СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русская классическая поэзия о мире вокруг тебя. Лирическое настроение. Произведения И.А.Бунина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения. 

(4 класс)

Тема урока: Русская классическая поэзия о мире вокруг тебя. Лирическое настроение. Произведения И.А.Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».                   

Цель:  Создать условия для глубокого  целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

1)познакомить учащихся с произведением И.А.Бунина «Листопад»;

2)   совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение;

3)   способствовать  формированию  вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.

4) способствовать формированию умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения,

5) продолжить работу по формированию умения создавать словарь настроений.

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, составление «Словаря настроений», словесное рисование.

Основной приём: беседа.

Форма работы: работа в группах.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, компьютер, ИД, пьеса П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И. Э. Грабаря «Осенний день. Дуб. Берёзы »

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения»

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

село Первомайское Первомайского района Алтайского края



Номинация «Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках естественно-научного и

художественно-эстетического циклов»

План-конспект урока курса

Литературное чтение



Программа и УМК: «Школа 21 век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Автор: учитель начальных классов, первой квалификационной категории Тулаева Татьяна Владимировна

Электронный адрес tulaewatw@mail.ru

Конспект урока (4 класс)

Тема урока: Русская классическая поэзия о мире вокруг тебя. Лирическое настроение. Произведения И.А.Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления поэтического текста.

Задачи:

1)познакомить учащихся с произведением И.А.Бунина «Листопад»;

2) совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение;

3) способствовать формированию вдумчивого отношения к авторскому слову, навыков сознательного выразительного чтения, читательской самостоятельности.

4) способствовать формированию умения постигать смысл и художественное содержание поэтических произведений, усвоение детьми основ филологической оценки поэтического произведения,

5) продолжить работу по формированию умения создавать словарь настроений.

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.

Вид работы: стилистический анализ стихотворения, составление «Словаря настроений», словесное рисование.

Основной приём: беседа.

Форма работы: работа в группах.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, компьютер, ИД, пьеса П.И.Чайковского «Времена года», репродукция картины И. Э. Грабаря «Осенний день. Дуб. Берёзы »



Ход урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

1

Орг. момент


Приветствуют учителя.

Сегодня замечательная погода, у всех отличное настроение. А что ещё нужно, для того чтобы вновь отправиться в волшебный мир поэзии?

Задача: настроить учащихся на рабочий лад, организовать их активную деятельность

2

Читательская пятиминутка.

1) Упражнения на развитие внимания, памяти.

2) Упражнения для развития выразительности чтения

Учащиеся читают по вариантам слова, в написании которых имеются одинаковые буквы.

Учащиеся читают пословицу с разной интонацией.


Объясняют смысл.

– Начнем урок с речевой разминки.

Учитель организует чтение слов.


Учитель организует работу с пословицей «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха».

– Как понимаете смысл пословицы?

Презентация SMART Notebook

Стр 1,2,3,4

3

Сообщение темы урока.










Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

“И дверь распахну я на солнечный блеск, для новой работы, для нового счастья”.

– Такие слова сказал И.А. Бунин. Что он имел в виду?

– У нас тоже есть работа. Мы учимся быть хорошими вдумчивыми читателями. Сегодня на уроке познакомимся с новым поэтическим произведением.

Обратите внимание на доску.

С каким произведением мы познакомимся? (на доске слайд №1 из PowerPoint часть 1)

Задача: определить содержание урока, объект деятельности. Переход на приложение 1 PowerPoint

во вложениях ИД (скрепка)

4

Подготовка к первичному восприятию

Учащиеся слушают фрагмент пьесы «Октябрь».






Дети делятся впечатлениями.
























Высказывают предположения









Ответы детей

– Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством И. А. Бунина. Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

– Что вы услышали в музыке?

-Что почувствовали?

-Что представили себе, пока слушали музыку?

– Эта пьеса называется “Октябрь”.

– Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.

– На этом уроке мы познакомимся с новой стороной творчества И. А. Бунина. Послушайте, что говорил о нем А. Блок:

“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…”.

– Как вы думаете, о чем еще писал поэт?

– Стихотворение называется “Листопад”. Оно было посвящено близкому другу Бунина. Максиму Горькому. Эпиграфом к нему я взяла слова самого автора

(на доске слайд №2 из Приложения 1 PowerPoint )

– Как вы думаете, о чем будет стихотворение?

Задача: подготовить к эмоциональному восприятию стихотворения

zaslushaem.rut4215908-petr-ilich…oktyabr

5

Первичное восприятие текста.


Отрывок из стихотворения “Листопад” читает учитель под музыку (музыкальный фон - отрывок из пьесы “Октябрь” Чайковского).

Задача: создать условия для полноценного (эмоционального) восприятия текста.

6

Проверка первичного восприятия стихотворения.

-Да (нет)



-Лес.

-С восторгом.


Учащиеся делятся впечатлениями.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Кто главный герой этого стихотворения?

– С каким чувством поэт описывает лес?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас.

Задача: выявить эмоциональный отклик на прочитанное, проверить понимание общего содержания.

7

Постановка учебно-практической задачи.

Учащиеся определяют возможные виды работ со стихотворением.

• научиться читать выразительно,

• проанализировать,

• составить словарь настроений,

• выполнить словесное рисование

Мы прочитали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию?


Задача: сформулировать задачу работы на уроке, определить вид работы и её направление.

Задача: проанализировать текст стихотворения, создать словарь настроений, научиться читать выразительно

8

Вторичное чтение.

Учащиеся читают текст стихотворения про себя.

Я предлагаю вам прочитать стихотворение самостоятельно, найти в тексте непонятные слова.

