Просмотр содержимого документа
«Русская литература на рубеже веков. Вводная лекция (урок №2)»
Русская литература на рубеже веков
Литература рубежа веков и начала XX века получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 году Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, то есть XIX столетие он назвал отечественным «золотым веком».
Изменения в содержании термина Серебряный век: 1. Вначале оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры – творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама и др. 2. Данный термин относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. 3. В литературоведении данный термин закрепился за художественными новыми течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.
В литературе ощущение кризисности эпохи ощущалось по-разному: 1. Новая реалистическая литература преодолевала свой кризис: отказалась от героя – носителя представлений автора. 2. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. 3. Авторские раздумья о судьбах человека и мира звали к диалогу, дискуссии. 4. Новый реализм ориентировался прежде всего на творческое наследие Пушкина.
«ПРОЛЕТАРСКИЕ ПОЭТЫ» - возникли на почве развития марксизма; - привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся; - экспрессивно передавали общественные настроения; - революционные песни служили идеологической подготовкой к классовым боям.
МОДЕРНИЗМ («чистое искусство») от французского «новейший», «современный» Цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику.
МОДЕРНИСТСКИЕ ТЕЧЕНИЯ: - СИМВОЛИЗМ - АКМЕИЗМ - ФУТУРИЗМ
ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗМА: - пафос неминуемой гибели мира, обреченности, упадка; - настроение пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. (К. Бальмонт)
Модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм) объединяла установка на преобразующую мир силу творчества .
«ПАРТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (В.И. ЛЕНИН) - искусство «полезное»; - литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела»; - писатель – представитель определенного класса, приверженец партийных взглядов; - литература – «дело», форма агитации и пропаганды, придаток политики, орудие борьбы.
СТАТЬЯ «ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ПАРТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (В.И. ЛЕНИН, 1905) Программа всей литературы советской; Причина того, что талантливые писатели и поэты оказались репрессированными. Русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.