение 1-й части стихотворения. (4 строки) Чтение 2-й части стихотворения. (10 строк) Работа над 3-й частью стихотворения. (14 строк) Работа с 4-й частью стихотворения. | Дети называют слова. - терем, лиловый, багряный, лазурь, золотой, просветы, вдова, мотылёк, пёстрый Учащиеся находят значения слов. Дети называют художественные средства. • эпитет • сравнение • метафора • олицетворение - В начале стихотворения автор рисует лес. - И он сравнивает его с теремом - Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными. - Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами. - Желтые березы, у них листочки резные и блестящие. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба. "Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой". - Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, - они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез: "Как вышки, елочки темнеют". - И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов. "А между кленами синеют То там, то здесь, в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца "- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть: "Воздушной паутины ткани Блестят, как сеть, из серебра". - А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток. - Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: "И точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом". - День солнечный, яркий: "Сегодня так светло кругом"… -Осень как живая, она же не просто входит в терем, а «вступает» -Автор использует олицетворение. - Грустная. Осень входит «тихою вдовой», внося грусть, чувствуется, что что-то случится, не всегда будет радость в этом «расписном тереме». -Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"… - Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"… А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: "Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье". Повторяются первые две строки четверостиший: «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный,», но следующие две строки иные: «Стоит над солнечной поляной, Заворожённый тишиной…». Поляна была «светлой», стала «солнечной»- усиливается яркость, свет, тепло. В то же время в первый раз лес стоял «весёлой, пёстрою стеной», а теперь стоит «заворожённый тишиной». Яркость картины усиливается, но уходит веселье, лес - заворожённый, как в сказке. Ребята вычитывают: Лиловый, золотой, багряный, голубой, жёлтый, синий, серебристый, белый • «лес пахнет дубом и сосной» - Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: • "молчанье" - ч ; • "вышине" - ш ; • "можно" - ж ; • "тишине" - ш ; • "расслышать" - ш ; • "шуршанье" - ш . | -Какие новые непонятные слова вам встретились в тексте стихотворения? Учитель открывает слова и их значения на интерактивной доске. - А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как. Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях. Прочитайте первые 4 строки стихотворения. - Давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины? - А почему лес расписной? Кто его расписывал? - А как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"? Прочитайте следующие десять строк стихотворения. - Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины. - А теперь прочитаем третью часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. – Почему слово Осень написано с большой буквы? – Какой поэтический прием использует автор? – Какая Осень, веселая или грустная? Почему? - А теперь прочитайте последние четыре строки в этой части: какие звуки услышал автор в осеннем лесу? - А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"? – Прочитайте последние строки стихотворения. Что о них можно сказать? – Чем последние строки похожи и чем отличаются? – Автор использует повтор, как раму, которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса. – Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками. – Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте. – Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме? – В этом стихотворении Бунин передает звуки. Зачитайте эти строки. | Задача: определить правильность понимания произведения и поставленной задачи. Презентация SMART Notebook стр 5 Переход на Приложение 2 PowerPoint во вложениях ИД (скрепка). По завершении презентацию закрыть и перейти по ссылке 2. Задача: прочитать текст стихотворения и найти художественные средства |