Задача: отобрать необходимый материал для работы над стихотворением, найти новые непонятные слова

9

Основная работа. 1.Проверка вторичного чтения. Словарная работа.



2.Чтение стихотворения с анализом.







Чтение 1-й части стихотворения.

(4 строки)












Чтение 2-й части стихотворения.

(10 строк)



















Работа над 3-й частью стихотворения.

(14 строк)








































Работа с 4-й частью стихотворения.



Дети называют слова.

- терем, лиловый, багряный, лазурь, золотой, просветы, вдова, мотылёк, пёстрый Учащиеся находят значения слов.





Дети называют художественные средства.

• эпитет

• сравнение

• метафора

• олицетворение

- В начале стихотворения автор рисует лес.

- И он сравнивает его с теремом

- Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.

- Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

- Желтые березы, у них листочки резные и блестящие. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба.

"Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой".

- Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, - они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез: "Как вышки, елочки темнеют".

- И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.

"А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца

"- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так светло кругом"…

-Осень как живая, она же не просто входит в терем, а «вступает»

-Автор использует олицетворение.

- Грустная. Осень входит «тихою вдовой», внося грусть, чувствуется, что что-то случится, не всегда будет радость в этом «расписном тереме».

-Он услышал "мертвую" тишину: "…такое мертвое молчанье"…

- Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов

"в лесу и в синей вышине"…

А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Повторяются первые две строки четверостиший:

«Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,», но следующие две строки иные:

«Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной…».

Поляна была «светлой», стала «солнечной»- усиливается яркость, свет, тепло. В то же время в первый раз лес стоял «весёлой, пёстрою стеной», а теперь стоит «заворожённый тишиной». Яркость картины усиливается, но уходит веселье, лес - заворожённый, как в сказке.




Ребята вычитывают:

Лиловый, золотой, багряный, голубой, жёлтый, синий, серебристый, белый

• «лес пахнет дубом и сосной»

- Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

• "молчанье" - ч ;

• "вышине" - ш ;

• "можно" - ж ;

• "тишине" - ш ;

• "расслышать" - ш ;

• "шуршанье" - ш .


-Какие новые непонятные слова вам встретились в тексте стихотворения?

Учитель открывает слова и их значения на интерактивной доске.

- А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

Давайте вспомним, какие художественные средства используют поэты в своих стихотворениях.

Прочитайте первые 4 строки стихотворения.

- Давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

- А почему лес расписной? Кто его расписывал?

- А как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"?



Прочитайте следующие десять строк стихотворения.

- Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.
















- А теперь прочитаем третью часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.














– Почему слово Осень написано с большой буквы?

– Какой поэтический прием использует автор?

– Какая Осень, веселая или грустная? Почему?





- А теперь прочитайте последние четыре строки в этой части: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

- А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?









– Прочитайте последние строки стихотворения. Что о них можно сказать?







– Чем последние строки похожи и чем отличаются?

– Автор использует повтор, как раму, которая обрамляет прекрасный пейзаж осеннего леса.

– Дух захватывает от такой красоты. Представить эту картину помогают многочисленные сравнения. Бунин, как художник, пишет картину леса словами – мазками.

– Какие цвета использует автор? Найдите в тексте и зачитайте.


– Бунин сравнивает лес с теремом не только по внешней красоте, но и по запаху. Чем пахнет в этом тереме?

– В этом стихотворении Бунин передает звуки. Зачитайте эти строки.



Задача: определить правильность понимания произведения и поставленной задачи.

Презентация SMART Notebook

стр 5

Переход на Приложение 2 PowerPoint

во вложениях ИД (скрепка). По завершении презентацию закрыть и перейти по ссылке 2.

Задача: прочитать текст стихотворения и найти художественные средства






Просмотр содержимого презентации
«prilozhenie_2»

Метафора  - скрытое сравнение   Сравнение - сопоставление одного предмета с другим Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, наделённых свойствами живых существ

Метафора - скрытое сравнение

Сравнение - сопоставление одного предмета с другим

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, наделённых свойствами живых существ

Картина стихотворения открывается ярким сравнением «лес, точно терем расписной».
  • Картина стихотворения открывается ярким сравнением «лес, точно терем расписной».

Тотчас мы оказываемся в сказочном, радостно ярком мире природы.

Сравнения наделяют природу чувствами, приписывают ей новые положительные качества. Поэт создает образ огромного осеннего
  • Сравнения наделяют природу чувствами, приписывают ей новые положительные качества.
  • Поэт создает образ огромного осеннего

дворца, который поражает своей непревзойденной красотой !

Просмотр содержимого презентации
«prilozhenie__3»

В стихотворении «Листопад» И. А. Бунин решает проблему: люди порой настолько невнимательны к природе, что теряют связь с ней, хотя в природе заключена своя неповторимая душа. Возможно, страдая от нашей нелюбви к себе, она и предстает в стихотворении вдовой, которая утратила что-то родное. Именно средства выразительности помогают писателю раздобыть ключ к окаменелому сердцу читателя. В стихотворении отразилось индивидуальное видение писателем необъятной красоты природы, еще не уснувшей под снежным покрывалом лютой зимы…
  • В стихотворении «Листопад» И. А. Бунин решает проблему: люди порой настолько невнимательны к природе, что теряют связь с ней, хотя в природе заключена своя неповторимая душа.
  • Возможно, страдая от нашей нелюбви к себе, она и предстает в стихотворении вдовой, которая утратила что-то родное.
  • Именно средства выразительности помогают писателю раздобыть ключ к окаменелому сердцу читателя.
  • В стихотворении отразилось индивидуальное видение писателем необъятной красоты природы, еще не уснувшей под снежным покрывалом лютой зимы…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!